ПРЕДИСЛОВИЕ

Бессмысленность – вот что преследует меня всю жизнь и не даёт мне покоя.

Есть ли на самом деле смысл у жизни – у моей жизни?

В своей книге «Смысл бессмысленности» я попытался поговорить о самых мучительных состояниях сознания и найти способ выбраться из тёмных лабиринтов, в которых этому сознанию так легко заблудиться. Наша задача заключалась в том, чтобы освободиться от страдания, чтобы оно не мешало нам правильно поставить перед собой вопрос и жизни и её смысле.

Цель этой новой книги – уже не решить ряд конкретных вопросов, а получить доступ к опыту Смысла.

Мы попытаемся совершенно по-новому взглянуть на происходящее в нашей жизни. До сих пор, чтобы одержать победу над страданием, нужно было долго и мучительно брести, увязая в бессмысленности, пытаясь выбраться из неё. На этом пути нас всегда подстерегали ловушки – попадёшь в такую, и сразу летишь в пропасть, из которой, казалось только что выбрался. Очутившись на самом дне, мы снова были вынуждены браться за нелёгкую задачу – подняться, чтобы выбраться к свету из тьмы сознания.

Подойдём к этому вопросу по-другому. Мы предположим, что у жизни действительно есть смысл, и попытаемся угадать, что может нам облегчить доступ к этому опыту. Иными словами, если жизнь имеет смысл – а мы утверждаем, что это так – нам следовало бы найти способ приблизиться к нему и осознать его. Если на этом пути нам предстоит пережить опыт, подтверждающий эту гипотезу, значит, она верна; опираясь на это знание, мы попытаемся приблизиться к осмысленности. Повторяю, нам нужен именно опыт, а не просто интеллектуальное понимание – там мы неминуемо забредём в область сомнительного и спорного.

Итак, если нам удастся подтвердить эту рабочую гипотезу, последствия будут огромны. Неважно, как мы себя чувствуем в этот момент, неважно, что мир кругом рушится, что какое-то обстоятельство кружит нам голову, неважно, что удушающая рутина не оставляет времени остановиться и задуматься. Чтобы ни творилось в твоей жизни, когда ты будешь читать эту книгу, прими как гипотезу, что жизнь не бессмысленна, что она не кончается со смертью, что всё не напрасно.

Если в жизни человека действительно есть что-то по-настоящему важное, это «что-то» должно каким-то образом заявить о себе; должен также быть какой-то способ до него добраться. Раз уж мы предположили, что это «что-то» действительно существует, значит, стоит поискать к нему дорогу. Логично также будет спросить себя: если есть на свете что-то настолько большое и настоящее, дающее смысл нашему существованию, почему познать его и объяснить – настолько трудная задача? Мы знаем, куда хотим прийти, но не знаем пока, как это сделать и что именно мы там найдём; тем не менее, при таком подходе наш поиск будет становиться всё интенсивнее.

Есть ли в человеке что-то не зависящее от тела, или мы – это только наше тело и больше ничего?

Если то, что не зависит от тела – не выдумка, если оно существует до появления тела и продолжает существовать после него, как познать его, как до него добраться?

Если оно действительно существует, то должно подавать какие-нибудь сигналы, и нам необходимо узнать, каким образом мы можем их уловить. Раз такой сигнал поступает, сознание наверняка как-нибудь его интерпретирует, и он находит отражение в каком-нибудь человеческом проявлении.

«Познай самого себя». К чему на самом деле призывает меня эта древняя фраза Дельфийского оракула? Что же такое надо узнать, чтобы тебе открылось будущее? И как мне познать самого себя, если предполагается, что я сам с собой сосуществую. Может, это самое важное из того, что сказал оракул. Может, я живу с кем-то, кого не знаю? Может, рядом со мной, с тобой, с ним живёт кто-то очень важный по имени «я сам», и т. д. – моя, твоя, его сущность, кто-то, кого я, ты, он совсем не знаем? Если во мне живёт что-то бессмертное, сущностное, то, что было до появления на свет моего тела и останется жить после его смерти, интересно было бы с ним познакомиться. Привет, дорогой незнакомый друг, мы идём к тебе.

* * *

Говоря о Смысле (Sentido), мы используем это слово как минимум в двух значениях. Во-первых, sentido – это «смысл, значение» – жизнь, обретающаяся за пределами собственной эволюционной механики, жизнь, представляющая из себя нечто большее, чем островок посреди пустоты, имеет смысл. А ещё мы употребляем это слово в другом значении; sentido как «направление»; у жизни есть направление, она движется «куда-то» и «откуда-то». Спросить, есть ли у чего-то sentido – значит задать сразу два вопроса: «есть ли в этом смысл?» и «в каком направлении оно движется?».

Если в жизни есть смысл, появление человеческого начала – не случайно. Мы привыкли рассматривать человека и человеческое начало как продукт эволюции. Жизнь эволюционирует, усложняется, порождает сознание и мы предполагаем, что человеческое начало и сознание – это почти одно и то же. Но так ли это?

Когда оно возникло, человеческое начало? Когда гоминид впервые встал на две ноги? Или оно уже присутствовало задолго до этого?

Возможно, человеческое присутствовало с самого начала, с тех пор, как зародилась жизнь. Возможно, это именно оно, человеческое начало, прокладывало себе дорогу, пока не дошло до сознания. Человеческое, извечный спутник жизни, искра свободы, вспыхнувшая миллионы лет тому назад в мозгу какой-нибудь неведомой нам обезьяны, встряхнувшая её, пробудившая от животного сна. Человеческое начало, которое прокладывает себе путь сквозь сознание, и не устанет подгонять и тормошить его, пока не добьётся своего полного воплощения в мире.

Обычно мы ставим перед собой цели и следуем за ними, добиваясь их исполнения. Такую погоню за целью мы часто путаем со смыслом. Нам кажется, что у нашей жизни есть смысл, потому что мы поставили перед собой некую задачу. На выполнение этой задачи у нас может уйти время – может, даже немало лет. Когда наконец мы выполним её, будет ли это означать, что мы реализовали свой смысл жизни? Потому что жизнь – она ведь не оканчивается после достижения цели. Достигнув её, мы не умираем. Жизнь продолжается, мы снова будем искать что-нибудь, что даст нам смысл, но в чём же тогда он заключается? Может, мы выдумываем его себе? Кроме того, если у всего, что мы можем себе вообразить, есть ограниченный срок для выполнения и время это оканчивается со смертью, которой всё равно, насколько мы близки или далеки от цели, мы не сможем реализовать его после смерти. А если есть что-то, что продолжается после смерти, если это действительно так – есть ли у нас цель?

Мы привыкли мерять свой путь маленькими отрезками времени и считать, что смысл заключён в этих целях, которые мы ставим перед собой по дороге. Мы предполагаем, что цель будет достигнута примерно к концу пути. Но если у дороги нет конца, как пройти её целиком? Как идти по дороге, которая никуда не приведёт, дороге, чья суть – в том, чтобы просто быть дорогой? Долгой-предолгой дорогой домой. Неважно, с какими трудностями нам предстоит столкнуться, неважно, что дорога порой будет пролегать через унылые места, будет петлять и сворачивать куда-то вбок; всё равно это – долгая дорога домой. Вот он, мой дом; я подхожу поближе, и он тает в воздухе – передо мной снова дорога, уходящая вдаль.

Под влиянием послания Сило, который он распространил в конце 2001 года, описания упражнений по работе с внутренней силой и медитаций о «Пути» у меня постепенно менялся взгляд на действительность. Я почувствовал, что могу выбирать – продолжать смотреть на жизнь с точки зрения Бессмысленности и мучительно пытаться из этой Бессмысленности выбраться, или взглянуть на неё с точки зрения Смысла и преодолеть препятствия, преграждающие нам путь к этому опыту.

Я напишу тебе изнутри себя – из самой моей глубины.

Не спеши

бежать от моих слов.

Не беги, если они испугают тебя, не беги, если вдруг обожгут.

Не думай, что всё, что я говорю, ты давно уже знаешь.

Я открою тебе своё сердце; каждое сердце – особое,

непохожее ни на какое другое.

Иди за моими словами,

услышь, как они отзовутся в тебе,

почувствуй их.

Чтобы стать ближе к тебе, я отправляюсь в далёкий край —

не каждый осмелится

забраться в такую даль.

Всё, лишь бы найти тебя,

лишь бы найти.

Загрузка...