Издательство благодарит МБУК городского округа Самара «Самарский литературно-мемориальный музей им. М. Горького» за предоставление в издание шести иллюстраций
На первой сторонке обложки репродукция картины Ю. П. Пантюхина «Петр Первый. И грянул бой!»
На четвертой сторонке – Д. Шмаринов. «Петр под Юрьевым»
© Издательство «Художественная литература», 2023 г.
© Иллюстрации (шесть) МБУК Самарского г/о «СЛМ им. М. Горького», 2023 г. «СЛМ им. М. Горького», 2023 г.
Граф А. Н. Толстой: в литературу он вошел легко.
«Я вырос на степном хуторе верстах в девяноста от Самары», – начинал свою биографию Алексей Толстой.
В Самарской губернии, в Николаевске 29 декабря 1882 года (10 января 1883 года) родился Алексей Николаевич Толстой.
Его мать – Александра Леонтьевна (1854–1906), урожденная Тургенева – писательница, внучатая племянница декабриста Николая Тургенева – к моменту рождения сына ушла от мужа к Алексею Аполлоновичу Вострому, за которого официально выйти замуж не могла по определению духовной консистории, по сути бросив вызов правилам и устоям жизни того времени. Законный муж Александры Леонтьевны – граф Николай Александрович Толстой был знатен и богат, служил офицером лейб-гвардии гусарского полка. Однако семейная жизнь с ним не задалась.
Отчим и мать мальчика в силу жизненных обстоятельств поселились в деревне, и детские годы будущий писатель провел в небольшом имении А. А. Бострома на хуторе Сосновка, недалеко от Самары (в настоящее время – пос. Павловка в Красноармейском районе). Впечатления детства, природа Поволжья, дружба с крестьянскими детьми, деревенский уклад, а еще крестьянские посиделки со сказками и песнями он не забывал, и все воспоминания отразились в будущем на творчестве писателя.
Александра Леонтьевна, воспитывая сына, прививала ему любовь к чтению и литературному творчеству.
До 13 лет Алексей носил фамилию Востром, считая его своим отцом. Спустя четыре года Александра Леонтьевна смогла вернуть сыну титул, фамилию, отчество первого мужа. И Алексей стал графом Толстым.
В имении мальчик был на домашнем обучении, затем, когда ему исполнилось 14 лет, семья переехала в Самару. В губернском городе юноша поступил в реальное училище. После окончания молодой человек уехал в Петербург, поступил в Технологический институт на факультет механики. Но литературный труд всегда привлекал Алексея, его мама верила, что он обязательно станет известным писателем, но она не успела порадоваться успехам сына. Случилось так, что первая книга Толстого вышла уже после безвременной ее кончины.
Начал Толстой с поэзии, первый сборник его стихов вышел в 1907 году, который для него стал переломным: Алексей оставил учебу и начал заниматься литературным трудом. Но задолго до этого, уже во времена своего студенчества, Толстой понял, что у писателя должен быть свой, индивидуальный язык, и материалом ему послужили старинные сказки, фольклор, труды протопопа Аввакума, судебные акты XVII века. И потому, еще будучи студентом Технологического института, находясь на практике в течение полутора месяцев на Урале, в старинном городе Невьянске, Алексей собирал легенды, исторические материалы об этом крае, изучал его достопримечательности.
Вскоре вышел в свет сборник повестей и рассказов «Заволжье». Хотя книга понравилась Максиму Горькому, автор был недоволен и критически отнесся к своему творению, считая, что он выглядит перед читателем «неучем и дилетантом».
Результатом серьезной работы над языком стал выход сборника под названием «Сорочьи сказки» и книги поэтических произведений «За синими реками», ставшей последней, а главной для Алексея Толстого становится проза. Автор работал без устали. Современники удивлялись трудоспособности писателя. В 1911 году из-под его пера вышел роман под названием «Две жизни», в 1912 году – роман «Хромой барин». Затем была повесть «За стилем», сборник рассказов, пьесы, которые пользовались успехом в Малом театре столицы.
Началась Первая мировая война, и талантливый автор стал военным корреспондентом. Его фронтовые очерки печатались в газете «Русские ведомости». В качестве журналиста во время войны он побывал в Англии и Франции.
Беспокойная журналистская деятельность не мешала писателю творить. В 1915–1916 годах читатели получили возможность познакомиться с новыми рассказами Толстого: «Под водой», «На горе», «Прекрасная дама». И в это же время вышли две комедии: «Касатка» и «Нечистая сила».
Закончился 1916 год – в России становилось все тревожнее. Революция 1917 года многое изменила в жизни страны и не обрадовала писателя. Он внимательно присматривался к происходящему и летом 1918 года уехал с семьей в Одессу. Несмотря на события, разворачивающиеся вокруг, по-прежнему много работал. Вскоре появилась возможность эмигрировать в Турцию, затем семья Толстых перебралась во Францию. В Париже он написал повесть «Детство Никиты», первую часть трилогии «Хождение по мукам», и, не изменяя себе, трудился в полную мощь. Но жизнь за границей не пришлась ему по душе, она тяготила своей неустроенностью. В 1921 году семья Толстых переехала в Берлин. Здесь он познакомился с Максимом Горьким, и уже через два года Алексей Николаевич вернулся на Родину.
Советское правительство радостно встретило писателя. Алексей Николаевич принял новый строй как историческую неизбежность.
Он был избран членом академии наук, депутатом Верховного Совета СССР. Теперь Толстой часто бывал на кремлевских приемах. Писателя поселили в Барвихе, прикрепили автомобиль с личным шофером.
Закончив трилогию «Хождение по мукам», вскоре Толстой пишет «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Известно, что для своей сказки он использовал произведение Карло Коллоди о деревянном человечке Пиноккио. Но это была глубокая творческая переработка исходного материала, и советские ребята познакомились с этим симпатичным героем.
Неожиданно он создает «Аэлиту», «Гиперболоид инженера Гарина», рассказ-утопию «Голубые города», и читатель не сразу принимает иные по содержанию произведения писателя. Но Максим Горький, прочитав их, понял, что эти научно-фантастические романы будут очень популярными.
Но автора уже привлекал и волновал новый замысел. Последние 16 лет жизни Алексей Толстой посвятил написанию своей главной книги – исторического романа «Петр Первый», над которым он работал с 1929 года. Две первые книги были опубликованы в 1934 году. Незадолго до своей смерти, в 1943 году автор начал третью книгу, но успел довести роман только до событий 1704 года. И уже весь роман был издан в 1945 году.
В эпохе Петра Первого Толстой увидел параллель со временем революционных преобразований послеоктябрьской России. И автор ставил перед собой цель в первую очередь показать преобразовательную, реформаторскую деятельность царя. Тема великого русского императора привлекала писателя еще и потому, что один из его предков, Петр Толстой, был видным сторонником Петра Первого.
Приступая к работе, писатель был убежден, что русский народ невозможно изучить без его истории, без богатого событиями прошлого. И он много времени искал нужный для книги материал. Много времени проводил за изучением исторических архивов, связанных с Петром Первым, и живо интересовался судьбами людей из его ближайшего окружения. Подготовка и погружение в петровскую эпоху началась у автора в 1918 году с небольшого рассказа «День Петра». В нем были выведены первые наброски будущего произведения.
Действие охватывает реальные события рубежа XVII и XVIII веков – от смерти царя Федора Алексеевича практически до взятия русскими войсками Нарвы. На широком историческом материале показан переломный период в жизни страны, создание исключительной личностью нового государства – Российской империи. Рядом с крупными историческими деятелями в романе выведены простые люди из народа. Документальные сведения пропущены через воображение художника, и благодаря этому события предстали живыми, образными, а целая эпоха ярко раскрылась в деталях, изображенных в их этнографической точности. «Действие романа переносится из дворца в курную избу, из боярской усадьбы со слюдяными окошечками в дымный кабак, из Успенского собора в царский розыск и т. д.». А появление вымышленных лиц позволило выразить в произведении и собственную точку зрения.
Не обошел вниманием Толстой и язык петровского времени: усиливая яркость и емкость языка своих персонажей, автор, отвергая громоздкие церковно-славянские обороты, которые могли составить колорит эпохи, использовал записки и дневники современников императора, написанные емким и понятным читателю языком.
Особенность романа состоит в том, что автор петровскую эпоху дает не изолированно, а напротив, преобразовательская деятельность Петра воспринимается А. Н. Толстым как явление закономерное, подготовленное предшествующей эпохой. И в этом процессе автор хоть и отдает дань достижениям западной науки и культуры, но все же основное для него – это развитие образования и науки в Отечестве своем.
К сожалению, Толстой не успел завершить свой гениальный замысел. Последнее, что он успел написать, была шестая глава третьего тома.
Петр Великий, пожалуй, самая часто упоминаемая личность в русской истории, а споры вокруг его роли в российской государственности не ослабевают и поныне. И можно отметить, что самое значительное произведение русской литературы, посвященное ему, – это роман Алексея Николаевича Толстого. Он прочно вошел в советскую литературу – с 1947 по 1990 годы переиздавался 97 раз.
Многие произведения писателя были экранизированы. По книгам Алексея Толстого созданы фильмы, вошедшие в Золотой фонд советской фильмографии: «Хромой барин», «Хождение по мукам», «Детство Никиты», «Гиперболоид инженера Гарина», «Золотой ключик», «Аэлита», «Формула любви», «Петр Первый», «Юность Петра».
Алексей Николаевич Толстой скончался от онкологического заболевания в феврале 1945 года и погребен на Новодевичьем кладбище.
Более тридцати пяти лет в Москве на улице Спиридоновка, где великий писатель провел свои последние годы, работает музей-квартира А. Н. Толстого.