Чтобы понять принципы и саму суть продвижения сайтов, нужно разобраться в базовом механизме, благодаря которому существуют поисковые системы и появляются сайты, а повседневная жизнь все больше уходит в онлайн.
Трафик
Главная задача любого продвижения – это увеличение трафика, то есть того количества пользователей, которых удалось привлечь на веб-площадку. Понять эту идею несложно на примере крупнейшей сети Facebook – за несколько лет обыкновенный сайт превратился в отдельный феномен в жизни человечества, а его создатели и инвесторы стали обладателями многомиллиардного состояния.
Это стало возможным благодаря трафику, который смог привлечь этот сайт. Трафик – это король.
Если у сайта большая аудитория, его владельцы смогут много зарабатывать. Ведь существует бесчисленное количество способов монетизации трафика: от прямых продаж до введения новых рекламных форматов и переформатирования рынка.
✍ На заметку
Количество трафика – это один из универсальных критериев, которые помогут оценить целесообразность инвестирования в те или иные мероприятия на сайте. Если бойкий дизайнер предложит поменять дизайн сайта, потому что текущий «уже устарел», а маркетолог решит разместить баннеры на отраслевых площадках, потому что «все конкуренты так делают», – всегда можно спросить себя: «А насколько это увеличит трафик на сайте и можно ли будет вернуть затраты?»
Борьба за трафик
Все веб-площадки в Интернете борются за трафик. Это важнейшая идея, которую всегда нужно держать в голове.
Поисковые системы не исключение: они стремятся привлечь и увеличить свою аудиторию, чтобы продать больше контекстной рекламы и услуг других своих сервисов.
А как поисковым системам привлечь больше трафика? Все просто: нужно выдавать более качественные результаты поиска, чем конкуренты. Так поисковик сможет лучше удовлетворить потребности пользователей и увеличить долю на рынке.
Мы не будем вдаваться в детали оценки качества поисковой выдачи. Важнее понять простую модель: чтобы выдать качественный результат, поисковикам надо обойти все сайты (это делают поисковые роботы) и выбрать из общей массы существующих в тематике ресурсов те веб-площадки, которые способны наиболее полно удовлетворить потребности пользователя.
Для этого поисковые системы разрабатывают критерии качества, а затем, с помощью сложных математических построений и программных алгоритмов, отбирают те сайты, которые подходят под эти критерии. Чем лучше площадка соответствует заданным требованиям, тем более высокое место она займет в выдаче по конкретному поисковому запросу.
Поисковая оптимизация
Теперь можно перейти к сути поисковой оптимизации. Ее принцип прост:
1. Поисковые системы вводят критерии и ранжируют на их основании все существующие веб-площадки.
2. Чтобы продвинуть сайт на высокие позиции в выдаче, нужно разобраться в критериях отбора, а затем сделать так, чтобы продвигаемый веб-ресурс соответствовал выдвигаемым требованиям лучше, чем конкуренты.
Ключевое слово здесь – «лучше». Делать все идеально необязательно, на это понадобится слишком много ресурсов. Достаточно по совокупности всех параметров быть выше конкурентов.
Для большего понимания приведем и формальное определение. Поисковая оптимизация (или SEO, от англ. search engine optimization) – это комплекс мер, направленных на улучшение соответствия сайта критериям качества, разработанным поисковыми системами, вследствие чего сайт может улучшить свои позиции в выдаче поисковых систем и привлечь больше трафика.
Факторы ранжирования
Критерии, на основании которых поисковые системы определяют рейтинг сайтов, называют факторами ранжирования. Чем лучше сайт соответствует фактору ранжирования (чем он релевантнее этому фактору), тем больше баллов он получает в общей формуле ранжирования.
На современном этапе поисковые системы учитывают сотни различных факторов ранжирования. Итоговые места на странице поисковой выдачи определяются суммой баллов по всем критериям: у кого сумма больше, тот располагается выше.
Профессия SEO-специалиста
В относительно недавнем прошлом конкуренция за места в выдаче поисковых систем была низкой. Поисковое продвижение сводилось к наполнению сайтов более-менее релевантным, но зачастую низкокачественным контентом и покупке дешевых временных внешних ссылок на специализированных биржах.
Поисковая оптимизация уже тогда была крайне эффективным направлением маркетинговой активности. Повсеместно появлялись кейсы, в которых именно SBQ помогло поставить на ноги очередной стартап или вдруг начинало давать существенную, а подчас превалирующую долю выручки у крупных онлайн-игроков. Однако из-за используемых методов профессия «SBQ-специалист» вызывала у некоторой части интернет-общественности негативную реакцию.
Отчасти такая реакция была обоснованна. Давно известно, что как только появляется система со своими правилами игры (поисковые системы и их факторы ранжирования), сразу появляются игроки, которые стремятся эти правила обойти. Это вечное соревнование «снаряда и брони»: броня становится крепче, но и снаряды – более пробивными.
Приходится признать, что многие SЕО-специалисты вместо развития и улучшения сайтов стали банально искать
«дырки» в поисковых алгоритмах. Это приводило к курьезным проявлениям поискового спама, из-за которых веб-сайты деформировались и становились неудобными для пользователей, а по Сети широкое распространение получили спамные веб-ссылки.
✍ На заметку
Есть хороший и емкий анекдот на эту тему.
Заходит SEO-специалист в ресторан, бар, кафе купить алкоголь, алкогольные напитки в Москве, центр, недорого.
Реакция поисковых систем не заставила себя ждать. Были разработаны специальные алгоритмы, понижающие в выдаче сайты, использующие спамные методы продвижения, а новые факторы ранжирования закрыли большинство брешей, сквозь которые можно было просочиться в выдачу обманным путем.
Конечно, слабые места и ошибки в алгоритмах все еще остались. По большому счету они будут всегда, так как создать идеальный поисковый алгоритм невозможно. Однако в практическом плане использование этих брешей больше нецелесообразно: это несет слишком большие риски для сайта и стоящего за ним бизнеса.
Непрерывное развитие поисковых алгоритмов привело к усложнению и удорожанию продвижения. Сегодня SEO – это многосторонний комплекс работ и мер, направленных на улучшение качества сайта и его релевантности целевым запросам.
Поисковики учитывают широкий спектр факторов: от качества кода сайта и частоты обновления контента до скорости ответа на телефонные звонки и репутации бренда на сторонних сайтах. SEO-специалист должен соответствовать этим требованиям и выполнять разнообразный пул задач: привлекать трафик, оптимизировать бизнес-процессы, работать над конверсией и управлять репутацией бренда в Сети. В этом смысле современное SEO становится центральным элементом онлайн-бизнеса и является интегральным показателем отлаженности бизнес-процессов стоящей за ним компании.
Конечно, нарисованная картина является несколько идеализированной, а в поиске еще встречаются случайные сайты и плохие компании. Однако пройдет немного времени, и пробиться на первые строчки выдачи без учета всех перечисленных факторов уже не получится.
И цель этой книги как раз в том, чтобы помочь читателю опередить время, подготовить свой сайт и бизнес к грядущим изменениям и возглавить выдачу поисковых систем по всем целевым запросам.