Слабый надеется на завтрашний день, а сильный его обеспечивает.
За последнее столетие дизайн трансформировался в самостоятельный и один из самых влиятельных видов проектного и художественного творчества, который, ориентируясь на новейшие научно-технические достижения, технологии и материалы, современные веяния моды и запросы потребителей, создает привлекательную и комфортную для человека среду, облегчает работу и быт, воспитывает эстетический вкус. Более того, с конца прошлого века теоретики дизайна Б. Арчер и Н. Кросс определяют его как «третью культуру», занимающую промежуточное положение между технической и гуманитарной культурами. По мнению В. И. Пузанова именно от уровня развития данной культуры зависит и в значительной степени определяется становление конкурентоспособного российского производства.
В развитых странах (Япония, Италия, США, Великобритания) успешность современного дизайнера в значительной степени предопределяет межпредметная интеграция его знаний, умение взаимодействовать со специалистами других профессий, от которых прямо или косвенно зависит социально-экономический успех проектов, производство и сбыт новых товаров и услуг. Соответственно, дизайнер изначально является субъектом рынка и создает заведомо продаваемые товары и услуги. Важно отметить, что включение дизайнера в производственноэкономическую структуру может происходить как случайно, никак не регламентировано, и простираться от побочной производственному процессу деятельности, так и исходить из ситуации, когда на него ложится полная ответственность за производство той или иной продукции. Таким образом, именно товаропроизводство и реализация производимой продукции, определяют актуальную необходимость постоянного реформирования профессионального образования в этих странах.
Динамизм данной профессии и социально–экономический динамизм требует профессионального образования, опережающего практику. Именно поэтому сегодня в дизайн-образовании делается акцент не только на умение проектировать, но и на планирование карьеры студентов через усвоение универсальных основ предпринимательской деятельности. В принципиальной своей основе проектная идеология такова: будущий дизайнер не только занимается проектированием предмета, объекта или коллекции одежды в полном объеме, но и ведет проект от первичной идеи до сети сбыта и сферы потребления.
В мировой практике считается предпочтительной ситуация, при которой дизайнер сам разрабатывает продукцию, сам формирует ее производство и сбыт, сам вступает в прямые отношения с потребителями. Полагать, что задача дизайнера заключается только в создании вещи, – значит опасно упрощать профессию, оставлять в стороне события и процессы работы дизайнера, который должен вести проект от первичной идеи до сферы потребления, что в конце XX – начале XI веков в ведущих странах мира стало почти правилом.
По мнению ведущих специалистов УралГАХА Павловской Е.Э. и Постниковой Е.П., расширение профессиональных компетенций выпускников, направленное на усиление экономической и технологической подготовки будущих дизайнеров, выступает как неотъемлемое условие «встраивания» дизайна в рыночную экономику современного общества. Оторванность дизайн-образования от реальных производственных процессов приводит к отсутствию возможности у будущих дизайнеров полноценного воплощения и апробации своих проектов. В этой связи будущие дизайнеры испытывают впоследствии серьезные трудности при трудоустройстве, социальной и профессиональной адаптации. Кроме того, отечественные дизайнеры еще не в полной мере справляются с идеологией консюмеризма (учет требований потребителя), овладевают его принципами, а самое главное – не всегда могут квалифицированно связать воедино множество характеристик будущего товара, определяющих его рыночную жизнеспособность.
Таким образом, поскольку потребности экономики, общества и личности детерминируют современное профессиональное образование будущего дизайнера в высшей школе, важна межпредметная интеграция его содержания. В этой связи целью данного учебного пособия является стимулирование предпринимательской инициативы будущих дизайнеров, формирование специальных знаний и умений, достаточных для реализации собственного дела, а также выработке принципиально нового отношения к жизненным планам и овладению избранной профессией. Основными задачами изучения представленного материала являются: – формирование знаний об основах рыночной экономики, ориентация будущих специалистов в мире малого и среднего бизнеса;
– изучение особенностей производственно-управленческой деятельности и конкурентоспособности продуктов дизайн-проектирования;
– овладение способностью самостоятельно планировать собственную образовательную и профессиональную деятельность, управлять своей деятельностью и поведением объективно оценивая их; включаться в формирование перспектив и планов самостоятельной профессиональной деятельности, согласовывая активную жизненную и профессиональную позиции и потребности, развивать корпоративную культуру, реализовывать свои деловые замыслы.
При создании пособия во внимание принималось то, что дизайнер становится участником предпринимательской деятельности в разных ситуациях, ролях и позициях. Он может быть в числе разработчиков или исполнителей дизайнерских проектов, заниматься управлением и организацией творческого процесса, обеспечивать взаимодействие с потенциальными потребителями товаров и услуг, включаться в процесс планирования работ, контроля качества и пр. Именно поэтому автор в пособии постарался разносторонне представить поле предпринимательской активности дизайнера, акцентируя внимание на том существенном, что может повлиять на эффективность построения его профессиональной карьеры.