Ввиду важности переживаемого нашей родиной военно-исторического времени далеко не излишне познакомиться с прибавлением к «Пространному Христианскому Катехизису Кафолической Восточной Греко-Российской Церкви», изданному Московской Синодальной типографией в 1829 году с прибавлением, заключающим в себе «изречения Священного Писания с размышлениями, для употребления в военных училищах», и имеющим поэтому несомненный интерес… Названный труд приснопамятного и богомудрого московского святителя митрополита Филарета составляет теперь, конечно, большую книжную редкость. А потому и все, что в нем заключается, невольно приковывает к себе благоговейное внимание читателя и заслуживает того, чтобы остановиться на самых частностях этого знаменитого труда, хотя бы они были помещены там в виде прибавлений или примечаний. Из сделанного митрополитом Филаретом прибавления к «Катехизису» видно, как сей заботливый и мудрый святитель на основании Священного Писания предписывал воинам держать и вести себя вообще, а на поле битвы лицом к лицу с неприятелем, в частности.
Этот драгоценный завет великого святителя нашему христолюбивому воинству, как прибавление к «Пространному Катехизису» митрополита Филарета, изданному Московской Синодальной типографией в 1829 году, оканчивается примечанием для законоучителя следующего содержания: «По сему примеру, смотря по надобности и насколько время позволит, может законоучитель предлагать учащимся и другие места Священного Писания с изъяснением и с размышлениями, приспособленными к настоящему состоянию учащихся и к будущему их назначению».
Руководствуясь этим примечанием, мы позволяем себе дополнить прибавление к «Катехизису» митрополита Филарета некоторыми замечательными по глубине мысли извлечениями из проповедей самого приснопамятного святителя, извлечениями, относящимися к вопросу о войне и воинском звании и более подробно раскрывающими краткую речь «Катехизиса».
Переходим к самому прибавлению к «Катехизису», как оно изложено у великого святителя московского. Следует оно сразу же после заключения к «Катехизису», содержащего в себе, как и прочие издания, употребление учения о вере и благочестии, и состоит, как значится в подлиннике, по порядку изложения в следующем.