В лесной деревне было пустынно, но в окнах мелькали огоньки лампад. По-видимому это было время службы. Артём присел на пень и стал дожидаться пока кто-нибудь появится на улице.
Прошло около часа, Африканцев уже прилично озяб. Наконец из избёнок начали выходить люди. Мужичок, говоривший с Артёмом и Спиридоном в прошлый раз, заметил его и подошёл.
– Здравствуйте.
– Доброго здравия. Опять про императора расспросить?
– Нет. Хотел спросить можно ли вашу пещеру посмотреть, – начал издалека Артём.
– Там молятся. Но если шуметь не будешь – свожу.
– Шуметь не буду.
– Пойдём.
Минут тридцать шли Артём с проводником вглубь леса пока не вышли к холму с приваленным к нему камнем. Мужичок довольно легко отвалил камень, за которым открылся вход в пещеру.
– На тебе свечу, без неё ничего не увидишь.
Артём следовал за мужичком рассматривая стены и потолок пещеры. С правой стороны в стене были ниши, в которых стояли иконы и лампады, слева – проёмы келий, в некоторых из них одиноко молились отшельники. Дойдя до тупика мужичок свернул направо и стал спускаться по узкой крутой лестнице вниз.
– Это ход на второй полог.
На втором уровне было более просторное место, видимо для общей молитвы.
– Здесь службы проходят по праздникам.
– Здорово!
– Ещё есть третий полог – но туда только свои могут проходить, либо с благословения старца Фрола.
– И то спасибо что хоть два уровня показали. А на службу к вам можно прийти?
– Нет, только свои. Другие могут наблюдать со стороны, не совершая молитвенных действий.
– Почему?
– Правила у нас строгие. Те, кто их не знает, из ритма выбивается, вся служба наперекос пойдёт.
– А какие правила?
– Крестимся мы двумя перстами, в молитвах используем старые обороты, до реформы Никона, поклоны бьём единовременно, а не кто когда захочет. И креститься у нас принято трёхкратным погружением. Ты вот крещеный?
– Да, маленьким когда был в церкви в тазик посадили и на голову воду из чайника поливали.
– Значит некрещеный ты.
– А у вас покреститься можно?
– Можно. Но надо выполнить три задания и получить благословение старца Фрола.
– Прям как в сказке про Ивана-Царевича.
– Не про Ивана-Царевича, а про Жар-Птицу.
– И какие три задания?
– Символ Веры наизусть рассказать, неделю поста выдержать без мяса и отстоять три службы от начала до конца, поодаль, не совершая молитвенных действий.
– А рыбные консервы в пост есть можно?
– Начинающим можно.
– А если у меня работы много и я не смогу по 6 часов в день на службе стоять?
– Можешь приходить когда сможешь. Только опаздывать нельзя – служба в 7 утра начинается.
Пригорюнился Африканцев – в семь он только вставал, а тут к сему уже в пещере надо быть…
– Хорошо, я попробую. Благодарю за гостеприимство!
– Милости просим.
– У нас там команда есть по регбиболу, если у вас кто из молодёжи желает поноситься по полю с мячом – можем взять в состав.
– Есть у нас Сева, ему бы может и подошло. Сейчас в деревню зайдём – поговори с ним.
В деревне Африканцев встретил Севу – щуплый малый лет 18—19, среднего роста.
– Ты не гляди что он худой, силёнка у него ой-ой-ой!
– Хочешь регбиболом заниматься? – спросил Артём Севу.
– Можно. А что делать надо?
– Мяч в кольцо забивать. Это в атаке. А в защите не дать забить в своё кольцо. За туловище и руки хватать можно, за голову и ноги – нельзя.
– Можно попробовать.
– Тренировки у нас по средам и субботам, в два часа дня. Приходи.
Попрощавшись с мужичком и Севой Африканцев побрёл обратно. Ближайшую субботу он решил испытать себя на стойкость – 6 часов быть на службе не крестясь. Идея ему нравилась, но в своих силах он был не уверен.
Символ Веры Артём выучил довольно легко, пост на консервах тоже выдержал. Труднее всего было рано вставать по субботам и стоять 6 часов на службе. Но несмотря на физическую усталость и недосыпы службы староверов придавали ему огромный прилив духовных сил, так что остаток дня он проводил гораздо интенсивнее, успевая в разы больше, сам тому немало удивляясь.
Сева под руководством Спиридона постепенно осваивал регбибол. Особенно ему стал удаваться бросок крюком. Даже рослому Силантию не удавалось заблокировать забросы новичка.
С увлечением Сева занялся и шахматами дабы не отставать от «дуэлянтов» шахбаскета. Он даже сам вырезал из дерева шахматную доску и фигурки, обучал желающих в своей лесной деревне.
Посетив Пчёловскую «галерею искусств» Сева предложил сделать там уголок произведений староверов. Кроме «галереи» их поделки согласилась разместить в свой «шоу-рум» и компания N, где желающие могли разместить заказ на поделки. Особенно пользовались спросом коробочки из бересты для хранения хлеба, сушёных ягод и грибов.
На вырученные деньги Сева первым делом купил велосипед горной версии, в простонародии «мантэн байк». На байке он добирался от лесной деревни до Пчёловска минут за 30. Для удобства туристов Сева также расклеил в лесу указатели до места аварии телеги императора, где уже стоял небольшой памятник с памятной доской. Видя популярность маршрута, он предложил организовать велопрокат, что было поддержано Захаром Земляникиным – у турбюро появилась дюжина «байков».