Полковник Хафизов ходил по всем местам прошедшего боя и делал указания всем своим подчинённым. Солдаты нашего патруля сидели рядом с Камаловым и тоже что-то писали на листках.
Мне ничего не говорили писать. Просто ожидал сводного патруля. После того, как все выполнили свои работы, санитары стали на носилках выносить трупы от уличного фонаря в санитарные машины.
От взорвавшегося вора были целыми только конечности. Всё остальное можно назвать фрагментами тела или просто кусками человеческого мяса, которое было разбросано по площади.
Вот и все, что сегодня осталось от человеческой жизни, восемь трупов и девятый, куски мяса. Как можно в такой ситуации оценить меру жизни этих людей, которые положили себя ради грабежа.
Таким образом, если иметь в виду такую меру человеческой жизни, то она заключается в страсти наживы методом грабежа. Вполне возможно, что даже ценой собственной жизни?
Трудно сказать, в какой степени руководствовались грабители своим разумом, когда шли на такое пагубное дело. Возможно, что у них были и другие грабежи, которые подталкивали их на этот новый грабёж, с надеждой на безнаказанность?
Если человек своровал десять раз подряд и не был пойман, то он не остановится на этом и будет продолжать своё пакостное дело. Но тот, кто был пойман на любом промежутке своих краж, всё равно сохранит свою страсть к воровству, с той лишь разностью, что учтёт свои ошибки и будет предельно осторожным, как человек с опасной профессией.
Так как воровство становится профессией подобного человека. Это ни болезнь, а именно профессия, которая накапливается с годами через опыт и оттачивается с ювелирной точностью.
С таким человеком милиции трудно бороться. Его невозможно переубедить. Разумеется, что такой человек начинал не на пустом месте. Возможно, что его подтолкнули к этому в детстве родители, пусть даже не думали о последствиях своего поступка?
Можно в этом обвинять улицу с её пагубным влиянием, но, опять вернёмся к родителям, которые оставили своего малыша без присмотра на улице.
Результат перед вами уже имеется на лицо. Эти трупы и мои сбежавшие дети. Стоило мне на один миг оставить их без присмотра, вот, сейчас и расхлёбываю собственную кашу, которую заварил своей невнимательностью к поведению собственных детей.
Может быть, это вам покажется, что слишком самокритичен? Посмотрите в зеркало своей жизни. Вы увидите столько допущенных вами ошибок, что вам будет стыдно подумать о собственной критике, нежели открыто обсуждать её. Тут, иногда, наша самокритичность помогает нам исправлять свои собственные ошибки жизни, если они были вовремя замечены.
Но бывает и так, что своею самокритичностью мы всего лишь выставляем себя на посмешище перед другими людьми. Всматриваясь осторожно в зеркало собственной жизни, можно проиллюстрировать картинки ошибок и анализировать пагубность ошибок на своём развитии с возрастом.
Истинная стихия ошибок начинается там, где кончается умозрительный контроль над своими поступками. Не желание разоблачить самого себя, толкает человека на разное преступление. После чего начинаем проклинать себя и своих родителей, когда совершаем грубые ошибки.
– Александр! – прервал мои размышления капитан милиции Камолов. – Здесь мы закончили свою работу. Пойдём искать твоих детей. Если больше не влипнем ни в какую историю, то детей твоих найдём обязательно.
Мы поспешно двинулись в сторону проспекта Рудаки, чтобы скорее покинуть это место, обагрённое человеческой кровью. К этому времени приехала машина-цистерна с водой и люди в брезентовых куртках жёлтого цвета стали смывать следы крови. Лужи крови были всюду на площади. Так что уход из жизни заканчивается потоками воды, также как начинался когда-то влагой гормонов, создавших жизнь.
Сама жизнь человека начинается в муках и заканчивается в муках. Независимо оттого, связано с болезнью, старостью или насильственной смертью.
Точно также произошло ночью у гастронома с людьми, которые не пожелали дожить до старости. Какая всё-таки глупая и ничтожная смерть была у этих восьмерых парней-грабителей.
Казалось, это был обеспокоен тем, что ограбление гастронома произошло именно в эту ночь. Дело в том, что где-то рядом находились мои дети, которые могли погибнуть или получить от улицы плохой урок, против которого борюсь с первых самостоятельных шагов моих детей?
Тяжело вздохнул, выразив, таким образом, своё беспокойство. Капитан милиции с понятием посмотрел на меня. Возможно, что у него тоже есть такие дети, примерно, такого возраста как мои сыны и ему легко меня понять с моими переживаниями?
– Не переживай. – одобрительно, сказал капитан милиции Камолов. – Мы скоро твоих детей сегодня найдём.
Подбодряя, таким образом, себя и меня, капитан милиции давал надежду на положительный результат. Итак, совершенно очевидно, что главная цель ночи будет нами достигнута, во что бы то ни стало.
Не заметно по времени и расстоянию, мы вышли к рынку "Баракат". После погромов, рынок не соответствовал своему названию, никакого изобилия на нем быть не могло.
Во время погромов многие лавки были разграблены и сожжены. Даже у тех лавок, что уцелели после погромов, был жалкий вид с пустыми полками, на которые даже мухи не садились, так как там нечего было есть. Здесь все продукты и пыль смели воры.
– Аппа! Аппа! – громко, стал звать капитан милиции, невидимую старушку. – Малика! Отзовись! Где ты?
– Тут, тут! – услышал, скрипучий голос старушки за спиной. – Прекрати орать. Ты всех сторожей разбудишь. А, это ты опять, Камолов! Что тебя привело к старухе в такую опасную ночь? Кого опять ты потерял?
Обернулся и увидел возле себя древнюю старуху, совсем неопределённого возраста. Малика была одета в лохмотья, но от неё не пахло, как от бомжей, волосы у неё были собраны в причёску.
Малика больше была похожа на старуху с видом литературного детектива Шерлока Холмса. У неё в зубах была огромная, не по её росту, курительная трубка, из которой валил дым, как у шотландского паровоза.
Поверх тряпья был накинут большой пиджак и на голове кепка из шотландской грубой ткани в крупную клетку, лишь скрипки не хватало за плечами старухи.
Чем не Шерлок Холмс в юбке. С таким видом старуха внушала полное доверие окружающим людям, которые выползали откуда-то из потайных мест для бомжей и сторожей.
– Малика, только на тебя одну вся наша надежда. – обратился капитан милиции с просьбой к этой старухе.
– Да не томи ты моё старое сердце. – стала подгонять старуха капитана милиции. – Говори, что тебе надо.
– У мужчины пропали двое детей. – сразу перешёл к деловому разговору капитан милиции. – Ему надо помочь. Мальчикам тринадцать и девять лет. Старшего зовут Артур, а младшего Эдик. Они интеллигентные.
Старуха оперлась подбородком на огромную палку в её руках и пустила из трубки огромные кольца дыма.
Было видно, что Шерлок Холмс в юбке думает. Все терпеливо ожидали речи Малики, когда она вспомнит.
– Такие дети были. – после длительной паузы, ответила старуха. – Они тут целый день стреляли у торгашей "нос", чтобы покурить, а на утоление голода собирали по рынку потерянные фрукты и овощи. Когда стемнело, то мальчишки направились в сторону хозяйственного магазина "Тысячи мелочей". Там их ищите.
Малика показала своей костлявой рукой в сторону хозяйственного магазина "Тысяча мелочей". Не дожидаясь решения своих ночных спутников, тут же отправился в сторону этого магазина.
Ни стал ещё раз испытывать судьбу и лесть на поиски своих детей в вонючий подвал дома. В первом же подъезде поднялся на четвёртый этаж и по железной лестнице стал подниматься к чердачному люку под потолком.
В это самое время открылась дверь на площадке, прямо рядом с лестницей, которую ещё не успел преодолеть. Из двери вышла женщина, в одном халате, накинутом поверх голого тела.
Сверху, в пространстве шириной с мою ладонь, между огромных женских грудей, просматривалось все обнажённое тело, вплоть до зарослей между ног. Женщина огляделась по сторонам, затем прикрыла своё любопытное место и тупо посмотрела прямо в мои глаза.
Лицо её разом вспыхнула нежно-розовым цветом. Груди разволновались, как стеклянные шары на рыбацких сетях, готовые, вот-вот, выскочить из засады халата прикрывавшего их.
Какое-то мгновение женщина потеряла самообладание от столь близкого присутствия мужчины, мне показалось, что мгновение и тяжесть домашнего халата покинет прекрасное тело. Может быть, так бы и случилось, но внизу послышались тяжёлые шаги ночного патруля, которые громыхали сапогами как на плацу?
– Вам, что надо? – с нескрываемым волнением, спросила женщина. – Вы, что среди ночи ищите?
– У меня из дома пропали дети. – со спартанским спокойствием, ответил. – Вот здесь ищу своих детей.
Женщина, как-то странно, улыбнулась своей прекрасной улыбкой и выпрямилась по-военному во весь рост, как на военном параде. Даже в своём домашнем халате на голое тело, она стала напоминать мне офицера в погонах, а не голую женщину в халате готовую упасть обнажённой в объятья любого мужчины.
– Перед вами капитан милиции по делам несовершеннолетних детей. – по-солдатски отрапортовала женщина. – У нас на доме здесь крыша. Нет чердачного помещения на ночлег вашим детям. Прошу спуститься.
– Только подниму крышку люка. – настаивал, как мужчина. – Чтобы убедиться, что вы совершенно правы.
Женщина, как всегда, мне уступила. Лишь развела руками, забыв на мгновение в чём она стоит, но тут же спохватилась и натуго спрятала от меня прелестные места своего прекрасного тела.
Мне ничего не оставалось, как только завершить свой подъем к вершине неизвестного чердака. Осторожно головой поднял крышку люка и прямо мне на лицо, с края крышки люка, съехали ноги моих детей.
Эти детские ноги мог почувствовать в любом состоянии, в любой обуви, со дня рождения и до того, как они стали бегать, любил целовать эти ноги, мог отличить их по запаху и на ощупь из тысячи других людских ног. Вот и сейчас не видел лица своих блудных детей, но понимал каким-то совершенно не ясным чутьём, что это мои деточки. Дети лежали в пустом пространстве между железной коробкой люка и крышей здания, отверстие которого прикрыто маленькой надстройкой из бетона, вроде чердачного слухового окна.
Никто из взрослых не смог бы додуматься, чтобы устроить себе ночлежку в таком месте. От моих детей исходил такой гнилой запах, что чуть не свалился с лестницы.
Подумал, что этот запах уступает только подвальной вони, которую ощутил сегодня ночью в поисках своих детей. С таким запахом жить человеку просто невозможно.
– Надо же, всё-таки нашёл! – услышал, снизу, голос капитана милиции. – Смотри не урони их сонными.
Как мог уронить такую драгоценность, как мои дети. Ради детей живу каждый день на этом свете.
– Артур! Эдик! Проснитесь. – осторожно, стал будить, своих детей. – Откройте свои глаза. Это, ваш папа.
Артур весь поёжился и привычно попытался вытянуть свои ноги, как на кровати, но объем этого чердачного жилища не позволил ему так сделать. Эдик все ещё продолжал спать, посасывая свой грязный палец.
– Эдька! Проснись! За нами папаша приехал. – сказал Артур, придя в себя, Артур стал будить руками Эдика.
Эдик рассеянно открыл глаза и в страхе попятился в угол своего чердачного жилища. Очевидно, это он не проснулся окончательно. Ему, наверно, снился какой-то страшный сон, и он не мог толком понять, что это ни сон, а явь, в которой надо жить?
Эдик потёр глаза и заплакал. Мне было не понятно, почему он плачет. За то, что их нашли или за то, что могут наказать за побег из дома? Наверно, боится отвечать за побег?
– Эдик! Успокойся! – начал утешать сына. – Всё будет нормально. Мы сейчас все поедем к маме. Артур, помоги мне снять Эдика с этой дыры. Буду придерживать за ноги, а ты за руки. Мы его осторожно снимем.
Потихоньку, балансируя на железной лестнице, стал спускаться вниз, одной рукой придерживая младшего сына, другой цепляясь за перекладины лестницы.
Когда мои ноги коснулись лестничной площадки у дверей, тут же схватил Эдика обеими руками и снял его вниз на пол. Артур следом слез с лестницы самостоятельно, сразу оказался между мной и милиционером.
По лицу Артура было видно, что он сильно напуган присутствием меня и капитана милиции. Наверно, думал, что его сейчас сдам в милицию за их побег?
– Ну, что, добегался? – устрашающе, заявил сыну. – Теперь милиция займётся твоими проделками и побегами.
Лицо Артура задрожало, а из глаз потекли слезы. Следом стал плакать Эдик, вытирая свой грязный нос.
– Папа, возьми нас с собой. – сквозь слезы, стал уговаривать меня Артур. – Больше не буду убегать из дома.
– Тут тебе ничем не могу помочь. – серьёзным голосом, ответил. – Все, как милиция решит, так и будет.
Переглянулся с двумя капитанами милиции, один в форме, другая в халате, которые в знак согласия со мной стали издавать разные звуки сожаления и возмущения о случившемся.
Артур и Эдик, разом начали реветь. В то время как милиционеры пожимали плечами и делали вид, что сейчас ничем помочь не могут.
– Ладно, на этот раз простим. – заступилась женщина, капитан милиции. – Но на следующий раз, вас посажу вас в клетку для зверей и буду кормить кусками сырого мяса. Вашего родителя мы будем штрафовать.
– Конечно, конечно! – поддержал капитан милиции, Камолов. – Мы так и поступим. Чтобы вы знали это. Сейчас же, немедленно, прекратите выть, а то, уже вся площадка промокла от ваших слез. Здесь люди живут.
Дети, как по команде, разом перестали плакать. Лукаво разглядывая нас, кисло улыбнулись. В этих улыбках скрывалась детская наивность и лукавство победивших.
Победа детская над милицией и над отцом, по моему мнению, больше была похожа на проигрыш в ночных похождениях моих блудных детей. Когда все вернулось обратно к домашнему очагу.
Возможно, что у них, в эти три дня, были какие-то свои открытия, о которых, может быть, никогда не будет известно родителям и дети, всегда будут это считать своей победой?
Но в данный момент мои дети нуждались в защите. В этих вонючих лохмотьях, мои дети были похожи на детей "парижской коммуны", которые только что вернулись с баррикад на улицах Парижа и стремятся отдохнуть перед новыми боями за правду, которую ещё не смог пока выдумать их детский разум.
Им всё равно, какая у них будет правда, главное, чтобы бороться за что-то и побеждать. Вот только от этой победы больше всех, обратно, достанется мне. Это мои ночные похождения в злачных местах и разные переделки, в которые попадаю.
Главное, чтобы все были целы, а все остальное просто жизнь с её победами и поражениями. С поражениями нельзя смириться, с ними надо бороться.
Всегда борьба за правду и за нашу жизнь. За познание окружающего нас мира природы и мышления, которое должно быть здраво осознано. Но, хороши такие рассуждения в благоприятной обстановке, когда есть время на свободное мышление, без страха на то, что твоя жизнь в опасности.
В данный момент мне надо думать, как нам добраться домой без всяких приключений и в дороге не потерять своих деток, которые не могут полностью осознавать своё поведение в повседневной суете жизни.
Однако, все же не думаю, что обстоятельства жизни не смогут научить детей здраво оценивать свои ежедневные поступки. Ведь то, что, по моему мнению, сложнее всего в повседневной жизни человека, толкает детей к размышлению, учит их жить. Такая учёба, как мне кажется, не может быть бесполезной. Наводит детей к размышлению о поведении среди ровесников.
Лишь бы подобная учёба не была навязчивой идеей познания другой стороны "истины", которая ведёт к деградации.
– Похоже, что нам настало время расстаться. – услышал за спиной, голос капитана милиции Камолова.
– Да, пожалуй, ты прав. – согласился, с капитаном милиции. – Вам надо продолжать дозор, а нам добираться домой. Думаю, что больше ничего с нами в дороге не приключится. Скоро будет утро нового дня.
Мы все пожали друг другу руки на прощание. Украдкой посмотрел на окно четвёртого этажа. Прекрасная дама в халате слегка помахала мне рукой, оставив свои большие груди без присмотра, обнажёнными наполовину.
Быть может, мне все это так показалось. Но первый лучик восходящего солнца нагло скользнул по её пышной груди и коснулся темно-красного соска, который тут же возбуждённо загорелся алым цветом, как бутон алой розы в уже недоступных мне кустах.
Чтобы больше не раздражать свои интимные мысли, опустил свой взгляд на сводном патруле, который удалялся от нас к мосту через реку Варзоб, в сторону "Комсомольского" озера и зоопарка.
Со своими блудными детьми направился в сторону проспекта Рудаки, чтобы пройти к вокзалу. Ехать нам было не на чём, так как городской транспорт не начал работу.
Утро нового дня с трудом пробивалось сквозь сильный туман. На улицах всюду была непроглядная тьма. Весенний туман стал гуще, чем в начале этой ночи, а воздух до такой степени насыщен влагой, что даже без дождя моя одежда стала влажной.
Мне было неприятно ощущать на себе влажность от прилипшей к телу мокрой одежды. Мы шли по сонному проспекту Душанбе в сторону железнодорожного вокзала, почти на ощупь, ощущая ногами асфальт тротуара.
Подумал, что как всё-таки изменчива погода на совершенно близком расстоянии. Буквально всего в сотни метров от проспекта Рудаки у рынка "Баракат" было чистое пробуждение утра и первые лучи солнца начинали, золотит крыши домов, а тут такой плотный туман, что боюсь в тумане потерять своих детей и мы идём, взявшись за руки.
Раньше так мы с радостью делали на праздничных парадах и при переходе улиц на зелёный свет светофора. Сейчас же мы вынуждены были взяться за руки, чтобы не потерять друг друга поодиночке в густом тумане на проспекте Рудаки.
Руки детей были липкими и грязными. Брезгливо придерживал своих сынов за руки, чтобы мне не упустить их в тумане. Но дети и сами не пытались освободиться от меня, видимо им уж очень сильно надоели детские прогулки, и они хотели быстрее вернуться домой к маме и сестрёнке, которые с нетерпением ждут их возвращения.
Конечно, бабушка тоже не спала всю ночь в ожидании домой своих блудных внуков. Ближе к железнодорожному вокзалу видимость улучшилась. Над нашими головами стало светлее от восходящего солнца. Лёгкий ветерок стал тихо разгонять густой туман, как бы очищая нам дорогу к дому.
Мы ускорили свой шаг. Пройдя, примерно, квартал, посмотрел на часы, было пять часов утра. До первого автобуса в наш город ещё целый час.
Можно вздремнуть в ожидании автобуса. У меня была сегодня тревожная ночь. День ожидается быть тяжёлым, ведь будет много работы в поисках строительных и художественных материалов.
Распределение людей на рабочие места по новым объектам Душанбе. Разборка готовых эскизов по этим объектам. Вот, мне с детьми надо разобраться.
Если они только не отправятся в очередные прогулки, чтобы найти себе новые приключения. Когда только повзрослеют мои блудные дети? Наконец-то мы добрались до автобусной остановки.
Совершенно не говоря ни слова, сел на скамью под навесом у остановки автобуса, посадил рядом своих детей, обнял их за плечи. Мы тотчас все трое уснули.
Сон, как алкоголь, завладел всем существом моего тела и мышления. Буквально провалился куда-то, словно сейчас находился где-то в промежуточном пространстве между жизнью и смертью.
Возможно, что в подобном состоянии находятся умирающие люди, но мне хотелось жить? Сейчас же надо просто отдыхать, уж так устроена природа жизни человека.
Работа и отдых. Работа и отдых. Постоянно. Так каждый день. Из года в год. Как мне сильно надоела, вся эта кутерьма! Мне, парой, было противно даже думать о такой монотонной повседневной жизни, серой и постоянно одинаковой.
Если бы не семья, то давно ушёл бы странствовать по белому свету, искать себе приключения. Возможно, что дети в меня уродились? Тянет их все время куда-то из дома, как и меня.
Нет в этом ничего удивительного. Так как человек, по своему животному существу, склонен к скитанию. Точнее, к миграции. Только так человек может познать окружающий мир живой природы.
Именно по этой причине люди придумали экскурсионные круизы, чтобы как-то удовлетворить природные потребности человека, который готов выложить большие деньги ради прогулки на несколько дней, чтобы оторваться от повседневной жизни и развеяться немного от постоянства.
Иначе бы люди теряли свой разум и превращались в животных, которые в клетке живут и совсем не знают окружающий мир.
– Молодой человек, проснись! – услышал, голос сквозь сон и открыл глаза, передо мной стоял мужчина средних лет в форменной фуражке водителя автобуса. – Поедешь в Кофарнихон или будешь спать?
Сквозь сон пробурчал что-то невнятное и потащил своих детей, как щенят, к стоящему рядом автобусу. Усадил своих детей к окну, сам сел рядом и опять заснул, как подкошенный, почувствовал, как автобус двинулся с места и стал набирать скорость. Даже не обратил внимания на рейсовый номер автобуса и на пассажиров, которых, возможно, вообще не было так рано в автобусе. Да и кто поедет в такую рань в Кофарнихон, когда все едут, наоборот, в Душанбе работать и учиться. Это только мы, блудная семейка, катаемся в обратную сторону от движения рабочих людей.
Если бы это было в первый и в последний раз, а то, после первой прогулки Артура, чуть наш Эдик не прогулялся на тот свет впервые свои шаги. Так как пытался шагнуть первый раз из окна четвёртого этажа.
Случилось это на следующий день, после прогулки Артура к дяде Юры, когда его в горах на трассе случайно увидел таджик и привёз его домой. Тогда утром встал с больной головой после пьянки с директором автобаз-2937.
Пошёл, принял душ, но душ мне мало помог. В доме похмелиться мне было нечем, так как мы спиртного никогда не держали. Выпил стакан густого чёрного кофе, но и это мне совсем не помогло.
По старой привычке решил заглянуть в детскую комнату. Когда подошёл к двери и сквозь дверное стекло посмотрел на своих детей, то меняя сразу прошиб холодный пот от увиденного тут же совершенно отрезвел.
Прямо на подоконнике у раскрытого окна стоял в одной рубашке младший сын Эдик и тянулся к воркующим голубям под крышей нашего дома. Кричать и звать сына, было бесполезно, так как отроду
Эдику было меньше чем полтора года. Сын в любом случае мог свалиться вниз. Осторожно, еле дыша, стал подкрадываться к ребёнку, который в этот момент тянулся за голубями.
Когда расстояние между мной и сыном было всего около метра, Эдик качнулся и стал падать, буквально, прыгнул в сторону окна и в полёте схватил за ноги сына, который молча летел из окна.
Всего одно мгновение и наша семья у себя опять понесла бы новую смерть своего ребёнка. Нам с сыном досталось обеим. Разбил в кровь лицо и руки об подоконник, а моему сыну достались ссадины на ногах и шишки до крови на лбу. Но крик больше всех подняла Людмила, когда увидела меня и Эдика в крови.
Ей так стало дурно, что мне пришлось жену приводить в чувства. Конечно, реву было много и ещё добавилось, когда проснулся наш блудный сын Артур и со сна не понял, что произошло рядом с ним.
В тот же день заказал на окно железную решётку, которая, наверно, стоит там, на окне и по сей день? Но этим прогулки нашего младшего сына не закончились.
Прошло пару лет. Мы устроили своего младшего сыночка в детский садик. Эдик был тихий и послушный ребёнок. Никто в детском садике на него никогда не обижался.
Но этим детские прогулки не кончились. На следующее лето нашу семью и Орджоникидзеабад ждали новые потрясения от детских прогулок, которым, казалось, не было конца. Нашим переживаниям тоже.
– Мужчина! Мужчина! Скорее проснись! – услышал, сквозь сон. – Мы уже приехали! Выходи из автобуса.
Открыл глаза и озабочено огляделся. Рядом со мной стоял водитель автобуса и тряс меня. У меня сильно гудела голова, горело все лицо. Вероятно, оттого, что не выспался, а, возможно, от этой вони, которая исходила от моих детей и тех лохмотьев, в которые были одеты дети? Надо быстро вымыть моих деток.
– Спасибо! Уже проснулся. – сказал водителю. – Вот тебе за наш проезд. Сдачи можешь оставить себе.
Рассчитавшись с водителем автобуса за проезд, взял своих сонных детей за шиворот и вытащил их на улицу. Дети тут же попадали на лавку возле остановки автобуса и опять стали спать.
Посмотрел на часы, стрелки были около семи часов утра, а мне себя надо привести в норму, чтобы вновь выглядеть хорошо.
– Артур! Эдик! Проснитесь! – стал, будить своих блудных деток. – Прогулка ваша по Душанбе закончилась.
Дети открыли глаза, вяло потянулись, взял детей за руки и повёл через дорогу к дому. В это время навстречу нам шли люди на работу и разглядывали странный вид нашей тройки.
Мне было совсем неприятно рисоваться перед нашими горожанами в таком грязном виде. Ускорил свой шаг. Дети тащились за мной, как щенята на поводке, у них совсем не было сил идти. Ведь они несколько дней болтались по Душанбе.
– Снимите с себя всю эту гадость. – сказал, мальчишкам, когда мы поднялись на свою площадку дома. – В квартиру нельзя заносить это грязное тряпье. Семья может заболеть от вашей грязи. Быстро, оба в душ!
Дети сняли с себя все тряпье. Как только открыл дверь, тут же побежали под душ смывать свою грязь.
– Саша, это ты их в таком голом виде вёз из Душанбе? – спросила Людмила, выходя к нам с опухшими от бессонницы глазами. – Ведь они могли замёрзнуть в такую холодную ночь. После станут болеть.
– Из ума не выжил. – ответил, Людмиле. – То тряпье, которое лежит на лестничной площадке, сейчас же вынеси в мусор, чтобы соседи не вызвали санитарную часть или милицию в наш дом. Хватит нам позора.
Людмила оделась теплее и вышла из дома, чтобы уничтожить вонючее тряпье с площадки. Не теряя ни минуты на размышления, быстро разделся до семейных трусов и сам пошёл в ванную.
Дети плескались под душем, оттирая друг друга от грязи и вони. Подождал немного, когда они закончат своё мытье. В этот промежуток времени подготовил им смену свежего белья. Поставил на газовую плиту кастрюлю с супом.
– Все! Хватит драить спины. – сказал, детям, когда они начали баловаться под душем, – а то у вас скоро вся кожа слезет до крови. Быстро оделись в чистую одежду и бегом кушать на кухню. Там все горячее.
Когда дети выскочили из ванной, тут же быстро занял освободившееся место под горячим душем, который приятно стал освежать моё тело от вони, грязи и сна. Наконец-то сон покинул меня полностью, и голова перестала гудеть. Лишь воспоминания о прошлой ночи остались в моем сознании.
С этим буду ходить всю свою жизнь, пока сознание не покинет моё тело и душу. Только бы такие ночи больше не повторялись.
– Саша! Ты что будешь кушать, шурпа или плов? – спросила жена, за дверью. – Приготовлю тебе на стол.
– Немного плова и чашечку чёрного кофе. – ответил, вытирая себя полотенцем. – Спешу. У меня много работы.
Через пару минут уже сидел за столом и быстро ел душистый плов. Кофе допивал, надевая на себя чистую одежду, приготовленную Людмилой мне на работу. С этого дня рабочий вид у меня надолго становился парадный.
Так как мне было суждено вращаться в высших кругах столицы Таджикистана, то выглядеть должен был интеллигентно, в хорошем костюме. Но так как костюм у меня всего один и тот парадный, то, естественно, выглядеть мог парадно. Что же мне поделать с одним костюмом? Надо купить ещё.
– Мальчишек уложи спать. – дал, наставления жене, перед уходом из дома. – Викторию в садик отведи. Позови маму, пускай она присмотрит за своими блудными внуками, чтобы они опять не сбежали из дома. Когда приду домой с работы, то мы с ними поговорим о детских прогулках. В обед сынов не буди.
Зашёл в зал, чтобы поцеловать Викторию в детской кроватке. Дочка проснулась и сразу бросилась мне на шею. Стала целовать меня в лицо. Прижалась ко мне, так она делала всегда, когда уходил из дома.
– Папочка! Миленький! Как за тобой соскучилась! – визжа от радости встречи, сказала Виктория. – Ты мальчишек наших привёз домой? Где это они, грязные поросята были? Мне одной скучно без моих братьев.
– Мальчишки дома. – ответил, дочери, вытаскивая её с кроватки. – Мальчишки кушают, а после будут спать. Ты сейчас пойдёшь в свой детский садик. Вечером будешь играть со своими братьями. До вечера братьев не беспокой. Они сильно устали от своей грязи. Твоим братьям надо набираться сил и здоровья.
Виктория в последний раз чмокнула меня губами в щеку. Сразу отправился к выходу из дома. Утро нового дня было тихим и чистым, как девственница перед святым алтарём.
Ничто не напоминало мне о кошмарах прошедшей ночи. Наступило удивительное затишье. Так бывает перед сильной бурей или, наоборот, после страшного урагана.
Так что меня ждёт, буря или спокойствие? Смертоносный ураган ночью пережил. Возможно, что потерял своего друга, Курбанова Мирза? Кто знает, чем закончился вчерашний бой?
Может быть, он как-то спасся? В самом деле, любой человек может выбраться даже из самой страшной западни. Ведь у меня в жизни, сколько было опасных случаев, когда мог погибнуть, но, однако, остался живым.
Даже не требуется вспоминать прожитые мной годы. Тому свежий пример, дни погромов и эта последняя ночь. Таким образом, как ни поверни этот ночной случай, все ещё имеется надежд.
Страх о смерти друга куда-то ушёл, на его месте явилась надежда, лучшая спутница моей жизни, которой поклоняюсь. Освобождённый от дурных мыслей, быстро направился к Шевелеву Валеры.
Надо было приступать к новой работе. Быть может, это приятное занятие сегодняшнего дня, поможет мне восстановить равновесие моей души, нарушенное за последнее время?
В самом деле, а то так разболтал свои нервы, что могу опять сорваться и попасть в какой-нибудь не нужный мне скандал. Когда так подумал, то с души отлегла последняя тяжесть. Разум одобрил моё желание. Стал планировать свои дальнейшие действия на день.
12. Политические страсти.
Никто не создал такой аппарат, пригодный для того, чтобы до мельчайшей точности предсказать дальнейшее, поэтапное, развитие человека потерявшего умственную связь с семьёй, с обществом, в то время как он сам находится в этой среде.
Имеет возможность мыслить, но нет у него надёжной связи, так как аморальный облик обеих стереотипов раздирает его сознание на части и не даёт ему такой возможности, нормальной связи с близкими людьми.
Мы постоянно находимся в заблуждении размышления на тему морали. Конечно, об этом можно спорить и рассуждать бесконечно. Все это, понятие о развитии современного человека, при любых рассуждениях и спорах, примет именно тот вид человека, который заложен в самом подсознании данного индивида и в психологии его жизни.
Но, все же, реальное зерно развития сознания современного человека прорастает чаще в благополучной семье, которая не имеет в жизни людских пороков – пьянка, скандалы, наркотики, супружеская измена и многие другие пороки жизни, мешающие развитию.
Однако вернёмся в мою семью. Было бы все слишком просто, если бы оказалось, что мои дети полностью согласились с моими выводами по вопросам происшедшей трагедии в Душанбе.
Мы долго спорили о причинах разыгравшейся трагедии. Артур доказывал мне, что главной причиной трагедии было то, что в Душанбе, с начала перестройки, накопилось много криминальных групп, которых сдерживало перед разбоем только укоренившаяся боязнь к стражам порядка и рабское послушание старших среди таджиков.
Политический фарс стал основным поводом к грабежам и насилию. Иначе бы люди не грабили магазины, банки, ларьки и киоски. Достаточно было бы провести политическую акцию протеста с лозунгами и прессой.
– Но, это, далеко все не так. – старался, показать сыну, другую сторону трагедии. – Главной причиной трагедии в столице была, именно, в первую очередь, политическая нестабильность в республике.
Таджикистан освободился от имперской зависимости в СССР. Но не был готов к политической свободе и независимости народа. Таджикистан не усвоил принципы свободного демократического государства.
К этому времени вылезли клановые амбиции средневековья. Каждый представитель клана захотел стать во главе государства. Фактически, без ведома самого народа, произошёл раздел республики на такие кланы, как – "Худжандский", "Гармский", "Кулябский", "Гиссарский", "Горнобадахшанский" и другие.
Те, в свою очередь, разделились на более мелкие кланы, которые нет смысла вообще перечислять, так как мелкие кланы никакой политической погоды в Таджикистане не сделали.
Такая раздробленность ослабила центральную власть республики, которой, можно сказать, не было в Таджикистане с распадом советской власти. Народ постоянно находящийся под контролем советской власти не мог определиться.
Первый президент республики, Махкамов, который, фактически, числился секретарём коммунистической партии республики, авторитетом у народа не пользовался.
После начала перестройки Таджикистан стал продвигаться к независимости от России, многие, кто когда-то поддерживал Махкамова, как руководителя партии, предали его и перекинулись в лагеря исламистов, псевдодемократов и разделителей, которые были готовы уничтожить друг друга на пути к вершине власти в Таджикистане.
Им было всё равно, каким путём, пусть даже через трупы собственного народа, но, скорее, взойти на трон, утерянный когда-то Эмиром, а сейчас "его величеством" Советской власть под руководством коммунистов.
Избыток средневековой злости и жадности мешал кланам прийти к единому мнению в выборе лидера государства. Нового в споре, почти ничего, все вертится вокруг раздела Таджикистана и Средней Азии в целом.
Разделители постоянно говорят о древности таджикского народа, который, якобы, причисляет себя к древнейшим суданским и бактрийско-персидским племенам, живущим в Средней Азии задолго до прихода тюркских и европейских народов в Азию.
Причисляя таджиков к самым древним народам Азии. Но, тогда можно спорить с таджикскими разделителями. Есть ещё более древние народы, которые могли бы также претендовать на первенство проживания в Средней Азии.
Эти народы и сейчас здравствуют, проживают на землях Средней Азии и Кавказа. К ним относятся – группы киммерийских народов, к которым можно отнести осетин, некоторые народы Поволжья, уйгурские племена живущих в предгорьях по всем сторонам Памира и другие народы.
Мне не надо объяснять, что современный раздел Средней Азии, просто политический абсурд, чреватый огромными кровопролитиями совершенно невинных людей.
Которым всё равно где жить и при каком строе, главное, чтобы был мир в их доме, а не театр абсурда. Думаю, что Средняя Азия действительно не театр абсурда, где можно потешаться над глупыми выходками некоторых политиков.
Хотелось бы услышать от тех, кто собирается заняться разделом Средней Азии, как они поступят с бухарскими евреями, которые живут на этих землях ещё со времени Александра Македонского. Вероятно, что бухарские евреи заслуживают гораздо большего внимания, чем другие более поздние народы, населившие Среднюю Азию? Если нам сделать проверку на ДНК у местных народов, то, возможно, что у подавляющего большинства таджиков в венах обнаружится еврейская кровь?
Что тогда делать с метисами от других народов, которые, по статистике, составляют почти тридцать процентов среди таджиков. Думается мне, что разделителям надо с великой опаской и осторожной осмотрительностью подходить к вопросу о разделе Средней Азии. Как бы разделителям не пришлось тогда заняться разделом собственной семьи.
Так, как они, болтают сущие глупцы, когда считают, что таким образом лучше будут жить. Ведь было бы очень странно, если бы греки и римляне подняли вопрос о разделе Европы, вспоминая эллинские времена и Древний Рим. Куда бы они дели германские и славянские народы, которые в подавляющем большинстве населяют Европу.
Разделители просчитались, напрасны были жертвы "февральских событий 1987г.". Во всяком случае до сих пор разделители пользовались частичной поддержкой заблудившихся несмышлёнышей в политическом хаосе современности.
После пролитой крови своих сородичей, многие пришли в себя, иначе стали смотреть на происходящее. Все, что можно сказать о "разделителях". Остальные движения думали иначе.
Прежде всего, фанатики ислама, которые всячески старались спрятать Азию под паранджу. Надо много времени, чтобы надлежащим образом рассказать о религиозном направлении в республике.
В основе такого общественного устройства лежит слепое поклонение богу, то есть – Аллаху. Поэтому, воспитанные в условиях полной религиозной замкнутости, оторванные от современной общественной среды развития, отцы и дети, высокогорных кишлаков (селений) восприняли демократию, как волю Аллаха.
Освободиться от других религий и народов, которые ранее политикой ограничивали ислам на долгие десятилетия советской власти. Атеисты отвергали всяческую религию, как "опиум народа".
Лишая народы духовности в веру поклоняться Богу (идолу). Ибо атеисты считали, что нельзя поклоняться идолу и божеству, как пережитку прошлого.
Но, сами партийные атеисты, в, то, же время, выдвигали на освободившийся пьедестал божества своих политических вождей, которые на виду у всех становились современными богами и идолами слепого повиновения народов. Таким образом, фанатики коммунисты-атеисты, порождали в своём государстве собственных противников, которые любыми путями пытались вкусить запретный плод религии.
Рождённые и воспитанные в такой обстановке, фанатичные сторонники ислама, подогреваемые исламистами Ирана и Турции, выплеснулись на улицы и площади Душанбе, столицы Таджикистана. Поскольку Иран и Турция были заинтересованы в своём проникновении на "караванный путь" в Средней Азии, которым является территория Таджикистана, оставленная без присмотра Россией.
Исламисты указанных выше стран не жалели ни денежных средств, ни религиозного фанатизма. Вскормив и взрастив своих сторонников в республике, исламисты начали призывать народы освободиться от представителей других религиозных направлений.
В первую очередь от христианства. Точнее, от Российской политической и экономической зависимости, чтобы самим проникнуть на освободившийся рынок.
Замысел этот, отчасти, был проведён в исполнение. Исламисты на площадях Душанбе выдвинули лозунги за чистый ислам от других религий. Делались попытки полного осуществления своего замысла.
Исламисты выставили пикеты напротив русской церкви в городе с антихристианскими лозунгами. Однако никто из душанбинцы не пришёл поддерживать ислам у русской церкви.
Народ прекрасно понимал, что с уходом русскоязычного населения, уйдёт и современная экономика Таджикистана. Так как восемьдесят процентов ведущих специалистов в экономике республики были именно представители русскоязычного населения разных народов.
В основном из России, которые приехали сюда по направлениям высших учебных заведений, по комсомольским путёвкам и просто по зову сердца.
Это те, кто освоил Вахшскую долину, орошал Дангаринскую долину, поднимал платину Нурекской ГЭС, строил крупнейший в Средней Азии алюминиевый комбинат в Турсун-Заде, осваивал залежи полезных ископаемых.
Будет справедливо вспомнить тех, кто строил многие города Таджикистана, где живёт в основном русский народ. Так что таджикский народ своей культурой и духовностью тесно связан с народами России.
Поэтому, те и другие, кто стоял на разных площадях Душанбе и выдвигал совершенно противоположные лозунги, пришли к русской церкви с единым лозунгом "Руки прочь от русскоязычного населения Таджикистана!".
Сами таджики отразили тогда величайшую опасность своего государства, потерять современную экономику и загнать таджикский народ в дебри средневековья.
Если бы кто-нибудь из вас в это время оказался там, в Душанбе, он бы понял, сколь велика была заслуга здравомыслящих таджиков, не поддавшихся сладким посулам ортодоксальных исламистов из Ирана, Турции и многих мусульманских концессий, которые разрушали экономику Таджикистана, отбрасывая её к средним векам.
Говорить о том, что разгоревшаяся трагедия в Душанбе была неожиданной и странной, значить, ни сказать ничего о тех, кто именно подтолкнул ужасные события к такому трагическому исходу.
Ими были псевдодемократы, которые вели себя как политические проститутки. Они метались между ортодоксальными исламистами, разделителями, коммунистами и демократами.
Прикрываясь фиговыми листочками демократии о равенстве между народами, на самом деле, будучи причастными, совсем недавно, к имперской политике ЦК КПСС, псевдодемократы занимались вопросами раздела Средней Азии в рамках Советского Союза братских народов. В это время, обнажая перед таджикским народом своё бесстыжее политическое тело, псевдодемократы поддерживают ортодоксальных исламистов в вопросе чистого ислама в республике, как истинной демократии в мусульманском мире.
Но, не думаю, чтобы псевдодемократы признали, какую гадость они сотворили перед таджикским народом. Виляя своим обнажённым политическим задом между движениями, псевдодемократы выступали одновременно как политические сутенёры перед блуждающими политиками в темных переулках неведомой ранее демократии и как политические проститутки, псевдодемократы разрушали единое мнение внутри различных политических и религиозных направлений Таджикистана, зазывая их в свой политический притон, увязший в разборках.
В свою очередь, политические и религиозные направления, каждое в отдельности, пытались поиметь псевдодемократов в своём лагере никак политическую силу, которую не имели псевдодемократы, а как толпу голых политических проституток, привлекающих своим обляпанным телом юных бездарных политиков республики, только что освободившихся от подгузников советской власти.
К этой толпе прилипали политические сексопатологи, добивающиеся обнажённой политики жизни по всем направлениям, тем самым пытаясь доказать, что политический нудизм есть ничто иное, как чистая демократия в многопартийном плюрализме Таджикистана, которая не могла самостоятельно разобраться во всем.
Надо бы простить псевдодемократов за их глупые ошибки, как юных политических проституток, за голое поползновение во все политические и религиозные направления, не сердиться на них за их необдуманные детские поступки в политике республики.
Однако нам следует считать их такими, каковы они есть на самом деле и некуда нам от этой истины деться. Ведь, это они серьёзно считают себя поистине великими политиками.
Но, когда терпят поражение в принявшем их политическом или религиозном стане, сваливают всю вину за поражение на представителей того направления, к которому они примкнули на некоторое время.
Естественно, что псевдодемократы тут же, после своего поражения в одном лагере, пытаются переметнутся в другой политический или религиозный лагерь, с совершенно противоположными взглядами на реальные события в Таджикистане.
Таким образом, можно сказать, что "благо" политической деятельности псевдодемократов одинаково разрушительно в различных политических и религиозных отношениях.
Те же, кто причастен к пустым делам псевдодемократов, находится посредине между различными политическими и религиозными направлениями, болтают всюду "политический" вздор. Ибо они, такие "политики", своим политическим разумом ниже той и другой стороны, так как не имеют своего собственного политического направления.
Мышление таких недоразвитых политиков сравнимо только с мышлением приматов, которые повторяют ошибки других, не задумываясь над дальнейшими плачевными последствиями губительными для всего таджикского народа.
Самое никчёмное дело, это оказаться там, в лагере псевдодемократов, ведь это они, как, уже, вам показал выше, разрушители зла и добра. Дело таких "политиков" совершенно пустое, а сторонники псевдодемократов, занимающиеся бездарным делом, пусты и вредны Таджикистану.
В этом случае, быть может, покажется уместным посмотреть на коммунистов, как на политическое движение в республике. Ведь мне, как рядовому обманутому коммунисту, интересно рассмотреть это политическое направление нашей партии со стороны, в чём именно там был обман рядовым коммунистам.
Выходит, что, будучи "призраком", который бродил по Европе во второй половине девятнадцатого века и при своём греховном зачатии в России, а также и раньше, чем коммунисты появились на свет, как все мы рождённые от греха.
Вполне естественно, что коммунизм заранее был обречён на смерть. Как нет ничего вечного на Земле. Вот интересно, знал об этом сам коммунизм или нет?
Конечно, не знал. Ведь коммунизм так и не народился. Коммунизм также как любое политическое и религиозное движение, имел свою конечную цель – "построение коммунистического государства".
Нет смысла приводить примеры построения политических и религиозных государств. Вы прекрасно их знаете, как в прошлом, так в настоящем. Такое убеждение имели и коммунисты в Советском Союзе.
Каждый рядовой коммунист искренне верил в своё правое дело, с полной отдачей своих сил и способностей стремился приблизить "светлое будущее коммунизма".
Но, как говорило армянское радио, "коммунизм не за горами, однако мы живём за горами". Эту гору так и не удалось преодолеть коммунистам. То ли высота была неправильно определена вождями?
То ли силы партии, по возрасту в семьдесят лет, были ни те, чтобы брать такие высоты? Но, связка ЦК КПСС с народом была оборвана. Все сразу рухнуло вниз.
Как вавилонская башня, на которой строители разных народов не нашли общий язык в построении своего будущего – коммунизма. Пирамида построения коммунизма развалилась в одночасье.
Россия вернулась к своим экономическим показателя 1914 года, на которые ставила всегда пример в сравнении со своим развитием, все семьдесят лет построения социализма-коммунизма в Советском Союзе.
Теперь же, все россияне, согласно старому обычаю, оплакивая павших в построении коммунизма, вернулись к прошлому своих предков. Вдумываясь в прожитое, мы должны с сознанием переносить утрату построения коммунизма, таким образом, нам будет легче ориентироваться в новом обществе, которое мы ранее отвергали, а сейчас "вернулись на круги свои". Ведь жизнь наша получила новый виток через прошлое в будущее. Возможно, прекрасное завершение, в котором надо правильно разобраться и не допустить в дальнейшем новых ошибок?
В прочим, будем уверены, что без нашей излишней заботы потомки определят правильное направление в своём социально-экономическом развитии государства.
Возможно, что будем примером в построении нового общества, в котором жить нашим детям? Теперь, когда мы рассмотрели аргументы рухнувшей пирамиды построения коммунизма, вернёмся, вне связи с ними, к коммунистам Таджикистана.
В самом деле, как могло случиться, что коммунисты фактически остались в стороне политических баталий в республике? С предательством ЦК КПСС, после единого целого, появился вначале придел, а позже беспредел в рядах партии коммунистов, брошенных на произвол судьбы своими руководителями верхнего эшелона власти.
Вот в чём состоит затруднение в политическом движении коммунистов. Здесь нам надо выяснить одно обстоятельство. Почему народ Таджикистана не поддержал коммунистов на площадях Душанбе?
Очевидно, это связано с тем, что люди устали от постоянных лозунгов коммунистов, а новых лозунгов коммунисты предложить не могли, так как исчерпали себя, как ораторы политического движения.
В то время, как ортодоксальные исламисты, разделители и демократы выступали с более "свежими" лозунгами, которые всегда отвергались коммунистами.
Фактически, коммунисты республики оказались одинокими в своём политическом мышлении. Коммунисты не смогли сами приспособиться к новой обстановке в Таджикистане.
Таким образом, убедившись, что коммунисты исчерпали себя, как реальная сила в Таджикистане, рассмотрим на этой политической арене истинных демократов нашей республики, которые словно малые дети на ходунках пытались как-то определить развитие своего политического движения в республике.
Первым делом постараемся разрушить путаницу, возникшую в связи с тем, что мы рассмотрели ортодоксальных исламистов, разделителей, псевдодемократов и коммунистов.
Демократы были единственной политической силой в Таджикистане, которые придерживались своего мнения в разумном понятии. По современным меркам политической жизни в развитии Таджикистана.
Но у них ещё не было опыта политической борьбы. Однако ими руководствовалась какая-то общая внутренняя стратегия по спасению своей родины Таджикистан из политического хаоса, возникшего в самом начале перестройки в Советском Союзе.
Беспокойство демократов распространялось непроизвольно если не на всех, то на многие политические движения в республике. Вот где, мне кажется, следует искать разгадку политического противостояния в Таджикистане. Демократы, прекрасно владеющие ораторским мастерством, есть что-то гораздо более ценное, в связи с народом, чем другие политические движения.
Прежде всего, необходимо отметить, общую политическую особенность всех движений, в том, что все они вышли из одного социалистического лагеря, оторванного, бы сказал, совершенно изолированного, от внешнего мира.
Именно поэтому, все движения слепо подражали зарубежным представителям своего направления, от которых их прятала семьдесят лет советская власть.
Но, несмотря на разобщённость в политическом движении, все политики мыслят одними стереотипами своего рассуждения о современном мире. Все это чрезвычайно затрудняет ясное понимание всей проблематики в демократическом развитии таджикского народа.
Так как политические движения в республике пытаются примерять на себя один демократический кафтан США с различными политическими лозунгами, которые они придумывают сами, каждый на свой лад.
Большинство политических партий пытаются доказать правоту своего политического движения. Однако, эта политическая ситуация демократического движения в Таджикистане вовсе ни так безнадёжна, как нам представляется на первый взгляд.
К общему пониманию того, что такое современная демократия в различных регионах Земли и с различными культурами, необходимо представить таджикскому народу наглядную картину демократического развития нескольких отдельно взятых демократических государств.
На примере Дании, Швейцарии, Нидерландов, Швеции, Германии и других государств. По примеру выбранных государств объяснить народу, к чему стремятся демократы.
Какой общественный строй желают они создать, естественно, с учётом среднеазиатской многовековой культуры. Спрашивается, чего не хватает демократам, чтобы повернуть народ и политические движения в свою сторону?
Дело в том, что при всех своих ораторских способностях, демократам, на данный момент, просто не хватает своих глашатаев, которые могли бы донести народу основные задачи демократии.
Ораторская слабость демократов даёт возможность другим политическим движениям Таджикистана перетянуть на свою сторону колеблющихся.
Однако, чтобы говорить о построении современной демократии в Таджикистане, надо знать, что такое общество в Европе создавалось постепенно, несколько столетий, с большими людскими ресурсами, с развитой экономической структурой.
Необходимо помнить также, что "Восток – дело тонкое", как бы тут нам не наломать себе ребра, тому есть "хороший" пример Афганистан. Таким образом, становится ясно, проблема демократов в том, что медленно решают задачи по сближению народов Таджикистана, которые не должны разобщаться из-за своих религиозных взглядов на жизнь.
Если демократы очень скоро усвоят, то будущее за ними. Они могут прийти к власти в Таджикистане.
Поэтому демократам требуется учиться на ошибках истории других стран и не повторять своих ошибок.
Отсюда становится понятным то, почему в Душанбе произошли трагические события в феврале 1987 года, которые понесли многие человеческие жертвы, погромы и грабежи.
Дело в том, что как столица и политический центр республики, Душанбе, фактически остался без своего хозяина. Столица бурлил от политических страстей, никто из руководителей столицы не контролировал сложившуюся ситуацию.
Было достаточно небольшой провокации со стороны заинтересованных в хаосе людей, чтобы пролилась человеческая кровь. Лишь после кровопролития начался криминальный беспредел.
Но, это моё личное мнение, по отношению к мнению моего старшего сына. Здесь, конечно, мы не будем дальше заниматься обсуждением трудного, а, может быть, даже, на данный момент, совсем неразрешимого вопроса о будущем Таджикистана?
Поскольку, всё-таки, может быть, анализ такого вопроса может рассматриваться с разных политических точек зрения, на совершенно разных уровнях демократического течения, то мы ещё с вами многократно, раз вернёмся к этой проблеме, по мере развития новых событий в республике, как на политической, так и на экономической сцене?
Дело в том, что без обсуждения вопроса о прошлом и будущем, нельзя правильно понять наше настоящее. Но не надо понимать, что будущее также трагично, как настоящее.
Ибо настоящее происходящее, а будущее реально приходящее и в основном часто зависимо именно от нас самих, о чём мы сейчас и размышляем, хотя пока ещё совершенно примитивно.
Всё-таки всякие формальные и слишком общие рассуждения о будущем сильно размыты, часто приводят нас в заблуждение. Но дело вовсе ни в этом, поскольку мы имеем здесь много второстепенных эпизодов в построении будущего, которое отвлекает нас от главной цели – построения, действительно по-настоящему, нового демократического общества, в котором каждый из нас хочет жить.
Мы всё ещё находимся под влиянием прожитых лет советской власти. Нас до сих пор тревожит ностальгия о прошлой жизни. Выводы не зрелых политиков о цифрах роста демократии и установление времени перехода пост советских республик к полной демократии, приводят в заблуждение народы бывшего Советского Союза.
Наступает время разборок между народами, которые втянуты в криминальную жизнь политиканов всех государств бывшего Советского Союза. Народам нужна мирная крыша в этой ситуации, а не криминальная.
13. Кража.
Ласкающая слух песня кеклика (горной куропатки) разбудила Мирзо где-то в начале дня. Он лениво потянулся в постели и открыл глаза. Младшая жена Саида помогла встать с постели и обуть мягкие тапочки.
Муж поблагодарил Саиду поклоном головы и показал рукой, что она свободна от своего внимания к нему. Она покорно поклонившись мужу, поспешила из спальни куда-то в глубину многокомнатной квартиры по своим домашним делам.
Мирзо неторопливо передвигая своё жирное тело словно пингвин, решил осмотреть своё жилье. В просторном зале квартиры третья жена Малика играла в детские игры с многочисленными детьми и внуками, которые так были увлечены своими забавами, что даже не заметили присутствия своего отца и дедушки в одном лица.
Хозяин ни стал настаивать на внимании к себе со стороны своих потомков. Пусть резвятся, пока в таком детском возрасте. У них на веку будет много забот. Никто не может сказать, что будет у них в жизни.
Мирзо осторожно прикрыл дверь в просторном зале своей квартиры и не спеша зашлёпал тапочками в сторону огромной лоджии, которая протянулась на всю длину его многокомнатной квартиры.
Там на лоджии, словно в зарослях листвы, среди многочисленного белья семьи копошилась вторая жена Зулейка, снимая с верёвок сухое белье и тут же развешивая на свободную верёвку только что постиранное белье большой семьи.
На растерянный взгляд Зулейка при виде мужа, он повелительно показал жене рукой, чтобы она не беспокоилась и продолжала заниматься своим семейным делом.
Покорно слегка поклонившись мужу, Зулейка продолжила заниматься бельём огромной семьи. Мирзо неторопливо продолжил рассматривать своё огромное хозяйство, которое занимало целый этаж в подъезде старого дома, который со времени перестройки приватизировал его фамильный клан.
Сейчас в этом огромном многоэтажном доме живут его дети, внуки и правнуки. Со стороны огромной кухни, размером с зал, доносился аромат восточной кухни.
Мирзо даже по запаху из кухни знал, что там хлопочет его старшая жена Фатима. Сварливая баба, но надёжная жена. Вся власть и весь порядок в семье лежит на её плечах.
Если бы не Фатима, то неизвестно как были бы дела в его огромной семье. Фатима всему голова. Следить не только за чистотой и порядком в семье, а также за материальным положением огромного бюджета семьи.
Не зря Фатима ещё в советское время окончила финансовое отделение института. После получения диплома, Мирза увлёк свою первую жену в ЗАГС, где они расписались с законным браком.
Слава Аллаху, что к этому времени в Советском Союзе началась перестройка. Новая власть разрешила восстановить законы ислама. Мирзо ни стал откладывать своё решение в долгий ящик и сразу после рождения второго ребёнка от Фатимы, привёл в дом вторую жену Зулейку, за которую пришлось заплатить первый калым. Зулейка к этому времени имела диплом экономиста и как раз подходила быть второй женой в семье Мирзо. На второй калым за третью жену Малику пришлось потратить три года, чтобы собрать нужную сумму денег и подарков родителям будущей жене.
Когда Мирзо привёл в дом Малику третьей женой, то у него было три сына и две дочери от двух жён. Малика с педагогическим образованием стала в самый раз к малым деткам в семье.
Прошло несколько лет после первого брака, когда по делам своего семейного бизнеса Мирзо был приглашён спонсором на конкурс "Женщина Востока".
На отборочном этапе Мирзо увидел Саиду и сразу влюбился в неё, как мальчишка. Не зря говорят в народе, что любви все возрасты покорны. Разница по возрасту между Мирзо и Саидой почти тридцать лет.
Но! Мирзо буквально заболел от любви к девушке по имени Саида. Как говорится "Нет лекарства от любви". Только любовь излечит сердце влюблённого. Другого лекарства не придумали.
Все мысли у Мирзо были поглощены вниманием о Саиде. Не дожидаясь, начала конкурса "Женщина Востока", он завалил своим вниманием, цветами и подарками Саиду.
Не дожидаясь согласия Саиды, на брак с ним, Мирзо направил сватов к родителям Саиды. После длительных переговоров стороны сошлись на том, что Мирзо половину акций коммерческого банка отдаст отцу Саиды.
Такой современный калым устраивал обе стороны. Сразу после подписания документов Мирза вместе с молодой женой отправился на Канарские острова.
"Боже мой! Как давно всё это было!?" – по старой привычке, на русский мотив, подумал Мирзо. – "Мой старший внук и мой младший сын в этом году пойдут первый раз в первый класс. Как быстро летит время жизни!"
День прошёл относительно спокойно. Не выходя из квартиры Мирзо по телефону и через электронную почту в компьютере проверил состояние своего бизнеса.
Дал несколько указаний своим управляющим по делам бизнеса насчёт своей предстоящей поездки в арабские страны, куда ему стало тяжело летать из-за своего веса.
Купил себе спортивный тренажёр, чтобы сбросить вес. Но всё равно нет, никакого времени, чтобы заняться собой. Много времени уходит на дела бизнеса. Больше всего своего времени приходится уделять семье.
Когда закончилась последняя передача по телевизору, Мирзо вышел на балкон подышать свежим воздухом. Ночная прохлада освежала дыхание и мысли.
Где-то под домом пел сверчок, его пытались своей песней заглушить голосистые лягушки в искусственном пруду в глубине городского парка за дорогой у старого дома.
У самого балкона шелестели листвой стройные тополя. Словно белые снежинки, парили всюду тополиные пушинки. В небе горели мириады звёзд. От удовольствия Мирзо закрыл глаза. Ему хотелось стать птицей и лететь куда-то в неизвестную даль. Видимо не зря прожил жизнь, что можно позволить себе думать о прекрасном.
"Как прекрасно это мгновение!" – подумал Мирзо и, глубоко вздохнув, наполнил лёгкие свежим воздухом, от которого приятно закружилась голова и заиграла кровь во всем теле. – "Жизнь хороша, а нам жить хорошо!".
Он открыл глаза и по старой привычке посмотрел в сторону старого гаража, который остался у него, как память о прошлой жизни. Сколько раз ему предлагали продать старую машину на металлолом, а старый гараж снести и на месте старого гаража поставить современную автомобильную парковку, с видеонаблюдением и с заправочной станцией вблизи старого дома.
Но все это старье для Мирзо, как ностальгия о прошлой жизни. Вдруг, Мирзо увидел, что воруют его старый автомобиль. Гараж замыкают на ключ, как бы он, Мирзо, сразу не смог обнаружить пропажи автомобиля. Ведь последний год Мирзо не заглядывал в свой старый гараж.
Но! Это у них не пройдёт. Мирзо ни такой человек, чтобы его могли вот так просто обмануть с кражей машины. Мирзо порылся в углу балкона, где стояла давно всем забытая старая раскладушка. Руки никак ни у кого не доходят выкинуть эту старую рухлядь на мусорную свалку. Вот сейчас в самый раз она ему пригодиться на ночь.
– Ты зачем это делаешь? – спросила его, старшая жена, глядя, как Мирзо стал собирать постель с раскладушкой. – На старости лет решил нас покинуть или на ночь, глядя, разводиться решил? Подожди! Ответь мне на вопрос!
– Нет, не волнуйся. – спокойно ответил он, старшей жене. – Просто у нас старую машину украли. Иду спать в гараж. Не пустовать же ему – каких денег он стоит! К тому же мне есть над, чем подумать наедине от вас всех.
– Так надо в ГАИ или в милицию сообщить! – забеспокоилась старшая жена. – Пускай они воров поймают и вернут нам нашу старую машину, которую давно на металлолом пора сдать. Сколько раз тебе люди предлагали…
– Зачем такое беспокойство?! – удивлённо, сказал Мирзо, направляясь к двери. – Ближайшая заправочная стация три километра от нашего дома. К тому же сейчас не выпускают такой бензин, который подходит к нашей машине. В моей машине тоже давно нет бензина. Может быть, на километр езды хватит? Только у меня в гараже в бочке имеется подходящий бензин. Так что воры далеко не уедут. Когда обнаружат, что в машине нет бензина, то обязательно вернуться за бензином в гараж. Они не могли не заметить такой большой бочки с бензином. Вот тут-то их поймаю. Ты лучше замкни гараж снаружи, чтобы воры не догадались, что там в гараже.
Старшая жена пошла следом за Мирзо и замкнула его в старом гараже. Даже на всякий случай подёргала замок, чтобы убедиться в его надёжности.
Старый замок был закрыт на верность. Никто не мог не заметно проникнуть в старый гараж. К тому же старый гараж сделан изнутри из листового металла, а снаружи обложен огромными булыжниками, словно прочным дувалом вокруг старого дома в кишлаке. Охрана гаража надёжная. Однако всю ночь жены Мирзо спали плохо.
Часто выходили на балкон и смотрели в сторону старого гаража. Но в эту ночь в городе и возле гаража, было тихо и спокойно. Даже голосистые лягушки в пруду и те притихли.
Когда утром старшая жена открыла старый гараж, чтобы выпустить мужа к завтраку, то в старом гараже не было Мирзо с раскладушкой, ни старой машины и бочки с бензином в старом гараже тоже не оказалось.
"Может быть, это к лучшему?" – подумала старшая жена. – "С ними одно беспокойство было, а толку мало. Ну, а гараж? Он больших денег стоит. Старый гараж можно продать хотя бы под снос. Деньги в доме пригодятся.".
Старшая жена закрыла старый гараж на замок и мелом крупными буквами написала на воротах гаража:
"П Р О Д А Ё Т С Я". Подумала немного и мельче буквами дописала "Сдаётся под снос на новую парковку".
"Слава Аллаху!" – подумала вторая жена, стоя на балконе. – "Теперь свободна. Займусь банковским делом.".
"Аллах услышал мою молитву!" – подумала третья жена. – "Давно хотела здесь открыть собственную школу."
– Ура! Вольная птица! – громко, завизжала младшая жена. – Теперь точно буду лучшей женщиной Востока.
Фатима ничего ни стала говорить младшим жёнам своего бывшего мужа. Она прекрасно понимала, что вся огромная семья на её плечах. Фатима впервые накрыла достархан на всю семью без присутствия мужа.
14. Чистка власти.
Оппозиция и верховная власть правительства Таджикистан сдержали своё слово. В первых числа февраля месяца 1992 года сели за стол переговоров.
Наконец-то весь народ стал стрепетом радости ждать улучшения во всей республике. Но ту, вдруг, обнаружился неожиданный конфуз. В большинстве на руководящих местах Таджикистане оказались не таджики.
Конечно, таджики были готовы смериться с таким неожиданным открытием, если бы у власти стояли русские или хотя бы представители совершенно разных национальностей.
Это бы даже выглядело вполне демократично, когда главой правительства оказывается представитель местной, основной, национальности, а в правительстве разные слои национальных меньшинств.
Но во власти Таджикистана оказались в подавляющем большинстве памирцы. Представители Горно-бадахшанской автономной области, которые и без того ни очень-то ладили с таджиками, а тут ещё оказались в своём подавляющем большинстве у власти над таджиками.
Конечно, таджикам это было, как огромная звонкая пощёчина, которую услышал сразу весь мир. Однако вины таджиков в этом не было никакой. Все эти неприятности оказались пережитками социализма.
Когда власть коммунистов беспокоилась о благополучии национальных меньшинств в союзных республиках, то ставила на руководящие посты власти представителей этих меньшинств.
Естественно, что эти национальные меньшинства тут же делали своё окружение из родственников и близких друзей из своего национального меньшинства.
Те в свою очередь повторяли тот же процесс родственного внимания. Так постепенно пришли к власти в союзных национальных республиках, далеко не представители национального большинства на местах.
В некоторых союзных национальных республиках, после самоопределения на независимость, быстро и мирно разобрались с верховной властью. Все сразу нашли своё заслуженное место.
Но памирцы категорически отказались уступить таджикам свои места в правительственных эшелонах власти. Мало того, памирцы отказались выполнять требования законно выбранного президента Таджикистана.
Набиев Рахмон оказался изолированным от управления Кабинетом Правительства, так как там в подавляющем большинстве оказались памирцы. Таджики пытались мирным путём прийти к соглашению.
Но памирцы стояли на своём и ни хотели распускать парламент, состоящий в своём большинстве из поморцев. Тогда таджики, обладавшие основными силами вооружения в республике, заблокировали все стратегические рычаги власти.
В один день перестали действовать аэропорт, железные дороги и все трассы автомобильного сообщения. Таджики фактически объявили блокаду собственному государству.
В один день республика была изолирована от всего внешнего мира. С таким трудом налаженный мир и согласие стали рушиться на виду у всего мира. В тот же день из-за границы перестало поступать в Таджикистан основное сырье для многих предприятий.
Остановился таджикский алюминиевый завод. Перестал работать химический комбинат. Из-за недостатка сырья снизилась обработка хлопка-сырцы.
Резко упал выпуск хлопчатобумажных тканей. Сократил свою работу нефтеперерабатывающий комбинат. Многие научные исследовательские институты прекратили свою работу по различным причинам.
Таджики вовремя спохватились и тогда изолировали Горно-бадахшанскую автономную область, где в подавляющем большинстве проживали родственники тех памирцев, которые находились в верхних эшелонах власти в Таджикистан.
В сторону Памира прекратилось всякое движение. Были сняты все рейсы самолётов в сторону аэропорта Хорога. Были перекрыты дороги на подъезде к Горному Бадахшану.
Около двести тысяч жителей Памира остались без средств существования. В случае отключения электричества народам Памира грозило полное вымирание от холода и голода.
Весь мир сразу вздрогнул. Это в мирное время могли оказаться на грани вымирания сразу почти двести тысяч человек местного населения в горах Памира. Во всём мире стали от таджиков требовать разрешения спорного вопроса мирным путём и обязательного снятия блокады Горного Бадахшана.
В противном случае многие международные организации обещали республике применить международные санкции с последующими отсюда выводами.
Республика тут же сняла все экономические заслоны с Горного Бадахшана. В свою очередь, таджики потребовала отставки Кабинета Министров и полного роспуска парламента до созыва нового парламента с подавляющим большинство таджиков в Кабинете Министров и во всех эшелонах власти.
Таким образом, можно было наладить пошатнувшуюся власть во всей республике. Но памирцы категорически отказались подчиниться требованиям таджиков и мирно уйти со всех своих постов.
Таджики перестали вести переговоры с памирцами. С этого момента началась насильственная чистка власти с верху до низу. Вооружённые группы таджиков стали ходить по адресам памирцев и вырезать их.
Никто и никогда ни скажет, сколько было вырезано и убито памирцев. Сколько памирцев сбежало в начале резни. Но то, что много памирцев было вырезано и много сбежало, это можно было видеть даже по жителям нашего микрорайона.
В течении одной недели этих разборок в нашем микрорайоне численность населения сократилось почти на половину. Бежали не только памирцы, но и смешанные браки с памирцами.
Бежали также представители других меньшинств, которые боялись, что после чистки памирцев примутся чистить их нацию. Таким образом, из республики бежали те семьи, кому было куда бежать.
В эти дни резни, почти все жители Таджикистана сидели у себя в квартирах, так как точно никто не мог знать, что происходит в республике. Но таджиков другие национальности не интересовали. Таджики вырезали и расстреливали только памирцев. Разбираясь с адресами и списками памирцев.
15. Разные взгляды на жизнь.
Вот, пожалуй, и все, оставим рассуждения о будущем. Вернёмся к настоящему. Вечер поздний заглянул к нам в окно потухшими окнами соседних зданий и светом уличных фонарей, а утром рано идти на работу.
Надо хорошо выспаться. Сейчас наступает время, когда жуткий день кончается, душе и моему телу нужен естественный отдых. Мы толком ещё ничего не знаем, что нас ждёт завтра. Лучше нам ложиться спать.
– Кстати, о сне. – сказал, задремавшей дочери. – Сон, один из самых приятных моментов в жизни каждого человека и животного мира. Взрослые в это время отдыхают, а детишки отдыхают и вырастают одновременно.
Поверьте, мои дорогие, поведение этой прекрасной девочки говорит нам о том, что всем нам давно пора окунуться в чудный, загадочный мир прекрасных сказок. Так что давайте разойдёмся по кроватям.
– Да, да, конечно. – поддержала меня, жена. – Нам всем надо спать, чтобы бодрым новый день встречать.
Взял на руки заснувшую Викторию и осторожно, как самое драгоценное у меня живое существо, положил её в детскую кроватку. Сыновья поднялись и сонно побрели в свою комнату. Вскоре и мы легли спать. Мы жили пятеро в двухкомнатной маленькой квартире, под крышей четвёртого этажа.
У сынов была своя комнатка, в которой едва помещались две подростковые кровати. Дочь спала в зале в своей детской кроватке. Нам с женой, оставалось спать на застеклённом балконе, где сам смастерил для нас из грубых досок настил в виде двухместной кровати.
Но, ни в этом главное дело, что мы жили в абсолютной тесноте и как нищие люди. Главное в том, что в маленькой квартире жила семья, а не сборище забытых миром людских душ, которым нужна была только крыша над головой.
Конечно, мы не были богаты, чтобы могли иметь лучшее жилье, но у нас с женой семья всегда была наше основное богатство, ради которого мы, собственно, живём на этом белом свете.
Иначе мы с женой даже не представляли нашу дальнейшую жизнь. Наверно, мне в жизни, очень нужна была настоящая подруга, особенно когда время подошло создавать себе семью?
Хотя мы с Людмилой совершенно разные по характеру люди, однако, мы как бы дополняем, друг друга и поддерживаем необходимую гармонию жизни в своей семье.
Это даже хорошо, что мы такие разные, иначе нам было бы скучно вместе жить, все эти прожитые годы, которые мы прожили счастливо. Именно Людмила помогла мне пережить самые тяжёлые дни моей жизни.
Когда пришлось осознать, что нашу первую дочь, Анжелику, мы потеряли навсегда и нам её больше никогда к себе не вернуть. Просто поражаюсь, как женщина, в муках родившая своего первого ребёнка, смогла быть сильнее меня, мужчины, который, очень тяжело перенёс смерть своей первой дочери?
Мне до сих пор кажется, что в этом сам виноват, что не смог уберечь своего первого ребёнка от простуды, которая была дочери с летальным исходом. Наверно, невозможно не полюбить Людмилу, хотя до встречи с ней, никого из женщин не любил по-настоящему?
Очевидно, это всё-таки моя судьба. С чего бы это меня, вдруг, потащило с тёплого Кавказа в далёкий и холодный Урал на цирковые гастроли? Чего это, вдруг, она, Людмила, не очень уважающая цирк, пришла в цирк смотреть именно на эту программу?
Но, впрочем, это была уже совершенно другая история в моей жизни, которая заслуживает отдельного рассказа. Думаю, что все у меня могло быть совершенно по-другому, если бы Людмила вовремя не появилась на пути моей жизни.
Трудно было представить, что могло произойти со мной, когда, в пылу гнева, готов был разбить голову любому, не понимающему меня человеку, это, конечно, касается только мужчин, ударить женщину для меня всегда это большой грех.
Всегда презрительно относился к тем, кто поднимал руку на женщину. Как это можно ударить человека, в котором находится все существо твоего бытия? Ведь женщина, это твоя дорогая бабушка, бесценная мама, любимая жена, прекрасная дочь.
Побить женщину, это даже больше, чем побить себя. Приученный с детства отстаивать своё право кулаками, постоянно ввязывался в драки со своими ровесниками, которые в споре не могли или не хотели понять правду сути моего убеждения в чём-то.
Несмотря на то, что чаще был прав в драках, так как никогда не затевал их первый, может быть, иногда провоцировал их, все же, в милиции умел доказать свою невиновность, если милиции приходилось, когда-то, вмешиваться в наши драки?
Никто не знал, сколько бы эти драки ещё продолжались и чем бы все это когда-то кончилось. Всё же, несмотря на бесконечные драки и мою чрезмерную горячность, Людмиле удалось постепенно убедить меня в том, что не обязательно постоянно драться, можно решать многие вопросы в споре, мирным путём, без применения силы.
Именно поэтому, от драк позже перешёл к диалогу. У меня быстро расширился круг моих друзей-единомышленников. Мы стали мирно обсуждать различные спорные темы нашей жизни.