Борьба с коррупцией является одной из важнейших задач государства, в том числе и для оздоровления экономики любой страны. Коррупция – существенное препятствие для развития бизнес-отношений[2].
Без комплексных усилий всего международного сообщества в искоренении коррупции вряд ли можно говорить о действенной защите прав человека, поскольку коррупция поражает экономику государства, а значит, делает невозможным надлежащее управление (reasonable government) и развитие общества.
В середине 1990-х гг. международное сообщество признало, что коррупция является глобальной проблемой, и в этой области начали активно работать многочисленные региональные и глобальные межправительственные организации. Результатом этой деятельности стало принятие целого свода правовых актов как «обязательного» (договоров и конвенций), так и «мягкого» характера (рекомендаций, резолюций, инструкций и деклараций), подготовленных и принятых в рамках таких организаций, как Организация Объединенных Наций, Совет Европы, Организация экономического сотрудничества и развития, Организация американских государств, Африканский союз, ЕС, СНГ.
Международные правовые инструменты различаются по сфере применения, правовому статусу, членству, механизмам реализации и проведению мониторинга. Тем не менее они преследуют одну цель – установить общие стандарты борьбы с коррупцией на национальном уровне путем введения уголовной ответственности за коррупционные преступления, обеспечения соблюдения антикоррупционных законов, а также проведения мер по предупреждению коррупции. С другой стороны, международные правовые инструменты способствуют выявлению и распространению в мировом масштабе примеров хорошей практики борьбы с коррупцией и содействуют укреплению международного сотрудничества между странами.
Международно-правовое регулирование противодействия коррупции осуществляется на универсальном, региональном, а также на двустороннем уровнях. При этом международно-правовая регламентация противодействия коррупции на региональном и двустороннем уровнях позволяет более эффективно осуществлять универсальные международно-правовые антикоррупционные предписания.
Международные обязательства в сфере противодействия коррупции сосредоточены в основном в международных договорах, в первую очередь в международных антикоррупционных конвенциях, которые приняты как под эгидой международной универсальной организации – Организации Объединенных Наций, так и на уровне ряда международных региональных организаций, включая Совет Европы, Европейский Союз, Организацию экономического сотрудничества и развития, Организацию американских государств, Африканский союз и т. д.
В плане краткого исторического анализа представляется целесообразным выделить следующие этапы формирования международных стандартов противодействия коррупции:
1) противодействие коррупции рассматривалось в ряду обычных уголовных преступлений, причем коррупционный характер подразумевал взаимодействие преступного сообщества с лицами, находящимися на государственной службе, которые использовали свои должностные полномочия в интересах преступного сообщества;
2) противодействию коррупции был придан международный характер, что создавало условия для применения мер противодействия коррупции в качестве инструмента конкурентной борьбы за рынки;
3) формирование и развитие практики применения национального законодательства о противодействии международной коррупции, превращение противодействия коррупции в инструмент реализации конкурентной и иной политики; расширение понимания коррупции за счет включения в число коррупционных правонарушений так называемой внутрикорпоративной коррупции.
В настоящее время Российская Федерация является участницей универсальной Конвенции ООН против коррупции 2003 г. и важнейших региональных конвенций, в том числе Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г., Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок 1997 г.
На двустороннем уровне заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о повышении эффективности сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией от 25 декабря 2013 г.
Помимо международных договоров определенные международно-правовые ориентиры в сфере противодействия коррупции задаются международными актами рекомендательного характера, действующими в рамках Содружества Независимых Государств, Организации Договора о коллективной безопасности, Совета Европы и т. д.
В международно-правовых актах содержатся как базовые, так и специальные антикоррупционные стандарты, радиус правового воздействия которых на государства различен ввиду количества государств – участников соответствующих международных договоров, юридически обязательного или рекомендательного характера того или иного документа, специфики его содержания и т. д.
КПК ООН представляет собой основополагающее международное соглашение в рассматриваемой сфере. На сегодняшний день участниками КПК ООН является большинство государств земного шара. Рассматриваемая конвенция содержит в себе международный антикоррупционный стандарт, на основе и с учетом которого развиваются региональные и двухсторонние международные механизмы.
КПК ООН предусматривает, что каждое государство-участник принимает меры, в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, по предупреждению коррупции в частном секторе, усилению стандартов бухгалтерского учета и аудита в частном секторе и в надлежащих случаях установлению эффективных, соразмерных и оказывающих сдерживающее воздействие гражданско-правовых, административных или уголовных санкций за несоблюдение таких мер (ст. 12 «Частный сектор»).
Также следует отметить акты, принятые на международном уровне, регламентирующие вопросы противодействия коррупции применительно к осуществлению международных коммерческих сделок, а именно Декларацию Организации Объединенных Наций о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях 1996 г., Конвенцию по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок 1997 г.
В условиях развития и постоянного усложнения международных отношений коррупцию следует рассматривать не только как сугубо угрозу внутригосударственному правопорядку, но и как вызов, стоящий перед международным сообществом, гражданским обществом, человечеством в целом.
Международно-правовое регулирование противодействия коррупции выполняет, в частности, следующие функции:
– охватывает широкий набор антикоррупционных инструментов, регуляторов и механизмов, которые затем применяются в национальных юрисдикциях и рецепируются в законодательство государства;
– создает ориентиры для укрепления правового государства и задает их для дальнейшего совершенствования национальных законодательств в этой области и приведения их в соответствие с антикоррупционными принципами и стандартами;
– служит основой для международного сотрудничества государств в антикоррупционной сфере, что совместно с мерами, закрепленными в национальном праве, способствует максимальной эффективности правового противодействия коррупции.
Совет Европы разработал ряд многоаспектных правовых документов, касающихся таких вопросов, как криминализация коррупции в государственном и частном секторах, ответственность и компенсация за ущерб, причиненный коррупцией, поведение государственных должностных лиц и финансирование политических партий. Эти документы направлены на расширение возможностей государств по борьбе с коррупцией как на национальном, так и на международном уровне:
Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (дата принятия – 27 января 1999 г.; вступление в силу – с 1 июля 2002 г.);
Дополнительный протокол к Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (дата принятия – 15 мая 2003 г.; вступление в силу – с 1 февраля 2005 г.);
Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (дата принятия – 4 ноября 1999 г.; вступление в силу – с 1 ноября 2003 г.);
Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма (дата принятия – 16 мая 2005 г.; вступление в силу – с 1 мая 2008 г.).
Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г.[3] провозгласила, что коррупция:
– угрожает верховенству права, демократии, правам человека;
– подрывает принципы надлежащего управления, равенства и социальной справедливости;
– искажает конкуренцию;
– тормозит экономическое развитие;
– ставит под угрозу стабильность демократических институтов и моральных устоев общества.
Конвенция ОЭСР о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц в международных коммерческих сделках 1997 г. устанавливает юридически обязательные стандарты для криминализации подкупа иностранных публичных должностных лиц в международных коммерческих сделках и предусматривает целый ряд соответствующих мер, которые делают их эффективными. Это первый и единственный международный антикоррупционный инструмент, ориентированный на «сторону предложения» сделки по взяточничеству.
Также в этой связи следует назвать Конвенцию о борьбе с коррупцией, к которой причастны служащие Европейских сообществ или служащие государств – членов Европейского Союза от 26 мая 1997 г.
Конвенция предусматривает уголовную ответственность руководителей коммерческих организаций. Согласно Конвенции каждое государство – член ЕС принимает необходимые меры, позволяющие установить уголовную ответственность руководителей коммерческих организаций или лиц, уполномоченных принимать решение или осуществлять контроль за коммерческой организацией, в соответствии с принципами, определенными его национальным законодательством, в случае совершения актов коррупции лицом, имеющим полномочия действовать от имени коммерческой организации.
Таким образом, мы можем резюмировать, что на международном уровне вопросы противодействия коррупции в сфере бизнеса отражаются в ряде международно-правовых актов, в первую очередь международных антикоррупционных конвенциях. Также в определенной степени внимание соответствующим вопросам уделяется в международных актах рекомендательного характера. Отдельное внимание противодействию коррупции в сфере бизнеса уделяется в документах, принимаемых в рамках Международной торговой палаты.
Кроме того, международно-правовое регулирование противодействия коррупции в сфере бизнеса следует рассматривать в системной связи с корреспондирующими ему актами национального законодательства, поскольку только на основе совместного применения и реализации международно-правовых и внутригосударственных предписаний возможно добиться синергетического эффекта и достичь значимых результатов в рассматриваемой области общественных отношений.
В мае 1994 г. Совет министров ОЭСР принял Рекомендацию Совета о взяточничестве в международных деловых операциях, в которой просил членов Совета предпринять конкретные и значимые шаги для внесения поправок в свои законы, налоговые системы, требования к ведению бухгалтерского учета и отчетности, процедуры государственных закупок[4].
В 1997 г. все 29 стран – членов ОЭСР и пять стран, не являющихся членами, согласились подписать Конвенцию ОЭСР о борьбе с подкупом иностранных публичных должностных лиц в международных деловых операциях. Конвенция ОЭСР обязывала подписавшие страны соответствовать модели США, запрещающей взяточничество и отмывание денег. Затем эта модель получила дальнейшее развитие в КПК ООН (UNCAC), которая содержала новые обязательства по обеспечению прозрачности в закупках и в настоящее время представляет собой самое широкое международное обязательство по борьбе с глобальной коррупцией[5].
Рассмотрим международные правовые документы противодействия коррупции подробнее[6].
Конвенция ООН против коррупции (UNCAC). UNCAC была принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г. и вступила в силу 14 декабря 2005 г. Она требует криминализации широкого спектра деяний коррупционной направленности, если они еще не являются преступлениями по внутреннему законодательству, включая такие формы коррупции, как торговля влиянием, сокрытие и отмывание доходов от коррупции.
В гл. II «Превентивные меры» UNCAC содержится ряд специальных положений (ст. 7–10, 13), направленных на интеграцию рациональной практики закупок в более широкую антикоррупционную инициативу. В указанных статьях, в частности, рассматриваются вопросы, связанные с прозрачностью в государственном секторе, такие как создание кодексов поведения государственных должностных лиц, обеспечение транспарентности государственных закупок и прозрачности государственных финансов; меры, которые государства должны принять в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы.
Для создания надлежащих систем закупок, которые основываются на прозрачности, конкуренции и объективных критериях принятия решений и являются эффективными, среди прочего, с точки зрения предупреждения коррупции, ст. 9 UNCAC предусматривает необходимость:
а) создания потенциальным участникам торгов возможностей для подготовки и представления их тендерных заявок;
b) установления транспарентности проведения торгов;
c) принятия объективных решений о публичных закупках;
d) создания системы контроля за соблюдением правил или процедур торгов, включая эффективную систему их обжалования;
e) мер по регулированию добросовестности персонала, который несет ответственность за закупки.
СНГ. Антикоррупционные стандарты в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок приняты на уровне стран СНГ. Так, Модельный закон «Основы законодательства об антикоррупционной политике»[7] среди приоритетных сфер правового регулирования антикоррупционной политики отмечает государственные закупки (ч. 1 ст. 5). Эта сфера правового регулирования отнесена «к числу приоритетных для реализации мер антикоррупционной политики и является обязательным основанием для разработки специализированных нормативных правовых актов или норм, регламентирующих антикоррупционные стандарты и иные меры борьбы с коррупцией» (ч. 2 ст. 5).
К антикоррупционным стандартам в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок (ст. 27) Модельный закон относит:
1) гарантии на использование экономических (рыночных) критериев определения победителей торгов (конкурсов) на размещение заказов на закупку продукции для государственных и муниципальных нужд;
2) ограничения:
– на внеконкурсное и закрытое проведение торгов на размещение заказов и закупку продукции для государственных и муниципальных нужд;
– введение квалификационных требований, предъявляемых к поставщикам продукции для государственных и муниципальных нужд, без проведения антикоррупционной экспертизы таких требований;
– участие в торгах лиц, имеющих судимость за коррупционные преступления либо преступления, связанные с коррупционными, или совершивших иные коррупционные правонарушения при участии в предыдущих торгах;
3) запреты:
– на установление и использование любых условий и процедур, ограничивающих свободную конкуренцию поставщиков продукции для государственных и муниципальных нужд, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом;
– немотивированное отклонение заявок на участие в соответствующих торгах или принятие решения об отмене либо закрытии торгов;
– создание любых препятствий, за исключением случаев, предусмотренных национальным законодательством об охране государственной, коммерческой или иной тайны, к освещению средствами массовой информации хода и результатов торгов на размещение заказов на закупку продукции для государственных и муниципальных нужд, а также для доступа средств массовой информации, заинтересованных организаций и граждан к протоколам процедур закупок продукции для государственных и муниципальных нужд;
– выставление любых, не предусмотренных законом, требований по установлению подлинности документов, подтверждающих квалификацию поставщика;
– участие на стороне учредителей таких торгов и поставщиков продукции для государственных и муниципальных нужд супругов и близких родственников лиц, замещающих государственные должности, должности государственной и муниципальной службы, которые могут оказывать прямое влияние на процесс формирования, размещение и контроль над проведением государственных и муниципальных закупок.
Директивы ЕС о государственных закупках[8]. ЕС имеет наиболее развитую систему государственных закупок, охватывающую различные страны мира. Тем не менее, по разным оценкам, коррупция в государственных закупках обходится примерно в 5 млрд евро в год по всему Европейскому Союзу[9].
Директивы ЕС:
– Директива 89/665/ЕЭС от 21 декабря 1989 г. «О средствах правовой защиты в государственном секторе ЕС»;
– Директива 92/13/ЕЭС от 25 февраля 1992 г. «О средствах правовой защиты в секторе коммунальных услуг ЕС»;
– Директива 2009/81/EC от 13 июля 2009 г. «Об обороне и чувствительных закупках для обеспечения безопасности»;
– Директива 2014/24/ЕС от 26 февраля 2014 г., заменяющая Директиву 2004/18 / ЕС, охватывает контракты на общественные работы, контракты на государственные поставки и на общественные услуги;
– Директива 2014/25/ЕС от 26 февраля 2014 г., заменяющая Директиву 2004/17/EC, охватывает процедуры закупок предприятий, работающих в секторах водных, энергетических, транспортных и почтовых услуг;
– Директива 2014/23/ЕС от 26 февраля 2014 г. «О заключении концессионных договоров»;
– Директива 2014/55/ЕС от 16 апреля 2014 г. «Об электронном выставлении счетов в государственных закупках».
Для достижения целей справедливости, конкуренции и соотношения цены и качества директивы требуют реализации эффективных и действенных процессов закупок, для чего требуются адекватные меры контроля для поощрения конкуренции и минимизации риска мошенничества, коррупции, растрат и неправильного управления государственными средствами. Поэтому транспарентность считается одним из наиболее эффективных инструментов сдерживания коррупции и обеспечения оптимальности затрат. Прозрачность в сфере закупок – это публикации закупочной политики, планов закупок, объявлений о тендерах, информация о критериях оценки в тендерной документации, публикация решений о заключении договоров и цен, установление надлежащих и своевременных механизмов подачи жалоб и внедрение мер по урегулированию конфликта интересов, требования к раскрытию информации в сфере государственных закупок должностных лиц. Данные меры призваны обеспечить проведение справедливых, равноправных и недискриминационных процедур. Транспарентность повышается благодаря эффективным мерам по управлению государственными закупками, включая проведение мониторинга систем закупок государств – членов ЕС и выполнение требований, адресованных государствам-членам представлять определенные доклады о функционировании их систем.
Правовая база Совета Европы по борьбе с коррупцией. Совет Европы поддерживает и развивает плюралистическую демократию, права человека и верховенство закона и играет ведущую роль в борьбе с коррупцией, которая представляет угрозу для самих основ этих ценностей.