Праздники Господни…
Они установлены для того, чтобы отрешившись от мира, люди могли погружаться душею в священную жизнь воплотившегося Бога, останавливаясь при этом на таких событиях, которые являются, так сказать, высшими точками, главнейшими моментами в великом деле Христа.
Жизнь всякого человека можно рассматривать или с будничной, повседневной стороны, или наоборот, в самых ярких ее проявлениях.
Конечно, земная жизнь Господа Иисуса Христа есть сплошное торжественное шествие чрез мир исцеляющего слова евангельского – есть одна проявляющаяся святыня, один большой праздник, милосердие, исцеление, просвещение, разносторонне действующее неисчислимой и неистощимой благодатью.
Но и в этом торжестве, которому не суждено никогда померкнуть и которое до конца веков будет бросать на человечество животворные, светящие, греющие лучи, – в этом торжестве выделяются все же с своим еще большим значением, со своею еще ярче блистающей славой некоторые дни земной жизни Спасителя.
Событие Рождества Спасителя… Приход святых путников, Девы Марии и старца Иосифа в Вифлеем, поиски помещения, тайна ночи, святейшей, божественной ночи; тайна ночи, одевшая пещеру где нашли себе приют назаретские пришельцы и совершившееся в этой ночи за тысячелетия предсказанное пророками событие… Маленький холмик соломы и на нем повитый пеленами Младенец Христос, склонившаяся над ним с любовью матери, с благоговением женщины, поклоняющейся Богу, «Дева чистая»… Осел и вол, дыханием своим согревающие лежащего на соломе, в холоде ночи Творца всей твари; убогая пещера, вместившая невместимого Бога… Пастухи, стерегущие близ Вифлеема стада, тихий слет к ним ангелов, испуг их, раздающаяся из ангельских уст весть о рождении Искупителя и запетая явившимися ангелами и новыми слетевшими в ту минуту ангельскими ополчениями новая песнь. Никогда не слыханные раньше слова примирения и отрады, слова о мире на земле и о благоволении в человецех… Приход «пастырей вифлеемских» в пещеру, смиренное преклонение пред Младенцем Христом смиренных людей, которые первыми принесли к Нему тихое умиление, священный восторг своего сердца… Таинственная звезда, засветившаяся между небом и землей и ведущая таинственных волхвов сказочных стран к таинственной пещере, прибытие их караванов – «и, отверзше сокровища своя, принесоша Ему в дар злато и Ливан и смирну»… Грозный Ирод, безумно мятущийся в страхе за свой престол, выпытывание им у волхвов места «родшагося Царя Иудейского»… Явление волхвам ангела с повелением уйти домой иным путем и бегство святого семейства в Египет со всеми сохранившимися о подробностях его преданиями… А в это время происходящее в Вифлееме и его окрестностях страшное избиение младенцев…
Сколько вокруг одного дня Рождества Христова теснится событий, трогательных и ужасных, всегда ярких, наполняющих душу величавой поэзией…
Совершившееся между этими всеми происшествиями принесение Младенца в Иерусалимский храм, сретение Его Анной пророчицей и Симеоном Богоприимцем, в лице которого воплотившемуся Богу поклонился весь Ветхий Завет, прославило пришествие Искупителя все так долго томившееся без Него, так верно ожидавшее Его человечество.
Пред выходом Христа на проповедь приход в страну Иорданскую, крещение от Иоанна Предтечи и небеса отверзшиеся, и голос Отца, гремевший с небес…
Незадолго до страданий Спасителя явление Его на горе Фаворе в лучах Божественной славы, отложенной Им при пришествии в мир, и опять глас Отца, свидетельствующий о Сыне и заповедующий повиновение Ему: Преображение Господне.
Но вот день торжества. Только что совершилось величайшее чудо, громким эхом по всей Иудее прокатились слова Повелителя жизни к трехдневному мертвецу: «Лазарь. Гряди вон!», по которым жадная смерть вернула жизни никогда не возвращаемую ею добычу… Переполненный народом, собравшимся на праздник, Иерусалим, стремление к тому, кто поднял из гроба смердящего мертвеца, изумленная, обожающая в ту минуту Чудотворца, несметная толпа, оглашающие старый Иерусалим клики: «осанна, благословен грядый, осанна, осанна в вышних». Колеблющиеся в руках детей зеленые ветви пальм, белые голуби, прорезывающие белыми крыльями солнечные лучи, резвящиеся в воздухе над всем этим торжеством. Вход Господень в Иерусалим.
Наконец, величайший, заветнейший день всех дней и всех веков, озаривший землю и небо, и будущность, и вечность радостью незаходимою, обративший в ничто все скорби земные, поправший смерть, водворивший царство жизни в чудный день – Христова Воскресения.
Гора Елеонская. Христос, в последний раз беседующий с учениками, дающий миру обетование вечного Своего пребывания с миром, благословляющий учеников последним видимым благословением и восходящий от них в предвечную славу для седения одесную Отца: Вознесение Христово.
Ученики, «собранные вкупе», вспоминающие обещание Учителя послать к ним Духа Святого, и таинственное потрясение храмины, и сошедший на них в виде огненных языков Святый Дух: день Святой Троицы.
Победа христианства над язычеством, равноапостольная царица Елена, посещающая Иерусалим в жажде найти величайшую святыню мира, крест Христов, который скоро воцарится над вселенной, подымание патриархом животворящего древа над преклоняющимися в радости пред ним верными: Воздвижение честного и животворящего Креста – как бы последний аккорд развернувшейся пред нами священной эпохи, символ мира, охраняемого благодатью Христовой, осеняемого знамением Его всесильного, всевозрождающего креста.
Вот те события, которые нам предстоит обозреть, в поэзию которых нам предстоит погрузиться…
Пойдем же с открытою душою по этому священному пути, освежая душу такими воспоминаниями, уверяя себя, как близко и возможно счастье духа после того, как Христос прошел по земле…
Е. Поселянин