Январь

1 января. Пятница 19 декабря по ст. ст

Рождественский пост

Мч. Вонифатия Тарсийского. Прп. Илии Муромца, Печерского. Мчч. Илии, Прова и Ариса, египтян. Мчч. Полиевкта и Тимофея диакона. Свт. Вонифатия Милостивого, еп. Ферентийского. Свт. Григория, еп. Омиритского.


Сила Божия в немощи совершается

Истинный путь – путь единения со Христом в молитве и таинствах; это путь, на котором мы говорим «Пусть будет воля Твоя, Господи, а не моя» даже тогда, когда перед нами – чаша страдания и смерти. Этот путь – Сам Христос, Который есть также и истина, Которая есть тоже Некто: Сам Бог живой, жизнь наша – Кого мы и должны проповедовать.

Вступим в Новый год с этим чувством ответственности и вдохновения; вступим в этот Новый год с верой, что сила Божия в немощи совершается, – в нашей немощи, как совершалась она в немощи святых, которые были крепки только силой Божией; будем верить, что все нам возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе…

Митрополит Антоний Сурожский

2 января. Суббота 20 декабря по ст. ст

Рождественский пост

Сщмч. Игнатия Богоносца. Прав. Иоанна Кронштадского, чудотворца. Прп. Игнатия, архим. Печерского, в Дальних пещерах. Свт. Филогония, еп. Антиохийского. Св. Даниила, архиеп. Сербского. Новодворской и Леньковской (Новгород-Северской), именуемой «Спасительница утопающих», икон Божией Матери.


Духовный план на год

Христианину полезно составить духовный план на год – не в смысле «достижений» (ведь все духовные дары от Бога), а в духовной жизни, на ниве Богопознания.

Например:

• можно составить список богословских книг для прочтения;

• молитвословий для заучивания (нет необходимости их зубрить, при продолжительном чтении молитвы хорошо запоминаются);

• приобрести, установить в смартфон или начать ежедневно просматривать православный церковный календарь;

• начать ежедневно читать Священное Писание;

• изучить чинопоследование и смысл богослужений;

• запланировать паломнические походы (поездки) и т. п.

3 января. Воскресенье 21 декабря по ст. ст

Рождественский пост

Мч. Иулиании и с нею 500 мужей и 130-ти жен, в Никомидии пострадавших. Преставление свт. Петра, митр. Московского и всея России, чудотворца. Блгв. кн. Иулиании Вяземской. Преставление блж. Прокопия, Христа ради юродивого, Вятского. Мч. Фемистоклия.


Православная кухня. Винегрет

100 г квашеной капусты, 125 г свеклы, 125 г картофеля, 75 г соленых огурцов, 1 луковица или 100 г зеленого лука, 50 г моркови, 3 ст. ложки салатной заправки (2 ст. ложки яблочного уксуса, 2 ч. ложки меда, 3 ст. ложки растительного масла).

Картофель, свеклу и морковь отварить, нарезать кубиками. Свеклу отдельно заправить растительным маслом, чтобы она не закрасила другие овощи. Затем все овощи соединить, полить заправкой, по вкусу посолить.

4 января. Понедельник 22 декабря по ст. ст

Рождественский пост

Вмц. Анастасии Узорешительницы и мчч. Хрисогона, учителя ее, Феодотии, Евода, Евтихиана и иных с нею пострадавших.


Молитва вмц. Анастасии Узорешительнице

О многострадальная и премудрая великомученице Христова Анастасие! Ты душею на небеси у Престола Господня предстоиши, на земли же, данною тебе благодатию, различные совершаеши исцеления. Призри убо милостивно на предстоящия люди и молящиеся пред мощами твоими, просящия твоея помощи; простри ко Господу святыя молитвы твоя о нас, и испроси нам оставление согрешений наших, недужным исцеление, скорбящим и бедствующим скорую помощь; умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на страшном суде Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святого Духа во веки веков. Аминь.

5 января. Вторник 23 декабря по ст. ст

Рождественский пост

Мучеников, иже в Крите: Феодула, Саторнина, Евпора, Геласия, Евникиана, Зотика, Помпия, Агафопуса, Василида и Евареста. Преставление свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского. Прп. Нифонта, еп. Кипрского. Прп. Павла, еп. Неокесарийского. Новосщмчч. прот. Иоанна Пьянкова и свящ. Николая Яхонтова. Прп. Давида Эчмиадзинского, в Армении.


Накануне Рождества

Для многих этот день Рождественского поста самый трудный. Уже завтра, 6 января, после восхода первой вечерней звезды начнется празднование Рождества, а 7 января – рождественские святки, так называемое «осмодневие всеядное». Ошибается тот, кто ропщет против строгости поста. Пост – это с древности установленные правила, которые способствуют внутреннему росту человека. Помимо очевидной пользы для тела (все знают о целительной силе голодания) пост способствует молитве. Душа словно бы становится легче, рассудок проясняется.

6 января. Среда 24 декабря по ст. ст

Рождественский пост. Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник)

Прмц. Евгении Римской и с нею мчч. Прота, Иакинфа и Клавдии. Прп. Николая монаха Болгарского. Прп. Антиоха, монаха Палестинского и прп. Витимона Скитского. Новомч. Ахмета (Ахмеда) Краснописца Константинопольского.


Рождественский сочельник

Последний день Рождественского поста – сочельник – получил свое название от слова «сочиво» (сухие зерна, размоченные в воде). Сочиво было принято есть вечером накануне Рождества. Кроме него на столе обычно была постная каша, овощи, капуста с квасом, хлеб, взвар – компот из сухофруктов.

На Руси ужину в сочельник придавали большое значение. Избу убирали, на стол в память о яслях, в которых лежал новорожденный Иисус, клали солому, сверху – белоснежную скатерть, ели в строгом молчании. В сочельник вся семья собирается вместе. В этот день полагается помириться с врагами, уладить все разногласия, создать особую атмосферу покоя и доброжелательности, рассказать детям об их предках, об истоках семьи. Особенно важно, чтобы мир снизошел на семью, ведь сочельник – семейный праздник.

7 января. Четверг 25 декабря по ст. ст

Окончание Рождественского поста. Рождество Господа нашего Иисуса Христа

Поклонение свв. волхвов: Мельхиора, Гаспара и Валтасара.


Рождество Христово

Верующие христиане не спят в рождественскую ночь, они радуются и ликуют, они ожидают прихода Младенца в мир. Само ожидание праздника уже наполняет сердца трепетным благоговением. Уж если мы с такой радостью ждем рождения на свет просто младенца-человека, то куда более значимым является Рождество Божественного Младенца. Все христиане радуются, потому что в мир пришел Спаситель, Который открывает дверь в вечную жизнь. Само рождение Его побеждает смерть. Люди получают возможность обрести Бога в своих сердцах, уже здесь, на земле, соединиться с Ним! Рождество Христово открывает путь к жизни в ладу и примирении с Богом. Это самый светлый и радостный праздник в году.

8 января. Пятница 26 декабря по ст. ст

Святки, поста нет

Собор Пресвятой Богородицы. Сщмч. Евфимия, еп. Сардийского. Прп. Константина Синадского. Прп. Евареста Студийского. Новосщмч. Констанция Русского. Виленской-Остробрамской и именуемых «Трех радостей», «Милостивая», Барловской «Блаженное Чрево» икон Божией Матери.


Икона Божией Матери «Блаженное чрево»

На иконе «Блаженное чрево» Богоматерь изображена с чашей для омовения. Именно к помощи Богородицы взывают женщины во время родов. Когда-то в многодетных благочестивых семействах принято было иметь икону Богородицы, полное название которой «Помогательница женам чады рождати». Верхняя одежда Богоматери на этой иконе – красная, а Спаситель изображен во чреве Приснодевы. Он перстами Своими, еще будучи Младенцем, благословляет рождающийся род человеческий.

9 января. Суббота 27 декабря по ст. ст

Святки, поста нет

Ап. первомч. и архидиакона Стефана. Прп. Феодора Начертанного, исп., брата Феофана, творца канонов. Свт. Феодора, архиеп. Константинопольского. Новосщмч. Тихона, архиеп. Воронежского и с ним 160 иереев.


В чем смысл жизни

«Смысл жизни – в стяжании Духа Святаго», – говорил преподобный Серафим Саровский. Иными словами, смысл в том, чтобы человек, изначально созданный по образу и подобию Божию, приближался в течение своей жизни к Первоисточнику. Если мы постоянно поднимаемся вверх, в нашей жизни есть смысл, если стоим на месте или же опускаемся вниз, смысл теряется. Конечно, у каждого в жизни бывают и провалы, и падения, но все-таки цель – наверху, а не внизу, не в яме. Кто-то из писателей верно подметил, что «не грех упасть в лужу, грешно в этой луже залеживаться»…

10 января. Воскресенье 28 декабря по ст. ст

Святки, поста нет

Прав. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня (переходящее празднование в Неделю по Рождестве Христовом). Мчч. 20 000, в Никомидии в церкви сожженных и там же вне церкви пострадавших. Прп. Игнатия Ломского, Ярославского. Ап. от 70-ти Никанора диакона. Прп. Симона Мироточивого, Афонского, из болгар. Новосщмч. Никодима (Кононова), еп. Белгородского.


Христианские мученики

В этот день мы поминаем мучеников, сожженных в Никомидии. Что означает само слово «мученик»? В православии мучениками называют тех праведников, которых почитают как «претерпевших нестерпимые мучения» или «принявших смерть за веру». Культ мучеников появился в период преследований и гонений христиан в Римской империи. «Железо притуплялось и ломалось, и сами убийцы поочередно сменяли друг друга», – писал очевидец гонений. Страдания мучеников укрепляли и распространяли веру Христову среди других людей: многие язычники, видя подвиги мучеников и происходившие при этом чудеса, принимали христианство.

11 января. Понедельник 29 декабря по ст. ст

Святки, поста нет

Мчч. 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных. Прп. Маркелла, игум. обители Неусыпающих. Прп. Марка гробокопателя, Феофила и Иоанна Печерских, в Ближних пещерах. Прп. Феофила Омучского. Прп. Фаддея исп. Студийского. Прп. Вениамина, монаха, Нитрийского.

Прп. Афинодора, ученика прп. Пахомия Великого. Свт. Георгия, еп. Никомидийского.


Православная кухня. Рождественский поросенок

Ошпаренного поросенка вытереть насухо полотенцем, слегка натереть мукой в тех местах, где осталась щетина, и опалить на огне. После этого как следует промыть в холодной воде, посолить с внутренней стороны, положить на противень спинкой вверх, слегка смазать сметаной, полить растопленным маслом, на противень подлить четверть стакана воды и жарить в духовке полтора часа. Чтобы на поросенке образовалась румяная сухая корочка, во время жарения надо несколько раз полить его жиром.

Подавать к столу на большом блюде с гречневой кашей или с тушеной капустой, сверху полить жиром, вытопленным при тушении и посыпать рублеными яйцами.

12 января. Вторник 30 декабря по ст. ст

Святки, поста нет

Свт. Макария, митр. Московского. Мц. Анисии Солунской. Сщмч. Зотика пресвитера, сиропитателя. Ап. от 70-ти Тимона диакона. Мч. Филетера Никомидийского и иже с ним. Прп. Феодоры Кесарийской. Прп. Феодоры Цареградской.


Молитва святого Иоанна Кронштадского

По исцелении от болезни не забудьте прочитать благодарственную молитву святого Иоанна Кронштадского:

«Слава Тебе, Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный, Безначального Отца, едине изцеляяй всяк недуг и всяку язю в людех, яко помиловал мя еси грешного и избавил еси мя от болезни моей, не попустив ей развиться и умертвить меня по грехам моим. Даруй мне отныне, Владыко, силу твердо творить волю Твою во спасение души моей окаянной и в славу Твою со Безначальным Твоим Отцем и Единосущным Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

13 января. Среда 31 декабря по ст. ст

Святки, поста нет

Прп. Мелании Римляныни. Прп. Геласия, монаха Палестинского. Прп. Гаия, монаха.


Нужно ли бороться со злом?

Необходимо! Бог действует в природе постоянно, его сила все время противостоит силам зла. А мы – Его союзники. Если человека лишить возможности участия в противостоянии добра злу, кончится и его участие в творении. Человек же призван быть активным, а не пассивным в своем существовании. Другое дело – как именно мы со злом намерены бороться. Если еще большим злом, то из соработника Божиего мы автоматически становимся соработниками темных сил. А это уже не есть борьба со злом, а соучастие во зле. Начало борьбы со злом – в душе каждого человека. «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи…»

14 января. Четверг 1 января по ст. ст

Святки, поста нет. Обрезание Господне

Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской. Мч. Василия Анкирского. Свт. Григория, еп. Назианзинского, отца свт. Григория Богослова. Св. Емилии, матери свт. Василия Великого.


Обрезание Господне

На восьмой день после рождения Христа над новорожденным был совершен древнеиудейский обряд обрезания. Ему дали имя – Иисус. В христианстве этот обряд заменен таинством крещения – «духовным обрезанием», освобождением от грехов.

Епископ Феофан Затворник сравнивал праздник обрезания с «обрезанием сердца», когда отсекаются страсти и похотные расположения. «Бросим прежние пагубные привычки, все утехи и все, в чем прежде находили удовольствие, начнем с этого момента жить единственно для Бога во спасение свое».

15 января. Пятница 2 января по ст. ст

Святки, поста нет

Свт. Сильвестра, папы Римского. Преставление прп. Серафима, Саровского чудотворца. Прп. Сильвестра Печерского, в Ближних пещерах. Прав. Иулиании Лазаревской, Муромской. Сщмч. Феогена, еп. Парийского.


Урок батюшки Серафима Саровского

Незадолго до кончины прп. Серафима, видя его истинно подвижническую жизнь, некий инок Серафимо-Дивеевского монастыря спросил его: «Почему мы, батюшка, не имеем такой строгой жизни, какую вели древние подвижники благочестия?» – «Потому, – отвечал старец, – что не имеем к тому решимости. Если бы решимость имели, то и жили бы так, как отцы, древле просиявшие подвигами и благочестием: потому что благодать и помощь Божия к верным и всем имущим сердцем Господа ныне та же, какая была и прежде, ибо, по слову Божию, Иисус Христос вчера и сегодня и во веки тот же (Евр. 13, 8)». Эту святую истину о. Серафим хорошо знал из своего опыта духовной жизни.

16 января. Суббота 3 января по ст. ст

Святки, поста нет

Прор. Малахии. Мч. Гордия.


Православная кухня. Гусь «душеный» под водочкой

50-100 г сала нарезать кусочками, обвалять в толченых пряностях, мелко рубленом луке, зелени петрушки, посолить и нашпиговать гуся. Положить его в гусятницу или большой котелок, добавить нарезанные кольцами 2–3 луковицы, морковь, корень петрушки, душистый перец, немного соли, 2 стакана бульона, 100 г водки, закрыть крышкой и томить в духовке до готовности.

17 января. Воскресенье 4 января по ст. ст

Святки, поста нет

Собор 70-ти апостолов. Прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского. Свт. Евстафия I, архиеп. Сербского. Прп. Ахилы, диак. Печерского, в Дальних пещерах. Прмч. Зосимы и мч. Афанасия.


Преемственность поколений

Воспитание будущего поколения начинается в семье. То, что наши дети получат от нас с вами, они пронесут затем через всю свою последующую жизнь. Семья – это целый организм, в котором одно поколение наследует другому. Идеальная православная семья, представляя собой малую Церковь, помогает каждому своему члену достигать Царства Небесного. Как говорил святитель Иоанн Златоуст: «Где муж, жена и дети соединены узами добродетели, согласия и любви, там среди них Христос».

18 января. Понедельник 5 января по ст. ст

Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). День постный

Сщмч. Феопемпта, еп. Никомидийского, и мч. Феоны волхва. Прп. Синклитикии Александрийской. Прор. Михея. Прп. Аполлинарии девицы. Прпп. Фостирия и Мины, монаха горы Синайской. Прп. Григория Критского.


Канун Богоявления

Празднику Богоявления предшествует Крещенский сочельник – канун Богоявления, который верующие проводят в строгом посте – на столе голодная кутья, постная каша и овощи. Когда-то в Крещенский сочельник в деревнях собирали снег со стогов. Считалось, что он может выбелить любую холстину, как это не сделает ни солнце, ни зола. Этот снег признавался целебным, им лечили головокружение, судороги, лихорадку, заикание у детей, боли в спине. Существовало также поверье, что вода в этот день в реках, стянутых льдом, колышется, а в богоявленскую ночь, перед утреней, небо открывается. О чем открытому небу помолиться, то и сбудется.

19 января. Вторник 6 января по ст. ст

Богоявление. Крещение Господа Иисуса Христа

Свщмч. Романа, турками обезглавленного. Российских новомчч.: пресв. Андрея и с ним Лидии, Домники, Марии и двух других дочерей.


Крещение Господне

Сегодня Православная церковь отмечает праздник Крещения Господня. Он носит также другое название – Богоявление. Этот праздник еще называли водосвятием, так как накануне происходило освящение воды в храмах, а в само Богоявление освящались и естественные водоемы – реки, озера, для чего в них делалась прорубь, называемая иорданью (от названия реки Иордан, в которой Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа).

Смельчаки купались в иордани, веря, что такое купание смывает все грехи, а простудиться от святой воды нельзя. Православная церковь называет крещенскую воду великой агиасмой, то есть великой святыней. Она применяется для окропления храмов и жилищ. Святую воду пьют, кропят ею весь дом и имущество, считая, что она предохраняет от различных напастей и дурного глаза.

20 января. Среда 7 января по ст. ст

Собор честного и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Иоанн Предтеча

Отец Иоанна Крестителя, Захария был священнослужителем и молился в храме, когда перед ним предстал архангел Гавриил и сказал: «Жена твоя Елизавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк. 1, 13).

Царь Ирод искал Богомладенца, чтобы убить Его. Прямо в храме Божием убили Захарию. Мать пророка – праведная Елизавета – успела с младенцем скрыться в горах. Когда слуги царя-убийцы практически ее настигли, по молитве Елизаветы гора расступилась и скрыла ее и младенца от преследователей. Через 40 дней после того, как убили Захарию, скончалась и Елизавета.

21 января. Четверг 8 января по ст. ст

Прпп. Георгия Хозевита и Емилиана исп. Прп. Домники Константинопольской. Прп. Григория, чудотворца Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Григория, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Сщмч. Исидора пресвитера и с ним 72-х, в Юрьеве Лифляндском от латин пострадавших. Прп. Паисия Угличского. Сщмч. Картерия, пресвитера Кесарии Каппадокийской. Мчч. Феофила диакона и Елладия. Мчч. Иулиана, Келсия, Антония, Анастасия, мцц. Василиссы и Мариониллы, 7-ми отроков и 20-ти воинов. Прп. Илии, пустынника Египетского. Свят. Кира и Аттика, патр. Константинопольских.


Иоанн Предтеча (продолжение)

До дня явления Израилю Иоанн находился в пустыне и вел суровую подвижническую жизнь. Пищей его были, как говорит Писание, акриды, полезные травы и дикий мед. Когда же пришло время, Дух Святой послал его на Иордан, и главной проповедью Иоанна Предтечи стали слова: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 2). Когда Иоанн Креститель увидел Господа, приближающегося к Иордану, то Дух Святой вразумил его сказать: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29).

22 января. Пятница 9 января по ст. ст

Мч. Полиевкта. Свт. Филиппа, митр. Московского и всея России, чудотворца. Прор. Самея. Свт. Петра, еп. Севастии Армянской. Прп. Евстратия чудотворца.


Призывание помощи Духа Святаго на всякое доброе дело

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

(Эту молитву следует читать перед началом любого дела.)

23 января. Суббота 10 января по ст. ст

Прп. Пахомия Кенского (переходящее празднование в субботу по Богоявлении). Свт. Григория, еп. Нисского. Свт. Феофана, Затворника Вышенского. Прп. Павла Комельского (Обнорского). Прп. Маркиана пресвитера. Прп. Дометиана, еп. Мелитинского. Прп. Маркиана Печерского. Прп. Макария Писемского. Блж. Феозвы диакониссы, сестры свт. Григория Нисского. Прп. Аммония, монаха.


Когда в храмах совершаются богослужения

Богослужения в храмах совершаются согласно церковному Уставу и по расписанию, составленному настоятелем применительно к местным условиям.

В больших храмах (соборах) богослужение, как правило, совершается ежедневно утром и вечером, однако начало всенощной может быть различным: в одном храме это богослужение начинается в 16.00, в другом – в 17.00, в третьем – в 18 часов.

Ранняя литургия начинается, как правило, в 7 часов утра, поздняя – в 10.00.

В небольших храмах богослужения могут совершаться только в воскресные и праздничные дни.

24 января. Воскресенье 11 января по ст. ст

Прп. Феодосия Великого, общих житий начальника. Прп. Михаила Клопского, Новгородского. Прп. Феодосия Антиохийского. Елецкой иконы Божией Матери. Свв. Феодора и Агапия архим. Мч. Маира.


Кому из святых и о чем молиться

О Божией помощи в путешествии – к святителю Николаю Чудотворцу.

О помощи находящимся в заключении – к великомученице Анастасии Узоразрешительнице.

О крепости супружеских уз, и особенно «если возненавидит муж жену неповинно» – к святым мученикам Гурию, Самону и Авиву.

О помощи в учении – к преподобному Сергию Радонежскому.

О защите от пожара – перед иконой Божией Матери «Неопалимая купина».

Об исцелении от недуга пьянства – перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша».

О помощи в родах – перед Феодоровской иконой Божией Матери.

25 января. Понедельник 12 января по ст. ст

Мц. Татианы и с нею в Риме пострадавших. Свт. Саввы, архиеп. Сербского. Прп. Мартиниана и Галактиона Белоезерских. Мч. Петра Авессаломита. Икон Божией Матери, именуемых «Акафистная» и «Млекопитательница».


Татьянин день

Святая мученица Татиана родилась в Риме в семье знатного сановника, тайного христианина. Достигнув брачного возраста, св. Татиана не пожелала выйти замуж, а решила посвятить себя всецело служению Церкви. В первые годы царствования Александра Севера (222–235) власть сосредоточилась в руках врага и гонителя христиан. Св. Татиану схватили и привели в храм Аполлона, где ее заставляли принести жертвы языческому идолу.

Зверские мучения, которым подвергали святую, не причиняли ей вреда, а потрясенные ее стойкостью палачи тут же обращались ко Христу. Голодный лев, выпущенный на святую, также не тронул ее. Уставшие судьи прекратили жизнь святой мученицы Татианы ударом меча, и вместе с ней в 226 г. казнили и ее отца. Но ни один из них не дожил до старости, все они погибли страшной смертью.

26 января. Вторник 13 января по ст. ст

Мчч. Ермила и Стратоника. Прп. Иринарха, затворника Ростовского. Прп. Елеазара Анзерского. Мч. Петра Анийского. Прп. Иакова, еп. Низибийского. Мч. Афанасия.


Семейная молитва

Памятуя слова Христа Спасителя: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» (Мф. 18, 20), семья должна по крайней мере раз в день собираться для совершения совместной молитвы – например, вечерней. При этом один читает молитву по православному Молитвослову, а остальные молятся. Молитва – это общение с Богом, молитва помогает отогнать злые силы. Мир и покой Божий начинает обитать в такой семье, помогая преодолевать человеку трудности в жизни и строить свою жизнь по заповедям Божиим.

27 января. Среда 14 января по ст. ст

Прпп. отцев, в Синае и Раифе избиенных. Равноап. Нины, просветительницы Грузии. Прп. Иосифа Аналитина Раифского. Прп. Феодула, сына прп. Нила Синайского. Прп. Стефана. Мч. Агнии девы.


Святая вода

Святой называется освященная в церкви вода. Употребление ее – давняя традиция. Воду святили начиная со II века. Вода освящается с целью «возвращения водной стихии первобытной чистоты и святости, утраченной после грехопадения человека, и для нисхождения на нее силой молитвы благословения и благодати Святого Духа». Символический смысл святой воды – возрождение человека в жизнь новую, благодатную, очищенную от грехов. В песнопениях водосвятной службы говорится, что Господь «очищение водою роду человеческому дарует».

28 января. Четверг 15 января по ст. ст

Прпп. Павла Фивейского и Иоанна Кущника. Прмч. Пансофия. Прпп. Прохора и Гавриила.


При каких болезнях каким святым лучше молиться

При любых болезнях – к святому великомученику Пантелеимону.

При головной боли – к святому пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну.

При глазных болезнях – к святому мученику Лонгину.

При увечьях, боли в руках – к преподобному Иоанну Дамаскину.

При зубной боли – к священномученику Антипе, епископу Пергамскому.

29 января. Пятница 16 января по ст. ст

Поклонение честным веригам ап. Петра. Блаж. Максима, иерея Тотемского. Мчч. Спевсиппа, Елевсиппа, Мелевсиппа, бабки их Леониллы и с ними Неона, Турвона и Иовиллы. Мч. Данакта чтеца.


Что такое икона?

В переводе с греческого на русский язык икона – это изображение, образ. Самое общее определение иконы звучит так: живописное изображение Иисуса Христа, Богоматери или святых, а также событий церковной истории, имеющее священный характер и служащее предметом религиозного чествования.

Отец С. Булгаков уточняет это определение: «Икона представляет собою не просто священное изображение, но и нечто большее, чем изображение. По верованию православия, икона есть место благодатного присутствия, как бы явления Христа (а далее и Богоматери, святых, вообще тех, кто изображается на иконе), для молитвы Ему».

30 января. Суббота 17 января по ст. ст

Прп. Антония Великого. Св. царя Феодосия Прп. Антония Дымского. Прп. Антония Черноезерского. Прп. Антония Краснохолмского, монаха. Прп. Антония Римлянина, Новгородского. Прп. Ахилы, исп. отшельника Египетского.


О любви

Любовь – удивительное чувство, но оно не только чувство, оно – состояние всего существа. Любовь начинается в тот момент, когда я вижу перед собой человека и прозреваю его глубины, когда вдруг я вижу его сущность. Конечно, когда я говорю: «Я вижу», я не хочу сказать «постигаю умом» или «вижу глазами», но – «постигаю всем своим существом». Если можно дать сравнение, то так же я постигаю красоту, например, красоту музыки, красоту природы, красоту произведения искусства, когда стою перед ним в изумлении, в безмолвии, только воспринимая то, что передо мной находится, не будучи в состоянии выразить это никаким словом, кроме как восклицанием: «Боже мой! До чего это прекрасно!..»

Митрополит Антоний Сурожский

31 января. Воскресенье 18 января по ст. ст

Свтт. Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских. Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского. Прп. Афанасия Сянжемского, Вологодского. Прп. Афанасия Новолоцкого. Прп. Маркиана Кирского. Мч. Ксении. Прп. Сильвана Палестинского, монаха.


Как венчались первохристиане?

В древней Церкви первую неделю новобрачные жили как брат и сестра и носили церковные венцы. Это делалось, чтобы брак их был целомудренным, чтобы в нем преобладало духовное, молитвенное начало, чтобы молодые по-человечески, душевно раскрылись друг ко другу. Только на восьмой день по снятии венцов они могли перейти к другим отношениям. Это способствовало более глубокому осмыслению всех этапов сближения в брачной жизни и любви.

Сейчас венцы снимают в конце обряда бракосочетания с чтением молитвы на разрешение венцов в восьмой день (она сохранила свое древнее название). На новобрачных теперь не накладывается правило целомудрия первой недели.

Загрузка...