Марина Яковлевна Букирь Облигации: бухгалтерский учет в банках и другие аспекты работы

Глава 1 Теоретические основы выпуска и обращения облигаций

История банковского дела – это история поиска таких юридических форм передачи права на деньги, которые обеспечивали бы свободное, быстрое и наиболее экономичное перемещение этих прав для обеспечения потребностей торгового оборота. Одним из направлений этого развития стало появление ценных бумаг, в том числе облигаций.

Целью выпуска облигаций является привлечение свободного капитала «небольшими порциями», но зато от многих участников рынка на условиях выплаты им удовлетворяющего их дохода или, в более общей формулировке, – на условиях, которые их устраивают.

Главной особенностью облигаций является выплата стабильных доходов на протяжении фиксированного периода времени. Обычно этот срок составляет от одного года до 30 лет. Благодаря этому инвестор может более или менее точно спрогнозировать сумму прибыли от вложений в эти ценные бумаги.

Исторически облигации возникли раньше акций. Еще в Средние века многие государства (государи) прибегали к выпуску государственных облигаций для финансирования своих расходов, как правило, связанных с завоевательными войнами. Однако настоящая история облигаций началась лишь в эпоху быстрого развития капитализма, когда они превратились в способ объединения частных капиталов для финансирования крупных капиталистически организованных производств во всех основных отраслях экономики.

Облигации являются сравнительно новым инструментом на отечественном финансовом рынке. Начиная с 2000 г. объем их обращения значительно увеличился; выросло число участников, эмитентов, эмиссий, финансовых инструментов.

Существует множество причин, по которым правительствам, корпорациям, международным организациям, банкам, финансовым институтам и частным лицам приходится время от времени привлекать денежные средства для финансирования своей деятельности.

Нормативно-правовое регулирование

Российское федеральное законодательство и нормативные акты регуляторов – Центрального банка Российской Федерации (далее – Банк России) и Федеральной службы по финансовым рынкам (далее – ФСФР России, ФСФР) – достаточно много внимания уделяют облигациям и различным аспектам работы с ними, в том числе в отношении кредитных организаций.

Федеральное законодательство

Правовые основы понятия «облигация» как ценной бумаги и одновременно формы заключения договора займа установлены:

• Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) (часть вторая, ст. 816 «Облигация»);

• Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон о рынке ценных бумаг);

• Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об акционерных обществах).

Закон о рынке ценных бумаг регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении ценных бумаг всех типов эмитентов.

Статья 33 Закона об акционерных обществах регламентирует порядок выпуска и размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общества.

Отношения, возникающие при выпуске, эмиссии, выдаче и обращении ипотечных ценных бумаг, в том числе облигаций с ипотечным покрытием, регулирует Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» (далее – Закон об ипотечных ценных бумагах).

Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ) определяет особенности определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) и налогу на прибыль по операциям с ценными бумагами.

Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках и банковской деятельности) определяет среди прочего основные аспекты деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг.

Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» определяет порядок осуществления эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, раскрытия информации эмитентами, исполнение ими обязательств по облигациям.

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» – с оглядкой на этот документ функционируют все направления деятельности кредитных организаций, и операции с облигациями – не исключение.

Нормативные акты Банка России

Из документов Банка России, касающихся операций с облигациями, необходимо отметить следующие:

• приказ ЦБ РФ от 25 июля 1996 г. № 02-259 «Об утверждении правил ведения учета депозитарных операций кредитных организаций в Российской Федерации» (Правила № 44);

• Положение ЦБ РФ от 11 января 2002 г. № 176-П «О порядке продажи Банком России государственных ценных бумаг с обязательством обратного выкупа»;

• Положение ЦБ РФ от 25 марта 2003 г. № 219-П «Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг» – регулирует порядок размещения, обращения, обслуживания и погашения государственных облигаций;

• Положение ЦБ РФ от 25 марта 2003 г. № 220-П «О порядке заключения и исполнения сделок РЕПО с государственными ценными бумагами Российской Федерации»;

• Положение ЦБ РФ от 29 марта 2006 г. № 284-П «О порядке эмиссии облигаций Банка России»;

• Положение ЦБ РФ от 16 марта 2004 г. № 253-П «О порядке депозитарного учета федеральных государственных ценных бумаг»;

• Положение ЦБ РФ от 26 марта 2007 г. № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (Приложение 11);

• Положение ЦБ РФ от 14 ноября 2007 г. № 313-П «О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска»;

• Положение ЦБ РФ от 4 марта 2010 г. № 357-П «Об условиях совершения Банком России сделок прямого РЕПО с российскими кредитными организациями на рынке государственных ценных бумаг» (для банков, выполняющих функции дилера на рынке государственных ценных бумаг);

• инструкция Банка России от 10 марта 2006 г. № 128-И «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации» (далее – Инструкция № 128-И);

• Указание ЦБ РФ от 25 июня 1999 г. № 588-У «О порядке прекращения депозитарной деятельности кредитной организации»;

• Указание ЦБ РФ от 27 декабря 2000 г. № 887-У «О порядке бухгалтерского учета операций кредитных организаций на ОРЦБ»;

• Указание ЦБ РФ от 11 января 2002 г. № 1095-У «Об особенностях Порядка бухгалтерского учета кредитными организациями операций с долговыми обязательствами Российской Федерации, подлежащими обратному выкупу Банком России»;

• Указание ЦБ РФ от 17 ноября 2008 г. № 2129-У «О переклассификации ценных бумаг по оценочным категориям» (было актуальным с 28 ноября по 31 декабря 2008 г.);

• Указание ЦБ РФ от 12 ноября 2009 г. № 2332-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации»;

• Указание ЦБ РФ от 17 октября 2011 г. № 2716-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 25 марта 2003 г. № 219-П „Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг“».

Нормативные акты ФСФР (ФКЦБ)

Федеральная служба по финансовым рынкам (далее – ФСФР России, ФСФР) (бывшая Федеральная комиссия по ценным бумагам, далее – ФКЦБ) ежегодно выпускает множество нормативных актов (в основном в виде приказов). С точки зрения регулирования операций с облигациями необходимы не только документы, касающиеся именно этих ценных бумаг, но и нормативные акты общего характера по рынку ценных бумаг, в том числе:

• Постановление ФКЦБ России № 32, Минфина России № 108 от 11 декабря 2001 г. «Об утверждении Порядка ведения внутреннего учета сделок, включая срочные сделки, и операций с ценными бумагами профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами»;

• приказ ФСФР России от 1 ноября 2005 г. № 05–59/пз-н «Об утверждении Положения о порядке определения размера ипотечного покрытия»;

• приказ ФСФР России от 1 ноября 2005 г. № 05–60/пз-н «Об утверждении Положения о деятельности специализированных депозитариев ипотечного покрытия и Правил ведения реестра ипотечного покрытия»;

• приказ ФСФР России от 21 марта 2006 г. № 06–29/пз-н «Об утверждении Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг»;

• приказ ФСФР России от 22 июня 2006 г. № 06–67/пз-н «Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключении сделок»;

• приказ ФСФР России от 25 января 2007 г. № 07-4/пз-н «Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» (далее – Стандарты эмиссии);

• приказ ФСФР России от 19 ноября 2009 г. № 09–49/пз-н «О порядке и сроках представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг»;

• приказ ФСФР России от 20 июля 2010 г. № 10–49/пз-н «Об утверждении Положения о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг».

Письма, комментарии

Для более подробного исследования особенностей работы с облигациями можно использовать следующие документы ненормативного характера:

• распоряжение ФКЦБ России от 3 июня 2002 г. № 613/р «О методических рекомендациях по реализации профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем“»;

• распоряжение ФКЦБ России от 18 сентября 2002 г. № 1124/р «Об утверждении Методических рекомендаций по ведению внутреннего учета сделок, включая срочные сделки, и операций с ценными бумагами профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющих брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами»;

• письмо ФСФР России от 2 июля 2009 г. № 09-ВМ-03/14905 «О некоторых вопросах, связанных с обеспечением и исполнением обязательств по облигациям»;

• письмо ФСФР России от 12 января 2010 г. № 10-СХ-03/56 «О вступлении в силу новых требований, связанных с предоставлением поручительства по облигациям».

Операции кредитных организаций с ценными бумагами

Деятельность кредитных организаций на рынке ценных бумаг регламентируется, в частности, ст. 6 Закона о банках и банковской деятельности. Согласно указанной статье банки в соответствии с имеющейся у них лицензией Банка России вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, хранение и иные операции:

• с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа;

• ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета;

• иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами.

Кроме того, при наличии соответствующей лицензии банк вправе осуществлять доверительное управление перечисленными выше ценными бумагами по договорам с физическими и юридическими лицами.

Основные требования и правила выпуска облигаций банками установлены следующими законодательными и нормативными актами:

• Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

• приказом ФСФР России от 25 января 2007 г. № 07-4/пз-н «Об утверждении стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг»;

• инструкцией Банка России от 10 марта 2006 г. № 128-И «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации».

Облигация как ценная бумага

В настоящее время к числу ценных бумаг облигация отнесена ст. 143 ГК РФ. В Гражданском кодексе РФ (ст. 816) содержится и юридическое определение облигации.

Взаимоотношения держателя облигации и ее эмитента регулируются правилами ГК РФ о договоре займа, в котором в роли заимодавца выступает держатель облигации, а в роли заемщика – эмитент.

В соответствии со ст. 816 ГК РФ (часть вторая, глава 42 «Заем и кредит», § 1 «Заем») в случаях, предусмотренных законом или иными правовыми актами, договор займа может быть заключен путем выпуска и продажи облигаций.

При этом облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента, а также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости либо иные имущественные права.

Дальнейшее развитие нормы ГК РФ, касающиеся облигаций, получили в Законе о рынке ценных бумаг.

Согласно ст. 2 данного Закона облигация является эмиссионной ценной бумагой, закрепляющей право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.

Облигация, как и другие эмиссионные ценные бумаги, может быть:

• именной и на предъявителя;

• обеспеченной или необеспеченной;

• конвертируемой или неконвертируемой.

Таким образом, облигация выступает одновременно в двух ипостасях:

1) удостоверяет заемное обязательство, которое подлежит исполнению в установленный срок;

2) является эмиссионной ценной бумагой.

Правила ГК РФ о договоре займа применяются к отношениям по облигационному займу постольку, поскольку иное не предусмотрено нормативными актами, регулирующими выпуск облигаций.

Облигации могут погашаться деньгами или иным имуществом. Например, жилищные сертификаты как один из видов облигаций погашаются жильем, которое строит эмитент облигаций.

Конвертируемые облигации погашаются путем обмена на акции акционерного общества, которое выпустило такие облигации. Выпуская конвертируемые облигации, общество планирует в будущем выпустить дополнительные акции в количестве, достаточном для погашения облигаций. Такие акции называются объявленными. Сведения о них (вид и количество) должны быть указаны в уставе общества.

Основные понятия

Облигация (от лат. obligatio – обязательство; от англ. bond – долгосрочная, note – краткосрочная) – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента.

Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.

Облигации служат дополнительным источником средств для эмитента. Часто их выпуск носит целевой характер – для финансирования конкретных программ или объектов, доход от которых в дальнейшем служит источником для выплаты дохода по облигациям.

Экономическая суть облигаций похожа на кредитование, но не требует оформления залога и упрощает процедуру перехода права требования к новому кредитору.

Обычно доход по облигациям выше, чем доход при размещении аналогичных средств в форме банковского депозита. Сопоставление текущих доходности облигаций и ссудного процента служит основой для формирования цен облигаций на вторичном рынке ценных бумаг.

Эмиссионной считается любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, если она характеризуется одновременно следующими признаками:

• закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка;

• размещается выпусками;

• имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени ее приобретения.

Доходом по облигации являются процент (купон) и (или) дисконт.

Облигация – долговая ценная бумага, поэтому она обладает приоритетом над акциями с точки зрения выполнения обязательств по ценным бумагам. В случае невыполнения эмитентом обязательств по облигациям инвесторы могут инициировать законные процедуры взыскания задолженности вплоть до банкротства эмитента. Однако облигации никогда не дают право на участие в управлении эмитентом.

В наиболее простой форме облигация обладает следующими четырьмя отличительными признаками:

1) эмитент – организация, отвечающая за выплату процентов и основной суммы держателям облигаций, как правило, через платежного агента;

2) основная (номинальная) сумма – сумма в определенной валюте, которую эмитент намерен взять в долг у инвестора и согласен возвратить;

3) купон – процентная ставка, которую эмитент согласен выплачивать инвестору. Это может быть фиксированная величина, установленная как процент от номинальной суммы облигации, или плавающая, т. е. привязанная к какому-либо индексу, например к ставке LIBOR или ставке рефинансирования ЦБ РФ;

4) срок погашения – дата, когда эмитент обязан возвратить основную сумму и произвести последний процентный платеж.

Действующее российское законодательство не предусматривает выпуска бессрочных облигаций. Однако законодательство Российской империи, например, такую возможность устанавливало. Бессрочные облигации государства (рентные облигации) не имели срока погашения и приносили их владельцам доход в виде выплаты договорного процента (этот доход назывался рентой).

Облигации выступают одним из инструментов мобилизации средств различными эмитентами.

Эмитенты, выпускающие долговые обязательства, должны быть способны обеспечить достаточные для привлечения инвесторов гарантии и обладать соответствующей кредитоспособностью. Инвесторам необходима уверенность в надежности размещения своих средств, в том, что они получат причитающийся им процент и что основная сумма займа будет возвращена при наступлении срока.

Компании прибегают к выпуску облигаций в связи с тем, что:

• суммы, которые можно заимствовать на рынке облигаций, обычно крупнее тех, что готов предоставить отдельно взятый банк; величина займа может исчисляться миллиардами долларов;

• заемщики обычно стремятся к наиболее конкурентоспособным ставкам финансирования, которые не всегда могут быть предложены банками;

• необходимый срок займа превышает тот срок, на который банк готов предоставить средства, например, в случае финансирования долгосрочного инвестиционного плана;

• рынок облигаций позволяет быстро (иногда в течение суток) получить денежные средства.

Инвесторы – участники рынка, предоставляющие капитал взаймы эмитентам. В качестве вознаграждения за использование их денег они рассчитывают на регулярное получение процентных платежей в течение всего срока займа, а также ожидают возврата занятых средств на определенную дату в будущем. Размер вознаграждения тесно связан с уровнем риска.

Различают две основные группы инвесторов:

• организации (институциональные инвесторы);

• физические лица (частные инвесторы).

Владелец (в терминах ст. 816 ГК РФ – держатель) – это лицо, которому облигации принадлежат на праве собственности или ином вещном праве.

Организации, в том числе взаимные и пенсионные фонды, страховые компании и сберегательные учреждения, являются крупнейшими инвесторами в облигации, на долю которых приходится около 80 % данного рынка. Менеджеры фондов, работающие в этих организациях, распоряжаются крупными суммами от имени частных инвесторов, которые косвенным образом финансируют рынок облигаций, приобретая, например, полисы страхования жизни или пенсионные планы. Частные лица могут вкладывать средства в облигации и напрямую для получения гарантированного дохода на инвестиции.

Выпускать облигации в Российской Федерации имеют право органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, различные виды юридических лиц.

Каким же образом эмитенты, привлекающие капитал, находят инвесторов, которые хотят получить гарантированный доход на свои вложения? Действующие на рынках облигаций посредники – торговые и инвестиционные банки, брокеры, маркетмейкеры, финансовые консультанты – сводят вместе покупателей и продавцов, тем самым обеспечивая совершение сделок на выгодной для всех сторон (включая и себя) основе. Посредники также отвечают за организацию процесса выпуска облигаций и торговли ими.

Эмиссия облигаций (Bonds'issuance, Bonds' offering) – выпуск облигаций в обращение с целью привлечения заемных средств; установленная законодательством последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.

Выпуск облигаций – совокупность всех облигаций одного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость. Выпуску облигаций присваивается единый государственный регистрационный номер, который распространяется на все ценные бумаги данного выпуска.

Дополнительный выпуск облигаций – совокупность облигаций, размещаемых дополнительно к ранее размещенным ценным бумагам того же выпуска. Облигации дополнительного выпуска размещаются на одинаковых условиях.

Выпуск облигаций организует инвестиционный банк. Он анализирует эмитента, помогает в подготовке проспекта эмиссии, организует синдикат андеррайтеров. При этом эмитент платит за анализ, консультации, организацию, андеррайтинг, а также за поддержание вторичного рынка маркетмейкерами.

Инвестиционным банком называют банк-посредник между корпорацией-эмитентом, выпускающей ценные бумаги, и фондовым рынком. Обычной практикой для инвестиционных банков является прямое приобретение у корпорации акций или облигаций. Затем формируется синдикат для продажи ценных бумаг частным лицам и организациям.

Синдикат – группа финансовых институтов, сформированная для осуществления определенной сделки; в данном случае – для размещения облигационного займа.

Андеррайтер (от англ. underwriter) (на рынке ценных бумаг) – юридическое лицо, которое осуществляет руководство процессом выпуска ценных бумаг и их распределения. Андеррайтер «твердого обязательства» (Firm commitment) гарантирует эмитенту получение выручки от продажи ценных бумаг эмитентом, так как фактически приобретает ценные бумаги у эмитента, даже если кроме firm commitment андеррайтера не нашлось больше желающих купить ценные бумаги эмитента.

Андеррайтером может быть любое юридическое лицо, соответствующим образом лицензированное ФСФР, т. е. инвестиционная компания или инвестиционный банк. Это юридическое лицо и предлагает инвесторам купить выпуск ценных бумаг эмитента.

Андеррайтинг на рынке ценных бумаг может осуществляться синдикатом андеррайтеров, т. е. группой инвестиционных банков и (или) инвестиционных компаний, создаваемой на непродолжительное время для того, чтобы обеспечить продажу нового выпуска ценных бумаг по цене, установленной в предварительном соглашении. Синдикат андеррайтеров возглавляет ведущий андеррайтер, который организовывает синдикат по размещению ценных бумаг, поддерживает контакты с эмитентом и ведет учет размещенных бумаг.

Выпуск новых долговых инструментов с целью привлечения средств осуществляется на первичном рынке. После выпуска облигация может обращаться, т. е. продаваться и покупаться на вторичном рынке.

Маркетмейкер (от англ. market maker – создатель рынка) – фирма-брокер (дилер), которая берет на себя риск приобретения и хранения на своих счетах ценных бумаг определенного эмитента с целью организации их продаж. Маркетмейкеры действуют на внебиржевом рынке как непосредственные участники сделок. В отличие от биржевого рынка маркетмейкеры поддерживают ликвидность внебиржевого рынка. Как правило, они действуют по обе стороны – как продавцы, и как покупатели.

По признаку эмитента можно выделить следующие виды облигаций:

государственные облигации;

муниципальные облигации;

корпоративные облигации.

Закон о рынке ценных бумаг выделяет следующие разновидности облигаций:

биржевые облигации;

облигации Банка России;

облигации с обеспечением.

Законом об ипотечных ценных бумагах определяются облигации с ипотечным покрытием и жилищные облигации с ипотечным покрытием.

Законом о рынке ценных бумаг допускается выпуск именных облигаций и облигаций на предъявителя.

Именные облигации, как и другие именные эмиссионные ценные бумаги, могут выпускаться только в бездокументарной форме. Облигации на предъявителя могут выпускаться только в документарной форме.

Документарная форма облигаций – форма выпуска облигаций, при которой владелец устанавливается на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата облигации или в случае депонирования такового – на основании записи по счету ДЕПО.

Бездокументарная форма облигаций – форма выпуска облигаций, при которой владелец устанавливается на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или в случае депонирования ценных бумаг на основании записи по счету ДЕПО.

Публичное размещение облигаций – размещение ценных бумаг путем открытой подписки, т. е. предоставление возможности приобретения облигаций неограниченному кругу лиц, в том числе размещение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

Таким образом, при открытой подписке владельцами облигаций могут стать любые физические или юридические лица.

Закрытая подписка – это размещение облигаций среди заранее ограниченного круга лиц (акционеров закрытого акционерного общества или иных лиц по усмотрению органа управления).

Именные облигации (Registered bond) – облигации, информация о владельцах которых должна быть доступна эмитенту в форме реестра владельцев ценных бумаг, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав требуют обязательной идентификации владельца.

Именные облигации выпускаются в бездокументарной форме, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Облигации на предъявителя (Bearer bond) не требуют идентификации владельца при переходе прав на них и осуществлении закрепленных ими прав. Права держателя удостоверяются сертификатом облигации и решением о выпуске облигаций.

Облигации на предъявителя выпускаются только в документарной форме. Владелец устанавливается на основании сертификата ценной бумаги или (в случае депонирования) на основании записи по счету ДЕПО.

В настоящее время облигации на предъявителя выпускаются редко.

Обеспеченная облигация (Collateral trust bond) – облигация, обеспеченная залогом какого-либо движимого или недвижимого имущества выпустившей ее компании или организации, поручительством, а также банковской, государственной или муниципальной гарантией.

Обеспеченная облигация предоставляет ее владельцу все права, возникающие из обеспечения. С переходом прав на облигацию с обеспечением к новому владельцу (приобретателю) переходят все права, вытекающие из обеспечения. Передача прав, возникших из предоставленного обеспечения, без передачи прав на облигацию является недействительной.

Условия обеспечивающего обязательства должны содержаться в решении о выпуске облигаций, при необходимости – в проспекте облигаций, а при документарной форме выпуска – также и в сертификатах облигаций.

Облигации могут быть обеспечены третьим лицом. При этом решение о выпуске облигаций и (или) проспект облигаций (а при документарной форме выпуска – и сертификаты) должны быть подписаны также лицом, предоставившим такое обеспечение.

Необеспеченная облигация – облигация, не обеспеченная залогом. Обладание необеспеченной облигацией не подразумевает имущественных претензий к эмитенту.

Необеспеченные облигации выпускаются:

• в связи с отсутствием физических активов для заклада;

• связи с тем, что активы уже заложены и выпуск новых обеспеченных облигаций невозможен;

• связи с финансовой устойчивостью и хорошей репутацией эмитента, позволяющей получить денежные средства в долг, не прибегая к обеспечению своих облигаций.

Конвертируемая облигация (Convertible bond) – облигация, дающая инвестору право выбора: рассматривать данную ценную бумагу как чистую облигацию с заложенной в ее условиях доходностью или по достижении оговоренного срока конвертировать ее в определенное число акций акционерного общества, выпустившего облигации.

Такие облигации акционерные общества не вправе размещать, если количество объявленных акций общества определенных категорий и типов меньше количества акций этих категорий и типов, право на приобретение которых предоставляют такие облигации.

Идея выпуска конвертируемых облигаций состоит в том, чтобы привлечь инвесторов, которые заинтересованы не только в получении фиксированного дохода, но и в росте своих капиталовложений в случае роста акций эмитента.

Неконвертируемая облигация – ценная бумага, которая не может по своему статусу конвертироваться в другие ценные бумаги.

Государственными (муниципальными) являются облигации, выпускаемые Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием. При выпуске таких облигаций возникают отношения государственного (муниципального) облигационного займа.

Корпоративными облигациями (Corporate bond) признаются облигации, выпускаемые для финансирования частных предприятий (организаций). По таким облигациям эмитенты получают выгоду за счет более низкой процентной ставки по сравнению с банковскими кредитами.

Биржевая облигация – финансовый инструмент, не требующий регистрации эмиссии регулятором; такие ценные бумаги регистрируются самой биржей.

При эмиссии этих бумаг нет необходимости платить государственную пошлину за регистрацию выпуска. Стандарты проспекта биржевых облигаций значительно либеральнее по сравнению с корпоративными облигациями. Данный инструмент могут выпускать только компании, бумаги которых уже котируются на бирже. Срок обращения биржевых облигаций не может превышать трех лет.

Государственные облигации

В международной практике можно обнаружить самые разные виды долговых обязательств государства: облигации, ноты, казначейские векселя, сертификаты, консоли и т. п. Вместе с тем большинство из них сводимы к понятию «облигация», что соответствует отечественной фондовой традиции. Исключением являются золотые сертификаты конца 1993 г. и казначейские обязательства СССР, распространявшиеся среди населения на рубеже 1990-х гг.; все остальные ценные бумаги России и СССР, выпускающиеся на протяжении последних семидесяти лет, – облигации.

Облигации – наиболее распространенный вид ценных бумаг, выпускаемых государствами. Государственные облигации в Российской Федерации считаются наиболее цивилизованным рыночным способом формирования государственного долга.

Эмиссия облигаций государствами направлена на решение следующих задач:

• покрытие дефицита государственного бюджета (превышения расходов бюджета над его доходами);

• покрытие кассовых разрывов в бюджете (временного недостатка денежных средств, необходимых для финансирования наступивших очередных расходов по бюджету);

• привлечение денежных ресурсов для осуществления крупных проектов;

• привлечение средств для погашения задолженности по другим государственным ценным бумагам.

Облигации государства имеют, как правило, два крупных преимущества перед любыми другими ценными бумагами и активами:

1) самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и соответственно минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему;

2) наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложений капитала (часто отсутствуют налоги на операции с государственными ценными бумагами и на получаемые доходы).

Размещение государственных облигаций обычно происходит через центральные банки или министерства финансов. Основными инвесторами в зависимости от вида выпускаемых облигаций являются население, страховые компании, банки, инвестиционные компании и фонды.

Государственные облигации могут быть выпущены в бумажной (бланковой) или безбумажной форме, т. е. в виде записей на счетах в уполномоченных депозитариях. В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению выпуска государственных облигаций в безбумажной форме.

Государственные облигации размещаются с помощью самых разных методов: это аукционные торги, открытая продажа всем желающим по установленным ценам, закрытое распространение среди определенного круга инвесторов и т. д.

Государственные ценные бумаги, как правило, занимают ведущее место на рынке облигаций, где их доля доходит до 50 %, а значит, и на всем рынке ценных бумаг, поскольку на последнем преобладают облигации. В структуре государственных ценных бумаг наибольший удельный вес имеют среднесрочные и долгосрочные облигации, но по отдельным странам имеется значительный разброс показателей, характеризующих место и структуру рынка ценных бумаг.

В зависимости от цели выпуска различают следующие разновидности государственных ценных бумаг:

• ценные бумаги, предназначенные для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год. Данные ценные бумаги, как правило, выпускаются в форме средне– и долгосрочных облигаций;

• ценные бумаги для покрытия временных дефицитов бюджета (кассовых разрывов). Кассовый разрыв возникает в связи с тем, что, с одной стороны, расходы государства постоянны, а с другой стороны – налоги поступают неравномерно. Вследствие этого время от времени (обычно в конце – начале квартала) возникает временный дефицит бюджета, для ликвидации которого и выпускаются краткосрочные ценные бумаги. Для этих целей обычно выпускаются не облигации, а векселя;

• выпускаемые для реализации конкретных проектов целевые облигации. Например, в Великобритании выпускались транспортные облигации формирования необходимых денежных ресурсов для национализации транспорта. В Японии практикуются выпуски строительных облигаций для реализации проектов по крупномасштабному строительству;

• ценные бумаги для покрытия предприятиями государственного долга. Такие ценные бумаги выпускались в России в 1994–1996 гг. в виде казначейских обязательств. В условиях дефицита бюджета данными казначейскими обязательствами государство рассчитывалось за работы, выполненные по государственному заказу и финансируемые из федерального бюджета. Получив вместо оплаты казначейские обязательства, предприятие продавало их на вторичном рынке. Покупатели казначейских обязательств могли рассчитаться этими бумагами по своим долгам перед государством (уплатить налоги).

Виды и срочность долговых обязательств Российской Федерации, а также структура государственного долга Российской Федерации определяются ст. 98 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ). В частности, долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств:

• по государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

• иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

В соответствии с БК РФ долговые обязательства Российской Федерации могут быть:

• краткосрочными (менее одного года);

• среднесрочными (от одного года до пяти лет);

• долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

Основополагающим правовым актом, регулирующим выпуск государственных облигаций, является Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

Положение Банка России от 25 марта 2003 г. № 219-П «Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг» регулирует порядок размещения, обращения, обслуживания и погашения государственных краткосрочных бескупонных облигаций, облигаций федеральных займов и государственных федеральных облигаций, выпускаемых в соответствии с Законом № 136-ФЗ.

Согласно налоговому законодательству Российской Федерации (ст. 217 НК РФ), не подлежат налогообложению (освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц, далее – НДФЛ) суммы процентов:

• по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств – участников Союзного государства[1] и субъектов РФ;

• облигациям и ценным бумагам, выпущенным по решению представительных органов местного самоуправления.

Кроме того, не подлежат налогообложению суммы, полученные в погашение указанных облигаций.

Общий порядок эмиссии облигаций

Выпуск и продажу облигаций могут осуществлять лица, прямо установленные законом или другими правовыми актами. В России к ним относятся юридические лица или органы исполнительной власти, либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.

То, что облигация является эмиссионной ценной бумагой, означает обязанность эмитента соблюдать при ее выпуске правила, установленные Законом о рынке ценных бумаг.

Выпуск и продажа облигаций осуществляются в соответствии со Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденными приказом ФСФР от 25 января 2007 г. № 07-4/пз-н.

Решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг, в том числе облигаций хозяйственного общества, утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим в соответствии с законодательством функции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Для юридических лиц других организационно-правовых форм такое решение утверждается высшим органом управления, если иное не установлено федеральными законами.

После принятия решения о размещении облигаций в акционерном обществе совет директоров готовит и утверждает специальный документ – решение о выпуске. Оно составляется в форме, установленной ФСФР России, и содержит краткое описание будущего выпуска ценных бумаг, его условий, объема прав и т. д. Решение о выпуске представляется в государственный орган, который занимается регистрацией выпусков ценных бумаг (например, в местное отделение ФСФР).

Решение о выпуске облигаций, исполнение обязательств эмитента по которым обеспечивается залогом, банковской гарантией или иными предусмотренными законодательством способами, должно также содержать сведения о лице, предоставившем обеспечение, и об условиях обеспечения.

При выпуске именных облигаций или документарных облигаций с обязательным централизованным хранением в решении указывается дата, на которую составляется список владельцев облигаций для исполнения эмитентом обязательств по этим облигациям. Такая дата не может быть установлена ранее 14 дней до наступления срока исполнения обязательств по облигациям. При этом исполнение обязательства по отношению к владельцу, включенному в список владельцев облигаций, признается надлежащим, в том числе в случае отчуждения облигаций после даты составления списка владельцев облигаций.

Статьей 27.6 Закона о рынке ценных бумаг установлены следующие ограничения на обращение эмиссионных ценных бумаг, в том числе облигаций:

• запрещается обращение эмиссионных ценных бумаг до полной их оплаты и государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска);

• запрещается публичное обращение эмиссионных ценных бумаг до регистрации проспекта эмиссии.

Процедура эмиссии облигаций включает в себя следующие этапы:

• принятие решения о размещении облигаций;

• утверждение решения об их выпуске;

• государственная регистрация выпуска облигаций;

• размещение облигаций;

• государственная регистрация отчета об итогах выпуска облигаций.

Выпуск облигаций производится как по открытой (среди неограниченного круга лиц), так и по закрытой подписке (среди заранее известного круга лиц). Он должен сопровождаться регистрацией проспекта эмиссии, если осуществляется путем:

• открытой подписки;

• закрытой подписки при условии, что число приобретателей облигаций превышает 500.

Если выпуск облигаций по каким-либо причинам будет признан недействительным или несостоявшимся, денежные средства (или иное имущество) возвращаются их приобретателям в установленном порядке.

Облигации и биржа

История биржи свидетельствует о том, что именно с облигаций начиналась биржевая торговля ценными бумагами.

На сегодняшний день объем биржевой торговли облигациями в условиях современного развитого фондового рынка обычно невелик. Биржа при этом играет, скорее, роль выставочного стенда, на котором облигации представляются публике.

Нормативное регулирование инвестиционной деятельности, как правило, требует котировки облигаций на фондовой бирже в качестве обязательного условия для приобретения таких облигаций институциональными инвесторами. Так как большинство эмитентов, выпускающих облигации, рассчитывают заинтересовать ими институциональных инвесторов, практически все появляющиеся на рынке облигации представляются публике на бирже.

Целесообразность проведения сделок с облигациями, котирующимися на бирже, в торговом зале кажется очевидной. К тому же максимальную активность в торговле облигациями обычно проявляют крупнейшие и наиболее влиятельные члены биржи. Однако купля-продажа облигаций осуществляется в основном в условиях внебиржевого оборота, так как колебания рыночной цены применительно к облигациям редко бывают резкими, динамика изменений более предсказуема. А неустойчивость курса биржевого товара непременно вызывает у участников торговли эффект «стадного инстинкта», заставляющий их тем охотнее сбиваться в так называемую биржевую толпу – олицетворение спроса и предложения.

Характерная особенность биржевой торговли состоит в том, что биржа способна обслуживать значительные объемы поручений от клиентов на куплю-продажу ценных бумаг. В торговом зале биржи, где собирается биржевая толпа, взаимодействие заинтересованных участников в процессе осуществления сделок происходит быстро и эффективно.

Однако для торговли облигациями наиболее типичные свойства биржевой толпы, такие как способность концентрировать спрос и предложение и возможность обработки большого потока сделок, не важны. Облигации гораздо реже, чем акции, меняют своих владельцев, и задача определения их рыночной цены успешно решается дилерами, прекрасно представляющими себе текущее соотношение спроса и предложения на момент сделки. Первоначальное размещение облигаций обычно производится с помощью услуг биржи, но дальнейшая их перепродажа чаще всего осуществляется через внебиржевые сделки. Такой подход нередко закреплен нормативными документами эмитента облигаций.

Загрузка...