Самая серьезная стратегическая ошибка – ошибка бездействия.
И в России что-то можно сделать. Не обязательно украсть.
Если в компании долгое время все хорошо – значит, скоро рухнет все, потому что так не бывает.
Наше развитие сейчас ничто не тормозит!
Несмотря на то что русскоязычному Интернету – Рунету – немного лет, его история уже делится на Древнейшую, Древнюю, Средние века и Современную. По крайней мере, можно отметить несколько периодов: зарождение Рунета в 1995–1998 годах, бурные два года раздувания доткомовского пузыря в 1999–2000 годах, всеобщее уныние и медленный выход из кризиса в 2001–2003 годах и, наконец, постепенное ускорение развития с 2004 года по сегодняшний день, дающее повод для определенного оптимизма.
Соответственно, и проекты в Интернете условно делятся по принадлежности к тем или иным историческим рунетовским эпохам: зубры, созданные в 1996–1997 годах, монстры 1998–1999 годов, давно лопнувшие «пузыри», созданные на подъеме мирового интернетовского бума, и новые проекты, к которым обычно относят сайты, появившиеся после 2002–2003 годов.
Что интересно, немногочисленные столпы нынешнего Рунета в основном представлены проектами, которые стартовали еще до 1999 года. И их можно пересчитать буквально по пальцам: патриарх Rambler, всегда активно развивающийся Яndex, незыблемый Mail.ru, ну и, конечно, самый большой по ассортименту рунетовский интернет-магазин OZON.ru, который, казалось, существовал всегда. Эти проекты были созданы тогда, когда еще мало кто мог предположить, во что превратится Рунет. Они пережили тяжелейший кризис в IT-сфере, они выстояли и выжили, так что сейчас вполне заслуженно несут звание самых крупных и самых влиятельных проектов Рунета.
В этой книге речь пойдет об интернет-магазине OZON.ru – проекте, который родился в 1998 году в санкт-петербургской IT-компании «Рексофт» по принципу «а давайте попробуем сделать российский Amazon.com», затем был продан инвестиционной компании ru-Net Holdings в декабре 1999 года буквально за пару часов до исторического заявления Бориса Ельцина о добровольной отставке. Мы будем говорить о проекте, чье существование в некоторые из тяжелейших периодов находилось под большим вопросом, интернет-магазине, который прошел через огонь неблагодарности некоторых клиентов, воду мутных волн «черного пиара» и медные трубы различных премий и наград, чтобы к 2009 году выйти на оборот порядка 102,4 миллиона долларов и более 1 300 000 доставленных заказов.
Ни у руководства самого интернет-магазина, ни у автора этой книги не было цели создать победный пресс-релиз, в котором рассказывалось бы исключительно о том, как крут OZON.ru, какие прекрасные цифры он показывал во все времена, как невероятно эффективно он работает и как замечательны люди, которые составляют основу основ этого интернет-магазина. Победные реляции и мегатонны внушительных цифр (даже если это и чистая правда) – прерогатива стандартных пресс-релизов, которые служат только одной цели: довести до клиентов и представителей СМИ определенную статистику, о которой хотелось бы рассказать. Но книга – это, как говорили Монти Пайтоны, нечто совершенно иное…
9 апреля 2008 года OZON.ru исполнилось 10 лет. Это очень большой срок: большинство интернет-проектов по самым разнообразным причинам закрывается максимум через пару лет после создания.
Интернет-магазином в разные периоды его существования занимались различные менеджеры и команды. OZON.ru 2000 года очень трудно сравнить с OZON.ru 1998-го, а OZON.ru 2002-го, в свою очередь, в корне отличается от OZON.ru 2000-го.
Самым крупным интернет-магазином не становятся в одночасье. Особенно учитывая тот факт, что OZON.ru во многом брал на себя роль первооткрывателя. Он не был самым первым интернет-магазином в Рунете, но он стал самым крупным из успешных онлайновых магазинов, потому что имел правильные концепции развития и соответствующие команды, реализующие эти концепции.
Его руководству и менеджерам пришлось пройти сложный путь, изобилующий подъемами и спадами, победами и поражениями. Временами судьба OZON.ru висела буквально на волоске: несколько раз могло быть принято решение о закрытии проекта во избежание дальнейших серьезных потерь. Однако инвесторы верили в OZON.ru, его менеджеры находили пути выхода из кризиса, способы сокращения расходов и ускорения роста продаж – в результате проект выжил, и сейчас уже нет сомнений в том, что он продолжит успешно развиваться и еще очень долгое время будет самым крупным и самым известным интернет-магазином Рунета.
В этой книге мы хотим рассказать о том, какой путь за десять лет прошел OZON.ru, кем был придуман, как развивался, какие инвесторы работали с ним в различные периоды, какие проблемы перед ним стояли и как они решались, какие инновации применялись, какие препятствия попадались на его пути и что делалось для того, чтобы их преодолеть.
Мы расскажем о тонкостях интернет-бизнеса в России на примере OZON.ru и приведем хронологию этого проекта. Кроме того, это будет и рассказ о внутреннем устройстве интернет-магазина и работе его многочисленных служб. Материал этой книги также может быть полезен командам, которые только собираются создавать собственный интернет-магазин: опыт первопроходцев всегда крайне ценен.
Конечно, сейчас почти невозможно дать однозначную оценку тем или иным решениям, принятым менеджерами в процессе развития OZON.ru. Более того, различные люди и команды, работавшие над проектом ранее и работающие сейчас, совершенно по-разному оценивают некоторые шаги руководства и инвесторов – и это вполне естественно. У нас не было задачи разобраться, кто прав, а кто виноват, тем более что история не терпит сослагательного наклонения. Поэтому в процессе работы над книгой мы встречались почти со всеми знаковыми для OZON.ru людьми – создателями, инвесторами, топ-менеджерами, руководством различных подразделений, – беседовали с ними и старались выяснить их точку зрения на те или иные события, связанные с магазином. Результат этих встреч вы и держите сейчас в руках.
Пользуясь случаем, выражаю огромную благодарность всем тем, кто нашел время встретиться и поговорить об OZON.ru, а также сделать свои дополнения к рукописи: Александру Егорову, Дмитрию Рудакову, Николаю Ютанову, Жан-Мишелю Бруну, Елене Ивашенцевой, Леониду Богуславскому, Геннадию Спирину, Владимиру Гришкину, Владимиру Долгову, Паскалю Клеману, Сергею Бережному, Александру Кривцову, Бернару Люке, Татьяне Щорс, Алексею Тимонину, Александру Алехину, Кириллу Гродинскому, Евгению Тихомирову, Михаилу Ятковскому.
Не думаем, что история OZON.ru будет читаться как лихо закрученный детектив. Однако мы постарались рассказать историю этого интернет-магазина так, чтобы вам, во-первых, не пришлось скучать, а во-вторых, чтобы вы поняли, какой путь пришлось пройти этому проекту, ну и, возможно, сделали какие-то выводы для себя и своего интернет-бизнеса.
Итак, вот как все это было…