Пост для православного человека – это совокупность добрых дел, искренней молитвы, воздержания во всем, в том числе и в пище. Пост телесный необходим для совершения поста духовного. Самое главное – нужно осознавать, что пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства и праведности. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост, – учит святитель Иоанн Златоуст, – есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Пост – не цель, а средство отвлечься от услаждения своего тела, сосредоточиться и подумать о своей душе; без всего этого он становится всего лишь диетой.
В дни поста (дни говения) церковным Уставом запрещается скоромная пища – мясные и молочные продукты; рыба разрешается лишь в некоторые постные дни. В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но всякая горячая пища и пища, приготовленная на растительном масле, только холодная пища без масла и неподогретое питье (иногда называется сухоядением). В Русской Православной Церкви – четыре многодневных поста, три однодневных и, кроме того, пост в среду и пятницу (за исключением особых недель) в течение всего года.
Ап. – апостол;
апп. – апостолы;
архиеп. – архиепископ;
архим. – архимандрит;
бесср. – бессребреник;
блгв. – благоверный;
блж. – блаженный;
вмц. – великомученица;
вмч. – великомученик;
еп. – епископ;
игум. – игумен;
исп. – исповедник;
кн. – князь;
митр. – митрополит;
мц. – мученица;
мцц. – мученицы;
мч. – мученик;
мчч. – мученики;
прав. – праведник;
прп. – преподобный;
прпп. – преподобные;
прмц. – преподобномученица;
прмцц. – преподобномученицы;
прмч. – преподобномученик;
прмчч. – преподобномученики;
прор. – пророк;
св. – святой;
свв. – святые;
свт. – святитель;
свтт. – святители;
сщмч. – священномученик;
сщмчч. – священномученики.