2. О некоторых особенностях творчества писателя

Когда сестра вышла замуж и уехала в другой город, я уже ходил в начальную школу. Мама писала письма дочери и требовала от меня написать письмо сестре. Они с папой знали цену письмам ещё с войны. Я садился писать письмо о своей жизни. Каждое слово обдумывал, переживал заново события, которые за ним стояли. В результате письмо получалось коротким и несодержательным. Буквы выглядели корявыми, а строчки неровными. Сестра была рада даже таким письмам. Позже я и сам прочувствовал ценность писем от родственников, особенно от жены.

Сейчас для меня написание книг – это возможность разговаривать с воображаемым читателем и с самим собой. В них содержится только правда. Даже тогда, когда пишу сказки. Имеющиеся в них элементы фантазии при выходе книги становятся близкими к реальности. Особенно трудно описывать автобиографические истории, потому что переживаешь их заново. Поэтому негативные моменты приходится исключать из текста. Иногда от соприкосновения с действительностью у чувствительной натуры писателя эмоции выплёскиваются через край. Тогда высказанные слова лишь приблизительно передают бурные чувства, которые за ними скрыты. Джон Леннон наверное по этому поводу сказал: «Чтобы мы не говорили, это никогда не соответствует тому, что мы хотим сказать.»

Оказалось, что работа писателя не только трудное, но увлекательное занятие, способное развивать творческое мышление. Под творческим мышлением я понимаю процесс, когда после обдумывания какого-то вопроса, решение приходит внезапно как бы само. Если после многочисленных прочтений и доработок текст нравится, то испытываешь чувство удовлетворения и радости. Поэтому писателю трудно поставить точку в своей деятельности. Когда книгу из типографии доставляет курьер, то испытываешь почти такое же чувство, как при получении ребёнка из роддома.

Во время работы над текстом приходится пользоваться разными справочниками, вспоминать орфографию с синтаксисом и удивляться неисчерпаемым возможностям русского языка.

Интересен процесс появления темы для рассмотрения. Иногда она возникает после продолжительных раздумий, иногда – как озарение. Одновременно появляется энергия для её проработки. Затем надо продумать изложение и подвести содержание к логическому концу. Чтобы интересней было читать, хорошо ввести в текст какую-нибудь интригу.

Большое значение имеют записные книжки и черновики. Часто интересная мысль, нужное слово приходят в самых неожиданных местах.

Существует так называемое пограничное состояние между сном и бодрствованием. Многие люди наблюдают его при засыпании. Они долго не могут уснуть: в голову лезут всякие интересные мысли. Объясняется это тем, что разные отделы мозга отключаются в разное время. Те участки, которые отвечают за восприятие идей, отключаются чуть позже других участков и не отвлекаются на взаимодействие с ними.

У меня пограничное состояние появляется при пробуждении в 4 – 5 часов утра, когда мозг немного отдохнул. Если глаза остаются закрытыми, чтобы не отвлекаться на обработку внешней информации, то создаются комфортные условия для размышлений. Тела не ощущаешь. Работает только мозг. Душа задаёт тему. В этом состоянии легко перейти границу и оказаться в зоне сна, и там продолжать искать ответы на интересующие вопросы. Например, в это время пришла мысль, что холодильник – это машина времени (смотри книгу «Сон разума»). В этом состоянии время летит быстро. Из него не хочется выходить, но всё имеет конец. Пограничное состояние заканчивается, когда начинаешь воспринимать зарождение нового дня.

Живая речь обладает большей информационной ёмкостью по сравнению с печатным текстом за счёт эмоциональной окраски. На мой взгляд у талантливого писателя получается не только интересно преподнести сюжет, но и вызвать соответствующую эмоциональную реакцию, как от произнесённого слова. Ну а я стараюсь компенсировать недостаток таланта подбором иллюстраций, заменяющих мимику и жесты.


Загрузка...