Не делайте из еды культа!
(И. Ильф, Е. Петров. Золотой теленок)
В учебниках по бизнесу часто, практически в каждой книге пишут, что для бизнеса очень важно понимать свою миссию. Вернее даже так – без миссии невозможно вести бизнес. Плюньте на это.
Про миссию можно начать говорить только тогда, когда Вы встанете твердо на ноги, когда Ваш бизнес будет не только приносить устойчивый доход, но и появятся некие излишки, пригодные для инвестирования.
И вот тогда, облеченные величием собственного благополучия, Вы зададитесь вопросом о том, какую пользу человечеству Вы можете принести.
А на первых порах буква «М» должна для Вас иметь только одно значение – маржа.
Термин «маржа» применяется не только в бизнесе, но еще на фондовой бирже и в банковском деле. И везде это разное.
Мы, естественно, будем говорить только о марже в бизнесе.
Начинающие бизнесмены маржу часто путают с маржинальностью и наценкой.
Маржа. Экономисты называют ее маржинальным доходом. Она показывает, сколько компания получила денег после продажи товара или услуги. Для простоты маржой мы будем называть именно маржинальный доход. Он считается в рублях.
Маржа = Выручка − Переменные расходы
Выручка – сумма, которую компания получила от клиента за товар или за оказанную услугу.
Если магазин за день продал 10 смартфонов за 10 000 р. каждый, то дневная выручка и будет 100 000 р.
Переменные расходы – все расходы, которые напрямую связаны с выручкой. Они зависят от объема этой выручки: чем больше выручка, тем больше расходов.
Чаще всего к переменным расходам относят: закупочную цену, процент продавцу с выручки, стоимость упаковки, стоимость доставки, стоимость дополнительных комплектующих. Могут быть и другие варианты. Все зависит от структуры и особенностей бизнеса.
Пример.
Пиццерия с доставкой. Работники пиццерии работают на окладе. В переменные расходы нужно включить:
– себестоимость пиццы;
– упаковка;
– стоимость доставки пиццы клиенту.
Аренду помещения пиццерии и зарплату продавца включать не нужно – они не зависят от объема продаж.
Формула маржи в этом случае выглядит так:
Маржа = Стоимость пиццы − (Себестоимость пиццы + Упаковка + Доставка)
Пример из другой сферы.
Бизнес оказывает консалтинговые услуги онлайн. Консультант получает оклад в месяц. Единственные переменные расходы здесь – комиссия платежной системы. Других нет.
Тогда формула выглядит так:
Маржа = Стоимость консультации − Размер комиссии платежной системы в рублях
Рассчитать маржу несложно, сложнее при расчете маржи – определить, какие именно расходы относятся к переменным и влияют на продажу.
Маржу считают в рублях. Рассмотрим на примере.
Выручка компании в январе – 10 млн р.
Переменные расходы – 6,7 млн р.
Маржа в январе: 10 млн – 6,7 = 3,3 млн р.
Выручка компании в феврале – 13 млн р.
Переменные расходы – 8,9 млн р.
Маржа в феврале: 13 млн – 8,9 млн = 4,1 млн р.
Маржа за февраль больше маржи за январь на 0,8 млн р.
Можно подумать, что компания в феврале отработала лучше, чем в январе: маржа больше. Но эти абсолютные цифры не показывают эффективности работы компании. Чтобы правильно сравнить два месяца, надо считать не маржу, а маржинальность.
Маржинальность. Это отношение маржи к выручке. Она показывает, насколько эффективно компания продает товар или услугу: какая доля маржи в 1 рубле выручки.
Маржинальность = Маржа / Выручка × 100%
Маржинальность считается в процентах, и ее тоже часто ошибочно называют маржой. Будет лучше, если вы все-таки будете различать эти два понятия.
Вернемся к компании из предыдущего примера.
Чтобы сравнить январь и февраль по эффективности, посчитаем маржинальность для каждого месяца. Напомним, что маржа за январь получилась 3,3 млн р., а за февраль – 4,1 млн р.