К.И.ШИЛИН
ОТКРЫТИЕ ЖИВОЙ
МАТЕМАТИКИ –
СТРАТЕГИИ
ТВОРЧЕСТВА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКОМ
ЭКОСОФСКО-НОРМАТИВНЫЙ ПРОГНОЗ
Москва 2016
ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА
ВОСТОКОТВОРЧЕСТВА –
СТРАТЕГИЯ ТВОРЧЕСТВА ЖИЗНИ
ИНТУИТИВНО-ЖИВАЯ
МАТЕМАТИКА
Востока и
Высокого Искусства вообще
Ключевые слова
Будущее, экофильное, экофобное, жизнь, эко-суицид, Экософия,
Живое знание.
В монографии представлен эко-нормативный прогноз, или Экософия Живого знания
математики-физики.
Для их адекватного понимания нужна целостная система Эко-гармоничных Аксиом => Законов Стратегии Перехода мира в Новое качество, снимающее еще плохо понимаемую угрозу эко-гено-суицида.
1) Курсив выделяет эко-негативно-экофобные процессы-отношения => позволяет различить-снять эко-нега-тивно реальные социум-экономику Экофильным измерением, что осо-бо значимо для учёных Дубны.
2) Знак «=>» выражает переход-скачок (а) в новое качество Эко-гармонии и (б) переливание творческой энергии, «толчка» прежнего ведущего – новому ведущему. Знак «<=>» означает взаимопереход. 3) Творческая Личность человека <=> родная <=> глобальная лингво-культура Творчества Жизни, и самосовершенствование человека – основа Перехода современного мира в Мир Эко-гармонии Творчества Жизни = Выхода России => мира из-под угрозы эко-суицида, для чего пост-Марксова теория должна стать столь сложной, чтобы Аристотелева, ныне господствующая парадигма ныне понята как этап-к-Экософии Творчества Жизни Человеком.
ОБЩАЯ АННОТАЦИЯ
= ЗАМЫСЕЛ КОНЦЕПЦИИ
ЖИВАЯ математика (ЖМ) – это математика самой ЖИЗНИ в ее многообразии, способ-форма ее «выражения-утверждения», посредством которых Человек-Творец выступает в качественно новой роли ведущего Сотворца Жизни, ибо сама Жизнь-Биосфера уже не в состоянии по-прежнему воспроизводить сама себя – в силу уже запредельного потребительства агрессивным человеком-об-ществом биосферы мощными формальными средствами: логики-мате-матики-науки-техники-экономики… При этом выявляется то, что эко-катастрофа создана всем человечеством, но по-разному и главным образом «золотым» миллиардом, превращающим биосферу в техно= некросферу – системой предметно-интел-лектуальных, средств своей борьбы с Живою природой. И это негативное воздействие «золота» на биосферу за-кодировано в аналитично-предметную структуру всей системы средств, среди которых значимую роль играют формальные математика-логика-наука.
ЖИВАЯ математика-физика-наука-в-целом как формы ЖИВОГО знания, должны, по определению, участвовать в снятии этой угрозы эко-суицида, содействуя эко-гармониза-ции-креативизации науки-матема-тики-политики-экономики. Но существующие предметные средства, вклю-чая формальные науку-математику, негативно воздействуют на Жизнь не только Природы, но и человека, расчленяя-понижая его творческий потенциал. ЖИВЫЕ математика-знание призваны существенно поднять твор-ческий потенциал человека и снять угрозу тотального эко-суицида человека и Жизни-на-Земле. Это – реально потому, что наука-математика являются действенными средствами большой ЛЖИ и насилия общества и творческой личности над собою, хотя на интуитивном уровне человек по-прежнему мыслит и оценивает-измеряет себя и мир целостно-ЖИВЫМИ образами, т.е. Живым знанием. Снятие лжи Аристотеля и насилия его ученика Александра Македонского можно осуществить в творчески личностно-индивиду-альном порядке, если они развивают существующую систему обучения предметному знанию, науке, математике в систему самосовершенство-вания личности в творческую индивидуальность высшего уровня.
Данная работа является продолжением следующих томов «Энциклопедии Живого знания»: «Живая метаформальная логика творчества» (т. 3), «Экософия духовной культуры будущего» (т. 14), «Социология управленческого творчества» (т. 10), «ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА ВОСТОКОТВОРЧЕСТВА: Экософско-социологическая аксиоматика ( т. 12), Экософия Живой математики Живой квалиметрии Творчества Жизни и образования (т. 11). 1
Вводимые нами понятия ЖИВЫХ логики-математики-физики-знания и востокотворчества суть Экософски осмысленные понятия пост-металоги-ки-постматематики. Непосредственной общекультурной основой нашего Эко -нормативного прогноза являются культуры Востока с их богатыми логико-математическими традициями, игнорируемыми формальной логикой-ма-тематикой Аристотеля-Запада, ложно претендующими на всеобщность-перс-пективность. Основное отличие Живых логики-математики от их западных аналогов авторы видят в полагании самой ЖИЗНИ в качестве исходной реальности и аксиоматически полагаемой категории. Поэтому они претендуют на функционирование в качестве средств ТВОРЧЕСТВА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКОМ, УСТАНОВЛЕНИЯ-ПОД-ДЕРЖАНИЯ МЕРЫ МЕЖДУ ЖИЗНЬЮ и смертью, а также ВНУТРИ БИОСФЕРЫ. А существующие логика-математика осмысливаются как предметно-расчленяющие средства ТОТАЛЬНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ = отрицания-умерщвления Жизни.
Монография рассчитана на продвинутую в творческом отношении художественно-гуманитарную интел-лигенцию и интеллектуалов, по преимуществу, и понимание-творческое сотрудничество с сообществом математиков-физиков и Творцов естествознания-в-целом.
Для всех, кто овладеет Живой математикой, это может стать действенным способом фундаментального повышения их духовно-творческого потенциала (= Живого капитала). Концепция создавалась в качестве одного из фундаментальных оснований Стратегии выхода России-Востока-Запада-мира из-под угрозы эко-суицида и Перехода на качественно новый уровень эко-гармонич-но духовно-творческого развития Творческой индивидуальности, которое следует оценивать-измерять качественно новыми средствами, общие основание-контекст которых – самосозидание человеком себя в Творца Жизни.
Итак, ЖМ нужна, прежде всего, нам, гуманитариям, но в еще большей мере необходима естественникам: физикам-химикам-биологам(!) и самим математикам, ибо именно они определяют ныне эко-суицидный характер научно-технического «прогресса», оборачивающегося угрозой превращения биосферы-в-техно некросферу (по Л.Н.Гумилёву). Наше общее Эко-самосовершенствование посредством ЖМ должно привести мир к снятию угрозы тотального эко-суицидаревитализации = эко-гармонизации технонекросферы в Творимо-Живую Ноосферу (пост-Вернадского типа).
Эко-гармонизируще = Экофиль-ный образ-понятие «Живая математика» был экологически обоснован-введен в контекст «Энциклопедии Живого знания» (инициатор и осн. автор К.И.Шилин) как форма Живого знания – позитивная альтернатива формальной математике = форме предметно-расчлененному рацио-знанию = науке.
Однако термин «Живая матема-тика» ранее был введен Я.И.Перель-маном в ином смысле: как «занимательная наука, сосредоточивающая свое внимание на самом трудном – на элементарных разделах науки и… восполняющая пробелы школьного образования. По признанию многих известных физиков, чтение «Занимательной физики» Я.И.Перельмана дало для их научного развития даже больше, чем прилежное штудирование школьного учебника». Если «живая математика» Я.И.Перельмана – это «занимательная наука» = преднаука, то наша ЖМ – пост-мета-математика, истоки которой – в еще более раннем состоянии Гармоничного общения человека-с-Жи-вою природою, когда человек = дитя-творение Жизни – не знал еще рацио-потребительского отношения, ставшего позднее наукой и математикой.
АННОТАЦИЯ
к тому 40
ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА ВОСТОКОТВОРЧЕСТВА – предпосылка-подтекст-сокровенная суть формальной МАТЕМАТИКИ – это итог эко-гармоничного синтеза интуитивной Живой математики, поэзии Востока + формальной математики античного генеза + синтезирующая традиция классической Русской культуры – исходит из самой Жизни и полагает ее как свой итог, осмысливая «0» «2» в соответствии с традицией Востока – как ПредЖизнь и форму ЖИВОГО знания, вырожденно-частным моментом которого является вся математика и наука в целом Аристотелева генеза. Особый акцент в работе сделан на Японской культуре, которая уникальна тем, что ее в едином устремлении совершенствуют и Женщины и Мужчины с разными творческими потенциалами = Живыми капиталами. Специфика эпохи в том, что мы находимся в точке Бифуркации = ТОЧКЕ Перелома = Перехода от аксиомы Востока: «Жизнь – Гармония» к постулату Аристотеля: «Жизнь = борьба» – и обратно к Марксу, к его «труду вообще». Ныне назрел Великий Прыжок: от изначальной аксиомы Востока: «Жизнь – Гармония» к более усовершенствованному ее варианту: «Жизнь => Творчество Гармонии Жизни». Для всех, кто овладеет Живой математикой, это может стать действенным способом фундаментального повышения их духовно-творческого потенциала (=> Живого капитала). Концепция создавалась в качестве одного из фундаментальных оснований Стратегии выхода России-Востока-Запада-мира из-под угрозы эко-суицида и Перехода на качественно новый уровень эко-гармонично духовно-творчес-кого развития Творческой индивидуальности, которое следует оценивать-измерять качественно новыми средствами, общие основание-контекст которых – самосозидание человеком себя в Творца Жизни.
Часть I.
ЖИВЫЕ ТЕОРИЯ-ЛОГИКА
ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Живая математика
Творчества Жизни
– это качественно-количественный аспект системы представлений о гар-моничном общении человека с Жизнью: а) исходящая из принципа сохранения-саморазвития Жизни как таковой и б) полагающая Ее в качестве стороны нашего Сотворчества-с-Нею при полном самоподчинении количественно-неживого подхода – качественно-ЖИВОМУ, т.е. при переворачивании взаимосвязи между количеством и качеством = Жизнью в пользу качества и при наполнении опыта математики качественно новым, эко-гармонизирую-щим содержанием, что открывает для математиков, обладающих высокоразвитыми способностями теоретически-абстрактного мышления, но-вые, высокие перспективы 2.
ЖМ – это Математика Высокого Искусства Самосозидания Человеком самого себя Жизни. Этот «переворот» между качеством и количеством обусловлен тем, что качественно изменилось соотношение между человеком и остальной биосферой; между культурой и техногенно = потребительской цивилизацией: человек-потребитель стал определять эко-характер биосферы техно некросферы; одномерно-потребительски-количественное отношение к природе исчерпало себя. Цивилизационный человек вынуждает взять на себя основные, творческие функции воспроизводства Творчества Жизни. Цивилизация как частная форма культуры, фетишизирующая количественные ее отношения при снижении роли Качества Жизни, исчерпав свои творчески-перспек-тивные потенции и подготовив Переход на уровень Культуры Творчества Жизни, должна стать частным моментом Культуры Эко-гармонии будущего. Математика фундаментально расширяет сферу своего участия в Жизни человека-общества-биосферы Культуры, становясь Животворящей подсистемой Культуры. Открывается, что существующая, формальная математика абсолютизирует, фетишизирует количественный аспект системы эко-общения и тем самым участвует в запредельном потреблении = потребительстве умерщвлении биоты Земли, подчиняя качество Жизни – ее количеству как «универсальному»-де способу выражения-утверждения материальных интересов властвующих страт. Но это – скрываемый ею подтекст-умысел, оставляемый, понятно, вне внимания интеллектуалов, особенно математиков. Необходимо совершенствование современной, формальной математики как наиболее абстрактного умысла науки цивилизации в целом в Живую математику как основную подсистему аккультурации математики цивилизации во имя Творчества Жизни. Возникла жесткая необходимость духовно-творчески-экофильного само– совершенствования математиков и их, ныне парадигмально устаревшей, формальной «царицы наук». Открывается глубокий смысл в «ироничном» определении математики как того, чем занимаются великие математики. Формально это «круг в определении». На самом деле это определение через род и видовое отличие: через Творчество = Жизнь людей, творчество которых продолжает жить-творить в деяниях идущих за ними. Из этого легче понять перспективы-ограничения современной, формальной математики 3.
Г И М Н ЖИВОЙ МАТЕМАТИКЕ РЕКВИЕМ по математике формальной как фениксу
Перспективность современной формальной математики видится в том, что она, как птица Феникс, может возродиться в новом, улучшенном качестве, на основе дополнения интуитивной Живой математики. Ибо вопрос о применении математики по молчаливому согласию считался относительно простым (особенно на фоне высшей математики), а «значит», не требующим создания особой науки и даже особого творческого напряжения, а потому решался как бы на «бытовом» уровне. В то же время это создавало иллюзию отсутствия ответственности математиков за те экологические «ошибки», которые совершались нематематиками в сферах ее применения. Критерий практики здесь по существу игнорировался. А на самом деле именно позитивный опыт этой сферы создает эмпирическую почву Живой математике.
Проблема: выявить-обобщить глу-бинно эко-гармонично поэтичский подтекст, который является прямым текстом, в особой мере свойственным Лирике Японии, Востока-России и мира в целом. Это благородная и увлекательная задача сохранения-совершенствования Жизни. Осмысливая тексты Лирики мира, мы осмысливаем подтекст = глубинный смысл логики цивилизации Запада-мира, включая формальную математику. Ее развитие в Живую математику возможно через «0 0», т.е. через превращение «0» в западном умысле, как полного отрицания всего наличного бытия (= жизни) в «ничто» = 0 в восточно-экофильном смысле, как «ПредЖизни», или через самоотрицание математиками себя как формальных математиков во имя самосовершенствования себя в совершенствователей Живой математики = средств творчески целостного самосовершенствования математиками себя в Творческие индивидуальности высшего уровня – Твор-цов Жизни-во-всем Ёе многообразии. Кто из молодых формальных математиков возьмется за решение этой многомерной задачи? Дай Вам Бог удачи! «МАТЕМАТИКА – наука о количественных соотношениях и пространственных формах действительного мира» 4
«Простейшая» коррекция:
1. в современном, «действительным» мире практически естественные «соотношения» стали искусственно воспроизводимыми соотнесениями;
2. «действительный» мир стал целенаправленно с умыслом воспроизводимым;
3. МАТЕМАТИКА – нечто большее, чем «наука», это модель науки, ее «простейший», абстрактнейший, хоть и не-явный умысел, неявно противопоставленный искусству = самой Жизни.
4. Это и ещё нечто большее, а именно – модель западной цивилизации, её «простейший», абстрактнейший, хоть и неявный умысел, неявно противопоставленный культуре (Жизни).
Тем не менее, приведенное определение есть то, от чего можно «танцевать», есть то, что можно-должно далее совершенствовать.
Эти попытки дать определение математики имели место на протяжении всей истории; они исходили из неё самой, «изнутри» неё – при игнорировании более широкого, общенаучного и, тем более – экогического контекста, а точнее – экологически-экофобно-цивилизационного фона-контекста. Ныне настал период качественного перелома, точка бифуркации, Перехода эко-общения на качественно новый уровень, требующий перехода на новый уровень и науки в Живое знание, и всей системы наук, включая, естественно, и математику как наиболее рафинированную форму рацио-предметно-расчлененного (мертвящего) знания, самой абстрактной модели науки вообще и цивилизации в целом. Эта рафинированность роднит математику с философией и высокой Поэзией, особенно с Японской лирикой, составляющей суть и жизненный смысл классической Японской культуры, бережно сохраняющей свои традиции до сих пор. Благодаря этому Япония добилась впечатляющих успехов, обходясь без своей рацио-философии, логики-математики и политэкономии. Но в то же время, в Японской поэзии закодированы начала Живой, или Эко-мудрости Экософии, Живых: логики-знания-математики-экономики.., т.е. реальные основания Перехода Японии России мира на новый, эко-гармоничный уровень развития. Уподобление математики поэзии, «поэтизация» математики есть практический путь перехода современной математики на уровень Живой математики, а затем и всей системы «наука-образование» на уровень Жи-вого знания. Поэзия Жизни мира таит-концентрирует в себе основания глобальной культуры эко-гармонич-ного мира будущего. А современная, формальная математика создает действенные интеллектуальные средства укрепления-расширения техногенной цивилизации, её научно-технически-экономического потенциала. Проще говоря, формальная математика есть самое абстрактное, а через своё влияние на науку, а затем ее приложения в технике-политике-экономике, реальное и очень мощное средство «войны человека против природы», которая началась еще с античности. А теоретические: рацио-философские, логические и научные основания этой войны заложил великий Аристотель. 5
Он создал рацио-философию-логи-ку-науку математику как основания средства рацио-технической антично-западной цивилизации, приведшей антично-современный мир к эко-суи-циду. Ибо он только потребляет природу по все растущей экспоненте – без ее воспроизводства = творчества. Назрел общепланетарный Переход к ее Творчеству Человеком Творцом Жизни.
Попробуем – с кратко изложенных позиций требуемой эко-гармо-нии культуры будущего «слить» два процесса в один: исторический (Аристотелев) и современный Переходы из экофильных культур Востока (экологически однотипных между собой прошлых и современных) к неявно экофобной формальной логике-мате-матике-науке – с целью совершения уже «обратного» перехода в эко-гармоничное будущее.
2. ВОСТОК как ОСНОВА
ЭКО-ГАРМОНИИ БУДУЩЕГО
В экологически наиболее «чистом» виде Восток представлен лирикой Япо-нии. Ситуация примерно аналогична той, что была у К.Маркса, когда он, создавая теорию капитализма, взял не всю современную ему буржуазную действительность, а лишь Англию, в которой капитал был представлен в классически «чистом» виде. В доантичном прошлом, на Востоке, а также в религии-искусстве просто нет тех интеллектуальных сфер, которые породили бы техно-экофобную цивилизацию. ДоАристотелев и совр. Восток организуют общение-с-Живою Природою по прин-ципу тесного гармоничного двуединства: кит. инь-ян. Это качественно отличает экофильный Восток от экофобного Запада. Японцы упростили ситуацию тем, что почти свели ян к инь, т.е. усилили женскость культуры-психоло-гии-эко-общения, что сделало их культуру «самой восточной из восточных культур», но и второй из западных цивилизаций. Японская лирика имеет особый смысл, ибо логически-ариф-метически жесткая структура японских хакку (хайку) и танка ориентирована на Жизнь, из чего следует, что культуру логики-математики эко-гар-моничного будущего можно вывести из японской лирики. В лирике японцев можно видеть простейшее начало и критерии эко-гармонии будущего. В определенном смысле, техногенная цивилизация – это большой «зигзаг» в истории культуры, которого можно-долж-но избежать, и который можно-должно, сократив, «выправить-перепрынуть» при воспроизведении его опыта сл. поколениями, при построении Стратегии созидания будущего, построении Живых логики-математики будущего исходить из эко-гармонии Востока, проявляющейся в лирике и искусстве вообще, а уж потом – из эко-гармони-зированной, Живой логики-матема-тики антично-западного генеза. И начать этот процесс на почве классической (традиционной) художественной японской культуры, но при учете опыта не только самих японцев, но и русских-россиян и мира в целом.
3. ДИАЛЕКТИКА ДИНАМИКА ТВОРЧЕСТВА ЖИЗНИ
Диалектика противоречия,
полагавшаяся в качестве «всеобщей»
А суть диалектики – в полагании ею противоречия как первого, основного и «всеобщего»-де начала движения-развития-прогресса, что и преобразует Восточную гармонию во всеобщую-де дисгармонию = антично западную борьбу человека против биосферы. Этот переворот имеет опосредствованное: через философию и формальную логику – отношение и к математике. Нужно отдать должное Аристотелю, Гераклиту и др. философам Эллады, внедрившим диалектику в практику, что имеет и позитивный (хотя только социальный, но отнюдь не экологический) смысл динамизации труда. Но это буквально «гонка-за-смертью». Тем не менее, сам динамизм Жизни Творчества Жизни необходимо, очевидно, сохранить: гармония тоже должна стать динамичной.
3.1. ЗАКОН ГАРМОНИИ
ЭКО-ОБЩЕНИЯ
Закон единства и борьбы
противоположностей
Если на Востоке всеобщим принципом общения была естественно– изначальная Эко-Гармония, то эллины, в основном Аристотель, подменили всеобщую гармонию противоестественной борьбой, сделав ее тотальной. Гегель вывел из этого свой закон единства и борьбы противоположностей. И мир цивилизации Запада до сих пор верит авторитетам Аристотеля-Гегеля. А Восток во многом сохраняет изначально-естествен-ную всеобщность Эко-гармонии, особенно своей поэзией; это делает также и искусство вообще даже не только Востока, но и мира в целом. 6
Борьба требует огромных затрат сил-энергии человека-природы, что в немалой мере содействует подлинному развитию человека-природы-общества, но в гораздо большей мере ведет мир к эко-суициду. Закономерен вывод: снятие этого, по сию пору неявного, обмана самообмана насилия автонасилия над собой, следующими поколениями и биосферою даст огромный, трудно исчислимый творческий и Экологический эффект.
Формально как будто бы логика-математика к этому закону отношения не имеют. Но это – при формально-логическом подходе и в рамках ныне сущей, Аристотелево-Гегелевой парадигмы. А Экософия выявляет более глубокий подтекст, а именно: при сохранении естественно-изначаль-ной гармонии-с-Природой человеку-обществу достаточно было небольших усилий для поддержания эко-равновесия. Переход к дисгармонии-борьбе между людьми и с природой была создана жестокая необходимость ус-тановления качественно иной, противоестественной системы эко-со-циальных отношений, выдаваемых, однако, за «естественные». А это потребовало новой идеологии философии-логики-математики-науки… Они и были созданы силами трех поколений интеллектуалов Эллады, обобщение усилий которых дал Аристотель, а завершил эту работу в сфере диалектики Гегель. Они создали идеологические основы антично-западной цивилизации, абсолютизирующей потребительски-агрессивное начало в человеке = мужчине (типа Александра Македонского, на которого и трудился Аристотель), не женщине с ее склонностью к целостности-гармо-нии-с-Жизнью-семьей, сохраняемых художественными культурами Востока. 7
В силу этого формальная математика действует внутри того логического пространства, которое определяет поныне те же самые формальные логика-диалектика-философия Аристотеля-Гегеля, Декарта, Ньтона, Эйн-штейна… Они и положили «водораздел» между этими сферами антично-западной цивилизации и теми подлинно всеобщими основаниями, которые сохраняет Восток, хотя и на уровне интуиции по преимуществу; это Женски-Живые мудрость-логи-ка-знание