Недавно в Берлине был парад «Стальной каски» – «Stahlhelm» – и председатель этой организации Зельдте, фабрикант ликёров, сказал: «Когда „Штальгельм“ марширует – это означает возрождение германского солдатского духа. Солдатские идеи и солдатские дела вновь нашли себе понимание в Германии».
Лет за тридцать до наших дней, в одной, не помню кем написанной, биографии философа Фихте было сказано: «Германия – страна философов, и в то время как во Франции адвокаты делают политику, в Германии – философы владеют духом нации». Но вот мы видим, что в Германии начали делать политику фабриканты ликёров. Это, разумеется, не вчера началось, и хотя это – скверно, однако вполне естественно в государстве капиталистов. Но всё же фабриканта ликёров едва ли можно признать философом. Известно, что буржуазный философ – любитель мудрости, рассуждающий в целях «объяснить мир» или объяснить технику мышления о мире. Это – его профессия, и, с точки зрения людей живого дела, преобразующего мир, философа буржуазного – не обижая его – можно назвать «бездельником». Фабрикант ликёров – не философ, но тоже человек дела – «солдатского дела».
Легко представить себе, что такое «солдатские дела», – кровавые ужасы этих «дел» 1914-18 годов ещё не совсем забыты, как это ясно по настроению широких масс, отражённому антивоенным конгрессом в Амстердаме. Не забыты и ужасы подлой европейской интервенции в Союзе Советов. Недавно о «солдатских делах» напомнило нам разрушение японцами Чапея. Вообще о «солдатских делах» нам напоминают почти непрерывно.
Но – что такое «солдатские идеи»? Насколько известно, история философии не отмечает существования таковых, и есть полная возможность утверждать, что «солдатские идеи» вообще невозможны, ибо всюду и всегда солдата учили «не рассуждать», а если он всё-таки рассуждал – его за это наказывали.