«Радуйтесь настоящему так, будто сами его создали».
Вы держите в руках четвертое издание The Coaching Manual. Это новое переработанное издание отражает мое нескончаемое стремление сформулировать основополагающие принципы и «истины», на которых строится эффективный коучинг. Главная цель книги остается неизменной: предложить вам простые принципы и советы, подходящие для коучинга любого типа.
После издания первой книги в 2002 году я наблюдала весьма любопытные тенденции в профессиональном развитии. Я заметила, что интерес к коучингу рос по мере того, как люди понимали влияние, преимущества и ценность этого метода содействия и развития. Любой коуч, практикующий или будущий, имеет теперь доступ к обширным знаниям, тренингам, советам и руководствам, которые помогут им профессионально развиваться. В организациях коучинг все чаще признается средством позитивного воздействия на бизнес-цели. Итак, коучинг привлекает людей на личностном и профессиональном уровнях, отражая основополагающую взаимозависимость между людьми и их потребность поддерживать друг друга. Как показывает мой опыт, эта простая истина приносит много пользы.
Книга The Coaching Manual переведена на многие языки и активно способствует развитию коучинга во всем мире. После выхода первого издания я продолжаю исследовать область личностного развития применительно к коучингу.
Внеся некоторые изменения, мы сделали это руководство более разносторонним, включив в него приложение «Арсенал коуча», а также шаблоны, которые можно бесплатно скачать в Интернете. Моя цель – снабдить читателей практическими знаниями и познакомить с методами и процессами, которые позволят им развивать свои способности коуча.
Глава 9 объясняет, как использовать эти принципы и навыки самостоятельно – например, в повседневной жизни или в работе профессионального коуча. Каким бы ни был ваш интерес к коучингу, надеюсь, вам понравится эта книга, благодаря которой вы сможете добиться большего.
Эта книга разъясняет принципы и методы коучинга, а также показывает, как применять их в любой коучинговой ситуации – от бизнес-коучинга в рамках компании до личностного коучинга и индивидуальных потребностей. Если вы новичок в коучинге, эта книга станет для вас практическим руководством в процессе его освоения, а также в повседневных ситуациях. Практикующим коучам это руководство предлагает новейшие методы и идеи, которые наверняка пригодятся в их работе. А менеджерам книга предлагает инструменты, которые можно использовать в команде.
Я буду часто обращаться к вам так, будто вы уже коуч или тем или иным образом практикуете коучинг. Однако не забывайте, что вам совершенно не нужно быть коучем, чтобы воспользоваться советами этой книги. Если в своей работе вы помогаете людям вносить изменения путем того или иного обучения, уверена, это руководство будет полезно вам.
В этой книге я призываю к коллаборативному коучингу, предполагающему совместную работу коуча и клиента, направленную на изменение ситуации. Будучи коучем, вы используете свои конкретные навыки, подстраиваясь под проблемы, намерения и нужды конкретного клиента. Для того чтобы вовлечь клиента в процесс, предлагаю менее директивный стиль поведения и язык, поддерживающий изменения. Для того чтобы ваш коучинг стал эффективнее, я разъясню принципы и убеждения, лежащие в основе коучинга, а также представлю новый взгляд на навыки, которые вам нужно развивать. Вы также ознакомитесь с простыми примерами позитивного коучингового поведения и языка, чтобы развивать свое самосознание: например: «Мне нужно яснее формулировать свою позицию с самого начала» или: «В этой ситуации я слишком много говорю». Я покажу примерную структуру разговора коуча с клиентом, чтобы помочь вам пройти весь путь – от приветствия до прощания. Вы также найдете здесь практические советы о том, как преодолевать непредвиденные препятствия, которые мешают первоклассному коучингу. Выработать определенный подход к коучингу вам поможет перечень стандартных этапов коучингового задания. Когда вы будете готовы перейти к действиям, «Арсенал коуча» поможет укрепить вашу уверенность.
В этой книге вы найдете небольшие вставки, которые помогут практической работе и изучению материала, укрепляя ваше самосознание и способность наставлять других людей. Эти вставки представляют собой:
Эти вопросы помогают адаптировать методы и советы к вашей конкретной ситуации и поразмышлять над ними. Можете записать ответы, произнести их вслух, опробовать их на деле или просто обдумать. Важно помнить, что вопросы призваны дать вам пищу для размышлений и побудить к действиям. Сделайте паузу и обдумайте вопросы, чтобы получить максимальную пользу от этой книги.
Список вопросов для проверки того, насколько хорошо вы поняли материал, помогающий вам вспомнить те или иные моменты – например, насколько структурированным должен быть коучинг, или как понять воздействие вашего коучинга на клиента.
В основном здесь представлены примеры, иллюстрирующие принцип или идею с использованием предполагаемых ситуаций и людей. Они продиктованы моим личным опытом работы и зачастую опираются на реальные случаи, которые я подкорректировала, чтобы они были актуальны для вас.
Периодически я буду просить вас опробовать тот или иной метод или идею на практике, зачастую в повседневном общении. Именно в такие моменты вы сможете развивать свои коучинговые способности наиболее эффективно. Одни упражнения довольно простые и помогают проверить ваше понимание материала, а другие намного сложнее и призывают вас выйти за рамки зоны комфорта. Хотя эти упражнения необязательны, как вы понимаете, я все же настоятельно рекомендую вам выполнить как можно больше упражнений! Помните: только практика сделает из вас коуча.
В конце книги вы найдете приложение «Арсенал коуча». Здесь собран материал, который поможет вам развивать навыки коуча и работать с клиентом. В этом разделе представлен краткий обзор коучинга для потенциального клиента, а также указаны принципы, которым вы можете следовать, чтобы совершенствовать свои навыки. Можете использовать это для личной практики или рекомендовать другим – но только бесплатно.
Весь контекст, помимо дополнительного материала, можно скачать бесплатно на моем веб-сайте www.starrconsulting.co.uk
Эффективный коучинг влияет на понимание, обучение, поведение и развитие человека
В двух словах, коучинг представляет собой разговор или серию разговоров одного человека с другим. От привычного для нас разговора его отличает воздействие на клиента. Эффективный коучинг обязательно влияет на понимание, обучение, поведение и развитие человека. Коучинг может проходить в разных временных рамках и в разных местах. Например, можно общаться с глазу на глаз с клиентом в течение двух часов или провести десятиминутный телефонный разговор, поскольку коучинг определяется степенью воздействия на человека, а не продолжительностью общения.
Как правило, именно клиент способен судить о том, можно ли считать разговор коучингом, если он согласится со следующими утверждениями о коучинге:
• разговор был сосредоточен на клиенте и на его ситуации;
• общение было полезным для мышления, действий и развития клиента;
• без этого разговора клиент вряд ли сумел бы достичь тех же результатов за то же время.
Личностный коуч проводит коучинг-сессии в течение определенного времени (зачастую это называют коучинговым заданием). В ходе общения коуч создает условия для исследования и обсуждения проблемы, например, слушает, задает вопросы и формулирует то, чего удалось достичь, передает свои наблюдения, высказывает собственное мнение. Сосредоточившись на клиенте и его ситуации, можно помочь ему осознать свою проблему, чтобы он смог достичь положительных изменений. Кроме того, клиент сам решает, как двигаться дальше; например, коуч может создать условия, чтобы клиент самостоятельно принимал решения, или призывать клиента к действиям и изменениям. Кроме решения сегодняшних проблем, со временем клиент ощутит более масштабные результаты – уверенность в себе, гибкость и изобретательность, эмоциональную зрелость. Коучинг не всегда предполагает формальные встречи. К примеру, непринужденное обсуждение проблемы, задачи или цели может расцениваться как коучинг, если клиент чувствует положительное воздействие: «Я действительно задумался…» или: «Теперь я точно знаю, что мне делать». Скорее всего, вы сами участвовали в подобных беседах, когда неформальное обсуждение проблемы приносило вам неожиданное понимание или озарение.
Коучинг помогает людям развиваться и учиться новому, чтобы достичь желаемого результата. Это происходит потому, что коуч сосредоточивается на конкретной ситуации клиента с таким вниманием и интересом, какие клиент вряд ли найдет где-либо еще. Как правило, такой тип общения воздействует и на профессиональную, и на личную жизнь клиента, независимо от того, чему конкретно посвящен коучинг.
Клиент получает четкое понимание ситуации или проблемы, что позволяет ему достичь положительных изменений.
Коучинг опирается на типы поведения, методы и инструменты, способные воздействовать на результаты, которых хочет достичь клиент. Например, во время разговора коуч внимательно слушает и задает вопросы, делает конструктивные замечания или передает свои наблюдения и высказывает свое мнение. У клиента может быть конкретная проблема, которую он хочет решить, или он стремится к определенному образу жизни. Успешный коуч так строит обсуждение, чтобы оно способствовало укреплению самосознания клиента, его пониманию ситуации и вариантов действий. Для любого коуча совершенствование своих навыков является весьма полезной задачей, позволяющей в первую очередь узнать больше о себе, чтобы лучше понять других людей и помочь им. В мире, где многие из нас сталкиваются с непростыми ситуациями, помимо достижения личностных целей и желаний, опытный коуч может буквально помочь нам жить полноценной жизнью.