Примечания

1

Melon. Essai politique sur le commerce. 1796.

2

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Кн. I. Гл. IV.

3

Там же. Кн. II. Гл. V.

4

Индустрия обращения (франц.). – Прим. ред.

5

Индустрия для формирования обращения (нем.). – Прим. ред.

6

Schär. Handelsbetriebslehre. 1921.

7

Dunoyer. Liberte du travail. Vol. II.

8

Courcelle-Seneuil. Traite deconomie politique. Vol. I. P. 256.

9

Roscher. Nationaloekonomie des Handels und Gewerbefleisses. 7. Aufl. S. 73.

10

Colson. Cours deconomie politique. Vol. IV. 1903. P. 4.

11

Clerget. Manuel deconomie commerciale. 1909. P. 8.

12

Такое же определение встречается у некоторых русских экономистов: торговля – «промыслообразное занятие покупкой и продажей товаров с целью получения прибыли» (Исаев А. А. Начала политической экономии. 3 изд. С. 507). Торговля – «перепродажа хозяйственных предметов без существенного их изменения, с целью получения барыша» (Туган-Барановский М. И. Основы политической экономии. 2 изд. С. 276).

Переходную ступень между обоими направлениями составляют такие авторы, как, например, Леруа-Болье (Leroy-Beaulieu. Traite theorique et pratique deconomie politique. 1896. Т. III. P. 13). Он называет торговлю «la systematisation de lechange» [систематизация обмена (франц.) – ред.]; но затем прибавляет, что «случайные действия», которые когда-то выполнялись с большими затруднениями всеми членами общества, превращаются в постоянную специальную функцию, переданную некоторым из них и поглощающую целиком или почтя целиком деятельность последних».

С. Н. Наровчатов (Организация торговли и торговых предприятий. 1927. С. 21) определяет торговлю как организацию обмена предметов непосредственного потребления на основе экономической целесообразности. Однако помимо неудачного выражения «предметы непосредственного потребления», которым противополагаются обычно сырье и орудия производства (на самом деле он хочет этим сказать: товары, в отличие от денег), ее всякий обмен (например, для удовлетворения собственных потребностей) есть торговля. А совсем неудачно прибавление «экономической целесообразности». Даже в СССР при плановом хозяйстве существует в известных пределах частная торговля, не организованная, а тем более – на Западе синдикаты и тресты охватывают лишь часть индустрии, сбыт всех остальных промышленных изделий, как и сельскохозяйственных продуктов, вовсе не организован, и ни о какой экономической целесообразности и речи быть не может. Все это лишь дело будущего.

13

Van der Borght. Handel und Handelspolitik. 3. Aufl. 1922. S. 2–5.

14

У нас мы и находим в настоящее время, с одной стороны, статистику всего оборота как торговых, так и промышленных предприятий (торговли в широком смысле), а с другой стороны – отличную от нее статистику торгово-посреднического оборота (торговлю в узком смысле), из которой исключены продажи трестов, фабрик, кустарей, крестьян. Первая составляла, например, в 1926/27 г. 39 575 млн руб., вторая – 28 148 млн руб.

15

Маркс К. Капитал. Т. III. Ч. I. Гл. XVI.

16

Grunzel. System der Handelspolitik. 2. Aufl. 1906. S. 3–5.

17

См., например, Грунцель: «Совокупность мер, при помощи которых государство и общественные корпорации стараются направлять торговлю выгодным для хозяйства страны образом». Ван дер Боргт: «Совокупность мер, при помощи которых публичная власть непосредственно влияет на торговлю» (с. 415, 1 изд.). См. также: Lexis. Handelspolitik // Handwörterbuch der Staatswissenschaften. 3. Aufl. Bd. V. S. 304. Philippovich. Grundriss der Politischen Oekonomie. 3. Aufl. 1905. II. 1. S. 317. Schmoller. Grundriss der allgemeinen Volkswirtschaftslehre. II. S. 562. Kobatsch. Internationale Wirtschaftspolitik. 1907. S. 5 ff. Последний дает определение международной экономической политики вообще, а не одной только торговой политики: «Взгляды, стремления и мероприятия государства и отдельных лиц, которые касаются личных и вещных сношений страны с другими странами и которые, поскольку речь идет о государстве (законодательство и управление), стараются влиять на эти сношения и направлять их в интересах собственного национального хозяйства».

18

Fontana-Russo. Traite de politique commerciale. 1908. P. 156.

19

Cohn. Nationaloekonomie des Handels und Verkehrswesens. Bd. III. 1898. S. 404.

20

Lexis. Handelspolitik // Handwörterbuch der Staatswissenschaften. 3. Aufl. Bd. V S. 304.

21

Wissmann. Zweite Durchquerung Afrikas. S. 99.

22

Провинции пяти крупных ферм (франц.). – Прим. ред.

23

Провинции, слывущие иностранными (франц.). – Прим. ред.

24

Местность-государство (франц.). – Прим. ред.

25

Форбоннэ советовал взимать с привозимых от них товаров двойную пошлину – это заставило бы их войти в общую таможенную границу.

26

Провинции наподобие подлинной заграницы (франц.). – Прим. ред.

27

«Имеет ли смысл, – говорит один автор того времени, – в Тоскане, Лукке или других местах учреждать дорогостоящие предприятия, когда на каждом шагу встречаешь препятствия в сбыте товаров? Когда миланский фабрикант отправляет свои шелковые ткани во Флоренцию, ему приходится на пути в 150 итальянских миль восемь раз останавливаться на таможнях». Кроме пограничных таможен, имелись и шлагбаумы у городских ворот.

28

См. о союзах ниже, гл. XII.

29

Они уплачиваются в связи с переходом пограничной черты, но необязательно при переходе ее, так как нередко таможня расположена на известном расстоянии от пограничной черты или уплата производится не в пограничной таможне, а в другой, находящейся внутри страны.

30

Впрочем, как видно из предыдущего, не всегда вполне; этому препятствуют, например, таможенные унии.

31

Если же те или другие имеют место, то за это на таможне установлены специальные сборы, имеющие пошлинный характер, например за взвешивание товара, за выдачу документов, за пользование трудом служащих и т. д.

32

Cohn. Nationaloekonomie des Handels und Verkehrswesens. 1898. P. 326.

33

Clamageran. I. P. 161.

34

Ibid.

35

В формате сложенного вдвое листа; в большом формате (лат.). – Прим. ред.

36

В СССР: 1) пищевые и вкусовые продукты; 2) животные, животные продукты и изделия из животных продуктов; 3) лесной товар, деревянные и корзинные изделия, растения всякие и семена растений; 4) строительные материалы минерального происхождения и изделия из них, 5) топливо минеральное, асфальт, смолы и продукты их обработки; 6) материалы и продукты химического производства; 7) руды, металлы и всякого рода изделия из металлов, предметы электротехники и точной механики, 8) писчебумажный товар и произведения печати; 9) прядильные материалы и изделия из них и тряпье; 11) товары, не вошедшие в предыдущие группы.

37

Бюджет СССР

38

См. ниже.

39

Nitzsche. S. 110.

40

Nitzsche. S. 79.

41

Nitzsche. S. 108, 194.

42

Lotz. Die Ideen der deutschen Handelspolitik. 1892. S. 136.

43

Дороговизна ведет к изобилию (франц.). – Прим. ред.

44

Peez. Die österreichische Handelspolitik in den letzten 25 Jahren. 1892 // Schriften des Vereins für Sozialpolitik. Bd. 49. S. 56.

Загрузка...