Я обнаружил, что популярные пословицы не всегда правильны. Любопытство не обязательно убивает кошку[1]. Без него моя жизнь была бы нудной, и я никогда бы не искал ответы, которые составляют сущность этой книги.
Начиная с раннего детства, я был любознателен, если не сказать откровенно любопытен. Я хотел получить имеющие смысл, практические объяснения тому, что озадачивало меня. Например, я хотел знать, что движет моими родителями, моим братом, моими преподавателями, другими людьми и мною. Почему люди любили, казалось, недостойных индивидуумов, и почему они ненавидели тех, кого я считал достойными? Почему некоторые люди были больны, одиноки, несчастны, тогда как другие наслаждались здоровьем, богатством и лучшими вещами?
Масштаб моего любопытства не знал пределов. Почему с некоторыми людьми происходили несчастные случаи, тогда как другие были избавлены от них? Почему некоторые продвигались, казалось, без усилий, тогда как других, хотя они сильно стараются, отвергали и увольняли? Я удивлялся по поводу миллионеров, не имевших солидного формального образования, и выпускников колледжей или даже аспирантов, которые всегда были разорены, находясь обычно на грани бедности.
Степень моего удивления росла с каждым днём. Почему мужчины, женщины, дети, которые открыто заявляли, что любят друг друга, дрались, и почему они ладили с теми, кого они, очевидно, ненавидели и перед кем не имели никаких обязательств? Почему некоторые люди, стремясь быть вовремя, всегда опаздывали к назначенному времени, на поезда или самолёты? Другие, казалось не стараясь, всегда являлись вовремя. Некоторые индивидуумы в поисках дружеского общения были одинокими, овдовевшими или в разводе. Другие, постоянно ворча на своих супругов или любовников, были в браке или состояли в связи.
Почему, хотел я знать, так много религиозных людей, кто молится и часто посещает церкви, испытывает невзгоды или, подобно большинству членов моей семьи, погибло в холокосте, тогда как атеисты или агностики процветают и избегают неприятностей? Я был одержим мыслью о том, почему многие жалобщики достигли вершины и почему другие, якобы веселые и довольные, не пришли ни к чему. Хорошие, казалось, умирали молодыми или служили «половыми тряпками», тогда как плохим или эгоистичным буквально сходило с рук убийство.
Мои родители, хотя и были искренни и доброжелательны, не имели ответов на мои вопросы. Со временем они, вполне понятно, стали на меня сердиться. Как и мои учителя, раввины, священники и пасторы. Они и книги, которые они рекомендовали, давали мне мало удовлетворения.
После того как я поступил в колледж, моё замешательство и разочарование только выросли. Как я это видел, несправедливость, жестокость и пристрастие управляли миром. Когда профессор физики цитировал Эйнштейна, сообщая, что Бог не играет в кости со Вселенной, я захотел узнать, применимо ли это утверждение к человеку. «Конечно, нет, – резко ответил профессор. – Человек имеет свободную волю. Именно поэтому он – исключение». На некоторое время я успокоился.
Военная служба, сначала военнослужащим от рядового до старшего сержанта, затем офицером воздушной разведки, просто укрепила моё убеждение, что мир состоял из двух групп людей: победителей и неудачников, тех, кто добился, и тех, кто не добился, или живых и мертвых.
После войны я решил изучить право. Хотя я выиграл стипендию в Гарварде, я ушел оттуда, потому что система, казалось, оправдывала и увековечивала статус-кво. «Возможно, психология, – думал я, – утолит мою жажду», но она только усилила её. Как аспиранту Южно-калифорнийского университета мне советовали или читать статьи различных исследователей, или провести своё собственное исследование. Мысль потратить свою жизнь, изучая вопросы, на которые имелись ответы «нет» или в лучшем случае только предварительные ответы, приводила меня в содрогание.
Я уже готов был расстаться с надеждой, когда встретил Джоэл Мари Ноэль. Она быстро и к счастью стала моей женой. У нее были все ответы: осколки встали на свои места. Именно она произвела порядок из хаоса, придав смысл тому, что я и другие называли бессмысленным. Мой поиск был закончен. Через семь интенсивных лет круглосуточных дебатов, изучения и исследований мы развили методологию, которая стала основанием нашей практики.
Принципы, которые составили ИДЕАЛ[2] -метод Тойча, мы испытали сначала на себе, затем на наших друзьях и, наконец, на незнакомых людях. Результаты были быстрыми, точными и обнадёживающими, если не сказать захватывающими. Ободрённый, я впервые решил применить на общественной арене то, что узнал от моей жены. Национальный совет безопасности в Дирборне, штат Мичиган, по привычке тогда давал на праздники публичные прогнозы общего количества несчастных случаев. Джозеф П. Хавеннер, тогда инженер по безопасности, а позже исполнительный вице-президент Южно-калифорнийского автомобильного клуба, «купил» мой аргумент, что прогноз являлся равносильным колдовству вуду (черная африканская магия – прим. пер.), способствуя, таким образом, смертельным исходам многих невинных людей, бессознательно стремящихся угодить власти. Благодаря нашему совету в выходные четвёртого июля (День независимости США – прим. пер.) 1957 года имело место замечательное снижение количества несчастных случаев и аварий. Когда я позвонил в штаб Национального научного фонда, реакция была прохладной. Но Хавеннер и я упорствовали. Постепенно тоскливые прогнозы уменьшились. К 1962 году они почти полностью прекратились. Тогда же научно-исследовательский институт дорожного движения Колумбийского университета великолепно подтвердил наши более ранние утверждения, что методы запугивания не работают.
В то время работая техническим писателем в Лаборатории «Рамо-Вулдридж» в Канога Парк, я сказал своему начальнику, что знаю о недорогом и не электромеханическом способе уменьшения нормы тревожащих тогда неудачных запусков ракет. «Продолжайте, – сказал Расс. – Возможно, у Вас кое-что есть». В течение нескольких дней он уполномочил меня подготовить то, что позже стало Техническим Меморандумом № 8. Озаглавленный «Воздействие сознания на человеческое поведение и работу механизмов», он был издан 7 октября 1959 года. Его содержание оказало такое воздействие на многих технически подготовленных, а так же непрофессиональных читателей, что скоро мои приятели инженеры и ученые, а также члены их семей засыпали меня просьбами о частных консультациях. Вот так я начал мою частную практику сначала на неполный рабочий день, а затем как рискованное предприятие полной занятости. Его успех доставил нам наибольшее удовольствие.
Мы и пальцем не пошевелили, как новости и суть «ТМ-8» распространились, как напалм. Они достигли большого количества благодарных читателей не только на Юге, но и во всех частях страны и мира. В начале 1961 года Чарльз Сайммонс, глава института Сайммонса в Лос-Анджелесе, пригласил нас представить цикл лекций о подсознательном разуме в аудитории посольства. После шести вечеров подряд почти 2000 восторженных мужчин, женщин и подростков умоляли нас подготовить резюме наших наблюдений.
Мы решили составить книгу из частей I и II. Первой частью была пересмотренная версия «ТМ-8», вторая состояла из более общего и практического материала, нацеленного на аудиторию, находившуюся тогда в посольстве.
Первый тираж, выпущенный в силу фактора времени за наш собственный счет, был распродан почти немедленно. Один друг-адвокат купил 29 экземпляров. Он сообщил, что каждый клиент прибрал – а в действительности украл – по экземпляру книги, выставленной в его приёмной. Одна наша поклонница продала две дюжины экземпляров пассажирам салона первого класса реактивного самолета, направляющегося в Нью-Йорк. Многие клиенты распространили книгу среди членов семей и в своих организациях. Издательство «Кэйзер Перманент» заказало 500 экземпляров ещё до выхода второго тиража.
Согласно правилам торговли, никто предположительно не может продать книгу без поддержки нью-йоркского издателя, национального дистрибьютора и/или регулярного, дорогого продвижения в СМИ. К счастью, наша книга никогда не знала обо всём этом. В результате она стала замечательным исключением из этих и всех других правил публикации. «Поймите и повысьте Ваше сознание – ОТСЮДА К СЧАСТЬЮ!» буквально продавала сама себя стране и миру. Не тысячами, а сотнями тысяч, а благодаря переизданию и другим средствам распространения, миллионами экземпляров. Так или иначе, благодаря преданным клиентам, студентам и друзьям копии достигли Джо Пайна, Памелы Мэйсон, Мелвина Белли, Майка Дугласа, Фила Донахью и Джонни Карсона. Поэтому я успешно выступал и часто повторяю выступления на телешоу и радиопередачах, где эти знаменитости принимают гостей.
В свою очередь, термин «подъём сознания», который, на самом деле, нужно читать как «контроль сознания», стал домашней фразой, используемой президентами, педагогами, обозревателями, авторами и комментаторами. На нашу книгу также ссылались в колледжах, церквях, залах заседаний правления директоров, на семинарах и в домах по всей стране. Это продолжается до сих пор. Так или иначе, совершенно невольно мы стали лидерами в том, что теперь называется революцией сознания.
Потребовалось бы несколько томов, чтобы описать истории успехов, достигнутых нами и другими людьми благодаря содержанию этой небольшой книги. Наши файлы раздуты от почты поклонников с показаниями под присягой и письмами, подтверждающими исцеления от рака, инфаркта миокарда, псориаза, высокого кровяного давления, кататонической шизофрении, маниакальной депрессии и других состояний, которые не реагировали на традиционные медицинские, психиатрические и психологические методы, не говоря уже о случаях бедности, материальной зависимости, преступности и разочарования, которые досаждали многим семьям в течение нескольких поколений. Обескураженные актеры зарабатывали «Оскара»; дискредитированные политические деятели выигрывали выборы; люди безработные или погрязшие в рутине делали выдающиеся карьеры и бизнесы. Одиночки обнаруживали себя в счастливых браках; заключённые учились становиться полезными членами общества; наркоманы были реабилитированы; отчисленные из-за трудностей с учёбой закончили колледжи. Браки, карьеры и бизнесы были спасены или запущены на орбиту успеха.
Мы отказались от привычки самим заниматься нашим собственным изданием после того, как Норман Монат, президент Корнерстоунской библиотеки и филиала издательства «Саймон и Шустер», предложил нам контракт. «Я спрашивал утром нашего дистрибьютора в Де-Мойн, – объяснил он, – как дела с одной из наших книг. Он просил меня привезти „Отсюда к счастью“ – это чемпион». Позже издательство «Прайс/Стерн/Слоан» в Лос-Анджелесе опубликовало пересмотренное и расширенное издание, названное «Отсюда к великому счастью, или как улучшить Вашу жизнь навсегда». Теперь в сотрудничестве с издательством КНИ в Анахайме мы возобновляем публикацию и распространение.
Мы также добились успеха и за границей. Издательство «Супер букс» в Бомбее опубликовало «Отсюда к счастью» на английском языке и языке хинди после того, как статья об этой книге появилась в ведущем индийском журнале. Перевод на японский нашим другом Кеном Нагаокой из Токио выдержал 21 переиздание и был продан миллионами экземпляров, поставив рекорд для англоязычной публикации в этой стране. Токийская газета поместила статью о нашей Физике человека и других концепциях. Воздействию наших идей на сознание Страны восходящего солнца приписывают главный вклад в её потрясающий политический, экономический и научный прогресс.
Эта книга была также опубликована на испанском языке в Барселоне и на голландском – в Лейдене.
Как недавно отметил один из наших поклонников: «Вашу книгу читают от Белого Дома до туалета во дворе».
После выхода нашей книги в издательстве «Прайс/Стерн/Слоан» к тексту можно было бы добавить много тысяч других историй. Она была и остается достаточно всеобъемлющей, породив несколько наших статей, которые были опубликованы в международных научных и медицинских журналах. В дополнение к нашим уже упомянутым статьям, озаглавленным как «Рак и эмоции», «Влияние ментальных факторов на исход судебных дел» и «Виктимология: результат сознания, межличностных движущих сил и Человеческой физики», мы, по приглашению профессора Ханса Селье, представили нашу статью, озаглавленную «Стресс, генетика и межличностные отношения», на Втором международном симпозиуме по управлению стрессом в Монте-Карло 20 ноября 1979 года перед такими светилами как Нобелевский лауреат Лайнус Полинг и доктор Джонас Солк. Она была опубликована в английском «Журнале хронических заболеваний и терапевтических исследований» и в журнале «Стресс: отвечают большие специалисты» в Париже доктором медицины Соли Бенсабатом[3]. Много места для печати выделила нам газета «Интернэшнл геральд трибьюн» в номере от 22 ноября 1979 года.
Позже в издании судебных юристов Лос-Анджелеса «Адвокат» вышла моя статья о генетической природе депрессии.
Один из моих выдающихся коллег из «Рамо-Вулдридж», просмотрев «ТМ-8», сказал: «Это читается как научная фантастика». Истина, добавляем мы, более необычна, чем вымысел, даже если это научный вымысел.
«На каждом перекрёстке дороги, ведущей в будущее, любому прогрессивному духу противостоят тысячи людей, назначенных охранять прошлое». Эти слова из эссе Мориса Метерлинка «Наш общественный долг» процитировал для нас наш друг Арт из корпорации «Рэнд» в Санта Моника через день после выхода «ТМ-8». Увы, он был прав, когда добавил, что рано или поздно все скептики и хулители поднимутся в наш набирающий скорость вагон. Как они всегда это и делают!
В заключение мы хотим поблагодарить правительственные организации, корпорации, школы, колледжи и университеты, священников, спортсменов, врачей, адвокатов, редакторов и многих других, кто прочитал и использовал нашу книгу для того, чтобы подтвердить наши идеи столь великолепным образом. Выражаем также нашу специальную благодарность тем, кто разрабатывал некоторые из наших оригинальных идей, помогая нам обратить внимание ключевых профессионалов и широкой публики на такие новшества, как тренинги самоутверждения, способы поведения, холистическую медицину, движение человеческих потенциалов и нашу психогенетику, составляющую нашу собственность, также известную как генофизика, на нашу генограмму, а также на влияние генетического кода на близнецов, выросших отдельно, и другие работы.