Настоящий учебник подготовлен с целью создания основы учебно-методической базы правовой подготовки студентов высших учебных заведений, обучающихся по транспортным специальностям. Необходимость получения последними правовых знаний обусловлена не только тем, что ни один выпускник вуза не сможет в условиях формирования современного демократического государства реализовать себя как профессионал без надлежащих правовых знаний. Студентам учебных заведений транспортного профиля по их окончании так или иначе придется столкнуться с проблемами, решение которых лежит в сфере правового регулирования отношений, связанных с морской и речной перевозкой грузов и пассажиров, таможенных и иных подобных отношений. Это говорит о том, что место и значение учебной дисциплины «Правоведение», которая читается на всех факультетах транспортных вузов, трудно переоценить.
При написании учебника его авторы стремились отразить в нем идеи и указания, высказанные Президентом Российской Федерации в его ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 27 апреля 2007 г. В указанном документе глава Российского государства отметил, что особого внимания требует транспортная отрасль экономики страны, которая в дальнейшем должна функционировать более эффективно, чем в настоящее время. Об этом говорит хотя бы то, что ежегодная сумма экономических потерь на транспорте оценивается более чем в 3 % ВВП, тогда как на нужды обороны тратится 2,7 % ВВП, мобильность же населения России почти в 2,5 раза ниже, чем в развитых зарубежных странах.
Ряд положений послания президента РФ В. В. Путина посвящен специально морскому и внутреннему водному транспорту. «Я уже несколько лет говорю, – указано в нем, – о необходимости развития морских портов. В то же время ситуация практически не улучшается. Наши грузопотоки продолжают идти через иностранные порты…
Нужно незамедлительно сделать следующие шаги. Прежде всего, разработать и принять инвестиционные программы развития российских портов. Уже в этом году решить вопрос с оформлением земли под развитие портовой инфраструктуры. И, наконец, принять соответствующий закон и определиться с созданием нескольких свободных портовых зон с льготным режимом налогообложения.
Существенным фактором сокращения издержек в экономике должно стать развитие речных перевозок. Необходимо реализовать проекты по увеличению пропускной способности внутренних водных путей. В том числе, модернизировать Волго-Донской и Волго-Балтийский каналы.
Предлагаю правительству также проработать вопрос о создании международного консорциума по строительству второй линии Волго-Донского канала. Эта новая транспортная артерия позволит кардинальным образом улучшить судоходное сообщение между Каспийским и Черным морями…»[1]
Внимание, которое уделяется модернизации и развитию транспортной инфраструктуры Президентом, органами представительной и исполнительной власти Российской Федерации, в первую очередь означает, что экономика страны нуждается в высококвалифицированных специалистах в этой области. Вкладом в решение данной задачи станет обеспечение транспортных вузов учебно-правовой литературой с целью усиления правовой подготовки будущих выпускников, которые должны не только владеть знаниями по профильным предметам своей специальности, но и быть юридически подготовленными для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей.
В связи с этим одной из особенностей данного учебника является включение в его структуру глав, посвященных не только отраслям права, изучение которых предусмотрено в курсе «Правоведение» в соответствии с государственным стандартом подготовки специалистов с высшим образованием, но и некоторых других элементов системы российского права, знание которых необходимо при работе на водном транспорте. Поэтому, помимо изложения основ теории права и государства, базовых отраслей права (конституционного, административного, уголовного и гражданского), в него вошли и разделы, касающиеся многих специальных отраслей права – семейного, трудового, экологического, земельного, таможенного. Материалы учебника дают представление также и о международном праве. Значительное место уделено транспортному праву, в том числе характеристике правового регулирования отношений в сфере регламентации перевозок на море и по внутренним водным путям.
Авторский коллектив учебника включает ведущих специалистов в области права, работающих в Санкт-Петербургском государственном университете водных коммуникаций, а также опытных преподавателей других вузов Санкт-Петербурга, одним из направлений научной специализации которых является правовая регламентация деятельности транспорта. В процессе написания данного учебника широко использовались материалы, накопленные при подготовке предыдущих трех учебных пособий с аналогичным названием – «Правоведение». Учтены опыт применения их в учебном процессе, результаты усвоения материала студентами, что позволило усовершенствовать образовательные технологии, методические подходы к формированию текстов каждой главы данного учебника. Это дает основание полагать, что настоящее издание может стать новым шагом к овладению студентами транспортных вузов необходимыми правовыми знаниями по их специализации.