Наталья Владиславовна Цветкова Православные праздники и молитвы

Часть I ВЕЛИКИЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Празднование Благовещения всегда происходит в один и тот же день – 7 апреля по новому стилю (по старому стилю – 25 марта). Именно в этот день случилось одно из знаменательнейших событий христианского календаря. Праздник Благовещения посвящен воспоминанию возвещения благой, спасительной вести архангелом Гавриилом (благовестником тайн Божьих) Пресвятой Деве Марии. Это весть о Тайне воплощения от Нее Бога-слова. Слово «благовещение» означает радостную, благую весть. Этот праздник считается столь великим потому, что он возвещает о начале освобождения человеческого рода от вечной смерти.

Праздник Благовещения, служа ко славе воплощения Бога-слова, также прославляет нераздельное соединение двух естеств в Иисусе Христе – Божественного и человеческого. По словам церкви, Благовещение есть «главизна нашего спасения, явление таинства от века предопределенного». «Примером Пресвятой Девы праздник Благовещения, свидетельствуя о соединении Божества с человечеством, научает нас высокому смирению и непоколебимой вере (образом которых была смиренная и верующая Дева Мария) при непостижимых тайнах слова Божия» (из книги «Праздники Православной церкви»).

Этот праздник считается в церкви столь великим, что он не отменяется даже в том случае, если выпадает на Страстную седмицу – время, когда верующие блюдут строгий пост, когда ничего увеселительного не дозволяется, постящиеся должны скорбеть и страдать душой за мучения, претерпеваемые Господом перед казнью. Но ради великого праздника Благовещения Пресвятой Богородицы церковь разрешает послабление в посте, и верующие могут возрадоваться всей своей душой и праздновать счастливый день.

Причем если Благовещение выпадает на Страстную седмицу (последнюю неделю перед Пасхой), церковным уставом дозволяется постящимся вкусить не сухоядение, а «пищу с елеем» – подсолнечным, конопляным маслом, сладости, вареную пищу. В том же случае, если Благовещение выпадает на пост, но не на Страстную седмицу, дозволяется употребление, помимо пищи «с елеем» (то есть с растительным маслом), небольшого количества вина и некоторых сладостей, еще и рыбы, морепродуктов.

В зависимости от того, на какое время выпадает Пасха, крайними днями, во время которых может быть Благовещение, являются четверг третьей недели Великого поста или же среда Светлой седмицы. Церковное празднование зависит от времени – если праздник случается прежде Лазоревой субботы, то церковь празднует его три дня, если в субботу – два, в Страстную или Светлую седмицы – один день. Но по величию праздника он не отменяется даже в том случае, если выпадает на Пасху.


Праздник Благовещения принадлежит к древнейшим праздникам в честь Богородицы. Указания на него имеются уже в IV веке н. э. Прежде всего празднование этого дня установилось, как предполагают, в Константинополе или в Малой Азии.

Праздник Благовещения принадлежит к древнейшим праздникам в честь Богородицы. Указания на него имеются уже в IV веке н. э. Прежде всего празднование этого дня установилось, как предполагают, в Константинополе или в Малой Азии.


ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

8 января верующие празднуют Собор Пресвятой Богородицы. В этот день в церквях поют кондак праздника Собор Пресвятой Богородицы: «Превечно Рождающийся еще до утренней зари сегодня воплотился от Тебя. Звезда благовествует магам, и ангелы воспели пастухам о несказанном Рождестве Твоем, о Благодатная».

Как же возник и что символизирует этот праздник? По древним христианским преданиям, выполняя обет своих родителей, Дева Мария с трех до пятнадцати лет жила при Иерусалимском храме. Когда же на пятнадцатом году она должна была оставить храм, то, по решению священников, Она была обручена со Своим дальним родственником, благочестивым старцем Иосифом. Дева Мария поселилась в его доме в галилейском городе Назарете. Именно здесь, за девять месяцев до Рождества Христова, совершилось явление ей архангела Гавриила. Это он возвестил Деве Марии благую весть о грядущем чудесном, сверхъестественном рождении от Нее Сына Божия, Спасителя мира (не случайно имя Иисус, которое предрек архангел Богомладенцу, в переводе с еврейского означает «спаситель»).



По тексту Евангелия, «архангел Гавриил произнес: «Радуйся, Благодатная! Господь с тобою: благословенна Ты в женах!». Эти слова впоследствии Церковь ежедневно повторяла и повторяет в молитве: «Богородице Дево, радуйся!»

Как говорит Евангелие, «Она же, увидевши его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей ангел: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога, и вот зачнешь во чреве, и родишь сына, и наречешь ему имя Иисус; Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и царству его не будет конца…».

Вот эти строки из Евангелия непременно вспоминал и перечитывал каждый верующий человек на Руси в день великого праздника – Благовещения Пресвятой Девы. Именно это событие послужило истоком праздника, который пользовался такой популярностью и любовью у православных христиан ранее.

Благовещение Пресвятой Богородицы всегда считалось великим двунадесятым праздником. То есть это был один из 12 главных церковных праздников, важнее которых считается только Пасха. Еще святой Иоанн Златоуст называет Благовещение «первым праздником» и «корнем праздников».


Благовещение – величайший христианский праздник, ранее он был одним из наиболее почитаемых на Руси. В народе даже было такое предание: «Благовещение – самый большой у Бога праздник».

Нынешнее, известное нам название праздника, да и сама знакомая нам традиция его празднования установлены в VII веке. До этого данное событие также праздновалось верными христианами, но носило другое название – «Зачатие Христа», «Начало Искупления». И только лишь с середины VII века в Византии было принято существующее и ныне название – «Благовещение Пресвятой Богородицы».

Благовещение – величайший христианский праздник, ранее он был одним из наиболее почитаемых на Руси. В народе даже было такое предание: «Благовещение – самый большой у Бога праздник». Веру в величие этого христианского события также поддерживало то, что на Руси среди крестьянства бытовало мнение: «На Благовещение и на Пасху грешников в аду не мучат».

Кроме того, ранее на Руси величие Благовещения подкреплялось и памятью о некоторых языческих традициях – считалось, что этот день – третья встреча весны (первая встреча – на Сретенье, вторая – на Сороки). Существовала примета, что «на Благовещение весна зиму поборола». Именно поэтому долгие годы и века сохранялась традиция, что люди, звери, птицы и растения радуются этому дню, и даже само солнышко в этот день «играет» так же, как и на Пасху.

Еще одна интересная традиция свято соблюдалась верующими христианами. Именно в день Благовещения на волю отпускали из клеток птиц. Как считали многие церковнослужители, именно этот простой земной символ безошибочно обозначал глубинный смысл праздника – радостную весть об освобождении из рабства греха, открывающиеся для человеческой души Небеса, стремительный взлет человеческого духа к Богу. Кроме того, белая голубка, которая взмывала в небеса, отпущенная на Благовещение, символизировала также нежную и возвышенную душу Богородицы. Эта душа, подобно чистой, белоснежной и хрупкой птице, преодолевает бесконечную черную бездну, в которую погрузило мир грехопадение.

И сквозь мрак и холод долетает непорочная голубица до престола Всевышнего.


АФОРИЗМЫ

Иерихонские трубы. Выражение возникло в связи с тем, что стены неприступного города пали, как только вострубили над ним трубы ангелов.

Именно с этим образом голубицы и связаны многие принятые ранее в народе традиции празднования Благовещения. Так, например, в деревнях отпускать птиц непременно шли молодые парни и девушки. Каждый считал большим счастьем и удачей, если именно он участвовал в церемонии. Всей деревней – и старый, и молодой собирались посмотреть на птичий полет.

Происходило в деревнях это событие сразу после обедни. Молодые люди выпускали своих птиц и смотрели, куда они полетят. Самым счастливым и благословенным считался тот человек, чья птица летела не в сторону, а прямо и быстро вверх, не задерживаясь и никуда не отклоняясь, вплоть до того момента, пока не пропадала из виду и все, даже самые зоркие не могли ее увидеть. Считалось, что эта птица полетела прямо к Богу просить у него милости для того, кто ее выпустил. А если через некоторое время птица сама возвращалась и пролетала неподалеку от выпустившего ее, то это считалось особой Божественной милостью.



Однако подобным образом выпускали из клеток только недавно пойманных, диких птиц, а не домашних голубей.

Одной же девушке, заслужившей всеобщее одобрение своим благочестивым поведением, в селах доверяли выпустить дикую белоснежную голубку. Это событие в деревнях происходило уже после того, как все остальные птицы уже были отпущены на волю.

В Москве такой обряд – отпускание птиц на волю – совершался против Охотного ряда. С раннего утра туда приходил народ, люди покупали птиц в клетках и своими руками здесь же отпускали их на волю. Раньше на исполнение этого обычая собирались со всех сторон, птиц выпускали в течение целого дня, площадь была заполонена людьми. Только к ночи они расходились по домам.


Старые люди в деревнях на Благовещение непременно рассказывали детям легенды о том, что именно за работу в этот великий праздник был ослеплен крот, так как он копал землю в святой день.

Этот праздник так ценился в народе, что считали большим грехом выполнение в этот день какой-либо работы: «Красна девка косы не плетет, птица гнезда не вьет». В обиходе трудовой деревенской жизни сам праздник всегда считался днем полнейшего покоя и свободы. Старые люди в деревнях на Благовещение непременно рассказывали детям легенды о том, что именно за работу в этот великий праздник был ослеплен крот, так как он копал землю в святой день. Или же повествовалась легенда о кукушке, которая наказана за то, что пыталась свить гнездо на Благовещение, – с тех самых пор она не имеет своего гнезда и должна подкидывать свои яйца.

Особенностью этого удивительного светлого дня было также то, что не веселое разгулье, а именно сосредоточенное, несколько даже молчаливое раздумье сопровождало празднование Благовещения на Руси.

Кроме того, в народе сохранялось устойчивое поверье, что как этот день проведешь, так и весь год пройдет. Поэтому люди старались ни в коем случае не ссориться, ни с кем не ругаться, а весь день радоваться и сохранять хорошее настроение.

Среди женщин бытовала примета, что не только нового дела в Благовещение нельзя было начинать, но и нового наряда, новой одежды носить не рекомендовалось. Считалось, что нельзя на Благовещение надевать что-то новое, иначе обязательно порвешь или испортишь.

В этот день православные христиане приносили общественные молитвы, читали пророков и Евангелие, причащались святых даров. Не побывать в такой великий праздник в церкви на заутрене считалось большим грехом. Богатые делали приношения в церковь, которые раздавались нищим, вдовам и всем нуждающимся. Ну а после того как верующие посещали церковь (до причастия ни есть, ни пить не разрешалось), праздник отмечали в тесном семейном кругу, среди родных и близких.


ДЕЯНИЯ И ЧУДЕСА СВЯТЫХ

Блаженный Иоанн Московский (XVI в.) в молодости трудился на солеварнях. Но тяжелый свой труд он совмещал со строгим постом и молитвою. В Ростове стал носить вериги, а на голове железный колпак. В Москве ходил босой и почти нагой даже в самые лютые морозы. Здесь он почитался как провидец и чудотворец. Перед смертью у него открылся дар исцеления.

Огонь в день Благовещения в селах старались не зажигать – считалось большим грехом сидеть и работать в этот день при огне, крестьяне верили, что за это будут прокляты. Кроме того, особой традицией во многих селах было бросание в печь щепотки соли на Благовещение. Это совершали в присутствии всей семьи. Торжественно глава семьи бросал в печь соль и призывал благословение Божье на дом. Но печь не растапливали. Все хозяйки помнили, что «под дымом не сидят», то есть не готовят горячего и печи не топят.

Многие поселяне под Благовещенский вечерок тайно от окружающих приносили кочан капусты в свой подвал и клали его на землю. Этот кочан непременно должен быть первым, сорванным осенью с грядки, его специально помечали. На другой день, возвратившись с обедни, положивший внимательно рассматривал кочан. Считалось, что некоторые счастливцы находили в нем семена, от которых родившуюся потом капусту никакой мороз не в силах убить.

Во многих селениях Тульской и Орловской губерний долгое время на Благовещение сохранялись древние языческие традиции встречи в этот день весны. Поселяне ночью под Благовещение сжигали свои соломенные постели, скакали через огонь и окуривали свои платья. Делали они это для того, чтобы избавить себя от порчи и оградить от каких-либо заболеваний. Кроме того, во многих селах на Руси, как и в этих губерниях, с вечера Благовещения все молодые переселялись в холодные клети, в избах оставались лишь старики, больные и дети. Считалось, что сон на холоде укрепляет здоровье.

Особой любовью в народе этот праздник пользовался также потому, что Благовещение приходилось почти всегда на период Великого поста. Этот светлый праздник, приносящий в душу радость весяны, позволял людям не только вкусить скоромное – постное масло, рыбу, сладости, немного вина, – но и отдохнуть и возрадоваться душой. Ведь Благовещение – праздник, озаряемый сиянием Пасхи, кроме того, он предвещает, является ожиданием величайшего светлого Христова Воскресения.


Благовещение – праздник, озаряемый сиянием Пасхи, кроме того, он предвещает, является ожиданием величайшего светлого Христова Воскресения.

ПОСТНЫЕ КУШАНЬЯ

Запеканка «Лесная сказка»

Требуется: 200 г сушеных грибов, 1/2 кг картофеля, 200 г репчатого лука, соль, 50 г растительного масла.

Способ приготовления. Замочите грибы на ночь, а наутро сварите их в той же воде. Откиньте грибы на дуршлаг, дайте воде стечь и нарежьте их крупными кусками. Лук мелко порубите и пожарьте на растительном масле. Когда лук будет готов, добавьте грибы, накройте крышкой и тушите еще минут 10. Картофель отварите, очистите и нарежьте пластинками, посолите. Смажьте глубокую форму растительным маслом, выложите в нее слоями картофель и грибы и выпекайте до золотистой корочки.

«Вершки и корешки»

Требуется: 500 г свежих или 100 г сушеных грибов, 500 г свежей белокочанной капусты, 60 г растительного масла, соль.

Способ приготовления. Капусту нашинкуйте, перетрите с солью и поставьте тушить, накрыв жаровню крышкой. Если вы используете сушеные грибы, то замочите их заранее в холодной воде и отварите. Свежие грибы почистите, помойте и нарежьте кусочками. Добавьте грибы в жаровню с капустой, перемешайте, посолите по вкусу и продолжайте тушить еще 30–40 минут.

Тушеная рыба «Царь-горшок»

Требуется: 500 г рыбы, 150 г лука, 60 г растительного масла, соль, лавровый лист, перец горошком, зелень петрушки, 1/3 стакана молока, 3 ст. л. муки.

Способ приготовления. Рыбу очистите, промойте водой и посолите. Порежьте рыбу средними кусочками и обваляйте их в муке. Нагрейте растительное масло на сковороде и обжарьте на нем рыбу до образования золотистой корочки.

Лук почистите и порежьте тонкими кольцами. Отдельно от рыбы обжарьте. В глиняный горшок уложите рыбу, посыпая обжаренным луком каждый кусочек. Посолите, добавьте специй по вкусу. Содержимое горшочка залейте молоком. Духовку нагрейте до средней температуры, поставьте туда горшочек с рыбой и тушите около 10–15 минут. Готовое блюдо посыпьте измельченной зеленью петрушки.

СОЧЕЛЬНИК

Для многих верующих первым большим праздником в году является предрождественский сочельник. Именно он дарит нам массу радостных ожиданий и надежд, внушает любовь к ближним, сознание того, что в тебе кто-то нуждается, а также ощущение духовной чистоты и глубокого успокоения. Хотя по большому счету настоящим праздником, в привычном для многих из нас смысле, сочельник не назовешь.

Дело в том, что если в Европе этот день встречается с большим весельем и размахом, что распространяется в первую очередь на оформление праздничного стола, то в нашей стране радость ожидания Рождества несколько омрачается из-за необходимости соблюдать строгий пост.

Известно, что Рождество отмечается два дня: 6 января (24 декабря) – так называемое навечерие Рождества Христова, рождественский, или первый, сочельник, и 7 января (25 декабря)

– Рождество Христово.

Сочельник завершает длительный Филипповский пост, который начинался 27 ноября (по новому стилю), на другой день после празднования памяти апостола Филиппа. Пост был строгий, в народе говорили: «Кто о Филипповках не постится, у того ржи не уродится». Утешением для любителей скоромных застолий было то, что «пост – не мост: можно и объехать». Год кончался, все тяжкие работы и заботы по хозяйству миновали, почему бы и не погулять вволю?! «О Филипповках и постись, и молись, да и чарку мимо рта не пронеси». Следуя поговорке, многие лихо «объезжали» строгие запреты, уповая на «милость Божью».

И все-таки в канун Рождества – самого большого и торжественного праздника зимы (если не всего года) – строгость поста по возможности старались соблюсти. Если не в еде, то во всяком случае в быту, в общении с окружающими, особенно близкими людьми. Просыпаться в сочельник следовало с добрыми мыслями, а заканчивать этот день надлежало добрыми поступками, которые являлись своеобразным ключом к новому году, светлому и ознаменованному надеждами на лучшее.


12 АПОСТОЛОВ

Господь Иисус Христос принял Крещение от святого Иоанна Крестителя и удалился в Галилею. Там он поселился в городе Капернаум возле Геннисаретского озера. С этого дня Иисус стал проповедовать и говорить людям: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Господь избрал себе 12 учеников, это были: Симон (его Христос нарек Петром), Иоанн, Иаков, Филипп, Варфоломей, Матфей, Фома, Иаков Алфеев, Фаддей, Симон Кананит, Иуда Искариот, который предал Господа Иисуса Христа.

Сочельник был днем постной службы, когда ничего нельзя было есть вплоть до появления первой звезды. А до тех пор разрешалось вкушать только специальное блюдо – «сочиво», представляющее собой рисовую или ячменную кутью с медком и пшеничным хлебом. Именно благодаря названию блюда канунный день Рождества был назван «сочельником».



Традиция с большой пышностью отмечать навечерие Рождества (как официально называют сочельник) пришла из Византии. Уже в IV веке здесь были определены правила празднования, которые являлись тем более обязательными, если день выпадал на воскресенье. В предрождественскую ночь читаются «царские часы», которые называются так потому, что в древности на них всегда присутствовали византийские императоры.

К достойному празднованию Рождества Христова верующие приготавливались сорока-дневным постом. Рождественский пост, предшествовавший ему, напоминал о необходимости строгого воздержания. Разумеется, воздержания не только от пищи скоромной, но и от дурных поступков, различных проявлений собственного эгоизма, грубости, черствости. Согласно церковному уставу, в этот день полагалось употреблять в пищу так называемое пресное «сочиво», то есть сушеные хлебные зерна, размоченные водой (не разрешался даже мед).


Рождество отмечается два дня: 6 января (24 декабря) – так называемое навечерие Рождества Христова, рождественский, или первый, сочельник, и 7 января (25 декабря) – Рождество Христово.

Поздно ночью в церквях начинались рождественские службы, которые заканчивались к 5 часам утра. Церкви украшались еловыми ветвями. Наряженные ели ставились возле храмов, а также в домах, сохраняясь в течение Святок.

Что касается самих верующих, они задолго до праздника Рождества Христова готовили друг другу подарки, причем не только своим родным и близким, но и соседям. Вместе с тем не забывали о праздничном столе с щедрым угощением и традиционным рождественским гусем, попробовать которого, однако, можно было только после продолжительной ночной службы в церкви.

Раньше на Руси стол, на котором ставили трапезу, устилался соломой или сеном. Это делало стол, а также лавки похожими на те ясли, в которые после рождения был положен Спаситель. Перед началом трапезы хозяин зажигал лампаду у образов в так называемом красном углу, ставил там восковые свечи, произносил вслух молитвы, и только после этого все семейство принималось за еду.

Грубым нарушением рождественских обычаев и традиций считалось празднование без одарения бедных. Перед трапезой им обычно выносили угощение и недорогие подарки. Вообще, в сочельник помогали, чем могли, немощным, старым, обделенным жизнью, посещали больных, старались сделать какое-нибудь доброе дело. В сочельник нужно быть как можно более внимательными друг к другу. Ссориться в этом день, обижать кого-либо, а особенно матерей, причинять огорчения близким и знакомым считалось очень большим грехом. Тот, кто нарушал подобное правило, считался «оставленным богом» на весь последующий год.


Раньше на Руси стол, на котором ставили трапезу, устилался соломой или сеном. Это делало стол, а также лавки похожими на те ясли, в которые после рождения был положен Спаситель.

ПРОРОКИ, ВОСШЕДШИЕ НА НЕБО

Святой пророк Иезекииль (VI в. до Рождества Христова) был ветхозаветным священником. Он попал в вавилонский плен во время второго нападения на Иерусалим Навуходоносора. Когда он жил в плену, на реке Ховар ему было открыто будущее еврейского народа и всего человечества. Книга пророчеств Иезекииля включена в Библию. Сам же пророк был жестоко казнен, его тело разорвали на части дикие кони.

В народе предрождественские часы, помимо сочельника, назывались свят-вечером, а также сочевником. Традиционно это время ассоциировалось с колядой и кутьей.

Отмечая свят-вечер, каждый русский человек старался твердо выполнить уже упомянутый нами завет: «В свят-вечер не едят до звезды». Запрет есть до вечерней звезды усиливал моральное и физическое испытание, налагаемое сорокадневным постом. Тот, кто выдерживал его, мог считать себя настоящим христианином и имел право наградить себя и своих близких обильной трапезой. А чтобы хотя бы как-то скоротать время до начала празднования и отвлечься от мыслей о еде, люди совершали знаменитые и по сей день популярные обряды: коляду (старинный рождественский обряд прославления праздника песнями, а также сами песни), угощение кутьей, пение, гадание и т. д.

В старину в замосковских селениях в богато украшенных санях возили Коляду – девицу, одетую поверх платья в большую белую рубашку. При этом пели песни: «Уродилась Коляда накануне Рождества» или «Шла Коляда из Новгорода…». Как только начинало заметно темнеть, забавные колядки сменялись песнями на известный библейский сюжет о том, как родился Христос, как в гости к хозяину пришли Божьи посланники. Основная цель колядования заключалась в пожелании счастья, богатства и хорошего урожая.

Для вечерней, еще не праздничной трапезы готовилась каша из круп, а из зерен пшеницы и ячменя – кутья сочельницкая. Последняя вместе с взваром были самыми важными блюдами. Кутью обычно приготавливали из вареных зерен пшеницы или ячменя, позднее – из риса; взвар состоял из яблок, груш, слив, изюма, вишен и других плодов, сваренных в воде. Кутья и взвар имеют символическое значение: первую едят при похоронах и поминовении умерших, а взвар – при рождении ребенка. Одновременное приготовление и употребление этих блюд как бы соединяет воспоминания о рождении и смерти Христа.

В соответствии со старинными обычаями, к этому дню из пшеничного теста приготавливали изображения животных: коров, быков, овец и домашних птиц. Их выставляли на окна для показа тому, кто проходил мимо, а также ставили с утра в горнице на общем столе «красоваться». Вечером же фигурки из теста в качестве подарков рассылали родным, знакомым и соседям.

Вечером, перед тем как сесть за стол, на котором, как уже говорилось, главным яством должна быть медовая кутья, селяне всей семьей выходили во двор – глядеть на звезды. Высматривали «путеводную», а заодно по приметам рождественской ночи определяли будущий урожай, благополучие в хозяйстве. Если ночь темная и звездная, то следовало ожидать большого приплода скота, а в лесу – обилия ягод и грибов. Иней на деревьях – к хорошему урожаю хлебов.

В сочельник вспоминали множество старинных примет, пословиц, поговорок. Вот лишь некоторые из них: «Коли в кутью тропинки черны – урожай на гречу», «Если в сочельник на небе много звезд – будет много грибов». Повсеместно считалось, что в это время «Не кормят кур, чтобы огороды не копали», «Спутывают ноги столу, чтобы скот не бегал», а также что «ткать грешно – несчастье угодит в праздник».

Считалось, что очищенный сорокадневным постом человек имеет право заглянуть в будущее. Делалось это обычно с помощью полушутливых рождественских гаданий, в осуществлении которых принимало участие большое количество людей – преимущественно молодежи. Особенно волновались девушки-невесты о замужестве в новом году: каков будет суженый, какое житье-бытье их ожидает.

Сняв башмачок или валенок, кидали за ворота. Если он падал носком к воротам – значит еще рано выходить замуж, а если в любую другую сторону – следовало ожидать жениха, причем оттуда, куда укажет носок валенка. Под Рождество гадали на воске: сначала его растапливали, а потом выливали в сосуд с водой. Если получилось колечко – к замужеству, развалины – к беде. Смотрели на небо: в какой стороне звезда упадет – там твой суженый живет.


ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

14 января – Обрезание Господне. Сказано: «Господь терпит за всех обрезание, человеческие прегрешения обрезая, давая спасение миру. Восседая на огненном Престоле вместе с безначальным Отцом и Божественным Твоим Духом, благоволил родиться на земле от безбрачной Девы, Твоей Матери, почему и был обрезан, как человек, на восьмой день. Слава благому Твоему решению, слава Твоему попечению, слава Твоему снисхождению, единый Человеколюбивый».


Считалось, что очищенный сорокадневным постом человек имеет право заглянуть в будущее. Делалось это обычно с помощью полушутливых рождественских гаданий, в осуществлении которых принимало участие большое количество людей – преимущественно молодежи.

А чтобы определить, каким этот суженый будет, гадали следующим образом: бросали ночью пригоршнями снег – если он падал быстро и слышно, то муж будет молодым, если, наоборот, тихо и неплотно – быть за старым и глухим. Ходили в темноте в сарай с дровами, брали полено из поленницы и потом при свете лучины его осматривали: если полено попадалось с трещинками, то муж будет дурной и сердитый, если гладкое – хороший, ласковый.

Хозяева пытались выведать, каковы будут весна и лето, сулят ли они урожай и благополучие. В рождественский вечер шли на гумно, вынимали зубами из стожка соломинку. Если попалась с колоском – будет урожай, пустая – опасайся недорода. Мяли кусок бумаги и сжигали его на тарелке, загадывая желание. Исполнится оно или нет, можно было определить по тени, которую отбрасывал на стену сожженный комок. В полночь между двумя зеркалами ставили две свечи и смотрели в зеркало: что почудится, то и сбудется. Ждали вещего сна, а чтобы он сбылся, клали хлеб и ножницы под подушку.

Перед сочельнической трапезой глава семьи брал в руки горшок с кутьей и трижды обходил с ним вокруг избы. Возвратившись, несколько ложек кутьи хозяин выбрасывал за дверь на двор, угощая духов. И, широко открыв дверь, приглашал на кутью мороз и просил его не нападать весной «на жито, пшеницы и всякую пашицу», то есть не губить посевы. Ели кутью молча из общей чашки. В недоеденной кутье нужно было оставить свои ложки, что символизировало подаяние бедным странникам.

Этот древний обряд совершался с большой серьезностью и строгостью, хотя и воспринимался крестьянами как своеобразная игра, забава. Он вносил в настроение всех обитателей дома оживление и духовную легкость. Кутейный вечер воспринимался как начало праздника, долгого и затейливого.

С сочельника, как известно, начинаются Святки, которые продолжаются 12 дней. Это, безусловно, самое праздничное событие января: время веселых и окрыляющих забот и забав, наполненных торжественным одухотворением. Каждый получает возможность обновиться заново, вместе с рождением Божьего Сына и наступлением Нового года. А вместе с тем – приоткрыть завесу, скрывающую от человека его будущее.

Несмотря на то что православная церковь издавна порицала бытовую ворожбу и различные способы гадания, три дня в году считались едва ли не обязательными для определения своей судьбы. Это были сочельник, Новый год (по старому стилю) и Крещение.

Именно в это время большое значение придавалось общеизвестным приметам, заклинаниям и поверьям, которые являлись непременной частью предрождественских обрядов. Женщины в свят-вечер мотали тугие клубки пряжи, чтобы будущим летом уродились крупные кочаны капусты. Матери заневестившихся дочерей прислушивались: откуда слышится лай собаки, оттуда и свах ждать нужно. И задумывались: с которого двора? Разговоров хватало на весь вечер, который, из-за ожидания обильной трапезы, всем казался слишком долгим.

В тех губерниях, где занимались льноводством, крестьянки устраивали специальное гадание: под скатерть на столе прятали горстку злаковой соломки и затем наугад вытаскивали по одной. По длине вытащенной соломки определяли длину будущего льняного волокна. Нередко это гадание превращалось в веселую игру, имевшую, однако, глубокий символический смысл. Вслед за женщинами за вытаскивание соломинок принимались мужчины. Если вытаскивали обмолоченный колосок, следовало ожидать богатый урожай хлебов, а длинная и тонкая былинка сулила хороший сенокос. Гадание на соломке сопровождалось песнями и шутками. Обычно после этого мужчины выходили во двор и поджигали наложенную загодя кучу сухого навоза: чтобы родителям на том свете тепло и светло было.


Несмотря на то что православная церковь издавна порицала бытовую ворожбу и различные способы гадания, три дня в году считались едва ли не обязательными для определения своей судьбы. Это были сочельник, Новый год (по старому стилю) и Крещение.

Свои гадания были и у девушек. Юные селянки веселой гурьбой ходили в полночь к запертым церковным воротам и подслушивали. Той, которой чудился звон колокольчика, следовало ожидать скорого и удачного замужества. Глухой стук означал могилу, смерть.

Возвратившись, девушки гадали дома. И здесь начиналось то самое таинственное «действо», описание которого встречаем в балладе Жуковского:

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны:

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны…

Думаем, что вам будет чем заняться накануне светлого праздника Рождества Христова. Те, кто не верит в гадания, могут сходить в гости к друзьям, взяв в качестве подарка и угощения печенье в виде фигурок зверей и кутью. Советуем вам посетить церковь, принять участие хотя бы в начале церковной службы, почувствовать значимость наступающего праздника. Большинство из нас забывает, что сочельник – своего рода испытание для верующих, требующее строгого воздержания и умеренного веселья. Предрождественские часы нужно посвятить родным и близким, в особенности детям, которые наверняка проявят интерес к истории рождения Иисуса Христа, рассказанной вами при тихом мерцании свечей на елке.


АФОРИЗМЫ

Взойти на Голгофу. Это памятное событие, когда Иисуса Христа вели на Голгофу для казни. Тяжелый путь – когда Спаситель терпел издевательства и насмешки глумливой толпы, но продолжал идти.

БЛЮДА К СОЧЕЛЬНИКУ

Кутья медовая

Требуется: 2 стакана риса, 4 стакана воды, 1 стакан меда, 1/2 стакана изюма, 1/2 стакана лесных орехов, 1/2 ч. л. соли.

Способ приготовления. Переберите рис, всыпьте его в кастрюлю, залейте водой и доведите до кипения, затем посолите и дождитесь, чтобы вода в кастрюле выкипела до уровня риса, убавьте огонь, накройте кастрюлю крышкой и варите рис до готовности – на это потребуется еще минут 7–10. Если варить рис таким способом, то он получится рассыпчатым и пышным.

Сварив рис, выложите его на блюдо, чтобы он остыл, а сами тем временем пререберите изюм, очистив его от палочек и мусора, промойте его несколько раз и залейте на 20–30 минут теплой водой, чтобы он набух. Орехи мелко порубите ножом.

Откиньте изюм на дуршлаг, чтобы он обсох, затем смешайте изюм с орехами и половиной меда. Остальную половину смешайте с рисом. Смешайте рис с 2/3 начинки и выложите его на блюдо, а оставшуюся орехово-изюмную смесь красиво разложите поверх кутьи.

Подавать кутью следует с медовым напитком, или взваром.

Медовый напиток

Требуется: по 150 г любых сухофруктов – яблок, груш, чернослива, вишни, 1/2 стакана липового меда, 1/2 л воды.

Способ приготовления. Замочите сухофрукты в холодной воде на 1 час, затем залейте холодной водой и доведите до кипения. Как только вода закипит, убавь огонь и варите компот до тех пор, пока фрукты не станут мягкими. После этого снимите компот и остудите его до комнатной температуры. В остывший компот положите мед и размешайте.

Творог «Мозаика»

Требуется: 1 кг творога, 1 стакан сметаны, 1 стакан сахара, 1 пакетик ванилина, 1/2 стакана изюма, 1/2 стакана лесных орехов, 1/2 стакана цукатов.

Способ приготовления. Творог смешайте с сахаром, сметаной и ванилином, перемешайте миксером. Изюм переберите, очистите от веточек и замочите в теплой воде на 2 часа. Цукаты измельчите. Добавьте в творог изюм, орехи и цукаты, тщательно размешайте.

Творог «Зимняя вишня»

Требуется: 1 кг творога, 1 стакан сметаны, 1 стакан сахара, 2 стакана вишни без косточек, 1 стакана клюквы, сок 1/2 лимона.

Способ приготовления. Смешайте сметану и сахар, влейте в творог и размешайте вилкой. Можно протереть эту смесь сквозь сито, чтобы она стала однородной. Добавьте в творог лимонный сок. Если вы используете замороженные клюкву и вишню, то не размораживайте их. Если вы берете вишню из компота, то откиньте ее на дуршлаг и подождите, пока стечет сок. В вазу, в которой вы планируете продавать творог, слоями выкладывайте ягоды и творог. Последним слоем положите творог и посыпьте его вишней.

Однако из творога можно готовить не только сладкие, но и соленые и даже острые кушанья. Например, попробуйте подать на стол такую закуску:

Острая закуска «Смех сквозь слезы»

Требуется: 500–700 г творога или сыра, 250 г майонеза, 8 зубчиков чеснока, 1 пучок свежей зелени или 50–70 г замороженной, 2 ч. л. красного перца, 1/4 стакана грецких орехов, 4 ч. л. соли.

Способ приготовления. Если вы готовите из творога, то пропустите его через мясорубку, если же вы используете сыр, то натрите его на терке. Зелень порубите, черенком ножа разотрите чеснок с солью. Соедините подготовленные компоненты, посыпьте красным перцем и грецкими орехами, залейте майонезом и тщательно перемешайте.

МАЛЫЙ ПОСТ

Более двухсот дней в году надлежит поститься православным людям. На Руси бытовало предание, что «кто все четыре поста постится, за того все четыре евангелиста будут молиться». Одним из этих постов, почти столь же долгим, как и Великий пост, но не таким строгим, считался Рождественский (или Предрождественский) пост.

Этот пост являлся для верующих своеобразным путем, позволяющим очистить тело и душу человека перед величайшим событием – Рождеством Христовым. Церковь рассматривает пост как подвиг покаяния, когда воздержанность, аскетический образ жизни на земле обусловливают блаженство в загробном мире. Это относится также и к Рождественскому посту, хотя он и не очень строгий и даже считается «светлым», «радостным», в какой-то степени праздничным.

Рождественский пост всегда приходится на одно и то же время – с 28 ноября по 6 января включительно. Он продолжается ровно сорок дней. Таким образом, он лишь немногим короче Великого поста, который продолжается сорок дней и еще одну Страстную неделю.

Рождественский пост был установлен церковью как предваряющий праздник Рождества, отсюда и его название. Его же называют и Предрождественским. В то же время Рождественский пост, предваряющий приход в мир Спасителя, величайшее событие, называется радостным. Поэтому он не такой строгий, как Великий и Успенский посты.

Считалось, что именно этот пост поможет достойно подготовить верующих к празднованию дня рождения Иисуса Христа. Ведь именно в эти дни, по христианским преданиям, отправилась в путь скромная и на первый взгляд малоприметная семейная пара – старец Иосиф и Дева Мария. В эти дни начиналось спасение рода человеческого, по мнению верующих христиан, и поэтому вот уже две тысячи лет верующие посвящают эти дни сугубому посту и молитве, как бы следуя душой в Вифлеем – вслед за Девой, готовящейся стать Матерью Спасителя мира.


Рождественский пост был установлен церковью как предваряющий праздник Рождества, отсюда и его название. Его же называют и Предрождественским.

Рождественский пост именовали также и Филипповым постом. Такое название возникло по имени апостола Филиппа, одного из учеников Иисуса Христа, распятого на кресте вниз головой за проповедь Слова Божия. Святой апостол Филипп был одним из двенадцати учеников спасителя, уверовал Ему с самого начала Его земного служения. Имя апостола Филиппа несколько раз упоминается в Евангелии: он привел к Господу апостола Нафанаила, эллинов, желающих видеть Христа, во время Тайной Вечери именно апостол Филипп спрашивал Спасителя о Боге-Отце.


ДЕЯНИЯ И ЧУДЕСА СВЯТЫХ

Святой Антиох (IV в.) исцелял больных. Римляне, видя его силу, решили расправиться с ним. Но святой Антиох остался невредимым, когда его бросили на растерзание диким зверям. Не пострадал он также и тогда, когда его бросили в кипящую воду. От его молитв в прах рассыпались языческие изваяния. У язычников настолько силен был страх перед ним, что его обезглавили.

После Вознесения Господня апостол Филипп проповедовал слово Божие в Иудее, Греции, Сирии, Малой Азии. В городе Иераполе Фригийском он посрамил жрецов языческого храма, посвященного змеям, и был за это распят на кресте. В возрасте 87 лет святой апостол принял мученическую кончину. Поэтому 27 ноября все верующие на Руси говели, присутствовали на церковной службе и скорбели в память погибшего апостола.



Рождественский пост именуется Филипповым, так как начинается на следующий день после дня памяти святого апостола Филиппа. День же его памяти – 27 ноября – заговенье на Малый пост.

В этот день (заговенья) верующие христиане старались не есть мясных продуктов, ограничивали вообще прием пищи животного происхождения. В монастырях же в день заговения не вкушали пищу вообще.

В Рождественский пост верующие придерживались церковного канона, рекомендующего не есть мясного, рыбного и молочного. Но все-таки некоторое послабление позволялось истинным христианам, соблюдающим пост, в субботу и воскресенье. Эти два дня считаются «елейными», так как именно в эти дни в церквях происходило помазание елеем – нанесение на лоб символического очищающего креста. Поэтому по субботам и воскресеньям в нестрогий. Предрождественский пост дозволялось есть растительное масло, рыбу, морепродукты, некоторые сладости и вино.

Рыба и морепродукты разрешаются и в большие праздники, выпадающие на Рождественский пост. К таким праздникам, помимо Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), относятся: дни поминовения святого Николая (19 декабря), апостолов Матфея (29 ноября) и Андрея Первозванного (13 декабря), праведного Иоанна Кронштадского (2 января), святого Петра, митрополита Московского (3 января), преподобного Иоанна Дамаскина (17 декабря), преподобного Саввы освященного (18 декабря), Великого князя Александра Невского (6 декабря), великомучениц Варвары (17 декабря) и Екатерины (7 декабря), празднование дня иконы Божией Матери «Знамение» (10 декабря).

На Рождественский пост, в отличие от поста Великого, дозволительно было употреблять растительное масло во все дни, кроме понедельника, среды и пятницы – постных дней, соблюдаемых в течение всего года. Также мягкость этого поста проявлялась в том, что не требовалось в первую неделю соблюдать сухоядение – то есть есть не вареные, а лишь свежие и квашеные овощи.


На Рождественский пост, в отличие от поста Великого, дозволительно было употреблять растительное масло во все дни, кроме понедельника, среды и пятницы – постных дней, соблюдаемых в течение всего года.

Хотя, безусловно, в первый и последний дни Рождественского поста церковными традициями рекомендовалось постящимся ограничить себя в еде или даже не употреблять пищи совершенно. Разрешались лишь несладкие (конечно, не спиртные) напитки, хотя предпочтение отдавалось чистой воде. Если же человек не в силах был таким образом очищать свой организм, рекомендовалось в первый день поста ограничиваться сухоядением. То есть можно было употреблять лишь хлеб, свежие овощи и фрукты.

В старину те, кто соблюдал сухоядение (а это делали почти все), вкушали только постную холодную (не приготовленную на огне) пищу без масла и даже пили неподогретое питье. Наиболее благочестивые люди, несмотря на то что этот пост нестрогий, в первый день пили только простую воду, ели просфоры и немного хлеба с солью. Лишь затем они переходили на пищу, исключающую животные жиры.

В этот пост, в отличие от Великого поста, разрешалось умеренно употреблять семечки, мед и орехи.

Разрешены были всевозможные сухофрукты, а также квашеные, соленые овощи и фрукты. Далее, за исключением субботних и воскресных, все последующие дни поста, а особенно по понедельникам, средам и пятницам (постные дни), рекомендовалось «варение без елея». То есть разрешалось есть уже не только свежие и квашеные, соленые овощи и фрукты, но и вареные, только без добавления растительного масла (не говоря уж о каких-либо животных жирах). Но так как пост был нестрогий, то по субботам и воскресеньям, как и по праздникам, верующие могли есть растительное масло и даже рыбу, хотя и в небольших количествах. Недозволительными в это время считались лишь какие-либо животные жиры (мясо, жир, молочные продукты, сыры).


12 АПОСТОЛОВ

12 учеников, которых избрал Иисус Христос, были простыми людьми, но они стали друзьями и учениками Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия. Первыми его учениками были рыбаки Симон (Петр) и брат его Андрей. Они ловили рыбу в Галилейском море. Господь сказал им: «Идите за Мной, Я сделаю вас ловцами человеков». Иисус Христос сказал братьям, что научит их спасать заблудших людей от грехов и приводить их к истине.

Но следует учитывать, что церковь оговаривает – больным, беременным, маленьким детям, а также людям, занятым тяжелым физическим трудом, разрешается некоторое послабление поста, чтобы пощение не привело к упадку здоровья. Безусловно, это не значит, что верующий христианин позволял себе полное освобождение от поста и употреблял мясные продукты в не положенные уставом дни. Послабление касалось прежде всего молочных продуктов, растительного масла, рыбы.

А ранее на Руси ослабление поста допускалось лишь с особого разрешения священноначалия для каждого верующего человека. Этот вопрос обязательно обсуждался с приходским священником, и верующий непременно следовал его совету. Но даже в этом случае, приходя на исповедь, верующий непременно должен был вспомнить об этом нарушении и принести покаяние.

Но традиции соблюдения поста на Руси ранее затрагивали не только определенные ограничения в пище. Изменялась как духовная, так и физическая жизнь, поведение людей. С началом Предрождественского поста приходские священники ходили по домам с «постной молитвой», что являлось пастырским, отеческим обозрением своего прихода. Верующие старались хотя бы два-три раза в неделю неукоснительно посещать церковные службы. По воскресеньям же пропустить службу в церкви считалось совершенно недопустимым и дозволялось лишь маленьким детям и больным.

Соблюдение поста верующими людьми подразумевает не только определенные ограничения в еде, но и (это даже считается более важным) сдерживание себя в области духовной, то есть прежде всего очищение духовное, а не только телесное.

Именно эта сдержанность (как физическая – ограничения в еде, так и духовная – сдержанность чувств, покаяние и добродетельное поведение) и поможет во время Рождественского поста подготовить себя к величайшему событию – Богорождению, земному чуду. И в этом вам поможет, в свою очередь, пост – на Руси всегда верили, что подобные добровольные ограничения в еде помогают сдерживать нежелательные порывы ярости, злости, ведущие к греховным поступкам. Как сказал Авва Пимен: «Душа ничем так не смиряется, как если кто будет воздержанным в пище».

Во время поста церковь не разрешает проводить какие-либо шумные праздники, увеселения. Хотя это правило, распространяющееся и на Предрождественский пост, не столь строго, как в Великий пост. Безусловно, на Руси существовала традиция, что во время поста не следует пить спиртные напитки (за исключением небольшого количества вина по субботам и воскресеньям), громко петь веселые песни, а тем более танцевать. Но вполне допустимыми считались «посиделки» (в деревнях) молодежи, на которых девушки могли негромко петь грустные или церковные песни, псалмы. Разрешались и нешумные игры, катания на санях. Но, конечно, никакого ярмарочного веселья и громкой радости не допускалось.

Во время поста во всех трактирах и ресторанах на Руси мясо не готовили, выбор блюд в это время мало чем отличался от монастырских: грибы, капуста, горох, кисели, сбитень. Не говеть Рождественским постом считалось великим, страшным грехом и порицалось не только в деревнях, где от согрешившего все отворачивались, но и в высшем обществе.

Правда, какие-то домашние события (именины, дни рождения) раньше на Руси не считалось грехом отпраздновать, но, конечно, не нарушая поста, разве что только позволяя себе принять пищу «с елеем» – растительным маслом, вином и сладостями.

В Рождественский пост (как и на другие посты) ранее ни в коем случае не играли свадеб. В эти дни в церкви не венчают. Сейчас хотя в это время и можно провести гражданскую церемонию бракосочетания, но венчание в церкви не состоится.

После второго января для верующих, блюдущих пост, всегда начинался особый торжественный период, время перед праздником Рождества Христова – предпразднество. Все оставшиеся пять дней в церквях уже читаются молитвы и поются песнопения Рождества, а верующие усугубляют домашнюю молитву и пост. Школьники эти пять дней не посещали школу, они говели и готовились к причастию. В эти дни (а у особо верующих и весь Рождественский пост) чтение как взрослых, так и детей было исключительно духовным, особой популярностью пользовалась житийная литература.

Удивительное, радостное, предпраздничное настроение охватывало людей, а прежде всего детей. Особой честью считалось в эти последние дни поста приютить у себя странника, богомольца, подать нищему, помочь бедным. Все увеселительные заведения на Руси закрывались.


В Рождественский пост (как и на другие посты) ранее ни в коем случае не играли свадеб. В эти дни в церкви не венчают.

На Руси ранее существовало немало примет и традиционных особенностей, свято соблюдаемых в городах и деревнях верующими людьми. Так, например, считалось, что во время Рождественского поста необходимо приобрести связку бубликов, и, отговев, ее следовало разделить с друзьями, в таком случае, считали верующие, они встретятся на том свете. Другой интересной традицией, которую старались свято соблюдать ранее, был запрет в дни Рождественского поста произносить слово «мясо», заменяли его словом «скоромь».


ПРОРОКИ, ВОСШЕДШИЕ НА НЕБО

Иоанн Предтеча вскоре после Крещения Господня был брошен по приказу Ирода Антипы, властителя Галилеи, в темницу. Иоанн Предтеча сурово обличал Ирода за то, что он беззаконно взял себе жену своего брата Иродиаду. Однажды дочь Иродиады танцевала перед Иродом и покорила его своим танцем. За это Ирод Антипа пообещал выполнить любое ее желание. Она же потребовала голову Иоанна Предтечи, и Ирод выполнил ее волю. В этот день установлен строгий пост в знак скорби по насильственной смерти святого Иоанна Предтечи.

Интересно меню блюд, которые подавались в Рождественский пост. Такие блюда были приняты как в деревнях, в крестьянских семьях, так и в городах, на столах знатных господ.

Овощной рассольник

Требуется: 4 соленых огурца, 1 картофелина, 1 морковь, 1/2 репы, 2 луковицы, 3 ст. л. гречневой крупы, 1,5 л воды, корень сельдерея, петрушка, 2 лавровых листа, 6 горошин черного перца, укроп, соль.

Способ приготовления. Срежьте кожицу с огурцов, залейте ее стаканом кипятка и прокипятите на маленьком огне 10–15 минут. После этого кожицу огурцов извлеките и выбросиьте, а в получившийся рассол опустите нарезанную мелкими кубиками мякоть огурца. Припустите в течение 10 минут.

Тем временем отдельно отварите нарезанные овощи и крупу в 1,5 л воды. Когда они будут доведены до готовности, заправьте приготовленными огурцами, добавьте соль, пряности и зелень по вкусу.

А эти блюда можно есть в любой день Рождественского поста, кроме понедельника, среды и пятницы, если на них не выпадает праздник. Но даже в эти постные («без елея») дни достаточно обойтись без растительного масла, и блюдо станет постным.

Гречневая каша с грибами

Требуется: 2 стакана гречневой крупы, 4 стакана воды, 50 г сушеных грибов, 40 г растительного масла, 2 луковицы, соль.

Способ приготовления. Сушеные грибы ошпарьте кипятком, промойте, залейте холодной водой и оставьте на 2–3 часа. Когда грибы набухнут, измельчите их и, снова положив в воду, поставьте варить.

Когда вода закипит, всыпьте гречневую крупу, предварительно перебрав ее и поджарив 1–2 минуты на сухой сковороде (без масла). Когда каша немного загустеет, размешайте ее, добавьте соль и поставьте на 25–30 минут в духовку.

В готовую кашу добавьте обжаренный на растительном масле лук.

Следующее блюдо, имевшее популярность как в народе, так и среди господ, можно приготовить в субботний или воскресный день, а также на праздник, когда разрешены рыбные блюда.

Скумбрия в луковом соке

Требуется: 800 г филе скумбрии или ставриды, 50 г пшеничной муки, 4 ст. л. растительного масла, 4–5 луковиц, черный перец, соль, петрушка.

Способ приготовления. Филе скумбрии (ставриды) обваляйте в муке, смешанной с перцем и солью. Лук обжарьте на растительном масле, затем положите в сковороду рыбу и обжарьте ее с обеих сторон. Влейте воду (около 50 г), закройте сковороду крышкой и тушите 5 минут. Перед подачей к столу посыпьте зеленью петрушки.


ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

15 января – преподобного Серафима Саровского. 1883 г. – преставление, 1991 г. – второе обретение мощей преподобного Серафима.

Икра грибная

Требуется: 400 г свежих, 200 г соленых, 300 г сушеных грибов, 1 луковица, 2 ст. л. растительного масла, перец, соль, уксус, петрушка.

Способ приготовления. Свежие грибы тушите в собственном соку до тех пор, пока сок не испарится. Соленые грибы вымочите, для того чтобы удалить из них избыток влаги, сушеные грибы промойте и оставьте в воде на 3 часа, затем отварите, откиньте на дуршлаг и дайте воде стечь. После этого грибы мелко нашинкуйте и смешайте с луком, нарезанным и обжаренным в растительном масле. В смесь добавьте соль и перец по вкусу, немного уксуса и петрушку.

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Рождество Христово. Без всякого преувеличения можно сказать, что около трети населения нашей планеты ожидают наступления этого праздника с огромным нетерпением, связывая с великим торжеством свои самые сокровенные надежды и ожидания. Готовясь к празднованию этой даты, важной как для истинно верующих, так и для тех, кто до сих пор не определил свое отношение к религии, каждый из нас предчувствует нечто светлое, возвышенное и доброе.

Еще в начале прошлого века эта дата отмечалась немногими людьми, преимущественно европейцами, исповедующими христианскую веру. А сегодня Рождество справляют едва ли не на всех континентах земного шара, начиная с Египта и заканчивая Японией.

Загрузка...