За день до поездки в Финляндию Варвара отвезла Вилю к своим родителям, лабрадор недовольно поворчал, прощаясь со своей хозяйкой, и пошёл спать в бывшую Варину комнату, в которой ревностно сохранялась обстановка студенческой молодости дочери.
Выезд запланировали на раннее утро, надо было как можно быстрее доехать до границы, друзья решили пересекать её в Светогорске, а там сразу через Иматру можно выехать на автомобильную дорогу номер 6, ведущую в северном направлении, с последующим выходом на автостраду Е-63.
Николай поставил дом на сигнализацию и даже включил охрану периметра, дело в том, что в своё время ему достался крайний в ряду земельный участок, имеющий целых три наружных стороны. Впоследствии это оказалось весьма удобно, Коля отсыпал гравием тупиковый проезд с боковой стороны участка, закрыл туда свободный доступ для других машин и сделал в заборе еще одни ворота.
Теперь в той части его двора поселился двухколёсный прицеп с небольшим катером, а с парадной стороны дома сразу за откатными воротами располагался въезд в заглубленный до цокольного этажа двухместный гараж. Прямо из гаража можно было, не выходя на улицу, пройти в другие помещения, например, в небольшой спортзал или в холодную кладовку с продовольственными припасами, и уже оттуда по внутренней лестнице подняться в обширный холл.
Николай тогда ездил на «Субару-Форестер» с установленным на крыше машины спортивным 800-литровым багажником «Thule». «Субару» не очень, конечно, большая машинка для семьи из четырёх человек, но с учётом крышного багажника вполне нормальная, а с другой стороны, не ехать же по ледяной дороге на Варварином «Мерседесе» с его задним приводом.
До Светогорска каждая семья добиралась самостоятельно, и уже перед самой границей, на заранее оговорённой точке встречи, выяснилось, что чиновник и бывший бандит со своими семьями задерживаются и смогут приехать несколько позже.
И в это самое время у Николая сильно разболелась голова, с ним такое бывало периодически, требовалось срочно принять таблетку и спокойно полежать или посидеть полчасика. Таблетку он, конечно, выпил, а лечь было негде. Чтобы разогнать застоявшуюся кровь, Коля вышел из машины и сделал несколько вращательных движений руками, затем с хрустом повертел влево-вправо шеей, головная боль не отступала.
– Может, мы пока сами доберёмся? – глядя на поникшего товарища, предложил Антон.
– Конечно, доберётесь, – согласился Коля. – Прямо по навигатору и езжайте, здесь все дороги хорошие, но вы придерживайтесь главных и никуда зря не сворачивайте. Важно приехать на место до 18 часов, иначе будут сложности с заселением, а так просто занимайте домики, ключи должны быть в дверях, я же дождусь отстающих, и к ночи мы подтянемся.
На том и порешили. Антон с родителями Насти вернулись в машины и, убедившись, что никто из их детей не потерялся, погнали в Лапландию.
– Ты как? – заботливо спросила Варвара у мужа.
– Здесь есть небольшая гостиница сразу после границы, давай там поспим до обеда, глядишь, и наши отстающие друзья подтянутся, – вместо ответа предложил Николай.
– Хорошо, – односложно ответила Варя. – Я сяду за руль.
Семья пересекла границу и без проблем добралась до небольшого отеля, а вскоре Коля уже лежал на кровати.
– Восемь утра, мы на завтрак, – сказала Варвара и, построив дочерей, покинула гостиничный номер.
Николай успел задремать, как раздался телефонный звонок:
– Привет, старик! – закричала трубка голосом Олега – отставшего друга Николая. – Мы проехали «Огоньки».
– Я жду тебя в гостинице, не доезжая Иматры, справа от трассы сразу после границы. Дорожный указатель «Poltinkuja», коттедж № 2, доедешь – позвони, – ответил Николай.
– Отлично, мы к обеду будем, – жизнерадостно пообещал Олег.
Пока Николай валялся в гостиничном номере, Варя с дочерьми осваивали финские сани, такие с одной сидушкой и длинными полозьями. Довольно визжа, Ляля и Няша усаживались на деревянное сиденье, а мама, толкая перед собой санки, разгонялась и становилась на эти самые полозья. Снега в эту зиму выпало много, рядом с гостиницей нашелся укатанный склон, где веселились местные детишки. Понижение температуры совпало с сильной влажностью, веточки растущих рядом кустов и деревьев покрылись длинными белоснежными иголками инея, а каждый выдох разгорячённых людей выбрасывал в морозный воздух небольшие клубы пара.
Девочки так увлеклись, что не заметили, как пролетело время. Варвара посмотрела на часы и удивлённо покрутила головой, пытаясь увидеть закрытое облаками солнце.
– Нам пора в номер, – заявила она дочкам спустя пару минут. – Скоро обед, а ещё надо переодеться и подсушить одежду.
У входа в коттедж стоял большой американский внедорожник.
– Похоже, это Олег приехал, – подумала Варвара, и тут же её телефон пиликнул входящим СМС. Не тратя времени на ответ, она завела дочерей в гостиницу. В их номере было тесно от приехавших гостей. Николай и Олег шумно обнимались, а рядом скромно стояли миловидная женщина и подросток с длинными волосами.
– Познакомьтесь, – увидев жену, воскликнул Коля. – Варвара, Агния, Изольда!
– Олег, Татьяна, Арсений! – в унисон Николаю ответил Олег.
Все рассмеялись.
– На обед и в дальний путь? – предложил Николай на правах аборигена.
– Раздеваемся, умываемся и идём! – поддержал его Олег.
Процесс переодевания занял несколько минут, и вскоре вся компания направилась в столовую и уселась за одним большим столом.
«Симпатичный мальчик», – подумала Ляля и спросила:
– Арсений, а ты в каком классе?
– В седьмом, – посмотрев на девочку сверху вниз, ответил мальчик.
– А мы в третьем! – радостно сообщила Ляля: «И глаза какие красивые!»
Арсений пожал плечами, судя по всему, маленькая беловолосая девочка не привлекла его внимания, разница в пять лет в этом возрасте кажется весьма значительной.
– Какой воображала, – шепнула Ляля, взяв Няшу за руку. – Давай его разыграем.
– Арсений, а ты хорошо на лыжах катаешься? – сделав наивные глаза, спросила Агняша.
– Неплохо, – самоуверенно ответил Арсений.
– Сеня уже вторую зиму катается, – добавила Татьяна, прислушиваясь к разговору детей.
– Где-нибудь занимаешься? – подключился Николай.
– Зачем? – ответил за сына Олег. – Мы и сами с усами, я его научил.
– А вы где тренировались, дядя Олег? – спросила Ляля.
– Да чего время зря тратить, нехитрая наука, пару уроков с инструктором, и все дела, – отмахнулся Олег.
– Сеня, а ты нас научишь с горки скатываться? – округлив глаза, спросила Няша, а Ляля активно закивала головой, типа и я тоже хочу научиться.
Судя по всему, рыжеволосая девочка понравилась Арсению чуть больше, и он ответил:
– Вообще-то я музыкой увлекаюсь, но так и быть, дам вам пару начальных уроков, как на канты вставать и плугом спускаться.
Варвара укоризненно посмотрела на дочерей, как бы говоря: «Нехорошо начинать знакомство с розыгрышей», а Ляля и Няша в ответ выразительно посмотрели на маму, вроде отвечая: «Мы всё равно проучим этого задаваку, чтоб знал».
Мама покачала головой и отвернулась к Татьяне. Женщины начали светский разговор, оказалось, что у них нашлось много общих интересов – шопинг, рестораны, курорты и поездки за границу.
А мужчины сидели, уткнувшись в раскрытый ноутбук, изучая карту Финляндии.
– Предлагаю вот на этой развилке свернуть с 63-й трассы и проехать до Кемиярви по местным дорогам, – тыкнул толстым пальцем в карту Олег.
– А мы там нигде не застрянем в снегу? – осторожно спросил Николай.
– Нет, термалаи (горячие финские парни – вульгарный питерский сленг) хорошо научились дороги чистить, а вот смотри, городишко Тайвалкоски, здесь можно заправиться и размять ноги. Зато реально сэкономим время, – самоуверенно пробасил Олег.
На взгляд Николая, ломаная линия местных дорог вряд ли была короче финской автомагистрали Е-63, но, с другой стороны, ехать всё время уткнувшись в хвост какому-нибудь лесовозу или автобусу – тоже весьма сомнительное удовольствие.
– Давай рискнём, – согласился Коля и, обращаясь к своим девушкам, добавил:
– Предлагаю всем покушать финской ухи из лосося со сливками и взять по котлете, до ужина ещё не скоро, и как там оно будет в дороге, одному Богу известно.
Закончив с обедом, женская часть коллектива в очередной раз переоделась, и вскоре две машины выехали на автомобильную дорогу под номером 6, которая, как известно, проходит вдоль границы с Россией, начинаясь от трассы «Скандинавия» и плавно присоединяясь к автостраде Е-63.
– Обещали похолодание, – ни к кому не обращаясь, заметила Варвара.
Николай скосил глаз на приборную доску, где среди прочих стрелочек был электронный термометр, показывающий температуру за бортом.
– Минус шестнадцать градусов, – прокомментировал он увиденное. – Похоже, прогноз не ошибается, когда мы выезжали из Питера, было минус девять.
Тем временем маленький кортеж, ловко перестраиваясь из ряда в ряд, добрался до поворота на местную дорогу под номером 897.
– Алаярви, – прочитал дорожный указатель Николай и включил левый поворотник. Едущий следом внедорожник Олега весело мигнул дальним светом: «Давай, дескать, не дрейфь».
Коля бросил взгляд на заднее сиденье: девочки легли в обнимку и, судя по всему, уснули, положив под головы маленькие подушечки и закутавшись в одеяло. Варя, заметив заботливый взгляд супруга, молча накрыла руку мужа своей ладонью. Николай подмигнул жене.
– Я так счастлива, – прошептала в ответ женщина.
Местные дороги финской глубинки разительно отличались от своих российских сестёр. Тщательно вычищенные грейдером, они имели на всем протяжении смешные ограждения из тоненьких палок, похоже, просто воткнутых в боковые сугробы. Кстати, сами сугробы имели искусственное происхождение, возникнув как боковые отвалы в результате работы грейдеров.
Вскоре Николаю довелось увидеть и сами грейдеры. На поверку это оказались огромные трехосные полноприводные грузовики, которые на большой скорости проехали навстречу Николаю, не забывая отбрасывать с дороги снег установленными под углом снегоочистителями.
«Круто!», – молча восхитился Николай и тут же заметил в зеркале заднего вида одобрительное мигание дальним светом машины Олега. Похоже, бывший бандит тоже впервые встретил финскую снегоуборочную технику. Температура за бортом продолжала падать, на автозаправке в городе Тайвалкоски градусник показывал минус двадцать три, пассажиры было высунули свои носы из машин, но тут же спрятались обратно.
– Всё равно надо посетить туалет, – скомандовал Коля. – Напяливайте свои комбинезоны.
Недовольные дочери кое-как оделись и в сопровождение Вари нырнули в теплое пространство совмещенного с заправкой магазина «ABC». Татьяна и Арсений уже сидели за столиком внутри небольшого кафетерия.
– Здесь самообслуживание, – радостно сообщила Татьяна.
Варя и девочки прошли вдоль двухъярусной стойки-прилавка, набирая на свои подносы напитки и сэндвичи. Родители последовали за ними.
– Перекусим, затем обязательно в туалет, – скомандовал Николай.
– Папа, ну зачем ты! – зарделась Няша: «Вечно он скажет что-нибудь»
– В посещении туалета нет ничего постыдного, – поддержал друга Олег. – На улице сильно холодает, попробуем доехать до места без остановок.
– А далеко ещё? – спросила Татьяна.
– Километров шестьсот-семьсот, мы пытаемся сократить маршрут по местным дорогам, – ответил Николай. – Четыреста уже отмахали, если считать от Питера.
– Я полный бак залил, но до места вряд ли хватит, на таком-то морозе! – посетовал Олег.
– У тебя 95-й? – уточнил Николай.
– Можно и 92-й, это же «американец», но на 95-м, мне кажется, расход меньше, – ответил Олег.
– А у меня 95-й по паспорту, но я иногда наливаю 98-й, взбадриваю оппозитный двигатель, чем лучше топливо, тем быстрее едет, – пояснил Коля.
– Здесь можно смело лить 95-й, – рассмеялся Олег. – Они его не разбавляют.
Пока мужчины разбирались с бензином, Варвара слушала Татьяну, которая пела дифирамбы своему Арсению. С её слов, мальчик был очень талантливым музыкантом, а ещё не менее талантливым художником и, конечно же, мог бы стать успешным спортсменом, но на всё времени не хватает, надо же ещё и языками заниматься.
– А вы в какой школе учитесь? – промежду прочим спросила Варя.
– В гимназии на Шпалерной улице, – небрежно ответила Татьяна. – А вы?
– В частной школе на Петроградке, – без лишних подробностей сказала Варвара, решив не распространяться, что её дочери учатся в «British School».
Судя по всему, Татьяне было знакомо чувство такта, и она не стала задавать уточняющих вопросов, как говорится, захотят – сами расскажут.
– А что они так на нас смотрят? – негромко спросил Арсений.
Николай проследил за направленным в сторону местных жителей взглядом мальчика и так же негромко ответил:
– Может быть, сюда редко заезжают русские туристы, эта территория всё же глубинка по местным меркам, а может, мы что-то не так, как они, делаем, например, слишком много едим или громко разговариваем.
– Они удивляются, что уже день на дворе, а мы всё ещё трезвые, – рассмеялся Олег и, заметив, что всё съедено и туалет посещён, добавил:
– Поторопитесь, пора ехать дальше.
Татьяна с сожалением глянула на мужа:
– А может, Варвара к нам подсядет, а Сеня к Николаю?
– Мне уже разрешено ездить на переднем сиденье! – быстренько подсуетился Арсений.
– Девочки, вы не против? – спросила Варя у дочерей.
– Нет, конечно, – почти хором ответили девчонки. – Втроём веселее.
Судя по всему, мнение мужчин было никому не интересно, и пассажиры перераспределились по машинам.
– Ух ты! – восхищённо воскликнул Арсений, занимая штурманское место в «Субарике». – Как в самолёте, и коробка ручная!
– Не люблю автоматы, – небрежно ответил Николай.
– Так это же спортивная трансмиссия, как на «Вээрэксе»! Круто! – не унимался мальчишка.
– И подвеска, и коробка передач спортивные! Здесь на заблокированной пониженной можно на пятой передаче до 145-ти км в час ехать, – не удержался Николай от небольшого хвастовства. Дело в том, что мало кто понимал достоинства его машины. Обычно видели ручную коробку передач и ухмылялись, а Николай специально выбирал внедорожник со спортивной начинкой, с двойными амортизаторами и прочими «приблудами».
– А ты на чём играешь? – напомнила о себе Ляля: «И всё-таки он симпатичный, хоть и задавака».
– На басу и на соло-гитаре, – небрежно ответил Арсений.
– А бас – это у нас что? – переспросила Няша: «Бас-Карабас-Барабас, хи-хи».
– Это тоже гитара, только бас, – снисходительно пояснил мальчик.
– В музыкалке учишься? – спросила Ляля: «А ещё хвастунишка, теперь-то уж точно его надо проучить».
– Нет, с частным педагогом занимаюсь, сначала по табулатурам научился играть, а теперь и ноты осваиваю, – уже совсем нормальным тоном начал рассказывать Сеня. – А недавно мы создали свою группу, и я пытаюсь писать музыку.
– А трудно придумывать музыку? – уточнила Ляля: «Футы-нуты».
– С помощью компьютера не очень, есть специальные программы, ну, там задаёшь всякое, а потом надо только править и редактировать, – отмахнулся Арсений.
– А я на танцы хожу и пробую писать стихи, – тихонько сказала Няша.
– А ты? – уточнил Арсений, обернувшись на Лялю.
– Нет, просто в школе учусь, – не стала делиться своими спортивными успехами Ляля: «Надо же, меня заметили». – Я маленькая ещё.
Николай смотрел на своих дочерей и молча посмеивался, такие ещё дети, а ведут себя как маленькие женщины, пытаются хитрить и интриговать.
– Похоже, у них от рождения есть такая способность, – подумал мужчина и скосил взгляд на приборную доску:
– Посмотрите, а здесь температура минус 30 градусов уже, где это мы? Ага, Посио, что ещё за Посио?
В это время зазвонил телефон, Николай ткнул пальцем на сенсорную кнопку громкой связи, и из динамиков послышалась музыка и голос Олега:
– Коля, уходи на развилке налево, в Аутти тормозни на заправке, быстренько заполним баки, пока не стемнело и термалаи по домам не разошлись!
– Принял, – по-военному ответил Николай и поискал на экране навигатора населённый пункт с названием Аутти. – Далеко ещё.
Всю дорогу дети болтали на разные темы, Ляля всячески старалась привлечь внимание к своей персоне, Арсений ей понравился, а Няша переползла на правое заднее сиденье и выпала из поля зрения мальчика. Она подумала, что было бы здорово ехать в машине с Вадимом, и почему она не догадалась попросить об этом маму, хотя вряд ли бы ей разрешили.
Прошло уже два месяца, как они вместе ходят на танцы, и чем дальше, тем Вадик сильнее нравится девочке, он очень воспитанный и внимательный. Судя по всему, у детей возник взаимный интерес, который в дальнейшем мог перейти в более сильное чувство. Сидя в машине, Няша вспоминала своего друга, и на её душе становилось теплее.
«Скорее бы уже приехать», – подумала девочка и по-взрослому вздохнула.
Сидя на своём месте, Агния была хорошо видна отцу в зеркале заднего вида, Николай периодически бросал на дочку влюблённые взгляды.
«Совсем же ещё маленькая, а вздыхает по-взрослому, надо же».
А машины тем временем наматывали на колёса всё новые километры пути, окружающая природа заметно менялась, деревья становились ниже, а широкие просторы замёрзших болот всё больше и шире.
Вот уже осталась в прошлом короткая остановка на заправке в населённом пункте Аутти, запомнившаяся системой самообслуживания, к удивлению путников, у этой автоколонки не было оператора. Наполняешь в бак сколько надо и затем платишь через терминал картой, непривычное для наших соотечественников доверие.
Незаметно совсем стемнело, путешественники приближались к полярному кругу. Тучи остались далеко позади, и небо заискрилось бесчисленным множеством звёзд.
– Если нам повезёт, мы увидим полярное сияние! – произнёс Николай, отвлёкшись от своих мыслей. – Здесь оно называется Аврора Бореалис.
– А нам в школе говорили, что полярное сияние в Финляндии чаще всего видно в феврале, – заметила Ляля, продолжавшая по поводу и без повода привлекать к своей персоне внимание Арсения.
– Я и говорю, если повезёт, – согласился Коля.
Арсений, похоже, задремал, а вскоре и девочки, как обычно обнявшись, угнездились на заднем сиденье автомобиля и в унисон засопели.
Прошло ещё сколько-то часов, и машины остановились на площадке возле одноэтажных коттеджей. Здесь было заметно теплее, хотя и севернее.
– Ух ты! – не удержалась от возгласа Ляля, глядя на главную местную достопримечательность, возвышающуюся над холмистым пейзажем гору с ярко освещёнными горнолыжными трассами. Зрелище действительно было завораживающим. По склонам скатывались лыжники, недалеко играла музыка, а где-то совсем рядом жарили мясо, и в воздухе стоял аромат шашлыка.
– Похоже, нас ждут! – радостно потирая руки, воскликнул Олег.
На звук подъехавших автомобилей из ближайшего коттеджа выскочил Антон.
– Молодцы! Быстро добрались! – воскликнул он. – Разгружайтесь и скорее к нам, поляна уже накрыта.
Мужчины запарковали свои автомобили у соседних коттеджей и быстро занесли сумки с вещами в домики.
– Ну пошли! – Коля нетерпеливо посмотрел на замешкавшуюся супругу.
– Минуточку, я реснички чуть подкрашу, – разглядывая своё лицо в круглое зеркало, ответила Варвара.
– Думаешь, кому-нибудь важны твои реснички? – со скрытой усмешкой произнёс Николай.
– Не скажи-и… – протянула Варя и, подумав: «Маринка никогда не упустит случая подчеркнуть своё превосходство», добавила:
– Я просто уверена, что девочки, приехавшие раньше нас, выйдут к столу при полном параде, э-э… Без вечерних платьев, конечно, но с нормальным макияжем, гарантированно.
– Хорошо, я жду, – ответил Коля, привычно пропуская мимо ушей слова супруги и наблюдая в окно коттеджа за проезжающей по дороге группой аниматоров на оленьей упряжке.