Введение

В современной российской финансово-правовой науке остро стоит вопрос о выделении отдельной подотрасли – права денежного обращения (денежное право). Она включает нормы, которые регулируют обращение национальной и иностранной валюты в наличной и безналичной формах[1].

Стоит заметить, что денежное обращение всегда играло ключевую роль в эффективном функционировании общества и государства. Однако, по мнению Л.Л. Арзумановой, в российской юридической литературе проблемы правового регулирования денежного обращения не получили чёткой научной разработки, что повлекло необходимость в более тщательном исследовании данного вопроса[2].

Вместе с тем, необходимо признать, что в последнее время эта ситуация начала меняться[3]. Повышается интерес со стороны государства и крупных коммерческих организаций к решению проблемы законодательного регулирования цифровой экономики в связи с появлением новых технологий, в том числе технологии распределённого реестра данных – блокчейн и цифровых валют (криптовалют) на ее основе. Более того, развитие интернета и беспроводных каналов связи вынуждает законодателя вносить изменения в нормативные правовые акты, для ускорения и упрощения работы с платёжными системами и электронными денежными средствами (далее – ЭДС).

По верному замечанию Жана Бодена, финансы являются нервом республики[4]. Сравнение государственных финансов разных стран помогает лучшему пониманию существа различных операций[5]. Более того, проведённые в последние годы исследования зарубежного опыта регулирования публичных финансов позволяют выявить ключевые особенности основных институтов финансового права, в том числе и денежного обращения, в различных юрисдикциях. По верному замечанию французского учёного-правоведа Рене Давида, сравнительное правоведение полезно для того, чтобы лучше понять наше национальное законодательство и тем самым улучшить его[6].

В последние годы исследования зарубежного опыта регулирования публичных финансов позволяют выявить ключевые особенности основных институтов финансового права в различных правовых системах. Как отметил П.М. Годме сравнение государственных финансов различных стран помогает лучшему пониманию существа различных операций.

Говоря о стране нашего исследования, стоит заметить, что Япония – это государство с одним из самых высоких ВВП в мире. Страна является членом клуба большой семёрки (G 7). Учёные всего мира обсуждали и продолжают дискутировать по поводу «экономического чуда» Японии.

Всего за несколько десятков лет после поражения во Второй мировой войне, когда островное государство было разрушено и обескровлено, японцы смогли преодолеть кризис и добиться фундаментальных успехов в экономике, в развитии технологий и совершенствовании законодательства своей родины. Заметим, что право Японии является базисом, благодаря которому и было возможно данное «чудо».

Важно упомянуть, что до 1853 года государство было изолировано от внешнего мира. Данное решение носило добровольный характер: сегуны считали важным сохранить культуру и традиции государства от пагубного внешнего влияния.

В дальнейшем данное обстоятельство послужило реставрацией власти императоров – древних правителей страны, которые в эпоху Сегуната Токугавы, окончательно потеряли власть в государстве. Япония отставала от развитых экономик того времени, таких как Российская империя, США, Британская империя, Франция и другие. Взошедший на престол в 1867 году император Муцухито ставил своей задачей отойти от политики изоляционизма и приобщиться к европейской экономике и праву.

Вспоминая историю, заметим, что страна за годы правления императора Муцухито существенно преобразилась и стала конкурировать с мировыми державами за лидерство в финансовой сфере. Эпоха императора Муцухито вошла в историю экономической и правовой наук как эра Мэйдзи – «просвещённое правление».

Важно также учитывать, что финансовый контроль является необходимым элементом любого государства, а контроль в сфере денежного обращения также выступает ключевым видом финансового контроля. Сравнительный анализ правового регулирования, а также практик контроля в сфере денежного обращения позволяет выделить как общие черты контроля в сопостовляемых юрисдикциях, так и специфические особенности каждого из них.

Загрузка...