А.Н. Сухов Основы психосоциальной работы с населением Учебное пособие

Предисловие

Необходимость модернизации социальной работы очевидна. Она связана с рядом обстоятельств.

Прежде всего, потребность в модернизации социальной работы определяется поиском выхода из кризиса ряда европейских и других стран.

При этом сложились два противоположных подхода.

Первый из них основан на экономии в области социальной сферы: снижении зарплат, пенсий и т.д.

Второй – базируется на стимулировании спроса, следовательно, социальном развитии.

В России в качестве приоритетов социальной политики выступают:

– решение демографических проблем;

– улучшение качества жизни населения;

– увеличение среднего класса;

– уменьшение безработных и нищих.

Как известно, есть различные модели модернизации. Наиболее оптимальной является та, которая связана с развитием, в том числе социальной работы. Реализация данной модели невозможна без создания соответствующей среды, в данном случае без повышения уровня профессиональной подготовки социальных работников, их соответствия современным требованиям.

В свою очередь данная задача невыполнима без создания профильной литературы.

Этим объясняется актуальность учебного пособия: «Основы психосоциальной работа с населением».

Психосоциальная работа отличается от традиционной социальной работы. Она носит современный, инновационный и по-настоящему комплексный характер и связана с оказанием не только социальной, но и психологической помощи.

В основе психосоциальной работы лежат положения таких психологических теорий, как психоанализ, экзистенциальная, гуманистическая психология и т. п.

Но этого явно недостаточно. В данном случае необходим социально-психологический подход. Именно он позволяет вести работу с клиентами на всех уровнях, начиная от личности и кончая большими социальными группами.

Созданию данного пособия предшествовали такие работы, как «Прикладная социальная психология» (1998 г.); «Социальная психология» (2001-2011 г.г.); «Социальная психология безопасности» (2002; 2005 г.г.); «Социальная психология образования» (2005 г.); «Социальная психология преступности» (2007 г.); «Социальная работа в пенитенциарных учреждениях» (2008 г.); «Социальная психология организации» (2010 г.); «Миграция в Европе и ее последствия» (2007; 2011 г.г.); «Историко-психологический анализ реформирования и модернизации России» (2011 г.).

К числу условий модернизации психосоциальной работы с населением относится также развитие соответствующего менталитета политической и экономической элиты.

В этом отношении примером может служить деятельность известных русских политиков и бизнесменов, а также Эдварда Кеннеди – экс-председателя комитета Сената США по здравоохранению, образованию, труду и пенсионному обеспечению.

Э. Кеннеди является автором более чем 2500 законопроектов. Несколько сотен из низ стали законами. В частности, в качестве примера можно привести: «Закон о мерах по защите детей»; «Закон об обеспечении равного доступа и высоких стандартов на всех уровнях образования» и т.п.

Хочется надеяться, что в этом ряду достойное место займут и представители современной отечественной элиты.

В то же время развитие гражданского общества неизбежно приведет к совершенствованию социальных стандартов, что не может не повлиять на качество психосоциальной работы с населением. В орбиту ее должны войти практически все сегменты социальной сферы.

Одним из профилей подготовки студентов-бакалавров по направлению «Социальная работа» является профиль – «Психологическая работа с населением».

Данное учебное пособие раскрывает содержание и технологии психологической работы с населением. Оно может быть использовано при изучении ряда дисциплин, в том числе курса с аналогичным названием в рамках указанного профиля. Потому таким образом и называется.

Что касается обучения студентов-магистрантов по программе «Социальная работа», то одним из профилей данной подготовки является профиль «Социально-психологические технологии работы с населением».

Собственно говоря, суть от этого не меняется. Разве что акценты немного другие: меньше патопсихологии, клинической психологии; упор при этом сделан именно на социально-психологические технологии.

Но в первом и во втором случае основой психолого-ориентированного подхода является социальная психология, ее приложение в социальную практику.

Для психологов читается курс: «Психология социальной работы»: без учебного пособия по психосоциальной работы с населением его вряд ли можно освоить.

Таким образом, данное учебное пособие представляет несомненный интерес как для теоретиков, так и практиков в области психосоциальной работы с населением.

Доктор психологических наук,

профессор

А.Н. Сухов

Загрузка...