Тайна, окружающая стоимость компании, нередко вынуждает руководителей принимать плохие инвестиционные и операционные решения. Но подобных неудач можно избежать. Точные оценки возможны, а сделки по слияниям и поглощениям (merger and acquisition, M&A) могут завершаться успехом, причем как для покупателей, так и для продавцов. Ключи к успеху вы найдете на страницах этой книги.
В процессе оказания консультационных услуг, связанных с оценкой сотен компаний и оказанных тысячам руководящих работников корпораций, мы разработали инструменты, позволяющие точно измерять и успешно наращивать стоимость бизнеса. Применяя предлагаемые нами методы, владельцы и менеджеры могут определять стоимость своих компаний, узнать, что движет ею и как увеличить эту стоимость, – как в процессе M&A, так и в повседневной работе.
В процессе M&A продавцы, покупатели и даже их консультанты испытывают трудности, когда речь заходит о стоимости бизнеса. Нередко их разочаровывают нереалистичные ожидания другой стороны. Зачастую имеют место следующие неопределенности:
• Представляют ли прибыли, обычно рассчитываемые как EBIT (earnings before interest and taxes – прибыль до уплаты процентов и налогов) или EBITDA (earnings before interest, taxes, depreciation, and amortization – прибыль до уплаты процентов, налогов и вычета амортизации), истинные доходы акционеров компании?
• Реалистичны ли прогнозируемые результаты работы?
• Что является адекватной нормой доходности или мультипликатором с учетом риска данного варианта инвестирования?
• Должна ли сделка структурироваться как сделка с активами или как сделка с акциями?
• Подготовил ли продавец компанию и представил ли ее должным образом, т. е. так, чтобы получить наилучшую цену?
• Какие личные вопросы имеют критически существенное значение для продавца?
• Нашел ли покупатель лучшую цель и измерил ли точно ее потенциальный синергетический эффект?
• Имеет ли смысл сделка по указанной цене?
Еще большая загадка существует в частных компаниях – тех, акции которых не обращаются на публичном фондовом рынке, включая вяло торгуемые публичные компании или подразделения крупных корпораций. Большинство владельцев и менеджеров год за годом управляют этими компаниями, даже не зная ответов на следующие первостепенные вопросы:
• Сколько стоит компания?
• Насколько больше уплатил бы стратегический покупатель при ее приобретении?
• Какие факторы более всего влияют на стоимость акций компании?
• Какова реальная прибыль на инвестиции и норма доходности у владельцев?
• Оправдывает ли эта прибыль риск?
• Не лучше ли владельцам продать компанию, и если да, то когда и как?
Эта книга приводит инструменты, позволяющие ответить на вышеуказанные и другие, связанные с ними вопросы. Она написана для инвесторов и менеджеров компаний, не имеющих ориентира в виде курса акций, устанавливаемого на свободном и активном рынке. Наши решения процесса оценки и вопросов, касающихся доходности инвестиций, создают ответственность и дисциплину в процессе слияний и поглощений. Наши методы включают введение стоимости в ежегодное стратегическое планирование частной компании с целью подсказать акционерам направление, в котором им следует двигаться, принимая инвестиционные решения. Если говорить кратко, наша книга – это подробная инструкция по созданию стоимости как при управлении компанией, так и в процессе ее продажи или покупки.
Многие инвесторы наслышаны о создании стоимости в публичной компании, где цена акций отражает реакцию рынка на результаты бизнеса. Гораздо труднее разработать успешную стратегию и правильно измерить результаты работы, когда рыночного курса акций не существует. Это трудно, но нельзя сказать, что невозможно.
Мы приглашаем наших читателей к использованию предлагаемых нами методов, чтобы достичь точных оценок при слияниях или поглощениях, а также добиться увеличения стоимости бизнеса в повседневных операциях. Обменяйте свое неведение на эту путеводную нить, прямо ведущую к богатству.