Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, необходимостью исследования и всестороннего изучения потенциала Евразийского экономического союза в целом, а так же самого политико-правового аспекта развития и укрепления Российско-Евразийских связей. Так как 29 мая 2014 года Президент Российской Федерации, Президент Республики Беларусь, и президент Республики Казахстан в Астане, подписали договор о создании Евразийского Экономического Союза. (Далее договор о ЕАЭС). А 3 октября 2014 года, подписав закон РФ «О Ратификации Договора «О Евразийском Экономическом Союзе», В.В Путин зафиксировал факт, что именно Россия первой провела все необходимые процедуры ратификации, то есть придания юридической силы межгосударственному документу (в данном случае-Договору о ЕАЭС) в соответствии с требованиями, установленными Венской конвенцией о праве международных договоров (принят в 1969 году) – утверждение Договора в представительных органах власти – Государственной Думе и Совете Федерации, и подписания решения о ратификации высшим должностным лицом. Таким образом, после подписания В.В.Путиным закона РФ от 3 октября 2014 года, условия Договора «О Евразийском Экономическом Союзе» приобретают правовую обязательную силу (Но только после ратификации Договора в Белоруссии и Казахстане). Подписание Договора «О Евразийском Экономическом Союзе» и его ратификация означает по нашему мнению, что на территории бывшей Российской империи и СССР возрождается исторический союз братских народов, но при сохранении статуса суверенности их территорий и равенства прав. Об этом особо указано в статье 3 Договора, что Евразийский Экономический Союз уважает общепризнанные принципы международного права, включая принципы суверенного равенства государств-членов Союза и их территориальной целостности, а так же уважает особенности политического устройства государств-членов Союза. Идею формирования Евразийского союза впервые выдвинул Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев 29 марта 1994 года во время выступления в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова. В ее основе лежал разработанный казахстанским лидером масштабный проект интеграции новых независимых государств на качественно новой, прагматичной и взаимовыгодной экономической основе. Новация состояла в том, чтобы наряду с дальнейшим совершенствованием Содружества Независимых Государств, создать новую интеграционную структуру, целью которой стало бы формирование согласованной экономической политики и принятие совместных программ стратегического развития. Интеграцию в Евразийском союзе обеспечивали, согласно проекту, более четкая и развернутая институциональная структура нового интеграционного объединения и достаточный объем его регулятивных полномочий в ключевых секторах экономики, а также в политической, оборонной, правовой, экологической, культурной, образовательной сферах.
Евразийская инициатива Нурсултана Назарбаева, прозвучавшая на самом пике дезинтеграции, была воспринята и поддержана далеко не сразу – ведь задачи укрепления национальной независимости и суверенитета, с одной стороны, и развития экономического сотрудничества, с другой, в тот момент фактически противопоставлялись. Указанные правовые нормы Договора «О Евразийском Экономическом Союзе» и его ратификация в соответствии с международными нормами, носят принципиальный характер, так как тем самым Договор опровергает распространяемую в некоторых западных и заокеанских государствах ложь, что ЕАЭС лишает членов Союза территориального и правового суверенитета. Более того, сейчас появилась информация, что на Украине, ныне действующая власть предлагает ввести уголовную ответственность за поддержку идей Евразийства и Евразийского Союза в целом. Обосновывая это тем, что сторонниками евразийской интеграции, с Россией, Белоруссией и Казахстаном нарушаются суверенитет и права Украины. Однако приведённые выше нормы Договора о ЕАЭС доказывают, что все эти измышления являются ложью и направлены на дискредитацию и физическое устранение политической оппозиции. И этот фактор тоже надо обязательно учитывать в данном правовом исследовании. «Мы предлагаем модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом… Евразийский союз – это открытый проект. Мы приветствуем присоединение к нему других партнеров, и прежде всего стран Содружества», – пишет в своей статье в газете «Известия» Президент РФ В. В. Путин. Сближение евразийских государств началось в 1995 году, с подписанием Соглашения о Таможенном союзе Беларуси, Казахстана и России. Тем самым определилось «интеграционное ядро» государств, которые на протяжении последующих 20 лет, не без трудностей и пауз, но последовательно и направленно двигались к созданию Единого экономического пространства и Евразийского экономического союза. В последствии данное объединение, уверенно расширяется, благодаря чёткой и грамотной политики таких стран как Киргизия и Армения, президенты которых уже уверенно высказываются исключительно, положительные вещи в адрес поддержки и развития «Евразийского Экономического Союза», данная модель развития, безусловно, раздражает наших Западных Партнёров, и посягает на стремление и амбиции, прежде всего США, в построение модели однополярного мира, при сохранении доминирующей роли Запада в глобальных политических и правовых процессов, на международной арене. Недаром Западные идеологи и в частности, Бжезинский и Сороc, в своей «Шахматной Доске», высказывают и продвигают такую философскую позицию, что слабая Россия для нас безусловно будет являться «Стратегическим Партнёром», а сильная Россия « Уже для нас Враг». Яркий тому пример, активное распространение якобы «демократических ценностей» на Восток посредством авиаударов и организации инструментов, подготовки Цветных Оранжевых Революций на Постсоветском пространстве. Яркий пример и список таких стран, которые очень сильно пострадали от Американской демократии, сильно виден не вооружённым взглядом и очевиден, мы наблюдали, такие явления, в таких странах, как, в Сирии, Ливии, Египте, Югославии, Ираке, Современной Украине. В полном нарушении норм международного право и вежливой этики, провозглашенные в виде различных нормативно-правовых актов и резолюций генеральной ассамблее организации Объединённых Наций.
Объектом исследования является современный процесс и основные тенденции, которые вытекают из состояния интеграционных процессов на евразийском пространстве, выявить приоритетный потенциал развития участников данного глобального процесса, на примере нашей страны Российской Федерации, задачи и возможности её участия в этом процессе, на примере укрепления Российско-Евразийских связей.
Предметом исследования является политико-правовые аспекты и исторические корни современного Евразийского Союза, международные и правовые факторы, оказывающие непосредственное влияние на развитие и укрепление Российско-Евразийских отношений.
Цели Исследования осуществить международно-правовой и политический анализ современного состояния Евразийской интеграции, выявить интеграционный потенциал их участников, на примере России по укреплению и развитию политико-правовых связей и выработать соответствующие практические предложения и рекомендации.
Основные задачи исследования:
– Анализ политико-правовых и международных аспектов интеграционных процессов на пространстве ЕАЭС
– Исследование особой роли России и её участия в данном глобальном и стратегически важном геополитическом и международно-правовом проекте
– Выявить и понять потенциал России, как ядра всего интеграционного процесса в целом, а так же вероятная оценка вхождения всех бывших республик СССР в данный проект и их перспективы сотрудничества с ЕАЭС в целом
– Раскрытие возможностей и потенциала самой России, как ядра всего Евразийского проекта в данной перспективе, по направлению укрепления международно-правовых и дипломатических связей развития
– Оценка роли самого развития Евразийского Союза в долгосрочной перспективе
– Определить степени угроз и внешних вызовов, факторов влияющих на процесс развития самой Евразийской интеграции
– Оценка возможных тенденций и механизмов, которые влияют на процесс становления и развития самой Евразийской интеграции
– Разработка конструктивных предложений по улучшению имиджа укрепления Российско-Евразийских связей, в связи с политико-правовыми аспектами и актуальностью современной концепции мироустройства
Степень научной разработанности темы научного исследования
При подготовке книги были обобщены и проанализированы как научные труды российских и зарубежных юристов, политологов, экономистов, учёных и экспертов в сфере ЕАЭС интеграции. Так и многочисленные статьи в периодической печати, информационных источников, выступления различных политических деятелей и экспертов в сфере Евразийской интеграции и по его проблемам, тенденциям в развитии. Авторы опирались, прежде всего, на накопленный научный опыт исследования международно-правового развития самой России и Евразийской интеграции в целом. Принципиальное значение имело места официальная позиция руководства Российской Федерации, а так же стран СНГ и участниц Евразийского Экономического Союза, нормативно-правовых документов и решений Правительства Российской Федерации, Федерального собрания Российской Федерации, и иных законодательных механизмов, которые сопровождали сам ход диссертационного исследования в целом. Критическое и логическое осмысление интеграционных процессов на Евразийском пространстве, позволили выработать по ним свою позицию, оценить возможные перспективы развития направленные на укрепления Российско-Евразийских связей, дать соответствующие предложения и практические рекомендации. В рамках диссертационного исследования, использованы официальные документы и аналитические материалы интеграционных объединений в Евразийском формате (СНГ, ЕврАзЭС, Таможенного Союза, ОДКБ, ШОС). Особое внимание уделялось программным статьям и документам руководства Российской Федерации, а так же руководству стран, участниц Евразийского Экономического Союза. Были так же использованы материалы научно-практических конференций, аналитические разработки специально исследовательских центров, организаций и институтов. К проблемам развития и становления процессов Евразийства и Евразийской интеграции в различных его аспектах многократно обращались отечественные деятели дореволюционного, советского и современного периода. В дореволюционный период данные вопросы были освещены в трудах лингвиста, филолога и культуролога Н. С. Трубецкого; географа, экономиста и геополитика П. Н. Савицкого; философа Л. П. Карсавина; религиозного философа и публициста Г. В. Флоровского, В. Н. Ильина; историка Г. В. Вернадского; музыковеда и искусствоведа П. П. Сувчинского; правоведа Н. Н. Алексеева; экономиста Я. Д. Садовского; критики и литературоведы А. В. Кожевников, Д. П. Святополк-Мирский; востоковед В. П. Никитин; писатель В. Н. Иванов. В советский и современный периоды глубокие теоретические исследования рассматриваемого вопроса либо его отдельных аспектов проводились Гумилевым Л.Н, Назарбаевым Н.А, Путиным В.В, Глазьевым С. Ю., Дугиным А.Г, Подберезкином А.Н, Лепехиным В.А, Красильниковой Е. Ю. и тд. Так как Классическое Евразийство, – это яркая страница интеллектуальной, идеологической и политико-психологической истории русской пореволюционной эмиграции 20-30-х годов прошлого века.