I
На данный момент нельзя сказать, что в России интернет-право было широко развито в научном или практическом плане. Это – достаточно новая, специфическая сфера. В научном плане, исходя из традиций представлений о системе российского права и выделения отраслей по критерию «предмет-метод», говорить об интернет-праве как о самостоятельной отрасли российского права, однако, не приходиться. Правовое регулирование отношений в сети Интернет носит междисциплинарный характер и требует широкого применения как частноправовых, так и публично-правовых методов и средств правового регулирования.
Отдельно следует остановится на соотношении понятия “интернет-право” с понятием “информационное право”. Значение информации невозможно переоценить фраза : -“Кто владеет информацией, тот владеет миром”-, произнесенная ещё двести лет назад, недаром стала крылатой.
Корни информационного права уходят к публичным отраслям, прежде всего административного и уголовного права. Однако, с развитием предмета правового регулирования и широким применением частноправовых методов регулирования информации, информационное право постоянно трансформировалось в комплексную отрасль права. Необходимо также отметить, что качественно новым этапом в развитии информационного права как самостоятельной отрасли права стало введение Приказом Минобрнауки РФ от 10.01.2012 N 5 в номенклатуру специальных научных работников отдельной специальности 12.00.2013 “Информационное право” (ранее “информационное право” находилось в составе специальности 12.00.2014).
В российской юридической доктрине представлены различные точки зрения по вопросу предмета информационного права. Наиболее распространённой является позиция, согласно которой к предмету информационного права относятся информационные правоотношения, т. е. общественные правоотношения, которые складываются по поводу информации в информационной среде и возникающие при осуществлении создания, поиска, сбора, передачи, обработки, хранения, распространения и потребления информации. На наш взгляд, такое понимание предмета информационного права абсолютно правомерно и обоснованно. При этом существуют и другие мнения на этот счет. Так, например, А. А. Тедеев отмечает, что “предметом правового регулирования информационного права должны выступать общественные отношения, формирующиеся в процессе электронной деятельности (гуманитарной и экономической) и осуществляющейся в информационной среде”. Подразумевая термин «информационное право», мы подразумеваем интернет-право, при этом неясно, к чему тогда относить информационные правоотношения вне электронной деятельности (скажем, вопросы режима конфиденциальности информации, персональных данных и пр.). Д. А. Ловцов отмечает, что “исторически сложилась система отрасли информационного права, объединяющая в настоящее время ряд таких подотраслей, – как право информационной безопасности; – медиа-право, – или право массовой информации; компетентное право интернет-право, или право телематических сетей, регулирующих определенные виды информационных отношений в инфосфере. И являющиеся, в свою очередь , особым родом общественных отношений.”
Безусловно, Интернет представляет собой программную информационную систему, но, не следует ставить знак равенства между общественными отношениями, связанными с организацией и функционированием сети Интернет и информационными отношениями , являющимися предметом информационного права. Бесспорно, отношения, связанные c созданием, получением , распространением информации , составляют достаточно большой круг общественных отношений в сети Интернет, но последние не ограничиваются лишь ими. В сфере Интернет большое значение имеют технические отношения, связанные, например с предоставлением технического доступа к сети , хостингом сайтов , использованием электронной подписи, технических средств и серверов удаленного доступа (например, интернет- банкинга , портала государственных и муниципальных услуг, личного кабинета налогоплательщика и др.) Кроме этого, правовое регулирование сети Интернет зачастую связано с вопросами конкуренции, авторского права, международного, компетентного и предпринимательского , потребительского и других отраслей права. Поэтому, на наш взгляд , в теоретико-концептуальной теории представляется не совсем корректным рассмотрение интерент-права в качестве подотрасли информационного права, так как круг регулируемых правом общественных отношений в сети Интернет более широк.
Отдельного внимания заслуживает точка зрения И. М. Рассолова, рассматривающего интернет- право как межотраслевой институт права. В этом смысле автор определяет интернет право как “объективно обособившуюся внутри различных отраслей права (и, прежде всего, информационного, международного, частного и публичного права) совокупность взаимосвязанных правовых норм, объединённых общностью регулирования отношений в виртуальном пространстве Интернета”. Также он отмечает, что интернет-право, являясь комплексным институтом, не может целиком входить в состав той или иной первичной (профессиональной) отрасли права, оно включается в конкретные отрасли лишь своей частью. С последним трудно не согласиться. Однако понимание интернет-права как института права (пусть и межотраслевого), на наш взгляд является достаточно дискуссионным (с позиций теории права относительно понимания интернет-права как обособленной группы юридических норм, регулирующих начально однородные общественные отношения), ибо к предмету интернет-права относятся совершенно разнообразные по своей правовой сущности отношения , не обладающие признаком качественной однородности. Таким образом, интернет-право, безусловно, не является отраслью права в классическом понимании, исходя из традиционных представлений отечественной юридической науки о системе права. В то же время с определённой долей условности можно было бы рассматривать интернет-право в качестве только зародившейся и формирующейся комплексной отрасли права, прежде всего, с позиции большой значимости предмета и сферы правового регулирования сети Интернет и специфики складывающихся в связи с её фундаментом общественных отношений. Но возникает вопрос о целесообразности и теоретической обоснованности отнесения интернет-права к числу комплексных отраслей права. Интернет хотя и играет огромную роль в жизни общества, все же по своему существу является средством телекоммуникации (технологией), а не социально значимым сектором общественной жизни или экономики (как, например, медицина, энергетика, банковский сектор, транспортная отрасль и т. п.). Представляется недопустимым свойственность отрасли права, пусть и комплексную, к отдельной технологии (иначе по такой логике можно будет говорить о “телекоммуникационном праве”, “автономном праве”, “праве ветроэлектронной генерации” как комплексных отраслей права). К тому же вполне возможно появление в недалёкой перспективе какой-то иной, альтернативной Интернету виртуальной глобальной сети. В числе характерных особенностей, отличающих интернет-право от других направлений юридической науки и практики можно выделить следующее: 1) трансграничный характер отношений в сети Интернет, как следствие, сочетание международного и национального правового регулирования; 2) сложный, комплексный, межотраслевой характер общественных отношений в сети Интернет, в связи с чем широко применяются как частнопрактикующие так и публичнопрактикующие средства и методы регулирования; 3) ограничительное значение технических, технологических, политических, экономических аспектов, хорошее понимание которых требуется от специалистов, практикующих в сфере интернет-права и занимающихся исследованиями в данной области.
В России важность и значение интернет-права с каждым годом все более осознаётся представителями юридического сообщества. В последнее время в России появляется все больше исследований, посвящённых рассмотрению отдельных проблем, связанных с функционированием Интернета. Так, например, большое внимание уделяется защите интеллектуальных прав в сети Интернет (в т. ч. проблем “пиратства”), компьютерным преступлениям и правонарушениями (большинство из которых совершается с использованием Интернета), вопросам правового регулирования электронной коммуникации. Интернет также представляет работы, посвящённые исследованию правового понятия сети Интернет, правовому статусу отдельных субъектов интернет-сферы (регистраторов, провайдеров, блогеров) и объектов правового регулирования.
При этом следует отметить, что во многим повышению научного интереса к указанным вопросам способствовали разработка и совершенствование нормативно-правовой базы в соответствующих областях. В то же время ещё много вопросов нуждается в серьёзной научной разработке и отражении в законодательстве (например, правовой статус провайдеров и абонентов сети Интернет, вопросы их ответственности, правовое регулирование доменных имён, отношений в социальных сетях, трансграничного регулирования и пр.).
Под термином “интернет право” принято также понимать совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере Интернета. При этом следует согласиться с А. А. Лукьяновым, отвечающим, что интернет-правом можно назвать “совокупность международных и национальных норм, регулирующих общественные отношения в сети Интернет независимо от принадлежности к какой-либо отрасли”.
Как уже было показано на примере Германии, законодательство в сфере Интернета характеризуется неотъемлемым компонентом представляет собой совокупность нормативных правовых предписаний, относящихся к различным отраслям права. Выступления 16 декабря 2015 г. на 2-й Всемирной конференции по вопросам Интернета, на особую роль международного регулирования отношений в сети Интернет обратил Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев: “…никакая страна сегодня не может претендовать на роль университетского регулятора Глобальной сети. Здесь нет никаких исторических заслуг и сложившееся положения дел. Поэтому мы поддерживаем курс на усиления роли мирового сообщества в управлении Интернетом и разработку глобальной политики в этой области. Считаем, что это нужно делать под эгидой ведущих международных институтов, включая Организацию Объединённых Наций, в том числе опираясь и на профильную отраслевую организацию -Международный союз электросвязи”.
Таким образом, из вышеизложенного мы видим, как выглядит юридическая основа правового регулирования Интернета.
Словом «интернет-право» за рубежом никого не удивишь. Под интернет-правом, как правило, понимается совокупность правовых проблем, связанных с использованием сети Интернет. В Германии, например, Интернет-право не рассматривается в качестве отрасли права, в отличие от медийного (Medienrecht), информационного (information Srecht (IT-Recht), телекоммуникационного права (Telekommunikation Srecht), с которыми Интернет-право имеет большое количество общих правовых проблем (как, например, правовые вопросы размещенного в Интернете медиа-контента и технологических аспектов организации и функционирования Сети). В то же время, Интернет-право является относительно самостоятельным направлением научной и практической деятельности. По вопросам Интернет-права издан не один десяток учебников и монографий, а в ряде ВУЗов Германии преподается самостоятельный курс под названием «интернет-право». Помимо, в ряде ВУЗов созданы научные подразделения, занимающиеся вопросами интернет-права (например, кафедра публичного права, права безопасности и интернет-права в Университете г. Пассау, правовая клиника интернет-права Гумбольского университета г. Берлина и др. ) При этом следует заметить, что в Германии, да и в целом в Западной Европе, в отличие от России, нет столь строгой системы деления права на отрасли. Так, курс Internetrecht в Германии преподаётся на юридическом факультете Вестфальского университета им. Вильгельма г. Монстера, Университете Штутгарта, университете Тюбингена, Университете Лейпцига, Университете Дюссельдорфа и других ВУЗах.