Предисловие

Тема взаимоотношений мужчины и женщины в мировом искусстве затрагивается с момента его возникновения. Практически каждое литературное произведение отражает тему любви в прямой или косвенной форме. Бурные эмоции встреч и расставаний, всепоглощающие страсти и конфликты, переживания и борьба полов, выливающиеся в драмы и трагедии, всегда будут будоражить человечество.

Великие произведения В. Шекспира и Гете, Д. Байрона и М. Сервантеса, Г. Ибсена и Б. Шоу, О. Бальзака и Г. Мопассана посвящены этой многогранной теме. Русские писатели А. Пушкин и Л. Толстой, Ф. Достоевский и М. Шолохов, А. Горький и Н. Островский, М. Булгаков и В. Набоков создали прекрасные и глубокие образы женщин. Даже неискушенный читатель знает, что подавляющее большинство из них создано мужским сознанием, тысячелетиями считавшимся главенствующим. Несмотря на величие мужского гения, он не может доподлинно пережить женские эмоции и мысли, комплексы и физиологические особенности.

Великие поэты ХХ века А. Ахматова и М. Цветаева приоткрыли завесу женской души и плоти в поэзии, но в прозе достойные произведения на эту тему можно пересчитать по пальцам. Женщина только начинает осмысливать и выражать себя без направляющего мужского мышления.

По утверждению Ф. Энгельса «Дама эпохи цивилизации, окруженная кажущимся почтением и чуждая всякому действительному труду, занимает бесконечно более низкое положение, чем выполнявшая тяжелый труд женщина эпохи варварства, которая считалась у своего народа действительной дамой (lady, frowa, frau – госпожа), да и по характеру своего положения и была ею. С развитием экономических условий жизни совершился переход от группового брака к единобрачию главным образом благодаря женщинам. От мужчин этот шаг вперед не мог исходить помимо прочего уже потому, что им вообще никогда, даже вплоть до нашего времени, не приходило в голову отказываться от удобств фактического группового брака. Только после того, как был завершен переход к парному браку, мужчины смогли ввести строгую моногамию – разумеется, только для женщин». (Ф. Энгельс. «Происхождение семьи, частной собственности и государства»). С возникновением цивилизации началась история рабства женщин. Согласно свидетельству древних письменных документов, приведенных ученым Е. Вардиманом, «Пуп земли – это всегда мужчина, господин, герой, вершитель судеб. Женщина в хрониках если и упоминается, то как второстепенная фигура – это пассивные, незначительные, побочные персонажи. Во многих древних культурах женщина занимала положение раба, ей полагалось жить замкнуто и выполнять домашние и материнские обязанности. Мужчина был неограниченным господином в доме, недаром римляне называли его „отец семейства“. В Древней Греции женщина была другим существом, загадочным и угрожающим, манящим и соблазнительным».

Возникновение Евангелия, призывающего к «духовности», не изменило положение женщины. Это был социальный заказ общества, основанного на культе силы. Тысячелетиями мужчины ущемляли в правах, не давали возможности обучения и унижали более слабую половину человечества, лицемерно прикрывая свою снисходительность эпитетом «прекрасный пол». Вплоть до начала ХХ века женщина не имела права голоса в европейских странах, права прямого наследия, для нее были закрыты двери университетов. Мужчины отводили «прекрасной половине» пресловутое три «К» (Kinder, Kuche und Kirche – дети, кухня и церковь).

Наглядное униженное положение женщины можно видеть и сейчас в странах Востока с сильными исламскими традициями, где до сих пор женщину принуждают жить в затворничестве, закрывать лицо и полностью подчиняться мужчине.

Но и в развитых странах мужчина продолжает утверждать свое превосходство посредством тяжелой руки. Так, в современной России от физического насилия мужей и сожителей ежегодно погибает около 15 тысяч женщин, не считая увечий. В европейских странах дела с насилием обстоят не лучше. Но в реальности эта статистика еще ужаснее, поскольку многие жертвы не обращаются в правоохранительные органы.

Потребовалось двадцать пять веков, чтобы человечество стало прислушиваться к замечанию великого философа Платона о том, что неразумно не использовать половину силы человеческой. Двадцатый век избавил женщину развитых стран от дискриминации и формально уравнял в правах, но женщины только начинают осознавать себя самостоятельной личностью и заявлять о себе в науке, культуре и политике.

Колоссальные экономические и социальные преобразования прошлого века не повлекли соответствующих изменений в общественном мышлении, оно все еще формируется под влиянием традиций, коренящихся в первородном грехе женщины и сотворении Евы из ребра Адама. Мужчина продолжает смотреть на женщину с высоты господина, ассоциируя ее едва ли не с иным биологическим видом, сотворенным для удовлетворения мужских амбиций и удовольствий.

Но большая часть женской «загадочности» кроется в материнском инстинкте и заботе о взращивании детей. По причине физиологической особенности деторождения и длительного кормления грудного ребенка женщина более зависима от мужчины и сосредоточена на сексуально-эротической стороне жизни. Именно биологические особенности женского организма породили миф о загадочности.

Жан Лорви в работе «Мозг, пол и власть» утверждает, что у мозга нет пола. Превосходство мужского мозга есть не что иное, как социальный заказ, время которого истекает.

Тысячелетиями отстраненная от общественной жизни современная женщина едва начинает прозревать, и все еще остается, по выражению Симоны де Бовуар, «вторым полом» из-за ущемленного сознания.

Своим произведением я хочу показать образ современной женщины, сформированной под влиянием домостроя, но живущей в условиях сексуальной свободы общества. Героиня Татьяна Лакина жаждет оставаться в любви свободной личностью и одновременно хочет опереться на мужское плечо. Подсознательно она ищет мужчину духовно и интеллектуально сильнее, которому хочет подчиниться и возложить на него ответственность. Она хочет свободы, не понимая, что внутренне закрепощена. Такие поиски «второй половины» характерны для нашего времени; женщины ностальгируют по уходящей мужественности, мужчины – по уходящей женственности.

Я хотела приоткрыть «загадочность» женской души, выделить женский нерв, показать глазами женщины пресловутый вопрос противоборства полов. Насколько удалось справиться с этой нелегкой задачей, пусть решат читатели.

Своим романом откликаюсь на фразу А. Ахматовой:

Могла ли Биче, словно Дант, творить,

Или Лаура жар любви восславить?

Я научила женщин говорить,

Но, Боже, как их замолчать заставить!

Загрузка...