Термин «синдром эмоционального выгорания» в 1974 году был введён американским психологом X. Фрейденбергером. Понятие «выгорание» (burnout) подразумевает под собой переживание человеком психического, эмоционального и физического истощения, которое вызвано продолжительной включенностью в значимые и эмоционально напряжённые ситуации .
По мнению исследователей Н. Е. Водопьяновой и Е.С. Старченкова, выгорание – это некий ответ на хронический эмоциональный стресс, который включает в себя следующих три компонента: физическое или/и эмоциональное истощение; дегуманизацию или деперсонализацию межличностных отношений; снижение рабочей продуктивности.
Стоит отметить, что эмоциональное выгорание, чаще всего, рассматривается как синдром или долговременная стрессовая реакция, которая возникает в результате продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Исходя из этого, синдром эмоционального выгорания многие авторы обозначают как «синдром профессионального выгорания», что, в свою очередь, позволяет рассматривать это явление в аспекте личностной деформации профессионала под влиянием профессиональных стрессов. Исследователь К. Маслач утверждает, что данный синдром включает в себя: эмоциональную истощённость, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. При этом эмоциональное истощение – это чувство эмоциональной усталости и опустошённости, которое вызвано собственной работой. Деперсонализация подразумевает под собой непосредственно негативное отношение к своему труду. Редукция профессиональных достижений предполагает под собой возникновение у человека заниженной самооценки и негативного самовосприятия в профессиональном плане.
Весь процесс эмоционального выгорания можно разделить на 12 звеньев, которые последовательно идут друг за другом: принуждение самого себя, чтобы доказать себе что-либо. Работа воспринимается тягостнее и становится труднее; происходит пренебрежение собственными потребностями на фоне неосознавания причины дистресса. В результате чего ценности трансформируются, а возникающие проблемы отрицаются. При этом уменьшаются социальные контакты, появляется ощущение внутренней пустоты, депрессия; как следствие происходит явная деперсонализация. Поведенческие изменения для других становятся очевидны, формируется синдром выгорания.
Профессор и доктор психологических наук В.В. Бойко считает, что эмоциональное выгорание возникает постепенно в соответствии с механизмом развития стресса. Автор разделяет весь процесс развития эмоционального стресса на три фазы:
– напряжение, которое является результатом хронической психоэмоциональной атмосферы, трудности контингента, повышенной ответственности, дестабилизирующей обстановкой;
– резистенция, которая подразумевает под собой попытки человека более или менее успешно оградить себя от определённых неприятных впечатлений;
– истощение, включающее в себя снижение эмоционального тонуса, оскудение психических ресурсов, которое наступает в результате того, что все предпринимаемые попытки и усилия сопротивляться данной ситуации оказались неэффективными.
При этом В.В. Бойко отметил, что каждый этап имеет определенные симптомы или признаки эмоционального выгорания.
Американский психолог К. Маслач с соавторами утверждают, что эмоциональное выгорание наступает вследствие расхождения между сотрудниками и организацией в одной из следующих сфер: ценности, справедливость, сообщество, вознаграждение, управление, нагрузки . Для нас актуально эмоциональное выгорание медицинских работников, поэтому рассмотрим эту модель подробно.
Итак, между личностью и профессией выделяется семь сфер несоответствия:
Во-первых, это несоответствие между ресурсами сотрудника и требованиями, которые ему выдвигают. В большинстве случаев, они являются завышенными по отношению к возможностям личности. Эмоциональное выгорание в этой сфере может привести к разрыву отношений между коллегами и ухудшению качества работы.
Во-вторых, это несоответствие между нерациональной, жесткой политикой управления организационной культурой организации и стремлением сотрудников иметь большую свободу и самостоятельность в своей профессиональной деятельности. Следствием этого может стать возникновение чувства ненадобности и отсутствия ответственности за свою деятельность.
В-третьих, это несоответствие между личностью и непосредственно между работой. Такое несоответствие может возникать, когда отсутствуют вознаграждения за выполненную работу. Результатом этого может стать чувство непризнания труда.
В-четвёртых, это несоответствие между профессиональной деятельностью и личностью через потерю чувства позитивного взаимодействия с коллегами. Когда сотрудник имеет формальные социальные контакты или изолирован от других, то он не может удовлетворить свои естественные стремления чувствовать себя полноправным и полноценным членом группы, ощущать утешение, одобрение, поддержку от тех, кого уважают и любят. При этом нерешенные и постоянные конфликты между сотрудниками являются наиболее деструктивными элементами в группе.
Следующее несоответствие – это несоответствие между личностью и работой, которое может возникнуть по причине отсутствия должного представления о справедливости. Справедливость обеспечивает представление о ценности самого сотрудника.
Ещё одно несоответствие – это несоответствие между требованиями профессиональной деятельности и этическими принципами личности (например, от сотрудника требуют говорить то, что не отвечает действительности). Справедливость обеспечивает представление о ценности самого сотрудника.
Решение данных проблем требует со стороны организации и работника комплексных действий. К. Маслач считает, что эмоциональное выгорание сотрудников можно предотвратить в случаях, когда предъявляемый к выполнению объем работы соответствует адекватным ресурсам сотрудника; присутствует некий баланс между личной жизнью сотрудника и работой. Важно и то, действует ли в организации система вознаграждений, а атмосфера строится на честных организационных ценностях, сотрудничестве и поддержке. Только тогда сотрудники организации будут чувствовать себя наилучшим образом.
Все симптомы эмоционального выгорания К. Маслач разделяет на три категории:
1) психологические;
2) поведенческие;
3) физические.
К психологическим и поведенческим симптомам эмоционального выгорания относятся следующие признаки. Сотрудник рано приходит на работу и надолго остаётся после рабочего дня; работа для него становится всё тяжелее, а способностей выполнить её всё меньше. Работа берётся на дом. Сотрудник поздно появляется на работе и рано уходит; у него появляется чувство скуки, неосознанного беспокойства, разочарования, обиды, подозрительности, раздражительности, гнева. Отмечается снижение энтузиазма; иногда начинается злоупотребление алкоголем; появляется общая негативная установка на жизненные перспективы и др. К физическим симптомам эмоционального выгорания относятся: чувство истощения, усталости, бессонница, одышка, недостаток или избыток веса, расстройство желудочно-кишечного тракта, головные боли, астенизация, восприимчивость к показателям внешней среды.
При этом проявления эмоционального выгорания поэтапны. В начале индивид истощён физически и эмоционально и, как правило, жалуется окружающим на постоянные головные боли, простуду и т.п. В данном случае, важную роль играет реакция окружающих на эти жалобы. Для человека, который находится на этом этапе эмоционального выгорания, важно услышать слова поддержки и понимания со стороны тех, к кому он обращается с побочными жалобами. В организациях, где существуют негласные правила взаимоуважения и внимания сотрудников друг к другу, шансов перехода ко второму этапу эмоционального выгорания гораздо меньше, чем в тех трудовых коллективах, где такие правила не соблюдаются или вовсе не существуют. На втором этапе выгорания характерна совокупность симптомов. Например, у сотрудника возникает обезличенное, циничное и негативное отношение к тем, кто его окружает или, напротив, у него появляются негативные чувства и мысли к самому себе. Как правило, во избежание «ухода в себя» сотрудник старается выполнять минимальный объём работы. При этом стоит отметить, что у сотрудника, в данном случае, могут появиться симптомы и признаки одной или обеих групп сразу. В этом случае сотрудник замыкается, и найти с ним контакт крайне сложно.
Третий, заключительный этап эмоционального выгорания – это самый тяжёлый этап и подразумевает под собой полное выгорание. Такие случаи встречаются крайне редко, но, в тоже время, этот этап имеет следующие признаки и симптомы: человек полностью обижен на всё человечество и на самого себя; он не способен сосредоточиться на проблемах и эмоционально реагировать на происходящие события, жизнь кажется ему неподвластной.
На первых двух стадиях психического выгорания человек может восстановиться с помощью поддержки со стороны коллег по работе. К.Маслач отмечает, что человек, который полностью «выгорел», вероятно, не изменится, но для того, чтобы окончательно утверждать это, необходимы дополнительные исследования. При этом необходимо, в первую очередь, исследовать причины возникновения синдрома эмоционального выгорания.
По мнению большинства отечественных и зарубежных психологов, медицинские работники являются той категорией профессионалов, которая наиболее подвержена эмоциональному выгоранию в результате специфики деятельности.
Несмотря на то, что феномен эмоционального выгорания имеет достаточно длительную историю изучения в психологической науке, внимание к проблеме выгорания не только не уменьшается, а увеличивается. Причинами, объясняющими острую и неизменную актуальность данной проблемы и роста интереса к ней, являются следующие особенности:
1. Сложность самой категории и феномена эмоционального выгорания, который представляет собой многослойный конструкт, динамический трехмерный синдром, включающий в себя три основных составляющих: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. Истощенность – это неспособность поддерживать свое эмоциональное состояние в равновесии. Деперсонализация интерпретируется как возникновение равнодушного, негативного и даже циничного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Редукция профессиональных достижений – это неэффективность в выполнении профессиональных задач. Сложная структура побуждает исследователей к поиску разноаспектных объяснений выгорания и определения необходимых средств преодоления его симптомов.
2. Широкая распространенность этого явления в самых различных областях профессиональной деятельности есть практически во всем мире. При этом анализ результатов и выводов даже небольшого количества исследований свидетельствует о несогласованности относительно факторов выгорания, принципов классификации и разработки полноценных программ психотерапевтического воздействия.
3. Данные о подверженности синдрому эмоционального выгорания молодых работников. Еще недавно исследователи рассматривали выгорание как синдром, возникающий после достаточно длительного периода профессиональной деятельности, но последние результаты свидетельствуют о подверженности синдрому эмоционального выгорания молодых работников, недавно приступивших к выполнению профессиональных обязанностей и даже у студентов, опыт профессиональной деятельности которых ограничен только практикой.
4. Интенсивное развитие в последние годы позитивной психологии и, в целом, ориентация исследований на личность человека, условий его функционирования, обеспечивающих ему ощущение благополучия -субъективного, психологического и социального.
Отдельным направлением изучения и чрезвычайно актуальной в настоящее время является проблема эмоционального выгорания медицинских работников. Согласно статистике, количество медицинских работников ежегодно неуклонно растет, уже на данный период в России их насчитывается более 30 млн., т.е. пятая часть всего населения. Пропорционально росту медицинских работников наблюдается увеличение количества обращений в психологические центры с жалобами, связанными со спецификой деятельности данной категории работников.
Изучая факторы, играющие существенную роль в возникновении синдрома выгорания, выделяют три основных – личностный, ролевой и организационный, причем в иерархии факторов особую роль отводят последнему из них по причине особенностей профессии.
Организационный фактор.
Продолжительность рабочего дня в медицинском учреждении обычно составляет 8 часов, большую часть из этого времени работник находится на своем рабочем месте, выполняя рутинную однообразную работу. Состояние рабочего места по своим эргометрическим показателям зачастую не соответствует предполагаемым нормам. Обычно в развитии профессионального стресса или эмоционального выгорания условия среды играют не первостепенную роль. Однако условия рабочей среды медицинского работника могут порождать как физические, так и психологические проблемы. Главное психосоциальное воздействие заключается в понижении устойчивости работника к другим источников стресса и снижении мотивации к работе.
Хорошо известны распространенные в этой среде работников профессиональные болезни, вызванные напряжением, мышечным спазмом, мигренью, а также заболевания дыхательной системы и сердечно – сосудистые заболевания. На развитие данных заболеваний влияют стрессы, неправильное питание, обширное количество аллергенов, кондиционированный воздух в помещениях, большое скопление людей в медицинских учреждениях и др.
К факторам эмоционального выгорания организационного характера относятся: дестабилизирующая организация деятельности и напряженная нездоровая психологическая атмосфера. Они вызваны обилием бюрократических нюансов при выполнении своих функций, постоянной нехваткой необходимых средств для решения той или иной задачи. А так же частые конфликты как по вертикали – с руководством, так и по горизонтали – между служащими; монотонность работы вследствие слишком большого количества повторений, вложение в работу больших личностных ресурсов, недостаточный отдых, работа без профессионального самосовершенствования, эмоциональная насыщенность и когнитивная сложность коммуникации, информационная перегрузка. Данные факторы усиливаются на фоне общей социально-психологической напряженности и стрессовых характеристик. Нестабильная ситуация на работе, страх увольнения, повышение требовательности и объема выполняемых функций – типичный перечень проблем, о которых сообщают медицинские работники. По данным аналитиков, сегодня в стране треть персонала хотя бы раз в неделю испытывает сильный стресс, а почти 15% работников – практически ежедневно.
Хроническая усталость и накопившееся недовольство могут иметь и другие корни – субъективного и объективного характера:
– недостаточное поощрение труда (материальное и психологическое);
– незаслуженная критика;
– противоречивая постановка задач.
Личностный фактор. Существуют различные мнения относительно степени влияния личностных характеристик, но неоспорим тот факт, что личностные качества медицинских работников играют важную роль, как в возникновении, так и противостоянии эмоционального выгорания. Личностные факторы риска возникновения эмоционального выгорания часто связаны с неясностью и размытостью у человека представлений о личных целях и ценностях. К характеристикам, способствующим большей вероятности появления синдрома, относят: неадекватную самооценку, эмоциональную неустойчивость, низкую жизненную активность, приверженность к стратегии избегания.
Существует мнение, что наиболее чувствительные, склонные к интроверсии, с высокой эмпатией люди, больше подвержены выгоранию. А также и те, кому присущ максимализм, желание делать все идеально; гиперответственность, самопожертвование, излишняя мечтательность и романтизм.
В. Бойко как автор книг и статей на тему эмоционального выгорания, напротив, указывает на следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома выгорания: склонность к эмоциональной холодности, а также к интенсивному переживанию негативных обстоятельств в профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в работе.