Введение

В последние годы Россия находится на этапе активного развития, связанного с происходящими изменениями во всех сферах жизни государства и общества. Однако реформирование, имеющее целью формирование рыночной хозяйственной системы и правового демократического государства, осуществляется порой весьма противоречиво и даже болезненно. Одной из основных причин, тормозящих усилия властей по укреплению государственности, созданию сильной, многоплановой экономики, ориентированной на обеспечение стабильного экономического развития государства и общества, их защищенности от экономических угроз, является нестабильность финансовой системы России. Быстрые темпы смены этапов рыночной реформы не позволили финансовой системе принять стабильную форму и оформить ее основные институты, в том числе и правовые. Все это породило необходимость создания действенного государственного механизма обеспечения финансовой безопасности России.

Реализация принятых в ходе управления экономическим и социально-политическим развитием государства решений обусловливает соответствующие финансовые потоки. Возросшие экономические возможности России позволили направить дополнительные инвестиции в социальную сферу. Запущен ряд национальных проектов, что требует значительных финансовых затрат. В то же время реалии современной российской действительности демонстрируют «провалы» в реализации усилий государства по различным направлениям, наблюдается «выхолащивание» инвестиционных средств финансирования. В первую очередь это связано с высоким уровнем экономической преступности в стране, недопустимо опасным уровнем коррумпированности органов государственной власти всех уровней и возрастанием различных угроз финансовой стабильности государства. Неоправданный рост финансовых потерь обусловил особую значимость формирования адекватной системы учета финансовых потоков и укрепления системы государственного финансового контроля.

Одной из острейших экономических проблем Российской Федерации является рост угроз экономической и финансовой безопасности государства.

К числу наиболее опасных угроз относится рост правонарушений в этой сфере.

Преступность в кредитно-финансовой сфере, в том числе в области кредитно-денежных отношений, стала предметом научного интереса сравнительно недавно. В 70–80-х гг. XX в. природу этих преступлений, так называемых хозяйственных, изучали такие исследователи, как Б.Е. Богданов, А.Н. Ларьков, Г.К. Синилов, А.М. Яковлев. Большинство их трудов были посвящены преступным посягательствам на социалистическую собственность.

Со второй половины 1980-х гг. в связи с началом реформирования экономических отношений, введением элементов рыночного хозяйствования, частной собственности и предпринимательства в криминологии и уголовном праве начинается процесс переосмысления подходов к оценке самой природы преступности и других правонарушений в кредитно-финансовой сфере, условий ее детерминации.

Проблемы теневых экономических отношений, экономической безопасности и налогообложения освещались в этот период в научных трудах А.Л. Абалкина, В.Н. Анищенко, Б.В. Архипова, А.В. Возженикова, Б.В. Губина, А.Е. Городецкого, П. Гутмана, К. Гретчманна, В.М. Егоршина, В.М. Есипова, Р.В. Илюхиной, В.О. Исправникова, Т.И. Корягиной, А.А. Крылова, Н.П. Купрещенко, И.И. Кучерова, А.М. Логвиной, В. Меттельзифена, В.М. Мандрицы, А.В. Молчанова, Е.А. Олейникова, С.Г. Пепеляева, А.А. Прохожева, В.В. Радаева, А.А. Сергеева, С.В. Степашина, В.К. Сенчагова, Н.И. Химичевой, Д.Г. Черника, А.Н. Шохина, А.М. Яковлева и других.

В это же время в научно-правовой оборот вошел термин «отмывание денег», что было обусловлено необходимостью правовой квалификации нового в тот период явления, связанного с ростом финансовых операций организованных преступных групп по легализации нелегально полученных доходов от торговли наркотическими веществами1.

Вопросы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма рассматривали в своих работах такие российские правоведы, как Ю.Л. Агафонов, В.М. Алиев, Б.С. Болотский, А.Ю. Викулин, А.Г. Волеводз, Л.Д. Гаухман, В.М. Егоршин, Э.А. Иванов, Е.Л. Логинов, В.И. Михайлов, И.Б. Осмаев, В.С. Овчинский, С.К. Осипов, Г.А. Тосунян и другие.

Середина 1990-х гг., по мнению ученых-криминологов, исследующих проблемы экономической преступности, характеризовалась обострением противоречий в обществе, обусловленных последствиями скоротечного рыночного реформирования и всеобщей криминализацией экономических отношений, охватывающих российское хозяйство2. Быстро растущий уровень преступности в финансовой сфере создал серьезные проблемы в обеспечении финансовой безопасности России.

Неблагополучие в данной области не позволяет обеспечить необходимый уровень экономического роста, затрудняет реформирование экономики, оказывает негативное воздействие на торговую и внешнеэкономическую деятельность Российской Федерации, препятствует совершенствованию бюджетной, налоговой, страховой и иных сфер финансовой системы Российской Федерации.

Анализ указанных проблем оказывается в центре внимания как власти, так и правовой и экономической науки. Правовые, социальные, политические вопросы обеспечения национальной и экономической безопасности в новых условиях рассматривались в трудах И.А. Аксенова, А.С. Александрова, В.К. Бабаева, В.М. Баранова, П.П. Баранова, О.А. Белькова, А.И. Васильева, А.П. Герасимова, Д.Н. Демичева, В.М. Егоршина, Р.Ф. Идрисова, В.Я. Кикотя, В.В. Кириллова, А.Н. Коваленко, О.А. Колобова, Н.А. Колоколова, А.П. Кузнецова, В.В. Лаврова, Б.Н. Макеева, П.Н. Панченко, М.П. Полякова, Р.А. Ромашова, В.П. Сальникова, С.В. Степашина, К.А. Стрельникова, С.В. Тимофеева, А.В. Федулова, В.Л. Шульца и других.

Вместе с тем многие вопросы, касающиеся государственно-правового механизма борьбы с финансовой преступностью и обеспечения финансовой безопасности государства, инструментов предотвращения угроз, категориального аппарата, все же остаются недостаточно проработанными и поэтому представляют интерес для исследования.

Кроме того, применяемые в настоящее время законодательными и исполнительными органами Российской Федерации средства и методы управления борьбой с финансовой преступностью и обеспечения финансовой безопасности государства явно недостаточны.

Таким образом, налицо большая практическая значимость и необходимость проведения комплексного научного анализа и исследования проблем борьбы с финансовой преступностью как важнейшего направления в обеспечении финансовой безопасности государства, что и предопределило выбор темы данного исследования.

Примечания

1 См.: Иванов Э.А. Отмывание денег и правовое регулирование борьбы с ним. М.: ИГП РАН, 1999. С. 24.

2 См.: Егоршин В.М., Колесников В.В. Преступность в сфере экономической деятельности: монография. СПб., 2000; Михалев И.Ю. Криминальное банкротство. СПб., 2001; Михайлов В.И., Федоров А.В. Таможенные преступления: Уголовно-правовой анализ и общие вопросы оперативно-розыскной деятельности. СПб., 1999.

Загрузка...