Глава II Формирование государства


Афонсу Энрикеш примеряет корону

Став единоличным правителем графства, Афонсу Энрикеш первым делом попытался выйти из подчинения своего двоюродного брата Альфонса VII, короля Леона и Кастилии, вассалом которого он по-прежнему считался. В 1129 году властитель графства Портукале перенес столицу из небольшого Гимарайнша, находившегося рядом с границей, в более крупный и хорошо защищенный город Коимбра, расположенный подальше от опасных леонских соседей. Центром страны Коимбра оставалась до 1255 года, когда столица вновь переехала, теперь уже в последний раз, в Лиссабон.

Афонсу Энрикеш не ограничивался оборонительными действиями. Он не раз вторгался в Галисию, однако лавров не снискал, хотя порой ему удавалось одерживать победы, как, например, в битве при Сернежа. Точной даты сражения историкам установить не удалось. Считается, что оно произошло в 1137 году.

Несмотря на этот локальный успех, Афонсу Энрикешу пришлось на время смирить гордыню и пойти на мировую с Альфонсом VII, заключив с ним в том же году невыгодный для себя мир в городе Туй. В нем граф в обмен на признание северной границы своих владений был вынужден согласиться на то, чтобы продолжать числиться вассалом леонского короля. Вернее, «императора всех народов Испании», как с 1135 года именовал себя Альфонс VII.

Причина покладистости, столь несвойственной Афонсу Энрикешу, которого современники прозвали Завоеватель, раскрывалась просто. Леонские соседи были не единственными противниками. Мавры никуда не делись. Они продолжали угрожать существованию графства. Мирное соглашение, заключенное в Туйе после успешного рейда в Галисию, позволило обезопасить тылы и сосредоточиться на борьбе с арабами.

25 июля 1139 года войска под командованием Афонсу Энрикеша разбили мавров в битве при Оурике. До сих пор идут споры о конкретном месте сражения. Традиционно считается, что оно произошло на территории современной южной португальской провинции Алентежу где-то между городами Эвора и Силвеш.

Некоторые португальские историки полагают, что в действительности битва не была крупной, а стала не более чем рутинным эпизодом, одной из многочисленных стычек с арабами, не имевших большого военного значения. Но символический смысл и влияние этой победы в истории страны трудно переоценить. Она позволила Афонсу Энрикешу серьезно укрепить свой авторитет.

В тот год он начал величать себя «королем португальцев», а в официальных указах писать Rex Portugallensis. До того он именовал себя инфантом или принцем. Графом португальский властитель не называл себя никогда. Это однозначно ставило бы его в подчиненное положение по отношению к Альфонсу VII[17].

В хронике 1419 года – первой, где сохранилось подробное описание битвы при Оурике, приводится обоснование того, почему Афонсу Энрикеш наделил себя королевским титулом. Прямо перед сражением, повествует хронист, знатные соратники Афонсу Энрикеша признали его первенство и обратились к нему с просьбой позволить называть своим королем. Тот милостиво согласился. «И тогда, более не медля, они двинулись на мавров, которые уже выступили против них, все в едином порыве, единодушно, служа своему господину», – утверждает хроника.

Но самое сильное и длительное воздействие на португальцев оказала порожденная битвой при Оурике легенда о видении, которое Афонсу Энрикеш, будто бы, имел перед сражением. В день Святого Иакова (Сантьягу), которого в простонародье называли матамоуруш, то есть «истребитель мавров», к графу снизошел Христос в окружении ангелов, в том числе ангела-хранителя страны. Португальцам была обещана победа, которой они и добились, несмотря на якобы многократное численное превосходство мавров.

Первое упоминание о чуде зафиксировано лишь в XIV веке, но с тех пор оно стало неотъемлемой частью португальского менталитета и национальной мифологии. Видение приводили как неопровержимое доказательство того, что независимая Португалия возникла благодаря божественной воле, а следовательно, стране уготовано вечное существование и завидная судьба[18].

«Битве при Оурике приписывался мистический характер в надежде на существование чудес, вмешивающихся в жизнь народов и в данном случае сделавших Португалию страной, защищаемой по воле Бога».

Алешандре Эркулану,

португальский историк XIX века

С битвой при Оурике португальская традиция связывает и появление герба страны, с небольшими изменениями сохранившегося до сих пор. Он представлял собой пять синих щитов на серебряном поле, символизирующих пять поверженных в Оурике мусульманских «королей», то есть военачальников, а пять серебряных гвоздей на каждом щите напоминали о распятом Христе, явившемся графу. Такой герб действительно впервые встречается во времена Афонсу Энрикеша, но толкование, связанное с видением, возникло много позже. В дальнейшем вокруг серебряного поля появился алый бордюр с башнями.

Отодвинув угрозу с мавританского юга, Афонсу Энрикеш тут же позабыл про мир с леонцами и вновь обратил взоры на север. В 1141 году он вторгся в Галисию и в очередной раз захватил город Туй. Альфонс VII, в свою очередь, ввел в Португалию многочисленное войско. Разрушая на своем пути замки, оно двигалось в направлении города Аркуш-де-Валведеш.

Казалось, не миновать жестокого побоища. Но после стычек между передовыми отрядами было решено поберечь христианских воинов для войны с маврами, а исход кампании решить с помощью рыцарского турнира. Каждая сторона отобрала самых искусных воинов. В поединках верх одержали португальские рыцари.

В октябре 1143 года Афонсу Энрикеш и Альфонс VII благодаря посредническим усилиям архиепископа Браги встретились в городе Самора. Считается, что они подписали мирный договор, но документ не сохранился. Полагают, что в нем была найдена компромиссная формула. Король Леона и Кастилии признал королевский титул Афонсу Энрикеша, но португальский монарх формально продолжал считаться вассалом Альфонса VII из-за того, что унаследовал от матери город Асторга, находившийся под леонской короной. Как бы то ни было, два короля и двоюродных брата теперь были почти на равных.

В Саморе присутствовал папский легат[19] кардинал Гвидо де Вико. Он был послан Святым престолом на Пиренейский полуостров, чтобы прекратить нескончаемые распри между братьями, ослаблявшие христианские государства и подрывавшие их военную мощь. Риму было важно примирить христианских монархов, заставить их позабыть распри и обратить оружие против мавров.

Два месяца спустя, в декабре, Афонсу Энрикеш направил Папе послание. Чтобы закрепить достигнутые соглашения и упрочить позиции нового королевства, Афонсу Энрикеш признал себя вассалом Святого престола и обязался платить Риму ежегодную контрибуцию в четыре унции, то есть 122 грамма золотом.

Этим маневром португальский монарх как бы освобождал себя от подчинения Леону и Кастилии, переходя в услужение верховной власти, которую признавал за высший авторитет и Альфонс VII. В тех условиях Португалия могла выйти из зависимости от Кастилии, только склонившись перед папским престолом.

Афонсу Энрикеш надеялся, что в ответ на его шаг Рим признает Португалию самостоятельным государством, но главы католической церкви не спешили. Лишь в 1179 году, в конце длинного правления Афонсу Энрикеша, Святой престол в лице Папы Александра III согласился считать португальского монарха королем.

До тех пор Рим избегал этого титула в отношении португальского правителя, именуя его dux, что можно было трактовать и как «государь», и как просто «глава», «предводитель». Теперь Афонсу Энрикеш превращался в Афонсу I и переходил в прямое подчинение Папе. А так как ни один вассал не мог иметь одновременно двух господ, это значило, что Португалия становилась международно признанным суверенным государством. Новый статус документально подтверждала булла[20], адресованная Папой Александром III «дражайшему брату во Христе, Афонсу, прославленному королю португальцев, и его наследникам».

Признание Папой королевского титула Афонсу Энрикеша означало окончательное оформление Португалией своего равноправного статуса наравне с другими христианскими королевствами полуострова. Таким образом, маневр Афонсу Энрикеша, объявившего себя вассалом Папы Римского, который считался высшим авторитетом у католических христиан, хотя и не сразу, удался и достиг цели.

Столь длительный и противоречивый процесс обретения независимости ставит вопрос о том, с какого года следует вести отсчет существования Португалии. Традиционно датой начала самостоятельной жизни считается 1143 год. Что касается 1179 года, то он лишь формально закрепил то, что фактически уже существовало не одно десятилетие и к тому времени стало очевидным даже для далекого Рима.

Мавры отступают до самого юга

Первым португальским королям приходилось воевать на два фронта. В хрониках постоянно перечисляются битвы с соседями – то с христианами, то с мусульманами. Причем, порой сложно понять, с кем сражались чаще и ожесточеннее.

После того как Португалия сумела подтвердить независимость от Леона и Кастилии и заручиться поддержкой Папы Римского, положение изменилось. Главная опасность стала исходить с юга, где по-прежнему господствовали мавры, а границы были изменчивыми и зыбкими. От этой угрозы необходимо было избавиться раз и навсегда.

Не меньшее значение имело и то обстоятельство, что реконкишта, отвоевание у мусульман расположенных на юге земель, была единственной реальной возможностью расширить пределы королевства. Если военные кампании против единоверцев-католиков вызывали тревогу в Риме, то походы против мавров пользовались его безусловной поддержкой, считались делом богоугодным, более того – священным долгом каждого истинного христианина.

При Афонсу Энрикеше реконкишта обрела особый размах. Прозвище Завоеватель он получил не зря. Почти за шесть десятилетий его долгого правления территория страны увеличилась многократно.

Среди десятков завоеванных городов выбрать главное приобретение просто. Самым ценным трофеем Афонсу I стал, без сомнения, Лиссабон.

Первая попытка взять крупнейший город западной части полуострова была предпринята в 1142 году, но португальцы вернулись в Коимбру не солоно хлебавши. Единственным достижением похода можно считать мирный договор с мавританским правителем, в котором тот пообещал платить дань.

Через пять лет войска Афонсу I вновь двинулись на Лиссабон. Памятуя о предыдущей неудаче, король решил сначала захватить город Сантарень – маленький, но стратегически важный, прикрывавший подходы к Тежу с севера и служивший «ключом» к будущей столице.

Афонсу I сделал ставку на внезапность. В марте 1147 года он выслал в Сантарень гонцов с предупреждением о том, что отныне считает мирный договор недействительным, а сам немедля выступил следом во главе войска, в котором видную роль играли рыцари Ордена Тамплиеров. Португальская армия возникла под стенами Сантареня внезапно, застав мавров врасплох. Город не успел занять оборону и пал в тот же день.

Огромный Лиссабон с наскока взять было невозможно. Афонсу I это понимал и приступил к осаде только в июне, три месяца спустя, когда войско усилилось настолько, что стало готово к столь сложному и рискованному предприятию.

К тому времени к португальцам присоединились воины из многих христианских стран. Помогло географическое положение. Королевство находилось на пути следования рыцарей, которые из Северной Европы по морю отправлялись в крестовые походы в Святую Землю. Благодаря этому обстоятельству, в осаде Лиссабона приняли участие английские, шотландские, французские, фламандские, болонские дворяне, отправившиеся во Второй крестовый поход.

Корабли крестоносцев сделали остановку в Порту – последнем христианском городе перед Палестиной. Их встретил епископ. Он приветствовал каждого, передавая всем просьбу Афонсу I о помощи и обещание короля щедро наградить в случае успеха. В июне сам монарх прибыл к крестоносцам и провел совещание с командирами, чтобы обсудить условия участия их отрядов в осаде.

Перед началом боевых действий была отслужена месса, во время которой случилось ужасное знамение. Гостия[21] оказалась пропитана кровью.

Несмотря на пугающее предзнаменование, воины решили не менять планы и начать осаду. Лиссабон был взят в плотное кольцо. Осаждавшие не раз рыли подкопы, надеясь разрушить кусок стены и ворваться внутрь, сооружали передвижные осадные башни для штурма. Защитники почти ежедневно совершали вылазки, тщетно пытаясь прорвать окружение.

Ожесточение достигло крайних пределов. Погибшим мавританским воинам отрубали головы, насаживали их на колья и выставляли перед стенами для устрашения горожан. Мольбы о том, чтобы тела были переданы для погребения, оставались без ответа.

В Лиссабоне начался голод. Обращения за помощью к другим мусульманским городам не приносили успеха. Гонцов перехватывали, а единственный, кто сумел прорваться, погиб на обратном пути. Обнаруженное при нем послание было для осажденных неутешительным. Мавританский правитель Эворы сообщал, что ничем не сможет помочь лиссабонским единоверцам.

По прошествии четырех с лишним месяцев правитель Лиссабона обратился к Афонсу I с предложением сдать город, если жителям будет позволено его покинуть, не взяв с собой ценного имущества. Но крестоносцев было уже не остановить. Почувствовав, что дух защитников сломлен, они требовали немедленно начать штурм и отдать им город на разграбление.

В стане крестоносцев начались раздоры, доходившие до вооруженных стычек. Конец брожению положил Афонсу I. Он объявил, что не станет предпринимать что-либо до тех пор, пока не будет наведен порядок. После этого король созвал совет, на котором было решено выделить поровну воинов из каждого отряда крестоносцев, и составить из них авангард численностью в три сотни всадников.

Сводный отряд формировался для занятия расположенной на холме цитадели, где ныне находится замок Сау-Жорже (Святого Георгия). Туда жители должны были снести золото, драгоценности и прочие ценные вещи. Таким образом, крестоносцы получали причитавшееся вознаграждение, а город в целости и сохранности передавался королевству.

В назначенный час рыцари ринулись в Лиссабон. О договоренностях никто не вспоминал. Коней пустили вскачь, каждый хватал то, что попадалось на его пути.

Началась резня, одной из жертв которой оказался лиссабонский епископ, перенесший всю осаду вместе со своей паствой. Улицы были усеяны трупами. Вспыхнула эпидемия чумы. Процветавший порт превратился в опустевший город-призрак. Но дело было сделано. Лиссабон вошел в состав Португалии[22].

Крестоносцы, пожелавшие остаться, получили владения в городе и окрестностях. Мечеть была освящена и стала католическим собором. Вскоре Лиссабон оправился от ран и превратился в один из крупнейших центров страны, превзойдя и столичную Коимбру, и Порту.

Отвоевав Лиссабон, португальские войска вышли на естественный рубеж, образованный Тежу. Полноводная река остановила их ненадолго. Следом пали расположенные за Тежу Алкасер-ду-Сал, Одемира, а в 1159 году – крупнейшие южные города Эвора и Бежа. Мавры их вскоре отбили, но ненадолго.

Земли степной провинции Алентежу, что буквально означает «по ту сторону Тежу», еще несколько десятилетий оставались ареной борьбы между христианами и мусульманами, подвергаясь с обеих сторон нападениям и грабежам. Арабским войскам порой удавалось продвинуться даже на северный берег реки. Так, в 1184 году они дошли до Сантареня и осадили город, правда, безуспешно. Порой подобные вылазки представляли серьезную опасность, но они были неспособны надолго остановить продвижение португальцев на юг.

Уже при жизни Афонсу I Португалия стала почти такой, как она выглядит на картах сейчас. Страна существует в одних и тех же границах почти девять веков. Удивительное постоянство, неведомое другим государствам и народам.

Поразительны свершения Афонсу Энрикеша. Взяв власть в скромном графстве Портукале, он отстоял его самостоятельность в борьбе с сильными соседями, значительно расширил его пределы, стал королем и сумел добиться признания нового государства христианским миром.

Преемники Афонсу Энрикеша довершили реконкишту. Саншу I захватил Алвор и Силвеш, а в 1189 году – замок Албуфейра, расположенный на южном побережье, дойдя до географических пределов страны.

Взятие Силвеша состоялось благодаря помощи более трех тысяч германских и английских крестоносцев, которые, овладев богатым городом, жестоко его разграбили. Но их радость длилась недолго.

Мавры перешли в контрнаступление, оказавшееся на сей раз длительным и масштабным. После периода распада они вновь сплотились в единый халифат под властью династии Альмохадов, объединивших мусульманские земли полуострова и Северной Африки. Были отбиты не только Силвеш и Албуфейра, но и многие другие населенные пункты вплоть до Тежу. Испанские королевства тоже подверглись мощному давлению.

Мавританский натиск вынудил христианских государей полуострова на время позабыть распри и совместно выступить против общего врага. Сами короли вряд ли сумели бы договориться. Помогло духовенство, обратившееся к Римскому Папе Иннокентию III. Святой Престол призвал всех христианских монархов полуострова к крестовому походу против «неверных».

Армию возглавил кастильский король Альфонсо VIII. К нему присоединились воины португальского монарха Афонсу II, наваррского короля Санчо VII и арагонского – Педро II. Участвовали и отряды духовно-рыцарских орденов Сантьяго, Калатрава и Тамплиеров.

16 июля 1212 года на территории современной испанской провинции Андалусия христиане разгромили мусульманские войска в битве при Лас-Навас-де-Толоса. Победа была ошеломляющей. Потери армии Альмохадов, по разным оценкам, составили от 60 до 200 тысяч бойцов. Халиф, личную охрану которого, по легенде, составляли скованные одной цепью чернокожие рабы, едва избежал смерти, спешно покинул полуостров и укрылся в Марокко. После битвы мавры так и не смогли до конца оправиться. Она стала поворотным моментом в реконкиште[23].

В 1217 году португальцы снова захватили Алкасер-ду-Сал. На сей раз – навсегда. Во взятии города им помогли германские крестоносцы.

Саншу II вновь отвоевал у мавров Алентежу. Кроме того, в 1238 году он вторгся в самую южную провинцию Алгарве и взял города Тавира и Касела.

Крупные территориальные приобретения сделала в этот период и Кастилия. К 1248 году были захвачены Кордова, Валенсия, Севилья.

В 1249 году Афонсу III довершил португальскую реконкишту, взяв расположенный на южном побережье город Фару и полностью овладев Алгарве. Этот год стал рубежным. Теперь вся территория страны была отвоевана у мавров, и они больше никогда не претендовали на португальские земли.

Оставалось только отстоять Алгарве в споре с Кастилией. Мавританский правитель Аль-Гарба, как называли Алгарве арабы, считался вассалом Альфонсо – сына кастильского короля Фернандо Святого. Захват алгарвийской территории можно было расценивать как враждебный акт против самой Кастилии.

Проблему, приведшую к вооруженным столкновениям с кастильцами, удалось урегулировать с помощью династического брака. Афонсу III взял в супруги дочь Альфонсо шестилетнюю Беатрис. По брачному контракту земли Алгарве оставались во владении Беатрис до тех пор, пока ее первому сыну не исполнится семь лет, после чего переходили Португалии.

Этот момент наступил в 1267 году. Принадлежность Алгарве Португалии была подтверждена договором, подписанным в том же году в Бадахосе. Окончательно границы между двумя королевствами были урегулированы договором, заключенным в испанском городе Альканьисес в 1297 году.

Ради приобретения Алгарве Афонсу III пошел на осложнения со Святым Престолом. Официально он продолжал состоять в браке со своей первой женой графиней Болонской Матильдой, которая обратилась с жалобой к Папе Римскому. Но это обстоятельство португальского короля не смутило. Не заставило его отказаться от брака с Беатрис и отлучение от церкви, которое, впрочем, осталось только угрозой. Матильда, бывшая на восемь лет старше супруга, вскоре умерла, и двоеженству пришел естественный конец.

Португалия завершила реконкишту к середине XIII века – на 2,5 столетия раньше, чем Испания, которая захватила Гранадский эмират, последнее мавританское государство на полуострове, только в 1492 году. Это обстоятельство позволило Португалии сосредоточиться на внутренних делах, в значительной степени добиться территориального единства и однородности населения. В Испании же резкие различия и противоречия между регионами сохранились и дают о себе знать до сих пор.

Рыцарские ордены на службе Его величества

Если в самом начале реконкишты ее религиозная составляющая была лишь одной из побудительных причин, то со временем церковь стала играть в отвоевании земель основную роль. Крестоносцы получали благословение на сражения с маврами и отпущение грехов от самого римского понтифика.

На Пиренейском полуострове священники не ограничивались молитвами, а порой принимали непосредственное участие в боевых действиях. Причем среди воинствующих служителей церкви отмечены ее весьма высокопоставленные представители. Так, при захвате города Сантарень отличился настоятель коимбрского монастыря Санта-Круш, а в ходе осады Лиссабона – архиепископ Браги.

Но самую видную роль в реконкиште сыграли религиозные рыцарские ордены, члены которых сражались как воины, а жили как монахи, хотя обитали чаще всего не в монастырях, а в замках. В эпоху, когда постоянных армий не существовало, сплоченные, дисциплинированные, обученные ратному делу дружины духовно-рыцарских орденов составляли стержень войска, были самыми боеспособными частями, которым поручалось выполнение наиболее опасных и сложных задач.

Орден состоял из двух частей: духовной и военной. Духовенство отправляло религиозные обряды и воспитывало подрастающее поколение, а рыцари воевали и занимались хозяйством. Руководил орденом совет, состоявший из самых уважаемых членов. На его заседаниях решались важнейшие вопросы, в том числе выбор магистра или его отставка.

«Вера и меч действуют в согласии друг с другом, сражаясь ради триумфа догматов и католического единства. Нет ничего преступного в том, чтобы убивать или умирать за Христа, заслужив безмерную славу».

Бернард Клервосский,

французский богослов XII века

В Португалии таких военно-религиозных обществ было несколько. Поначалу все они представляли собой местные отделения иностранных организаций, которые подчинялись центральному командованию, находившемуся за границей, порой за тысячи километров.

Некоторые рыцарские братства были хорошо известны по всей Европе. Например, основанный в Иерусалиме Орден Госпитальеров, который позднее стал называться Мальтийским и сохранился до наших дней. В Португалии он сначала располагался в монастыре Леса-ду-Балиу, неподалеку от Порту, а затем перебрался поближе к «линии фронта», в район Порталегре, где обосновался в монастыре Флор-де-Роза. Госпитальеры особенно отличились при осаде Алкасер-ду-Сал и при завоевании провинции Алгарве.

Гораздо большую роль сыграл в судьбе страны Орден Тамплиеров или Орден бедных рыцарей Храма Соломона, также основанный на Святой Земле после Первого крестового похода. Он присутствовал в графстве Портукале еще в период правления Терезы, матери Афонсу Энрикеша. В ту пору ему был пожаловано северное селение Фонте-Аркада.

При первом португальском короле тамплиеры получили замок Соуре неподалеку от Коимбры. В 1160 году они заложили поближе к мавританским эмиратам замок Томар, куда перенесли свою штаб-квартиру. Крепость построена по образу и подобию оборонительных сооружений крестоносцев на Святой Земле и включает обязательный храм. Просторный молельный зал Шарола выполнен в виде ротонды как напоминание о Храме Соломона в Иерусалиме. Необычно большие размеры помещения связывают с тем, что рыцари должны были иметь возможность помолиться даже верхом.

В 1170 году к тамплиерским владениям был присоединен замок Алмоурол, расположенный на островке посреди Тежу, куда можно было добраться только на лодке. Рыцари получили возможность контролировать крупнейшую реку страны.

Воины «португальского филиала» ордена отличились при взятии Сантареня и Алкасер-ду-Сал. Их четвертый магистр Гуалдинь Паиш был известен далеко за пределами королевства. Преданный соратник Афонсу Энрикеша, он отличился в битве при Оурике, за что будущий король возвел его в рыцари. Затем Паиш отправился в Святую Землю и показал себя бесстрашным воином в боях у Сидона (современный город Сайда в Ливане) и Антиохии (современный город Антакья в Турции).

После возвращения в Португалию Паиш основал Томар, бился с маврами, участвовал в осаде Лиссабона. Преданность королю, решительность и отвага были свойственны ему на протяжении всей долгой жизни. В 1190 году под руководством магистра, которому уже перевалило за 70, две сотни тамплиеров защитили Томар, подвергшийся осаде тысячного войска, которое возглавлял халиф Абу Юсуф Якуб Альмансор, представитель династии Альмохадов.

К Томару мавры подошли на гребне успеха. Они повернули вспять реконкишту, отвоевали Алгарве, переправились через Тежу и прошлись огнем и мечом по центру страны.

Шесть дней арабы стояли вокруг крепости, разоряя окрестности и изыскивая возможность проникнуть в замок. Наконец 13 июля они сумели взломать ворота, ворвались внутрь и уже торжествовали победу, но на их пути железной стеной встали рыцари.

Сеча была столь неистовой и страшной, что с тех пор ворота называют не иначе, как Кровавыми. Воины Альмансора не выдержали мясорубки и бросились вон из замка.

Самоотверженность тамплиеров не позволила маврам продвинуться дальше на север королевства. Оборона Томара сорвала наступление, которое могло привести не только к разгрому штаб-квартиры ордена, но и завершиться завоеванием большей части страны, вновь низведя Португалию до размеров графства и лишив ее завоеванных с таким трудом территорий.

Тамплиер – рыцарь, по-настоящему бесстрашный и защищенный со всех сторон. Душа его защищена доспехами веры, а тело его защищено доспехами из стали. Таким образом, он вооружен вдвойне и не имеет нужды опасаться ни демонов, ни людей.

Бернард Клервосский,

французский богослов XII века

Героическая страница португальской истории Ордена тамплиеров прекрасно иллюстрирует слова французского церковника, написанные за полвека до осады Томара. И хотя деяния рыцарей не всегда были похвальны и достойны подражания, их вклад в становление государства Португалия никогда не забывала.

Страна отплатила ордену не только обширными владениями и почестями. В трудную годину португальская корона пришла рыцарям на помощь, взяла их под защиту и спасла от неминуемой гибели.

13 октября 1307 года, в пятницу (с тех пор, по одной из версий, это сочетание числа и дня недели во всем мире считается несчастливым днем), члены ордена были арестованы по всей Франции по приказу короля Филиппа IV Красивого, обвинившего их в оскорблении церкви и разврате. Тамплиеров пытали, добились признательных показаний, а великого магистра и его ближайших соратников сожгли на костре. Папа Римский Климент V, который находился в Авиньоне и во всем зависел от французского монарха, одобрил расправу.

Три дня спустя после арестов Филипп IV Красивый направил послания венценосным европейским братьям с предложением поступить со своими тамплиерами таким же образом. В марте 1312 года Климент V вновь уступил давлению французского короля и подписал буллу о роспуске ордена.

Во Франции большая часть орденского имущества, а баснословному богатству тамплиеров мог позавидовать любой государь, перешла в руки короля. В других странах его передали Ордену Госпитальеров, но в Португалии история тамплиеров продолжилась. Это королевство стало единственным, где орден сохранился полностью.

Португальский монарх не мог не учитывать позицию Папы, поэтому Диниш Землепашец, занимавший в ту пору трон, тамплиеров упразднил. Но лишь затем, чтобы тут же объявить о создании Ордена господа нашего Иисуса Христа. «Новому» ордену оставили все имущество и собственность тамплиеров и даже не изменили символику. Только традиционный красный крест побелили внутри, но, поскольку он и раньше изображался на белом фоне, такое изменение трудно назвать даже косметическим.

За заслуги тамплиеров перед отечеством Дон Диниш расплатился сполна. Чтобы сохранить орден, он провел сложную дипломатическую комбинацию. Прежде всего, король заручился поддержкой кастильцев. Затем он объявил, что не может конфисковать собственность тамплиеров, так как она и без того принадлежит монарху, просто была отдана ордену в вечное пользование.

В 1319 году, по просьбе Дона Диниша, пославшего в Авиньон своих приближенных, Папа издал буллу, в которой подтвердил права Ордена Христа на тамплиерскую собственность. Для проформы их столицу на время перенесли в другой городок, но в 1357 году Томар вернул себе статус рыцарского центра[24].

В Португалию потянулись тамплиеры со всех концов Европы. Здесь они чувствовали себя в безопасности. Спасенные рыцари принесли с собой ценные знания о морском деле, накопленные за два века перевозки паломников в Святую Землю. Их опыт и деньги помогли превратить Португалию в великую морскую державу.

Среди знаменитых магистров Ордена Христа значится наследный принц Генрих Мореплаватель, при котором Португалия заложила основы своего будущего могущества и подготовила эпоху Великих географических открытий. Когда Вашку да Гама и другие прославленные мореплаватели отплывали на поиски сокровищ и неизведанных земель, на парусах их каравелл красовались красные тамплиерские кресты.

Но как ни важна эпоха Великих географических открытий для человечества, для Португалии главное в истории тамплиеров состоит в том, что организация из международного филиала превратилась в национальную структуру, работавшую на благо страны и подчинявшуюся ее законам. По традиции, Орден Христа стали возглавлять представители королевской семьи.

В XIX веке либералы, победившие монархистов в гражданской войне, упразднили все монастыри, в том числе и рыцарские. Орден Христа из религиозно-военного стал почетным и будто бы ни на что не влияющим. Но и в XXI веке его возглавляет президент государства.

Национализации подверглись и испанские рыцарские ордены – Калатрава и Сантъяго, которые активно действовали в Португалии. Они также постепенно приобретали местный колорит, но долго оставались кастильскими, что не могло не вызывать опасений у португальских монархов. С соседями страна не раз вела затяжные войны и всегда имела или натянутые, или откровенно враждебные отношения.

Орден Сантъяго, или меченосцев, получил название от Святого Иакова, паломничество к останкам которого в Сантьяго-де-Компостеле взял под свое покровительство. Он появился в Португалии около 1170 года и базировался в замке Палмела, а его магистр Паю Переш Коррея отличился при завоевании южной части Алентежу и Алгарве.

Орден исправно вел вооруженную борьбу с маврами, выполняя свое основное предназначение, но политику проводил собственную. Его строго централизованное управление не допускало самостоятельности, требуя безусловного выполнения приказов испанского магистра.

Борьба за переподчинение была долгой. В 1288 году Дону Динишу удалось получить от Папы Николая IV буллу, разрешавшую португальским рыцарям Сантъяго избирать себе магистра. Минуло всего семь лет, и следующий Папа отменил решение своего предшественника. Португальцы не подчинились понтифику и продолжали сами выбирать руководство, пока в 1320 году Папа Иоанн XXII окончательно не признал их автономию.

Орден Калатрава, или Воинство против неверных, был назван по имени стоявшей в Кастилии на реке Гвадиана, мавританской крепости Калаат-Равах, которую рыцари удержали в боях с маврами. В конце X века от него отделился Орден Алькантара, но в Португалии он практически не присутствовал, а вот Калатрава основательно закрепился на португальской земле.

Сначала он утвердился в Эворе, и его члены называли себя «эворскими братьями». В 1211 году король заменил это владение на замок Авиш, расположенный на юге Алентежу. Рыцари ордена превратились в «ависских братьев».

Со временем португальская организация Калатравы окончательно обособилась и добилась фактической самостоятельности. Она стала называться Ависским орденом, приобрела собственную символику, перекрасив красный крест с характерными оконечностями в виде стилизованных цветков лилии в зеленый цвет, и действовала независимо от кастильского центра[25]

Загрузка...