Христос по плоти связан с человечеством только со стороны Своей Пречистой Матери.
Пресвятая Дева Мария явилась лучшим, прекраснейшим плодом на высоком древе человечества. Многие последовательные поколения накапливали нравственными усилиями добродетель, очищали душу, вырабатывали в себе добродетель, чтобы, наконец, как завершение этой благородной работы, выставить Пресвятую Деву Марию. Ни до и ни после не повторялось явление столь исключительной чистоты и духовности. В рамках земного существования нельзя было достичь высшей святости. Следующею ступенью было уже божество. И, рожденная на земле, от смертных людей, Пресвятая Дева испытала судьбу необычайную: она стала матерью Бога, а после земного века своего, протекшего в великих страданиях, унижениях и бедности, вознесена Божественным Сыном на чудный единственный престол Царицы Небесной.
Много великих людей обязаны своим величием матерям своим. Спаситель мира в Божественной природе Своей имел уже все совершенства, всю, блистающую светом незаходимым, дивную красоту и душу Божественную. И тем не менее, этот воплотившийся Бог был многим обязан Своей Пречистой Матери, – поскольку он был человек.
И, если, как Бог, он почтил ее беспримерным величием, если не было случая, чтобы Он не внял ее молитвам за людей, то это за то, что ею было сделано и перенесено для Иисуса: Его воспитание в бедноте и тесноте, начавшееся с Его рождения в пещере, бегство в Египет, уход Его из дому для проповеди, страх при вести о ненависти к Нему иудеев, ужас Его предания, позора, распятия – смерть…
Неотделим земной путь Христа от пути Богоматери…
Так вот, приступая к рассказу о земных делах Спасителя мира, поклонимся прежде всего ей, как матери, воспитательнице и последовательнице, готовой служить Ему всеми силами, иногда удаляемой от него обстоятельствами, но на Голгофе у Его креста опять находящей свое место… И пусть помогает она нам в постижении Сына Божьего, которого никто не знал и не понимал ближе и лучше Ее.
Обручение Пречистой Девы Марии со старцем Иосифом, благовещение архангела Гвриила о воплощении через нее Сына Божьего, путешествие Девы Марии к своей родственнице Елизавете – вот события, предварившие рождение Спасителя мира.
Истосковавшийся мир погибал от отчаянной вражды, не в силах найти прочных устоев жизни. Многие из благородных, чутких людей доходили до сознания, что так жить дальше нельзя, и самовольно уходили из жизни. Богатые утопали в неслыханной роскоши, бессильные, однако, и самыми острыми наслаждениями утолить душевную тоску и пустоту.
И вот в одну из таких ночей. Когда под покровом темноты они предавались удовольствиям, когда в богатых тайниках римской жизни стонало изощренное наслаждение, а рабы в тяжком сне переживали свою неволю, когда глаза немногих мечтателей старались разобраться в тех загадках, которые написала на синем своде небесном переплетающимися линиями звезд Божественная рука, когда одни, наиболее впечатлительные, ищущие души бессознательною молитвою тянулись к неведомому Богу, а другие не задумывались, брали жизнь, как она есть, и выпивали ее чашу до конца, и только немногие мучительно искали ее сокровенного смысла, – в одну из таких ночей родился Христос.
Родился, неся с собой новые основы жизни, неся всем свет. Пришел сказать богатым и сильным, что есть счастье выше и лучше, чем их ничтожное земное величие и их тленные радости. Пришел сказать гонимым и страждущим, что кратко и ничтожно их горе в сравнении с теми радостями, которые готовит Он им в Своем новом царстве. Пришел открыться тем, кто искал Его, ничего еще о нем не зная, дать разгадку на все запросы души, утолить всякую чистую жажду, дать отраду и успокоение всем трепещущим, пришел снова, как в былые дни рая, беседовать с человеком, войдя в дверь души его и вечеряя с ним на таинственной вечере.
Незаметно для мира прошло в ту ночь это событие, перевернувшее потом мировую историю.
Незадолго до времени, когда надлежало родиться Христу, император Август, получив от сената утверждение в своем достоинстве, предписал исчислить жителей всех областей, подвластных Риму. У иудеев был обычай, записываться в том городе, из которого они происходили. Люди, имевшие в жизни самое незначительное положение, – бедный житель города Назарета Галилейского, старый плотник Иосиф, и обрученная ему Дева Мария, – вели, тем не менее, свое родословие от царя Давида, родиной которого был Вифлеем. Поэтому им и надлежало записаться в этом городе, в окрестностях которого Давид, тогда еще простой пастух, пас свои стада, где одна из прародительниц их, Руфь, подбирала на сжатых чужих нивах оставшиеся колосья. Сто двадцать верст отделяет Назарет от Вифлеема – расстояние, которое должно было казаться не малым старцу Иосифу и Деве, бывшей непраздною. Двигались они с помощью осла, на котором сидела Дева.
Жизнь на востоке течет медлительно. Путешествие совершается бесспешно. Обстоятельства еще более затягивали следование назаретских путников. К тому же по стране шло политическое брожение.
В нескольких верстах от Вифлеема показывают доселе существующий камень, на котором, по преданию, отдыхали, приближаясь к Вифлеему, святые путники.
Очень понятно, что вследствие медленного движения Иосиф с Девой Марией были опережены, как теми, кто вышел с ними из Назарета, так и другими. Поэтому, когда они пришли в город, все помещения были заняты. Богатому человеку всегда найдется свободный уголок, но Иосиф и Мария не могли дорого платить за помещение.
Вообще же и теперь гостиницы в Палестине для местных жителей не отличаются изысканностью. Это, по большей части четырехугольная ограда, за которой стоит в безопасности скот, и тут же «ливаны» – здания для людей с полом, выстланным камнями на один или два фута выше общего уровня двора. Помещение для путешественников представляет из себя небольшие комнатки, совсем открытые со стороны двора, так что в них видно все, что происходит внутри (возможно, что соображение иметь помещение, скрытое от взоров людских, тоже способствовало тому, что святые путники выбрали пещеру). Эти клетушки не имеют ничего из тех удобств, которые известны в роскошных гостиницах современного Запада, но и в самых глухих местах России. Путешественник должен приносить с собой сено и циновку, на которой он отдыхает, скрестя ноги, днем и на которой укладывается на ночь. В этой же клетушке он из забранных с собой припасов, готовит себе пищу; он также сам чистит и кормит приведенных с собою животных и сам ходит за водой, находящейся обыкновенно где-нибудь в источнике. Если же все эти клетушки заняты, то путнику приходилось проводить ночь в ограде, среди скота, где все его удовлетворение состоит лишь в сознании, что его не ограбят.
Вифлеем. Худ. В. Поленов
На окраинах Вифлеема, на известковых скалах проходящих здесь Абиссинских гор, было много пещер, в которые на ночь загоняли скот. В одной из этих пещер и приютились святые. По преданию, то место, к которому эта пещера прилегала, принадлежало одной родственнице Пречистой Девы.
Теперь монастырь с великолепною церковью покрывает место рождения в мир Младенца Христа. С потолка подземного храма, где хранится пещера Рождества, свешивается множество лампад. Отверстие или арка в половину человеческого роста покрывает священное место, обложенное белым мрамором с сияющей посередине серебряной звездой и краткая латинская надпись гласит о свершившемся здесь чуде: «Hic de Virgine Maria Jesus Christus natus est» – «Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос».
Расположенный в двух милях к югу от Иерусалима, в долине Рефаимской, в самом центре иудейских гор, Вифлеем занимает вершину двух холмов, соединение которых образует полумесяц. Он окружен со всех сторон глубокими долинами. Средняя, наиболее плодородная, спускается вниз так круто, что для предупреждения обвалов устроены контрофорсы, придающие этому склону вид амфитеатра. Этот склон весь покрыт сплошною зеленью виноградников и фиговых, оливковых и миндальных деревьев. Из-за гор удивительно красиво смотрит темно-синий свод неба.
Приведем, кстати, малоизвестное, но прекрасное стихотворение поэта князя Вяземского, ярко передающее Палестинскую природу:
Свод безоблачно синий
Иудейских небес,
Беспредельность пустыни,
Одиноких древес,
Пальмы, маслины скудной
Бесприютная тень,
Позолотою чудной
Ярко блещущий день
По степи речки ясной
Не бежит полоса,
По дороге безгласной
Не слыхать колеса.
Только с ношей своею
(Что ему зной и труд?),
Длинно вытянув шею,
Выступает верблюд.