Введение

Законодательная регламентация корпоративных закупок была введена в Российской Федерации с 1 января 2012 г. в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Как мы видим, целеполагание подобного регулирования является весьма сложно структурированным, поскольку оно сочетает в себе и частноправовые (удовлетворение потребностей), и публично-правовые ориентиры (предотвращение коррупции).

За время действия Закона о закупках образовалась немалая административная и судебная практика по спорам, связанным с применением его норм, хотя надо признать, что единообразием она отнюдь не отличается. По большому счету единые правовые подходы к применению норм Закона о закупках попросту отсутствуют, а правовые позиции высшей судебной инстанции во многом заслуживают критической оценки.

Закон о закупках определяет лишь общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к ней, сама же закупочная деятельность заказчика подлежит регламентации в локальном правовом акте корпоративного заказчика – положении о закупке, содержащем требования к закупке, среди которых порядок подготовки и проведения процедур закупки, включая способы закупки; условия применения способов закупки; порядок заключения и исполнения договоров; иные связанные с обеспечением закупки положения.

Причем в положении о закупке могут быть предусмотрены любые способы закупки, порядок осуществления которых заказчик определяет самостоятельно.

Именно предоставление заказчикам подобной «свободы» в регламентации своей закупочной деятельности порождает массу вопросов о правильном, точном понимании требований Закона о закупках. Корпоративные закупки представляют собой весьма значимый сектор отечественной экономики. Так, по данным Минфина России, в 2018 г. общий объем этих закупок составил 16,9 трлн руб., в качестве заказчиков в единой информационной системе зарегистрировано более 90 тыс. юридических лиц[1].

Отношения в области противодействия коррупции должны быть урегулированы сбалансированно и гармонично не только в публичной сфере, но и в тех отношениях, которые обладают частноправовым характером, например в области корпоративных (регламентированных) закупок, которые осуществляются не собственно государственными и муниципальными заказчиками, а компаниями с государственным участием. Совершенствование антикоррупционного законодательства невозможно без взаимодействия социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе без применения методов гуманитарных и социальных наук.

В силу особых причин от состояния правопорядка в данной сфере общественных отношений и в отечественной экономике зависят вопросы адекватного противодействия нашего государства как внешним, так и внутренним угрозам.

В этом контексте возрастает актуальность исследований, связанных с этическими аспектами технологического развития (в частности, в отчете значительное внимание уделено именно вопросам выявления конфликта интересов – системообразующего явления, лежащего в основе антикорупционной политики), изменениями социальных, политических и экономических отношений.

Научно-практическое пособие посвящено вопросам повышения эффективности противодействия коррупции в сфере корпоративных закупок. В основу исследования авторами положены меры, направленные на совершенствование антикоррупционных стандартов в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (корпоративных закупок), предусмотренные разд. III Национального плана противодействия коррупции.

Авторы подробно анализируют указанные меры, формулируют предложения по их реализации, исследуют условия, провоцирующие возникновение конфликта интересов между участником закупки и заказчиком, дают оценку сведениям, подлежащим обязательному раскрытию должностными лицами заказчика в целях недопущения возникновения конфликта интересов.

Кроме того, в научно-практическом пособии рассматривается ряд обязанностей субъектов корпоративных закупок, в том числе по предоставлению заказчику информации в целях выявления обстоятельств, свидетельствующих о возможном возникновении конфликта интересов с заказчиком.

По результатам проведенного анализа сделаны выводы о необходимости синхронизации законодательства о закупочной деятельности и законодательства о противодействии коррупции, а также расширения функционала подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений с учетом положений разд. III Национального плана противодействия коррупции. При этом особое внимание рекомендуется уделить обеспечению взаимодействия подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений с контрактными службами (отделами закупок), по повышению оперативности обмена информацией между ними. Авторы делают вывод об интеграции в законодательство максимально полной номенклатуры информации, получаемой в целях выявления обстоятельств, свидетельствующих о возможности возникновения конфликта интересов.

Загрузка...