Воробьев В. К., Горьканова Л. В. Организационное поведение (практикум)

Введение

Учебное пособие предназначено для проведения практических занятий по дисциплине «Организационное поведение». Оно структурировано в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины и «синхронизировано» с проблемно-тематическим курсом.

Пособие предполагает использование комплекса деловых игр, тестов, базовых практических ситуаций, который каждый руководитель может реализовать применительно к тем условиям, в которых работает, и к тем задачам, которые непосредственно решает.

Основная цель пособия – практическое закрепление полученных теоретических знаний по следующим вопросам:

– изучение структуры личности и выявление направлений способствующих более эффективному использованию ее потенциала;

– диагностика индивидуального поведения в организации;

– групповая динамика;

– влияние организации на человека;

– взаимоотношения руководителя и подчиненного;

– лидерство и руководство в организации;

– командообразование;

– психологическая подготовка нововведений;

– обобщение отечественного и зарубежного опыта.

Процесс освоения практических занятий дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент:

а) общекультурных (ОК):

ОК-1: знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии;

ОК-2: знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности;

ОК-3: способностью занимать активную гражданскую позицию;

ОК-7: готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

ОК-8: способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность;

ОК-10: стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию;

ОК-11: умением критически оценивать личные достоинства и недостатки;

ОК-12: осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

ОК-13: способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы;

ОК-20: способностью учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности;

ОК-22: способностью придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни.

б) профессиональных (ПК).

ПК-1: знанием основных этапов эволюции управленческой мысли.

По направлению подготовки 080505 «Управление персоналом»:

а) общекультурных (ОК):

ОК-8: готовностью к кооперации с коллегами, к работе на общий результат, обладанию навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других.

б) профессиональных (ПК):

ПК-62: знанием корпоративных коммуникационных каналов и средств передачи информации, владением навыками информационного обеспечения процессов внутренних коммуникаций;

ПК-71: способностью обеспечивать предупреждение и профилактику личной профессиональной деформации и профессионального выгорания;

ПК-72: владением навыками самоуправления и самостоятельного обучения и готовностью транслировать их своим коллегам;

ПК-78: способностью участвовать в реализации программы организационных изменений (в том числе в кризисных ситуациях) в части решения задач управления персоналом, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям.

При подготовке учебного пособия использованы учебники и труды следующих известных российских и зарубежных ученых:

– тема 1 Алиев В.Г., Одегов Ю.Г.;

– тема 2 Виханский О.С., Мескон М.Х., Алиев В. Г., Вершигора Е.Е.;

– тема 3 Столяренко Л.Д. (Методика определения логико-понятийного мышления), Резник С.Д., Одегов Ю.Г., Басс Б. (Ориентационная анкета), Айзенк А. (тест на определение общих способностей, личностный опросник EPI), Резапкина Г.В. (Методика определения типа мышления), Леонгард К. (Методика определения личностно-характерологических акцентуаций);

– тема 4 Шермерорн Дж., Бендлер Р., Гриндер Дж. (рефрейминг), Иванова С.В. (практические ситуации), Рудестам Н. (ролевое поведение), Емельянов С.М. (конфликтные ситуации);

– тема 5 Виханский О.С., Мескон М.Х., Алиев В. Г., Румянцева З.П.; Карелин А.А., Скоромная Ю.Е. (психологические тесты);

– тема 6 Мескон М.Х., Ричи Ш., Мартин П., Элерс Т. (психологические тесты);

– тема 7 Пугачев В.П. (деловая игра «Полет на луну»), Одегов Ю.Г., Скоромная Ю.Е., Стефансон В. (Q-сортировка), Алиев В.Г., Резник С.Д., Игошина И.А.;

– тема 8 Пугачев В.П., Резник С.Д., Скоромная Ю.Е.;

– тема 9 Алиев В.Г., Мескон М.Х., Жариков Е, Крушельницкий Е.;

– тема 10 Резник С.Д.( тест «Готовы ли вы к нововведениям?»), Одегов Ю.Г., Алиев В.Г., Дохолян С.В.;

– тема 11 Резник С.Д., Латфуллин Г.Р., Громова О.Н. (практические ситуации);

– тема 12 Латфуллин Г.Р., Громова О.Н. (практические ситуации).

Загрузка...