Вера Моисеева Пословица не даром молвится. Пособие для учителей английского языка

Введение

О пособии

Учебно-методическое пособие для организации обучения разговорной речи на уроках английского языка и во внеклассной работе.

Цель пособия – повышение интереса к английскому языку, формирование и совершенствование коммуникативной компетенции и творческой активности у учащихся.

Коммуникативная технология

В современной школе большое внимание уделяется обучению разговору, поэтому мы сделали свой выбор в пользу именно коммуникативной технологии обучения на примере разбора английских пословиц и речевых клише.

Целями данной технологии являются:

– обучение иноязычной разговорной речи с помощью общения;

– усвоение иноязычной культуры.

Учебный материал характеризуется:

– речевой направленностью;

– ситуативностью;

– личностной ориентацией общения;

– необходимостью коллективного взаимодействия.

Речевая направленность предполагает обучение языку через общение. Это означает практическую ориентацию урока. Научить говорить можно только говоря, слушать – слушая, читать – читая. В речевых упражнениях происходит плавное дозированное и, вместе с тем, стремительное накопление лексики и грамматики с немедленной реализацией.

Ситуативность обусловлена ролевой организацией учебного процесса. Принципиально важным является отбор и организация материала на основе ситуации и проблем общения, которые интересуют учащихся каждого возраста. Желание говорить появляется у студента только в реальной или в воссозданной ситуации, затрагивающей говорящих. В качестве материала для этих упражнений могут использоваться слова, словосочетания, предложения, группы предложений, диалогические и монологические тексты. Интересно проходят упражнения по аудированию и разучиванию разговорных клише: сначала преподаватель, а затем и каждый студент задают вопросы, используя только новые разговорные фразы – остальные студенты должны ответить на вопрос, используя одну из новых разговорных фраз. Такие упражнения помогают активизировать лексику, расширить словарный запас у студентов, развивают навыки аудирования и языковую реакцию.

Личностная ориентация общения основана на индивидуальности речи – безликой речи не бывает. Коммуникативное обучение предполагает учет личностных характеристик, ибо только таким путем могут быть созданы условия общения: вызвана коммуникативная мотивация, обеспечена целенаправленность говорения, сформированы взаимоотношения.

Коллективное взаимодействие обусловлено способом организации процесса, при котором студенты активно общаются друг с другом, и условием успеха каждого являются успехи остальных.

Для решения этой задачи и с целью повышения творческой активности студентов на уроках большое внимание уделяется развитию речемыслительной деятельности студентов. Необходимо стремиться к тому, чтобы студенты как можно больше говорили на уроке на английском языке, так как именно в этом заключается суть коммуникативной технологии – говорению учат говорением. Для повышения коммуникативной направленности следует создавать на уроках учебные ситуации близкие к естественным. Участие студентов в таких ситуациях развивает их воображение, самостоятельную творческую активность, стимулирует мотивацию обучения. В учебном процессе можно использовать: конкурсы, ролевые игры, элементы драматизации, уроки-дискуссии, элементы метода проектов, круглые столы. Такие уроки являются неотъемлемым элементом коммуникативной технологии, на них звучит живая разговорная речь, студенты приобретают опыт речевого партнера.

Основные приемы построения уроков в целях усиления коммуникативной направленности обучения:

– нетрадиционность построения урока;

– использование ситуации общения;

– постановка коммуникативной задачи перед отдельными студентами или группой.

Загрузка...