Из школьных уроков географии и истории мы помним, где находятся Берингов пролив и Командорские острова, знаем о Первой и Второй Камчатских экспедициях. Но ощущаем ли мы, живущие ныне, что имеем самое прямое отношение к этим экспедициям, которыми руководили Витус Беринг и Алексей Чириков? И не только потому, что пользуемся результатами титанического труда легендарных предшественников – географическими картами, рисунками, лоциями, научными статьями и книгами, но и потому, что мы – жители тех мест, через которые прошли великие путешественники, торившие свой путь от Петербурга до восточных берегов Евразии. Нам надо помнить и гордиться тем, что наши предки – уральцы и сибиряки – участвовали в самом масштабном географическом и научном проекте в истории России. Народная память сохранила события легендарного прошлого. Например, как жители Осы изготовили 200 саней для экспедиции, как в Кунгуре учёные из её состава исследовали ледяную пещеру и разглядывали Луну, планеты и звёзды в увеличительную трубу. А в Соликамске, в ботаническом саду Демидова, высаживали новые для этих мест заморские растения и рассказывали горожанам о дальних землях и неизвестных народах.
Почему именно через Осу, Кунгури Соликамск прошли маршруты экспедиции? Если учесть обширность территории России и географическое расположение нашего региона, то ответ будет очевиден. Во времена экспедиций Беринга – Чирикова по-прежнему основными путями доставки тяжёлых грузов и больших масс людей оставались реки. Хорошие сухопутные дороги были редкостью. Первоначально предполагалось движение участников Второй Камчатской экспедиции по Каме через Соликамск, по Бабиновскому тракту и далее по маршруту Первой Камчатской экспедиции, разработанному на основе исследований Семёна Ремезова – первого картографа и историка Сибири.
Оса и Кунгур оказались на пути Второй Камчатской экспедиции из-за сурового климата, непроходимости путей, размытых осенней непогодой. Основная причина изменения маршрута – прокладка нового пути, на котором, на месте основания новых металлургических заводов, рождались города Екатеринбург и Каменск-Уральский.
Оса стала местом сбора всех отрядов экспедиции и символическим местом начала её сухопутной части. С 19 сентября до начала ноября 1733 года Беринг с командой ждали в Осе, пока установится зимняя дорога, чтобы с речных судов пересесть на сани и продолжить путь уже не на север, как ранее планировалось, а на восток, через Кунгур в Тобольск.
Чем занимались участники экспедиции во время пребывания в этих небольших населённых пунктах? Что ели, какие напитки пили? Как происходило общение с местными жителями: с татарами и башкирами, удмуртами и марийцами? Ответы на эти вопросы готова дать уральская земля внимательному и любознательному исследователю. Для того чтобы совершить уникальную экспедицию по следам великих географических открытий, сделанных Берингом и его спутниками, чтобы стать ближе к героям-первооткрывателям и почувствовать свою сопричастность к легендарной истории России, надо обязательно побывать в городах, расположенных по маршруту экспедиции. Оста- ётся ещё много неизведанного, и каждого ждут свои уникальные находки и открытия! Возрождая в XXI веке маршруты Первой и Второй Камчатских экспедиций, авторы проекта не только дают новую информацию, расширяющую кругозор молодого поколения, но и вдохновляют его на исследовательскую деятельность. Подвиги русских первопроходцев: учёных и офицеров, простых матросов, рабочих уральских заводов и сибирских крестьян служат образцами любви и беззаветного служения России.
Картина Е. Н. Широкова «Начало Великого Северного похода Витуса Беринга. Оса. 1733 год»
Занятия камчадалов
Карта Камчатки Ф. И. Миллера, 1755 год