Время, – сказал он, – которое мы имеем, – это деньги, которых мы не имеем.
(И. Ильф, Е. Петров. Золотой теленок)
Время – деньги. Это не расхожая фраза, а упрямая правда. Посчитайте те платежи, которые делает бизнесмен даже еще не начиная бизнес. Эту сумму вы можете поделить на количество минут в месяце и узнаете, сколько реально стоит время. Если вы ничего не делаете, то каждую минуту вы уходите в минус. Чтобы как минимум оказаться «в нуле», нужно зарабатывать каждую минуту по столько же. Ну, а чтобы получить прибыль…
В сказке «Алиса в стране чудес» есть замечательная фраза, сказанная Черной Королевой: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» Это самая настоящая правда.
Часто люди, которые открывают свой первый бизнес, руководствуются девизом: «хватить работать на дядю, лучше я поработаю на себя!» Самая главная ошибка – считать, что бизнес – это такая же работа, только в интересах самого себя.
Работник отдает своей работе восемь часов в день, сорок часов в неделю. Остальное время – его личное. Он может им распоряжаться по своему усмотрению. Ходить на рыбалку, отдыхать с детьми, заниматься любимым хобби или просто лежать на диване.
Если работодатель попытается заставить вас работать в ваше свободное время, он должен будет, как минимум, за это заплатить. В двойном размере. Иначе вы можете подать на него в суд и поверьте – суд будет на стороне работника.
У бизнесмена нет свободного времени, в обычном понимании. Его бизнес – это и его работа и хобби, и семья, и вообще вся жизнь.
По сути, бизнес – это ваш новорожденный ребенок. Вы не можете забыть про него на время, оставить где-то и пойти гулять, сделать вид, что его нет. Он может не выжить, если вы не будете помнить и заботиться о нем круглосуточно.
По мере взросления бизнеса у вас появится больше свободного времени, но если потребуется, вы все равно примчитесь помочь, в любое время суток и в любую погоду.
При этом бизнесмену приходится контролировать несколько направлений деятельности своего бизнеса. Именно контролировать, а не делать лично (об этом – в следующей главе). Тем не менее, этот контроль также отнимает много времени.
Контроль. Суть контроля не в том, что бизнесмен суется в каждое дело каждые пять минут, требует отчетности в трех экземплярах о каждой потраченной копейке и диктует, какие конкретно действия нужно выполнять каждую минуту.
Смысл контроля – понимать, что все движется к намеченной цели или, как минимум, к правильному выполнению поставленной задачи. Для этого от руководителя требуется обеспечить:
Чтобы исполнитель четко знал свою задачу. Эту задачу ему нужно поставить заранее, снабдив всей необходимой информацией.
Чтобы исполнитель умел делать то, что ему поручено. Это умение нужно проверить заранее. В идеале – научить.
Чтобы исполнитель был снабжен необходимым инвентарем и другими материальными средствами, необходимыми для выполнения задачи.
Чтобы исполнителю было выделено достаточно времени для выполнения задачи.
Чтобы сотрудники, а тем более руководители смежных подразделений, чья помощь необходима для выполнения задачи, эту помощь оказывали исполнителю.
Если вы сделаете эту часть задачи, исполнитель свою часть сделает и без вас.
Главное для вас – это понимать, что такая работа от бизнесмена требуется по всем его задачам и направлениям, а не только по одному какому-то заданию.
Бизнесмен – это, в первую очередь, организатор. Он организует работу других. И, организуя работу других, он занят всегда.
Держать на контроле много разных дел достаточно трудно. Поэтому вашим главным другом станет органайзер, или в виде толстой тетради или в виде приложения в телефоне. Второе предпочтительнее, так как современные программы снабжены многими полезными функциями, типа автоматического напоминания о задаче или сортировки дел по важности или срочности.
В первые месяцы после открытия своего бизнеса вы будете жалеть, что в сутках всего двадцать четыре часа. Потому что многие дела нужно будет делать вчера. Именно так это будет звучать для вас.