– Так что же делать? – забеспокоился Балаганов. – Как снискать хлеб насущный?
– Надо мыслить, – сурово ответил Остап. – Меня, например, кормят идеи.
(И. Ильф, Е. Петров. Золотой теленок)
Казалось бы, все мы знаем, что такое деньги. Они у каждого из нас в кармане. Мы постоянно стараемся их заработать и тут же стремимся их потратить. Потому что нам нужны не деньги, а то, что можно на них купить.
Большинство работающих по найму так их и рассматривает, да и в любом учебнике экономики пишут, что деньги – это средства обмена. Вы обмениваете свое время и труд на деньги, а потом за полученные деньги обмениваете то, что вам необходимо в жизни.
Это ловушка парадигмы восприятия денег работающего по найму человека. Чтобы заниматься бизнесом, нужно понять некоторые моменты, восприятие которых отличаются у человека, занимающегося бизнесом.
1. Взгляд на деньги
Работник в любой организации занимается обменом своего труда или, как минимум, времени на деньги (зарплату). В отношении денег у работника есть только одна точка зрения – он их получает в день зарплаты. При трудоустройстве работнику сообщают, сколько и в какие дни месяца он получит зарплату и эта информация будет нерушима. При возникновении трудностей у работодателя с выплатой зарплаты, работник будет буянить и требовать свои деньги, которые ему обещаны.
Работник может планировать свои траты заранее, потому что он знает, сколько он получит. Но тратит деньги он, как правило, уже после того, как получит зарплату.
В бизнесе взаимоотношения с деньгами совсем другие. Вместо понятия «зарплата» у бизнесмена есть понятии «баланс».
Баланс – это знание о том, что в бизнесе деньги имеют не форму реки, а форму приливов и отливов, причем не систематических, не равномерных и не одинаковых по силе.
Балансовая ведомость состоит из двух частей – доход и расход. В этом главное отличие баланса от кошелька работника по найму. Если вы работник по найму, в ваш кошелек деньги сначала должны попасть, потом вы их оттуда тратите. В бизнесе доходная и расходная часть баланса вообще живут отдельными жизнями.
Сложности в понимании баланса добавляет еще и то, что туда записываются не только «живые» деньги, но и долги. Причем и те долги, которые должны вы, но и те, которые должны вам.
Если долг ваш – это долг отрицательный, он записывается в расход.
Если долг вам – это долг положительный, он записывается в доход.
Так как итоговые значения баланса – это всего лишь числа, то по этим самым итоговым числам редко понятно – сколько у вас вообще денег. «Живых» денег. Все эти числа точно знает ваш бухгалтер. Но если вы хотите, чтобы ваш бизнес процветал, вам тоже надо в этом разбираться, хотя бы на уровне знания балансовой ведомости.
2. Очередность «приливов» и «отливов».
Работающий по найму сначала получает зарплату, потом ее тратит.
Бизнесмен чаще всего сначала платит, потом что-то получает. Причем платит он обязательно, а вот получает – не всегда. Платит еще до того, как получит прибыль от бизнеса.
Обязательные выплаты (минимальный комплект):
– аренда помещения,
– зарплата работникам,
– выплаты в пенсионный фонд и фонд социального страхования за себя и работников,
– налоги,
– оплата кредита, взятого под открытие бизнеса
Это были выплаты, которые надо платить даже еще не приступив непосредственно к бизнесу.
А приступив, нужно будет закупать оборудование и оргтехнику, товары под реализацию или материалы для производства товаров, мебель для офиса, моющие средства для уборщицы, и все-все, что работник видит вокруг себя на рабочем месте – все надо закупать, соответственно – за это платить.
Есть платы, которые можно сделать единоразово, а есть ежемесячные или ежеквартальные платы.
И самое неожиданное для любого бывшего работника, ставшего бизнесменом, эти выплаты нужно производить независимо от успешности или неуспешности бизнеса. Нельзя сказать, что в этом месяце пока не было достаточного дохода, или вообще не было дохода, поэтому можно не платить. Это никого не волнует. Это и есть те риски бизнеса, о которых вроде все говорят, но не уточняют детали.
Когда говорят, что бизнес – дело рискованное, имеется в виду как раз это.
Работник, которому задержали зарплату, не может вполне понять данный риск. Даже если он платит кредит и невыплата вовремя зарплаты ведет к конфликту с банком, это все равно не то. Работник знает, что работодатель ему должен денег, поэтому он ходит и требует этих денег, а банку обещает выплатить, как только получит задержанную зарплату.
Вам, как бизнесмену никто априори денег не должен. Никто не должен гарантировать вашу прибыль. Если бизнес не принес доход, его неоткуда взять, а тем более потребовать. А платить все равно надо.
3. Терминология.
В бизнесе некоторые одинаковые понятия называют разными словами, что вносит определенный сумбур в головы начинающих.
Доход, приход, валовый доход, профит, оборот, выручка – это одно и то же. Это все деньги, которые пришли в кассу или на счет компании в результате деятельности бизнеса, то есть от продажи товаров или оказания услуг, за определенный период времени.
Расход, затраты, издержки, траты – тоже означают одно и то же. Это деньги, которые бизнес заплатил на сторону, за определенный период времени. Не стоит называть это потерями. Вы эти деньги не теряете, а платите для обеспечения жизнедеятельности своего бизнеса. Если это действительно так.
Прибыль – самый специфический, без синонимов термин. Это вообще математический термин. Прибыль – это разница между доходом и расходом за один и тот же промежуток времени, в том случае, если у вас получается положительное число. Если число отрицательное, та же разность называется убытком.
4. Деньги в бизнесе – это не цель, а средство.
Вы слышали, наверное, выражение «деньги делают деньги». Обычно это относят к инвестированию. На самом деле это относится к любому виду бизнеса.
Есть такое понятие, как «себестоимость». Это та сумма денег, которая нужна для оплаты товаров, которые приобретут у вас клиенты. Это может быть собственное производство или перепродажа, но тем не менее на эти товары, до того как они попадут к клиентам, вы потратите деньги. И вот эти внесенные заранее деньги принесут вам доход, большую часть которого вы опять отправите назад, на добывание товаров для будущих клиентов.
Еще часть денег из полученного дохода вы потратите на выплаты, о которых написано выше – аренда, зарплата, налоги и т.п. Это выплаты обязательны для самого существования бизнеса.
Оставшаяся часть может называться прибылью.
Бизнес можно сравнить с котлом, в котором «варятся» деньги, с которого вы время от времени снимаете «пену», остальное остается в котле.
Но процесс «варения» нельзя оставлять без присмотра, а тем более не иметь четкой цели того, что и зачем вы «варите». Иначе большая часть того, что вы «варите» – испарится, а оставшийся сухой остаток сгорит.
Люди, не занимавшиеся никогда бизнесом, обсуждая какого-нибудь «богача» считают приблизительный доход его фирмы, думая, что это и есть размер его «богатства». Между тем считать доход, ничего не зная о расходах компании – занятие бесперспективное. Компания может получить доход в размере сто миллионов рублей, но за этот же период потратить сто один миллион и в итоге обанкротиться.
Поэтому, первое, с чего нужно начинать планирование своего бизнеса – это определение точной суммы прибыли, которую Вы хотите получать от своего бизнеса. Как бы странно это ни звучало.
Почему это так важно, мы рассмотрим в главе 7. Но прежде нужно рассмотреть еще пару ловушек и подводных камней, которые нужно обойти еще до того, как Вы начнете писать свой бизнес-план. Этим мы займемся в следующей главе.