Екатерина Орлова Почему дети лгут? Где ложь, а где фантазия

Введение Не будем вешать ярлыки!


«Мой ребенок – неизлечимый врун!», «Он только и делает, что врет!», «Он болтун и привирала, каких свет не видывал!», «Ложь – его вторая натура»… И это только малая часть эмоциональных высказываний, которые приходится выслушивать, когда речь заходит о такой, казалось бы, вездесущей проблеме, как детская ложь.

Кто не встречался с обманами детей, может со вздохом облегчения закрыть эту книгу. Вот только вряд ли найдется много таких родителей, педагогов, психологов или воспитателей. Да и что понимать под обманами? Где четкая грань между ложью и развитым воображением, между обманом и попыткой защитить себя или своих близких? Почему в одних случаях ложь – это однозначно плохо, а в других – мы сами знакомим с ее азами детей, а затем хвалим их за усвоенные уроки, восхищаясь, так сказать, тактичностью и воспитанностью.

Поэтому, прежде чем обвинять ребенка в нечестности, нужно обязательно разобраться, что на самом деле стоит за таким поведением. Какой смысл он сам вкладывал в те или иные слова, что он на самом деле хотел сказать и ради чего готов был «исказить действительность»?

Мы всегда можем найти множество причин, из-за которых сын или дочь в который раз говорит нам неправду, даже не отводя взгляда. С легкостью объясняем склонность ко лжи плохими генами и начинаем видеть в ребенке черты двоюродного дедушки, который тоже был не прочь слегка приврать и выдать желаемое за действительное. Ссылаемся на плохое окружение, дурное влияние, отсутствие воспитания в школе (учителя же, наоборот, утверждают, что все идет из семьи). Тяжело вздыхая, сетуем на общий духовный упадок и отсутствие высоких нравственных ценностей у молодежи. И так далее и тому подобное…

Но как бы нам ни хотелось снять с себя груз ответственности, причины нечестного поведения детей нужно искать, прежде всего в нас самих – в семье, в которой растет ребенок; в его ближайшем окружении; во взрослых, которые занимаются его воспитанием. Очень часто детская ложь отражает те проблемы, которые существуют в семье, те сложности, которые испытывает мальчик или девочка в общении с близкими. Поэтому начинать нужно не с искоренения пагубной черты характера, а с гармонизации семейных отношений, с улучшения семейного микроклимата и разрешения более глубоких конфликтов.

Еще одни очень важный момент – разграничение лжи и фантазий. Почему в одних случаях мы умиляемся полету творческой мысли ребенка, восхищаемся выдумками и нестандартным мышлением, а в других – почти за то же самое обличаем его в нечестности и дурном воспитании?

Без воображения наш мир был бы похож на черно-белый мир роботов, в котором все четко определено, предсказуемо и понятно. Вера в чудо, умение видеть то, чего не существует или чего пока нет, – это то, что не только помогает нам мириться с объективной действительностью, не всегда радующей чудесными подарками, но это и определенный двигатель прогресса. Многие изобретения появились благодаря ничем не сдерживаемому полету фантазии, мечте о несуществующем и вере в созидающую силу творчества.

В фантазировании, безусловно, заложен мощный потенциал развития и становления личности. Конечно, во всем нужна мера, и ребенок, с головой уходящий в выдуманный мир, неспособный отличить реальность от вымысла, нуждается в помощи психолога или родителей.

Очень важно не поддаваться первому эмоциональному порыву: «ты обманщик», «это ложь», «ты врун» и т. д. Остановитесь на минуту и постарайтесь разобраться в настоящих причинах такого поведения, попробуйте увидеть произошедшее его глазами. И тогда поступки ребенка перестанут быть однозначно плохими или хорошими.

К тому же нельзя забывать, что чем чаще говорить ребенку, что он лжец, тем привычнее для него будет такое определение и тем легче ему будет в дальнейшем отважиться на настоящую ложь. Психологи в один голос утверждают, что любые ярлыки пагубно влияют на развитие и становление личности. Поэтому гораздо правильнее и эффективнее будет сказать: «Вчера ты обманул меня, и я из-за этого очень переживаю!», чем обрушить на ребенка поток негативных определений и обобщений: «обманщик, каких свет не видывал»; «ты всегда врешь» и т. д.

Цель данной книги – помочь родителям несколько изменить угол зрения на проблему детской лжи в частности и на воспитание ребенка в целом, что даст возможность найти более продуктивный способ изменения сложившейся ситуации.

Помочь в этом смогут и предлагаемые в данной книге сказки и истории: они позволят родителям не только лучше понимать детей, но и наполнят каждую минуту общения радостью и вдохновением. В специально подобранных сказках заложен мощный потенциал нравственного развития ребенка. Читая о приключениях главных героев, обсуждая их поступки, а также выполняя различные творческие задания к сказкам, которые также приводятся в книге, ребенок сможет прочувствовать всю неприглядность лжи, ощутить себя на месте обманутого, а также научиться выходить из сложных ситуаций без помощи различных уловок и обмана.

Особое место в книге отводится вопросу развития детского воображения и проблеме разграничения фантазий и лжи. Этот вопрос имеет первостепенное значение, особенно для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также для подростков с богатым воображением, творчески одаренных и склонных к уходу в мир мечтаний.

Однако не стоит рассчитывать на однозначные советы о том, как избавиться от детской лжи. Потому что любой вопрос, касающийся воспитания детей, должен быть обязательно рассмотрен через призму конкретной семьи и конкретного ребенка. В книге описаны часто встречающиеся причины детских обманов, наиболее эффективные стратегии их преодоления, но все это – лишь повод к размышлению. Никто, кроме самих родителей, не знает, как правильно действовать в каждой конкретной ситуации и решать возникающие проблемы. Поэтому читайте, думайте, обсуждайте вместе с ребенком, творите и радуйтесь вместе. И тогда ни для лжи, ни для других нерешаемых проблем просто не останется места.

Загрузка...