Предисловие.
Сегодня в практической психологии широко применяются методы психокоррекции: психодрама, библиотерапия, арттерапия, а также всевозможные голосовые терапии.
Применение в психокоррекции стихотворного изложения Книги Екклесиаста в виде пьесы «О чем сказал Екклесиаст…» также можно причислить к этим направлениям. В качестве терапевтического инструмента пьеса легла в основу метода психокоррекции «Екклесиасттерапия», который был защищен диссертацией (Phd) в Институте биосенсорной психологии в Санкт-Петербурге в 2013 году.
Идея написать терапевтическую пьесу по Книге Екклесиаста появилась еще в 1999 году в процессе обучения на двухнедельном курсе в Институте биосенсорной психологии. Движение сюжета виделось тогда, как театральное действие, с декорациями. Поэтому оно и названо пьесой.
В «Екклесиасттерапии» существенным является осознанное включение тонко-чувственного восприятия. Оно активирует естественное соединение этого навыка с творческими и познавательными процессами. Эффект психокоррекции возникает от соприкосновения с сюжетами эпизодов Книги Екклесиаста, и усиливается стихотворным ритмом.
Книга Екклесиаста богата метафорами, которые провоцируют к духовному движению. Противоречивость отдельных фрагментов книги создает в психике поисковое напряжение, и побуждает читателя или слушателя строить целостность картины собственного бытия. По сути, книга является носителем этики, регулирующей психоэмоциональное состояние.
Главное – инициировать к действию «Умение радоваться».
Умение радоваться – это изначально существующая способность человека. Возникая от Блага дарности оно через Блага получие ведет к Блага состоянию. Позитивные изменения качества жизни всегда происходят от Благодарности через Благополучие к Благосостоянию. Этим же путем повышается и качество профессиональной деятельности, а также эффективность бизнеса.
Сопутствуют этому процессу хорошая работоспособность, стрессоустойчивость и доброе здоровье.
РАДОСТЬ от БЛАГОДАРНОСТИ.
БЛАГОДАРНОСТЬ от РАДОСТИ.
И так до бесконечности….
А.Г.
О чем сказал Екклесиаст…
– терапевтическая пьеса по мотивам Книги Екклесиаста
из Ветхого Завета.
Мизансцена.
Случилось это в древней Иудее,
а может быть и нет.
Давным-давно все было,
еще до Рождества Христова.
В тени большого дерева,
где рядом протекал ручей,
где несколько больших камней
от ветра прикрывали,
на небольшое возвышение присев,
Учитель мудрый говорил с учениками.
Да, много времени с тех пор прошло,
a Библия хранит его урок веками.
И в ней написано о том,
что это слово было,
Учителя, сына Давида
царя Иерусалима.
Но точно имя не известно,
знаем только прозвище -
Екклесиаст.
Возможно, так зовется потому,
что людям показать сумел о том,
как Мудрость им необходима.
А вам хотелось бы узнать
о том, как это все происходило?
Ну, тогда слушайте. Смотрите!
И чтобы лучше проникать
в суть сказанного им
настройтесь видеть и внимать.
Садитесь прямо,
ощутите Землю стопами,
откройте руки вверх ладонями,
глаза расслабьте,
и позвольте сердцу понимать.
Быть может, видите уже,
как он среди учеников сидит?
Там даже люди есть,
которые пришли из далека,
чтоб у него учиться.
Однако, что это?
Вокруг все затихает.
Он, кажется, сейчас заговорит.
Похоже, что на этом
предисловию пора остановиться.
Учитель говорит:
1 акт.
Услышал я,
что встречи вы со мной искали
и просите о том, чтобы я с вами говорил.
И показал вам многое
про жизнь Земную,
которую вы силитесь понять
и изменить желаете.
Я знаю, что для многих
задача эта оказалась не под силу,
и кое-кто отчаялся совсем,
что может смысл в этой жизни обрести.
Но раз уж вы пришли сюда,
то, стало быть, надежду сохранили
и это потому, что Бог вам дал ее,
чтоб не пропасть от суеты.
и прочей гнили.
Давайте же посмотрим,
что нас окружает,
и как мы среди этого живем.
На что ни посмотреть, все может показаться
бессмысленностью, суетой сует,
потерей времени без пользы.
Что люди получают
от своих трудов тяжелых
за время жизни?
Да как будто ничего!
В природной сути не меняется ничто!
Люди рождаются и умирают.
А что Земля?
Земля на веки остается.
Восходит солнце и заходит,
и снова на восход спешит.
И ветер дует то на юг, а то на север,
и снова возвращается туда,
где зародился.
Все реки на Земле
стекают в море,
но никогда его не переполнят.
Вода обратно возвращается к началу,
чтобы снова течь.
Здесь эта повторяемость извечна!
И долго рассуждать об этом толку мало,
лишь к утомленью приведет.
Суть жизни всех вещей –
в их действии по Воле Божьей.
Ваша тоже.
Но сколько не твердят об этом -
будет мало.
Слова, когда пусты,
достигнув слуха, вас не насыщают.
Как и глаза на что бы не глазели
насытить Вас не могут.
Здесь каждому
свою жизнь самому изведать
и потратить суждено.
А в главном как все было,
так и продолжается,
и будет делаться все то же,
что и прежде -
таков порядок на Земле,
который здесь давно.
Бывает, кто-то средь людей,
возьмется говорить:
«Смотрите – это новое!»
Начнешь смотреть, а видишь:
было это здесь уже давно -
еще до нас.
Просто не могут люди помнить то,
что прежде них происходило.
И то, что нынче происходит,
в далеком будущем
не будут помнить люди.
А после и другие,
то, что делалось до них
не смогут, и не будут вспоминать.
Порядок сей не люди учредили.
А кто?
Попробуйте-ка сами угадать.
И не спешите это вслух произнести,
внутри немного подержите!
Сейчас Учитель я,
а были времена, когда царем Израиля
в Иерусалиме был.
В те прошлые года,
на Мудрость, опираясь,
решил я испытать, исследовать,
все то, что люди делают по жизни.
Теперь я знаю: Бог дает нам Мудрость.
Однако упражняться в Ней -
тяжелая работа.
Ведь глядя на творимое под Солнцем,
через Нее
столкнешься с тем, что будешь видеть,
как жизнь людей – пустая трата времени,
напоминает ловлю ветра,
просто суету.
Уж коли криво что,
ты выпрямить его не сможешь,
и если что утрачено,
сказать не можешь: «Здесь оно»!
Да! Стал я очень мудрым,
и в этом превзошел царей,
здесь до меня
Иерусалимом правивших.
И стало мне известно,
что такое знания и мудрость,
ведь жизнь свою,
свой разум посвятил
познанию мудрости и глупости,
познанию безрассудства.
А понял что?
Пытаться слишком мудрым стать,
всё то же,
что пытаться поймать ветер.
С излишней мудростью
потерянность приходит.
Кто слишком увеличивает знанье,
тот выращивает скорбь.
И вот тогда, чтобы развеяться
от этих мрачных мыслей, решил:
«Попробую развеселиться
и насладиться попытаюсь,
чем смогу».
Увидел, это бесполезно так же.
Смеяться глупо без конца,
и развлеченье ничего не производит.
Я понял, этим я себе не помогу.
Попробовал вином помочь
взбодриться телу.
Однако выяснил, что это
тоже не поможет делу.
Да! Глупость эту испытал.
Мой разум и за этим наблюдал.
И делал все
лишь для того, чтоб самому понять
про все полезное,
что люди могут делать на Земле,
пока они живут.
И дел великих в те года,
жизнь, пробуя на вкус,
я для себя не мало сотворил:
Дома построил,
виноградники разбил и парки,
с фруктовыми деревьями сады.
И водоемы сделал,
чтоб поливать мои растущие деревья.
Рабов купил,
мужчин и женщин,
и даже были у меня рабы,
что в моём доме рождены.
Купил стада коров, овец отары,
и было больше у меня всего,
чем прежде у кого
в Иерусалиме до меня.
Я золота собрал и серебра,
забрал богатство у царей всех областей.
И были у меня певцы, певицы,
ну, просто все, что я желаю,
жен многочисленных включая.
Я очень знаменитым стал и более великим,
чем все, кто жил в Иерусалиме до меня.
И мудрость рядом,
чтобы мне помочь,
была со мной.
И все, что только видели глаза мои,
мог пожелать,
и получал.
Мой разум был доволен
тем, что делал я,
и счастье это
было наградою
за весь мой тяжкий труд.
Но время некое спустя,
взглянул на все, что сделал я,
на всю тяжелую работу,
проделанную мной,
и вдруг почувствовал, и понял,
что много из того,
что я творил есть суета сует,
есть времени растрата
– попытка ветер изловить.
Нет пользы никакой ото всего,
что так мы делаем по жизни.
Да! Средь людей такого человека нет,
кто может делать более,
чем царь.
А знаете, что будет делать тот,
кто следом трон его займет?
Все то же, что и прежний царь.
Он будет царствовать.
Я вдруг увидел!
Даже то, что делают цари,
как и у всех,
по большей части суета –
растрата времени.
Но все же этот вывод не остановил меня,
я размышлять пустился дальше:
о мудрости, о глупости, безумстве.
Я видел:
мудрость лучше глупости -
как свет, что лучше темноты,
и как глазами,
пользуется Мудростью мудрец,
чтоб видеть, а куда же он идет?
А глупый, словно в темноте идущий.
Но обнаружил вдруг, что глупый и мудрец
имеют в жизни одинаковый конец.
Смерть поджидает их обоих.
И про себя подумал я:
«Что будет с глупым,
будет и со мной,
зачем же я стремился к мудрости такой»?
И я сказал себе:
«Таким быть мудрым
тоже бесполезно».
Умрут и мудрый, и глупец,
не будут люди помнить вечно
ни мудрого, ни глупого.
Забудут люди всё, что оба сделали они.
О Боже, как бессмысленно!
Все это заставило меня
возненавидеть свою жизнь,
и опечалиться при мысли,
что в ней все бесполезно,