ГЛАВА 1. СТАТЬ СВИДЕТЕЛЕМ: БЛЕСТЯЩИЕ ДОСТИЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА

1.ТРАНСПОРТНАЯ ОТРАСЛЬ В АВАНГАРДЕ:ОБЗОР ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ КИТАЯ


Установить правильное положение в мире и следовать великому пути в мире. Транспорт является ведущей, базовой, стратегической отраслью и важной сферой услуг национальной экономики, а также одной из наиболее непосредственных, обширных и глубоких областей применения новой науки и техники.

Наша страна с древних времен была крупной транспортной державой, и хотя в наше время уровень развития этой отрасли временами снижался, однако транспортная отрасль все еще продолжала двигаться вперед, преодолевая трудности. С момента основания Новой Китайской Республики началась планомерная разработка транспортной инфраструктуры. Особенно после реформ и открытости Китайской Народной Республики транспорт вступил в стадию стремительного развития, строительство инфраструктуры находится в авангарде мира, способность к автономному производству оборудования достигла стремительного прогресса, а интеллектуальные информационные технологии получили широкое применение, внесли важный вклад в экономическое и социальное развитие, а также в обеспечение безопасного и удобного передвижения людей. По общему развитию транспортной отрасли в течение более 70 лет наша страна пережила периоды от «общего отсталого состояния» до «ограничивающего развитие», от «первоначального облегчения» до «основного приспособления» к потребностям экономического и социального развития. Транспортная отрасль претерпела значительные изменения и продвинулась вперед по пути реформ и инноваций, добилась ряда важных достижений. Разрыв с ведущими мировыми уровнями быстро сокращался, а в некоторых областях был достигнут значительный прорыв, что существенно поддержало стремительное развитие транспортной отрасли. Пройден славный путь, соответствующий ожиданиям народа, созданы выдающиеся достижения, отвечающие миссии нашего времени. Современная интегрированная транспортная система предстает перед миром.

В начале существования Новой Китайской Республики общая протяженность автомобильных дорог по всей стране составляла 80,8 тысячи километров, большинство из которых – грунтовые дороги; внутренние водные пути оставались в естественном состоянии;общая протяженность железных дорог составляла лишь 21,8 тысячи километров, половина которых находилась в состоянии паралича; гражданская авиация имела всего 12 внутренних маршрутов. В настоящее время в Китае в основном завершено строительство «пяти вертикальных и семи горизонтальных» комплексных транспортных коридоров, в основном сформирована сеть скоростных железных дорог и высокоскоростных автомагистралей, а строительство междугородных железных дорог стабильно и неуклонно продвигается вперед. Между «четырьмя основными секторами» на востоке, западе, в центре и на северо-востоке Китая налажено высокоскоростное железнодорожное сообщение, а также региональное развитие постепенно становятся скоординированным. По многим показателям инфраструктура железных дорог, шоссейных дорог, водных путей и гражданской авиации находится на переднем крае в мире, и сеть транспортной инфраструктуры в основном сформирована.

К концу 2020 года общая протяженность автомобильных дорог в стране достигла 5 198 100 километров, что в 64,3 раза превышает уровень при создании Нового Китая, протяженность обслуживания дорог составляет 5 144 000 километров, что составляет 99,0% от общей протяженности дороги, а доступность автомобильных дорог постепенно увеличивается. Общая протяженность скоростной автомагистрали составляет 161 000 километров, и она в основном охватывает города и округа страны с населением более 200 000 человек, занимая первое место в мире. Протяженность сельских дорог достигла 4 382 300 километров, практически охватывая все населенные пункты и сформированные деревни. Рационально спланированная сеть дорог с удобными связями между основными и вспомогательными маршрутами уже в основном сформировалась.



Общая протяженность автомобильных дорог в стране и плотность автодорожной сети за 2016-2020 годы


Структура сети инфраструктуры водного транспорта улучшается день ото дня, и общая протяженность внутренних водных путей страны достигла 127 700 километров, что примерно в 1,7 раза больше, чем в первые дни основания Нового Китая, занимая первое место в мире. Среди нихуровневые судоходные пути1 составляют 67 300 километров, или 52,7% от общей протяженности, и качество водных путей значительно улучшилось. В стране имеется 22 142 причала для производственных терминалов, что в 143,7 раза больше, чем в 1949 году, и 2592 причала для судов водоизмещением в 10 000 тонн и выше. В рейтинге десяти крупнейших портов мира по объему грузооборота Китай занимает восемь из них. Внутренний водный путь, состоящий из «двух горизонтальных путей, одного вертикального пути, двух сетей и восемнадцати линий», сыграл важную роль в развитии речного района.



Эксплуатационная протяженность внутренних водных путей страны за 2016-2020 годы


К концу 2020 года общая эксплуатационная протяженность железной дороги в стране достигла 146 000 километров, увеличившись более чем в пять раз по сравнению с 1949 годом, а плотность железнодорожной сети Китая достигла 152,3 километра, увеличившись на 10 000 квадратных километров. Эксплуатационная протяженность высокоскоростных железных дорог достигла 38 000 километров и заняла первое место в мире. Высокоскоростное железнодорожное сообщение охватывает большинство провинций (районов, городов), плотность сети центральных и западных железных дорог постепенно увеличивается, и в целом сформирован основной каркас из «четырех вертикальных линий и четырех горизонтальных линий».



Эксплуатационная протяженность железных дорог в стране за 2016-2020 годы


Отрасль гражданской авиации развивается быстрыми темпами. К концу 2020 года в Китае имеется 241 сертифицированный аэропорт гражданской авиации, построено 240 аэропортов с регулярными рейсами и в основном сформирована разумная, структурированная и безопасная высокоэффективная аэропортовая система. В стране насчитывается 27 судоходных аэропортов с ежегодным пассажиропотоком более 10 миллионов пассажиров, а широкая, объединяющая основные и вспомогательные маршруты и связанная с мировыми авиалиниями транспортная сеть постепенно совершенствуется.



Пекинский международный аэропорт Дасин


Почтовая система в основном создана, и по всей стране насчитывается 349 000 отделений, 224 000 пунктов экспресс-обслуживания, 100 000 почтовых ящиков и 11 000 киосков для прессы. Среди них в сельской местности насчитывается 111 000 различных отделений и 71 000 пунктов экспресс-обслуживания. 10 августа 2019 года в деревне Жэсыкаму уезда Ташкургана Синьцзян-Уйгурского автономного района была установлена почта, что означает, что задача «в каждом поселении есть точка обслуживания, в каждой деревне есть прямая почта» была выполнена на год раньше запланированного срока. Жители 556 000 образованных деревень могут получать почту, не покидая деревни.

Сеть магистральных трубопроводов для транспортировки нефти и газа начинает набирать масштабы, общая протяженность трубопроводов для долгосрочной транспортировки нефти и газа достигла 165 000 километров, и первоначально были сформированы три основные магистральные сети по транспортировке сырой нефти, нефтепродуктов и природного газа, охватывающие 31 провинцию (район и город) по всей стране, а также сеть транспортировки нефти и газа «с запада на восток, с севера на юг, с запада на восток, с севера на юг и морская перевозка сжиженного природного газа», что значительно увеличивает уровень взаимосвязи и сообщения.

Транспортное оборудование постоянно совершенствуется. В 1949 году основными средствами транспорта были рикши, гужевые повозки и деревянные парусные суда. Количество транспортных средств было небольшим, модели – старыми, а состояние – плохим. В стране насчитывалось 51 000 гражданских автомобилей и 4525 гражданских транспортных судов и барж. После образования Нового Китая, особенно после реформ и открытости Китайской Народной Республики, Китай добился значительных успехов в производстве транспортного оборудования. К концу 2020 года общее количество автомобилей в стране достигло 281 миллиона, в том числе количество эксплуатируемых на дорогах автомобилей составляет: 11,7154 миллиона и 11,1028 миллиона – грузовые автомобили, 126 800 судов водного транспорта, 22 000 железнодорожных локомотивов, 3918 железнодорожных подвижных составов скоростных поездов, 31 340 поездов; количество транспортных самолетов составляет 3903 единицы, количество общественных автобусов и троллейбусов – 704 400 единиц, количество транспортных средств городского рельсового транспорта – 49 424 единицы, количество такси – 1394 миллиона, количество городских пассажирских паромов – 194 единицы. Количество новых видов транспортных средств и спецтехники неуклонно растет. Производство и продажи автомобилей занимают первое место в мире на протяжении девяти лет подряд, масштабы производства и продажи оборудования для железнодорожного транспорта занимают первое место в мире, также производство и продажи судостроительной промышленности занимают первое место в мире… Достижение этих результатов свидетельствует о том, что Китай стал великой державой по производству транспортного оборудования.

Особенно стоит отметить, что такие отечественные транспортные средства и оборудование, как железнодорожный подвижной состав скоростных поездов «Фусинхао», крупный авиалайнер С919 и другие, продолжают появляться и началось проектирование дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета CR929, что знаменует новый уровень «Сделано в Китае»; потрясла мир серия суперпроектов, таких как мост Гонконг – Чжухай – Макао, Пекинский международный аэропорт Дасин, высокоскоростная железная дорога Цзинчжан (Пекин – Чжанцзякоу), четвертая фаза глубоководного Шанхайского порта Яншань и т. д.; технологии строительства железных и автомобильных дорог в условиях особых геологических пород, таких как высокогорные вечномерзлые грунты, набухающие глины, лесс, карст и пустыни, позволили преодолеть проблемы мирового уровня; бурно развиваются новые формы отрасли, такие как онлайн-заказ такси, велосипеды для общего пользования, интернет-логистика. Всё это придало новый импульс экономическому развитию Китая.



Высокоскоростной поезд «Фусинхао»



Мост ГонконгЧжухайМакао

2. ПОДЪЕМ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ СИЛАМИ НАУКИ И ТЕХНИКИ: СКООРДИНИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ


Оглядываясь на историю развития транспортной отрасли, можно отметить,что от стратегии «Подъем транспортной отрасли силами науки и техники» до «Укрепления транспортной отрасли силами науки и техники» технологии 5G, искусственный интеллект, большие данные, облачные вычисления, интернет вещей, мобильный интернет и другие передовыетехнологии нашли широкое применение в транспортной отрасли. В интеллектуализации транспортной инфраструктуры и оборудования постоянно происходят новые прорывы, научно-технологические инновации в транспортной сфере демонстрируют активную тенденцию развития, а вся транспортная система становится более интеллектуальной, безопасной, экологичной, эффективной и удобной, что закладывает важный фундамент для долгосрочного устойчивого и стабильного развития национальной экономики.

(1) Автомобильный транспорт

Строительство дорожной инфраструктуры

Инфраструктура является гарантией транспортных перевозок, и постоянно совершенствующаяся дорожная инфраструктура является важной составляющей национальной комплексной транспортной сети. С момента основания Китайской Народной Республики строительство дорожной инфраструктуры в Китае продолжало развиваться, а масштабы, технический уровень и доступность дорожной сети претерпели кардинальные изменения, которые обеспечили надежную поддержку дорожного движения и гарантию экономического и социального развития нашей страны. После реформы и открытости, особенно с 18-го съезда Коммунистической партии Китая, в транспортной системе под руководством идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху тщательно реализуются важные указания генерального секретаря по транспортной работе, что привело к достижению заметных результатов в строительстве дорожной инфраструктуры и открыло новую страницу в развитии автомобильного транспорта.

Обычные национальные и провинциальные магистральные дороги

В начале становления Китайской Народной Республики протяженность дорожной сети составляла всего 80,8 тыс. километров. После реформы и открытости сфера автомобильного транспорта в Китае вступила на путь стремительного развития, была не только увеличена протяженность движения, но и улучшены технический уровень и глубина доступности дорожной сети. В 1981 году Государственный комитет по планированию, Государственный экономический комитет и Министерство транспорта опубликовали «Планирование сети национальных магистральных дорог (пилотный проект)», который стал первым систематизированным национальным планом развития сети магистральных дорог в нашей стране. Обнародование этого плана эффективно способствовало формированию сети магистральных автомобильных дорог.

С началом строительства скоростной автомагистрали ее функция претерпела изменения. Обычные национальные дороги, как органическая часть национальной дорожной сети, выполняют роль транспортных коридоров средней и короткой протяженности вдоль национальных маршрутов, служат альтернативными маршрутами в чрезвычайных ситуациях на скоростных дорогах и дополняют коридоры, где нет скоростных дорог. На этом основании Министерство транспорта всесторонне рассмотрело схему сети национальных автомобильных магистральных дорог и скоростных автомагистралей и в 2013 году опубликовало «Национальный план развития сети автомобильных дорог».

К концу 2020 года протяженность сети обычных национальных дорог увеличилась с 109 200 километров, когда в 1981 году было обнародовано «Планирование сети национальных магистральных дорог (пилотный проект)», до 370 700 километров. Глубина доступности дорожной сети увеличилась от соединения политических центров провинций (автономных районов, муниципалитетов) и городов с населением более 500 тыс. человек до соединения уездов, что эффективно поддержало экономическое развитие на уровне уездов. Протяженность обычных провинциальных дорог увеличилась в несколько раз, они достигли деревень, промышленных парков, важных туристических пунктов, что в большей степени поддержало местное экономическое развитие.



Самая красивая национальная трассаЧжанъе 227


Скоростные автомагистрали

В декабре 1984 года началось строительство скоростной автомагистрали Хуцзя (Шанхай – Цзясин). 30 октября 1988 года она была построена и введена в эксплуатацию, протяженность составила 20,4 километра, что положило конец истории отсутствия скоростных дорог в материковом Китае.



Первая скоростная автомагистраль в материковом Китае Хуцзя (Шанхай Цзясин)


В сентябре 1990 года скоростная автомагистраль Шэньда (Шэньян – Далянь) протяженностью 375 километров построена и введена в эксплуатацию, что знаменовало начало эпохи скоростных дорог в Китае.

В 1993 году была страль Цзинцзиньтан (Пекин – Тяньцзинь – Тангу), которая была построена с использованием кредита Всемирного банка и на основе международного открытого тендера в с условиями FIDIC, и это стало ключевым моментом в реформе системы управления строительством автомобильных дорог в Китае.



Церемония подписания соглашения по строительству скоростной автомагистрали Цзинцзиньтан (Пекин Тяньцзинь Тангу) с использованием кредита Всемирного банка


В декабре 2004 года Государственный совет обсудил и утвердил «Планирование сети национальных скоростных автомагистралей». В 2008 году была полностью завершена сеть главных национальных магистралей «Пять вертикальных и семь горизонтальных», а сеть «7918»2 стала основной целью дорожного строительства в последующие годы. В 2012 году протяженность скоростных автомагистралей в Китае достигла 96 тыс. километров – и Китай обогнал США и занял первое место в мире по этому показателю.



Смотреть на Китай вдоль скоростных дорог


Китаю понадобилось 12 лет, чтобы пройти путь от нуля до 10 тысяч километров эксплуатируемых скоростных автомагистралей, и всего лишь 9 лет, чтобы увеличить эту протяженность с 10 тысяч до 60 тысяч километров. От полного отсутствия скоростных автомагистралей до первого места в мире по общей протяженности скоростных автомагистралей – такая «китайская скорость» привлекает внимание всего мира. Развитие строительства скоростных автомагистралей в нашей стране заложило основу для создания мощной транспортной державы.

Сельские дороги

Сельские дороги являются важной частью дорожной сети нашей страны. Они охватывают самую широкую территорию, обслуживают наибольшее количество людей, предоставляют наиболее распространенные услуги и являются транспортной инфраструктурой с самой высокой степенью общественного благосостояния. После образования Нового Китая, особенно после реформ и открытости, сельские дороги Китая прошли путь от малого к большому, от распространения к улучшению, от низкого уровня к более высокому. Плотность сети сельских дорог, глубина доступности, технический уровень постоянно повышались, улучшались способность и уровень обслуживания сельского транспорта, что обеспечивает надежную транспортную поддержку для решительной борьбы с бедностью и окончательной победы в построении всесторонне процветающего общества.

С 18-го съезда Коммунистической партии Китая генеральный секретарь Си Цзиньпин, исходя из общих интересов развития партии и государства, трижды дал важные указания по созданию «сельских дорог четырех хорошо». Он потребовал сосредоточиться на решении насущных проблем, совершенствовании политических механизмов, не только хорошо строить сельские дороги, но и хорошо их содержать, защищать и эксплуатировать, чтобы предоставить лучшую поддержку для обогащения крестьян и ускоренного продвижения модернизации сельского хозяйства и сельских районов. Министерство транспорта добросовестно претворяет в жизнь дух важных указаний генерального секретаря Си Цзиньпина, продолжает совершенствовать систему высококачественного развития «сельских дорог четырех хорошо» и стремится прилагать усилия для их высококачественного развития.

«Сельские дороги четырех хорошо»




К концу 2020 года общая протяженность сельских дорог в стране достигла 4,3823 млн километров. Дороги в поселках и административных деревнях были обеспечены твердыми покрытиями, что позволило сформировать сеть дорог, охватывающую сельскую местность и соединяющую города и деревни,

с уездными центрами в качестве центральных узлов, поселками в качестве промежуточных точек и административными деревнями в качестве сетевых узлов.



Сельская дорога Мэйлин уезда Анцзи провинции Чжэцзян


Дорожно-транспортные средства и оборудование

Быстрое развитие автомобильной промышленности

В 1956 году на Чанчуньском автозаводе 1 был успешно выпущен первый грузовик марки «Цзефан», что ознаменовало начало автомобильной промышленности Нового Китая.

В 1978 году, с политикой реформ и открытости, начался новый этап в экономическом и социальном развитии Китая, и транспортная отрасль вступила в стадию стремительного развития. В сентябре 1982 года на XII съезде КПК транспорт был определен как одна из стратегических приоритетных отраслей экономического и социального развития, и автомобильная промышленность постепенно встала на путь быстрого и здорового развития. В 1994 году Государственный совет утвердил «Промышленную политику в автомобильной отрасли», после чего появилось множество производителей автомобилей, объем производства и продажи их увеличивались из года в год, укреплялось сотрудничество с зарубежными автопроизводителями, значительно повысились технический уровень и качество продукции. В 2004 году Государственный комитет по развитию и реформам обнародовал и внедрил «Политику развития автомобильной промышленности», которая сыграла активную роль в содействии скоординированному развитию автомобильной промышленности и смежных отраслей, городской транспортной инфраструктуры и охраны окружающей среды, а также в создании благоприятных условий для использования автомобилей.



Первый автомобиль, спроектированный и изготовленный в Новом Китае, успешно прошел испытания


После 18-го Национального съезда КПК транспортная отрасль вошла в новый этап ускоренного строительства современной комплексной транспортной системы, безопасность и уровень интеллектуализации автомобилей постоянно повышаются, качество коммерческих автомобилей улучшилось, а технический уровень некоторых моделей достиг мирового уровня.

Масштабное внедрение и применение автомобилей на новых источниках энергии

Китайская промышленность по производству автомобилей на новых источниках энергии зародилась в начале XXI века, направив развитие автомобильной энергии в сторону многообразия источников электрификации. Одновременно с дальнейшим снижением среднего расхода топлива и выбросов традиционных транспортных средств, работающих на топливе, активно проводились исследования и разработки, популяризация и применение новых источников энергии. В 2001 году в соответствии с требованиями энергетической безопасности, энергосбережения и сокращения выбросов углекислого газа исследовательские проекты по созданию новых энергетических транспортных средств были включены в крупные научно-технические проекты в рамках программы «863» в течение периода Десятого пятилетнего плана. В результате была сформирована структура исследований и разработок в области электромобилей, которая включает «три вертикальных» технических направления, в том числе чисто электрический, масляно-электрический гибрид и топливный элемент, и «три горизонтальные» общие технологии, в том числе аккумуляторная батарея, приводной двигатель и система управления силовой установкой.

После Олимпийских игр 2008 года в Пекине наша страна продемонстрировала применение новых энергетических транспортных средств. После 18-го Национального съезда партии развитие электрификации транспортных средств значительно ускорилось. Количество новых энергетических транспортных средств в транспортной отрасли увеличилось примерно со 150 000 в конце 2015 года до почти миллиона в конце 2019 года, что может сократить выбросы углекислого газа примерно на 50 миллионов тонн в год.



Автомобиль на новых источниках энергии марки BYD


Технология управления и услуги в области автотранспортных перевозок

Технология динамического мониторинга и управления дорожных перевозок

В 2009 году Министерство транспорта для обеспечения безопасности дорожных перевозок на Всемирной выставке в Шанхае спланировало строительство проекта общественной платформы обмена динамической информацией о ключевых эксплуатационных транспортных средствах. Этот проект полностью интегрировал ресурсы мониторинга динамической информации о транспортных средствах на уровне провинций и местных органов. С использованием унифицированного стандарта обмена информацией была создана единая национальная система сетевого контроля и управления ключевыми эксплуатационными транспортными средствами, что позволило обеспечить межрегиональный и межведейственный обмен, совместное использование и регулирование динамической информации о ключевых эксплуатационных транспортных средствах на всей территории страны.

В апреле 2010 года строительство единой национальной системы сетевого контроля и управления ключевыми эксплуатационными транспортными средствами было в основном завершено. Система впоследствии сыграла важную сервисную и гарантийную роль в обеспечении безопасности дорожных перевозок на Всемирной выставке в Шанхае, Азиатских играх в Гуанчжоу, Универсиаде в Шэньчжэне и Всемирной садоводческой выставке в Сиане. В то же время спутниковая система позиционирования автотранспортных средств оказала революционное влияние на трансформацию методов управления безопасностью дорожных перевозок, что эффективно повысило уровень управления безопасностью на автотранспортных предприятиях.

Спутниковая система позиционирования дорожных транспортных средств включает два компонента: бортовой терминал и платформу мониторинга. Бортовой терминал предоставляет водителям информацию о текущем времени, широте и долготе, скорости и направлении, а также записывает данные о возможных аварийных ситуациях, состоянии движения и пройденном расстоянии. Терминал также имеет функцию автоматического оповещения. Платформа мониторинга состоит из платформы государственного надзора и платформы мониторинга предприятий. Последняя предназначена для осуществления в режиме реального времени мониторинга безопасности эксплуатации подключенных к платформе транспортных средств. Она обладает основными функциями, такими как автоматическое оповещение, обработка тревожных сигналов, управление мониторингом транспортных средств, воспроизведение исторических передвижений, регулярные запросы местоположения транспортных средств и видеомониторинг транспортных средств. Кроме того, она включает функции предупреждения о сходе с маршрута, мониторинга ключевых точек маршрута, регионального оповещения, контроля ограничения скорости по участкам дороги, предупреждения об усталости водителя, идентификации водителя, запроса маршрутов эксплуатации и контроля за превышением пассажировместимости.



Система спутникового позиционирования дорожно-транспортных средств


В 2016 году Центральный комитет КПК и Государственный совет КНР выпустили «Мнение о продвижении реформы и развития в области безопасности производства», в котором ясно указали на необходимость совершенствования стандартов производства транспортных средств для междугородных перевозок пассажиров, туристических автобусов и транспортных средств для перевозки опасных грузов, повышения их безопасности, обязательной установки интеллектуальных систем видеомониторинга и автоматического оповещения, оборудования технологий предотвращения столкновений и оборудования для контроля безопасной эксплуатации транспортных автомобилей и судов. Для уже эксплуатируемых транспортных средств также требуются модернизация и обновление оборудования для обеспечения безопасности. В 2018 году Министерство транспорта КНР выпустило «Уведомление о распространении применения интеллектуальных систем видеомониторинга и оповещения» ( 115, [2018] от Порядка управления Министерства транспорта), в котором предписано внедрение этих технологий в сфере дорожных перевозок пассажиров и грузов. Путем автоматического распознавания и оперативного оповещения о небезопасном поведении водителя формировать у водителей как высокие навыки вождения,так и высокую осознанность безопасности.

Интеллектуальные системы видеомониторинга и оповещения для дорожных транспортных средств включают в себя функции мониторинга поведения водителя, сигнализации о неисправности оборудования, мониторинга движения транспортного средства и идентификации водителя. В том числе функции мониторинга поведения водителя включают в себя автоматическое распознавание и сигнализацию о следующих ситуациях: усталость водителя, использование мобильного телефона во время вождения, длительное невнимание к дороге, отсутствие водителя на месте, курение за рулем, одновременное убирание обеих рук с руля и других.

Освещающие ночь светоотражающие материалы

Светоотражающие материалы, также называемые ретрорефлективными материалами, на основе принципа ретрорефлексии используют излучение автомобильных фар и отражение света, чтобы «осветить» дорогу впереди. Это позволяет водителю иметь достаточное время, чтобы заметить объекты впереди и принять соответствующие меры для обеспечения безопасности. В настоящее время эти материалы широко применяются в дорожных знаках, разметках, выпуклых дорожных маркерах, контурных маркерах и других средствах обеспечения дорожной безопасности, а также на автомобильных номерных знаках, одежде, обуви и головных уборах.



Интеллектуальная технология видеомониторинга и оповещения для дорожных транспортных средств



Светоотражающий знак ночью



Светоотражающая разметка ночью


Изначально дорожные знаки в Китае и даже во всем мире не были светоотражающими, что затрудняло их распознавание водителями (в условиях плохого освещения водители не могут вовремя принимать решения, что увеличивало риск возникновения опасных ситуаций). С

30-х годов XX века новые ретрорефлективные материалы начали применяться в транспортной отрасли, и исследования по улучшению условий дорожной безопасности с помощью этой технологии продолжаются до сих пор. Применение ретрорефлективных материалов обеспечивает надежную гарантию безопасности дорожного движения.

Интеллектуальные технологии управления безопасностью дорожного движения

Интеллектуальная транспортная система – высокоэффективная, удобная, безопасная, экологическая и комфортная комплексная транспортная система, созданная на основе относительно усовершенствованной транспортной инфраструктуры с комплектным применением современных информационных, коммуникационных, автоматизированных и геоинформационных технологий (GIS), систем позиционирования и системной интеграции. Ее цель – повысить эффективность своей работы, снизить количество дорожных происшествий и уменьшить загрязнение окружающей среды.

С развитием экономики и общества спрос на транспортные услуги растет значительно быстрее, чем доступность дорожной сети. С 90-х годов XX века развитые страны, такие как США, европейские государства и Япония, постепенно изменили свое мышление и начали применять передовые технологии для преобразования существующих систем дорожного транспорта и их управления. Это позволило значительно увеличить пропускную способность дорожной сети, улучшить качество обслуживания и повысить уровень безопасности дорожного движения. С середины 90-х годов XX века ученые и инженеры в области транспорта в нашей стране начали отслеживать развитие интеллектуальных транспортных систем за рубежом и проводить исследования в их области в нашей стране. В настоящее время в большинстве китайских городов созданы центры диспетчерского управления общественным транспортом, интеллектуальные центры управления дорожным движением, платформы для управления чрезвычайными ситуациями на скоростных автомагистралях, а также платформы для обмена транспортной и логистической информацией, что значительно улучшило условия передвижения населения. С принятием Плана строительства мощной транспортной державы в Китае началось активное внедрение и развертывание интеллектуальных систем управления транспортом. В Китае они обязательно войдут в число самых передовых в мире.



Интеллектуальная транспортная технология


(2) Железнодорожный транспорт

Железная дорога, как массовый транспорт, обладающий большой пропускной способностью, круглосуточной доступностью, низким энергопотреблением, низким уровнем загрязнения, небольшими земельными затратами, а также безопасный и надежный, является ключевой, стратегической, ведущей инфраструктурой страны. Она представляет собой основную артерию национальной экономики, крупный социальный проект и костяк комплексной транспортной системы, ее роль и значение в экономическом и социальном развитии являются ключевыми.

В 1949 году рождение Новой Китайской Республики открыло новую эпоху для развития китайской железной дороги, и началась масштабная реконструкция и строительство новых линий. После реформы и открытости развитие железных дорог пошло ускоренными темпами. С 18-го Национального съезда партии под руководством Центрального комитета партии во главе с товарищем Си Цзиньпином китайская железная дорога серьезно реализовала стратегию инновационного развития, настойчиво идя по пути самостоятельного инновационного развития с китайскими особенностями. В результате произошли исторические, всесторонние и системные изменения в области научно-технических инноваций железнодорожного транспорта. Были успешно построены технологические стандарты железнодорожного транспорта в трех областях: высокоскоростная, обычная и тяжеловесная, с полностью самостоятельными правами интеллектуальной собственности. Общий уровень технологий железнодорожного транспорта вошел в мировое лидерство, что обеспечивает мощную поддержку для высококачественного продвижения строительства сильной транспортной державы и осуществление китайской мечты о великом возрождении китайской нации.

Строительство железнодорожной инфраструктуры

С момента образования Нового Китая и до 1978 года эксплуатационная протяженность железных дорог увеличилась с 21 000 километров до 52 000 километров и первоначально была сформирована железнодорожная сеть Китая. После реформы и открытости темпы железнодорожного строительства ускорились, и такие крупные проекты, как железная дорога Цзинцзю (Пекин – Коулун), железная дорога Ланьсинь (Ланьчжоу – Урумчи) и железная дорога Дацинь (Датун – Циньхуандао), были осуществлены один за другим. В 2004 году Государственный совет утвердил и одобрил принятие средне- и долгосрочного плана развития железнодорожной сети, который позднее дважды пересматривался и перерабатывался в соответствии с потребностями экономического и социального развития страны. В 2006 году была построена и введена в эксплуатацию железнодорожная линия Цинцзан (Цинхай – Тибет), преодолевшая три мировые трудности: высокогорную гипоксию, вечную мерзлоту и хрупкость экосистемы. С 1997 по 2007 год в Китае шесть раз увеличивалась скорость железнодорожного движения, что подготовило техническую и организационную базу для строительства высокоскоростных железных дорог. В 2008 году в Китае была открыта первая в мире высокоскоростная железнодорожная линия, первая в Китае высокоскоростная железная дорога с расчетной скоростью 350 километров в час – междугородная железная дорога Цзинцзинь (Пекин – Тяньцзинь). В 2011 году была введена эксплуатацию высокоскоростная железная дорога Цзинху (Пекин – Шанхай) с самой большой протяженностью и самыми высокими техническими стандартами в мире.

После 18-го Национального съезда КПК масштабы инвестиций в основной капитал железных дорог Китая продолжали оставаться на высоком уровне. К концу 2020 года общая эксплуатационная протяженность железных дорог по всей стране достигла 146 тысяч километров, что делает Китай вторым в мире по этому показателю; построена крупнейшая в мире и самая современная сеть высокоскоростных железных дорог, сеть «восьми вертикальных и восьми горизонтальных» высокоскоростных железных дорог быстро расширяется, их общая протяженность – 38 тысяч километров, что составляет около 70% от общей протяженности высокоскоростных железных дорог в мире, и это делает Китай мировым лидером. Были проведены испытания составов массой 30 тысяч тонн, и Китай стал одной из нескольких стран в мире, владеющих технологией железнодорожной перевозки грузов массой 30 тысяч тонн.



Высокоскоростной поезд «Фусинхао» на высокоскоростной железной дороге Цзинчжан (Пекин Чжанцзякоу) выезжает из туннеля Нанькоу


В области инженерного строительства инфраструктуры железных дорог в Китае достигнуты значительные результаты в научно-технических инновациях. Технологии обследования достигли интеграции «космос – воздух – земля», такие как спутниковая система позиционирования «Бэйдоу», аэрофотосъемка высокоразрешающими беспилотниками и наземное трехмерное лазерное сканирование, обеспечивая надежную техническую поддержку для планирования и строительства сложных железнодорожных маршрутов в опасных горных районах, таких как железная дорога Чуаньцзан (Сычуань – Тибет). Технологические инновации в области инженерного строительства также достигли новых успехов: построены Хусутунский автомобильный и железнодорожный мост через реку Янцзы, крупнейший в мире вантовый мост двойного назначения для железнодорожного и автомобильного транспорта, а также первый в мире подвесной мост для высокоскоростных железных дорог – Уфэншаньский мост через реку Янцзы. Были решены мировые проблемы строительства длинных и крупных туннелей в условиях высокой температуры, высокого давления и значительной деформации мягких пород, а также разработаны комплектные технологии бесшпальных путей CRTS III с полностью самостоятельными правами интеллектуальной собственности. Применение технологии интеллектуального строительства позволило достичь замечательных результатов, включая прорывы в ключевых технологиях интеграции строительных информационных моделей (BIM) и геоинформационных систем (GIS), продвижение интеллектуального заполнения земляного полотна, интеллектуальной укладки путей и применения технологий модульного производства и сборки мостов. Технологии строительства железнодорожной инфраструктуры в Китае достигли передового мирового уровня.

Железнодорожные транспортные средства и оборудование

В начале основания Новой Китайской Республики железные дороги Китая все еще находились в эпохе паровозов. В конце 50-х годов XX века начались разработка и производство дизельных локомотивов, а в конце 60-х годов – разработка и производство электровозов. В 1988 году был выпущен последний паровоз, после чего их производство было прекращено. В 1990 году Китай завершил «Отчет о концепции линии высокоскоростной железной дороги Цзинху (Пекин – Шанхай)», что ознаменовало начало предварительных исследований возможности осуществления этого проекта. Впоследствии были разработаны и произведены отечественные высокоскоростные поезда, такие как «Пионер» («Сяньфэн»),«Голубой меч» («Ланьцзянь») и «Звезда Китая» («Чжунхуачжисин»).

В 2004 году Государственный совет утвердил общую стратегию модернизации железнодорожного оборудования: «внедрение передовых технологий, совместное проектирование и производство, создание китайского бренда». После этого были созданы четыре серии высокоскоростных поездов железнодорожного подвижного состава: CRH1, CRH2, CRH3, CRH53 и технологическая платформа первого поколения. В 2008 году Министерство железных дорог и Министерство науки и технологий подписали «Объединенный план действий по самостоятельным инновациям в области высокоскоростных поездов Китая», что ознаменовало начало этапа самостоятельных инноваций в области оборудования для высокоскоростных железных дорог. Путем внедрения, усвоения и разработки передовых технологий, совместных исследований и преодоления ключевых технологических барьеров были успешно разработаны серии высокоскоростных поездов железнодорожного подвижного состава второго поколения CRH380A, CRH380B и CRH380C со скоростью 380 км/ч. Также наблюдалось быстрое развитие железнодорожных локомотивов и инженерного оборудования.



Иллюстрация скоростных поездов железнодорожного подвижного состава


После 18-го Национального съезда КПК железнодорожная система Китая реализует «Специальный план развития науки и технологий высокоскоростных поездов в период 12-й пятилетки» Министерства науки и технологий и «Специальный план научно-технических инноваций в области транспорта в период 13-й пятилетки» Министерства транспорта. Ускорилась глубокая интеграция новых информационных технологий и производства оборудования, что привело к всесторонним и новаторским историческим достижениям в области инноваций железнодорожного транспорта и оборудования.

В июне 2015 года было выпущено новое поколение китайских высокоскоростных поездов стандартного железнодорожного подвижного состава, разработанных самостоятельно в Китае. 25 июня 2017 года в эксплуатацию был введен высокоскоростной поезд «Фусинхао» железнодорожного подвижного состава, обладающий полностью независимыми правами интеллектуальной собственности и представляющий передовой мировой уровень. 30 декабря 2019 года на высокоскоростной железной дороге Цзинчжан (Пекин – Чжанцзякоу) был впервые в мире введен в коммерческую эксплуатацию интеллектуальный высокоскоростной поезд с автоматическим управлением при скорости 350 км/ч под наблюдением человека, оснащенный передовыми технологиями навигации Бэйдоу и 5G. Китайские высокоскоростные поезда железнодорожного подвижного состава теперь включают серии продуктов, охватывающие восемь скоростных категорий, адаптированных к различным эксплуатационным условиям (высокая температура, низкая температура, снег, песчаные ветры, большая высота над уровнем моря) и различным типам сортировки и тяги. 21 июня 2020 года был успешно протестирован прототип высокоскоростного поезда на магнитной подвеске со скоростью 600 километров в час.



Иллюстрация высокоскоростных поездов «Фусинхао» стандартного железнодорожного подвижного состава


Технологии локомотивов достигли передового мирового уровня, максимальная скорость пассажирских локомотивов увеличена с 120 км/ч до 160 км/ч; осевая нагрузка тяжеловесных грузовых локомотивов увеличена с 23/25 тонн до 27/30 тонн; максимальная скорость магистральных грузовых локомотивов увеличена с 100 км/ч до 120 км/ч; маневровые локомотивы модернизируются в направлении повышения мощности и экологичности. Железнодорожные транспортные средства были всесторонне модернизированы, оснащение пассажирских вагонов стало более качественным, а грузовые транспортные средства в целом увеличились с нагрузки в 70 тонн и скорости менее 100 километров в час до нагрузки в 70-100 тонн и скорости в 120 километров в час. Специальные транспортные средства адаптированы для различных видов перевозок,таких как мультимодальные перевозки, крупногабаритные грузы, автомобили, холодные цепи и другие потребности. Основное технологическое железнодорожное оборудование экспортируется в более чем 100 стран и регионов на шести континентах.

Инженерное оборудование было полностью независимо подобрано, транспортировка и монтаж стандартных балочных мостов интегрированы, специальное мостовое оборудование является крупномасштабным, обычное геологическое туннельное оборудование полностью автоматизировано и серийно выпускается, а специальное и сложное геологическое туннельное оборудование является полуавтоматическим и комплексным. Знаковая продукция туннелепроходческих станков экспортируется более чем в 30 стран и регионов, на долю которых приходится 2/3 мирового рынка.

Технология управления и услуги в области железнодорожных перевозок

Китайская железная дорога всегда придерживается принципа единой сети и централизованного управления транспортом. В области управления движением поездов и организации движения на станциях она развивается от ручной работы к интеллектуальной, широко используя систему диспетчерского управления поездами и централизованную систему диспетчерского контроля.Китайская железная дорога преодолела различные технические проблемы, такие как совместное движение поездов различных скоростей, запуск дальнемаршрутных переходных поездов и организация движения грузовых поездов в условиях высокой плотности грузопотока и интенсивности движения на транспортных магистралях, чтобы удовлетворить потребности в эффективной и безопасной координированной транспортировке на обширной и сложной сети путей. Разработана интеллектуальная диспетчерская система централизованного управления высокоскоростными поездами, что обеспечивает интеллектуальную оптимизацию плана движения поездов и безопасный контроль команд. Разработали интеллектуальную диспетчерскую систему комплексного управления железной дорогой Хаоцзи (Хаолэбаоцзи – Цзиъань), которая обеспечивает интегрированное составление, динамический мониторинг и автоматическую корректировку транспортных и организационных планов движения поездов. Был завершен и введен в эксплуатацию главный железнодорожный центр обработки данных, а железнодорожные информационные технологии сделали ключевой шаг на пути к облачным вычислениям и интеллектуализации.



Иллюстрация диспетчерской системы управления движением поездов (TDCS)


Китайская железная дорога всегда придерживается принципа обслуживания «народная железная дорога для народа», оптимизировала поставки пассажирских и грузовых продуктов и повысила качество пассажирских и грузовых перевозок. В сфере пассажирских перевозок: была создана крупнейшая в мире система продажи железнодорожных билетов через интернет (12 306) с долей интернет-продаж, превышающей 80%. Ситуация, когда пассажиры вынуждены стоять в очередях за билетами всю ночь в период Весеннего фестиваля, осталась в прошлом. Продвигается интеграция железнодорожной сети с интернетом, внедряются инновационные услуги, такие как проверка личности по лицу, онлайн-выбор мест, вход на станцию по сканированию QR-кода, Wi-Fi в поездах и на станциях, онлайн-заказ еды и электронные билеты. В сфере грузовых перевозок: создана система электронной коммерции для железнодорожных грузовых перевозок (95 306), обеспечивающая электронное оформление всех этапов приема грузовых операций, отправки грузов, запросов, платежей и претензий, значительно улучшающая опыт клиентов. С 2016 года доля грузовых операций, оформляемых через интернет, превышает 99%; разработана платформа мониторинга рынка массовых грузоперевозок, ведутся исследования в области мультимодальных перевозок, холодной цепи и других современных логистических технологий, что способствует постоянному повышению уровня обслуживания грузовых перевозок.

Китайская железная дорога твердо придерживается принципа «народ превыше всего, жизнь превыше всего», прилагает все усилия для поддержания бесперебойного движения поездов в критические моменты, такие как наводнения, землетрясения и снежные бури, и торопится доставить материалы для ликвидации последствий стихийных бедствий. В 2020 году в борьбе с пандемией C0VID-19 Китайская железная дорога доставила в Ухань и другие регионы Хубэя 26 000 партий противоэпидемических материалов весом 992 тыс. тонн и перевезла 458 партий медицинского персонала, всего 13 900 человек, что эффективно способствовало борьбе с эпидемией.

Железнодорожные технологии безопасности

Безопасность является вечной темой железнодорожного транспорта. Китайская железная дорога всегда придерживается политической красной линии и отраслевых стандартов, уделяет особое внимание безопасности высокоскоростных и пассажирских поездов, постоянно укрепляет комплексную систему безопасности, основанную на трех основных компонентах: людской, материальной и технической защите. Особенно важную роль в обеспечении безопасности железных дорог играет значительное повышение уровня технологий мониторинга и контроля.

В области мониторинга безопасности движения поездов: в начале 80-х годов XX века было разработано «устройство автоматической остановки», а в начале 90-х годов – «устройство контроля и регистрации движения поездов», что сыграло важную роль в предотвращении проезда на запрещающий сигнал и превышения скорости. Вступая в эру высокоскоростных железных дорог, особенно после 18-го Национального съезда партии, технология системы управления высокоскоростными железнодорожными поездами быстро развивалась, и Китай достиг мирового лидерства в области системы управления высокоскоростными поездами, системы автоматического управления поездами и системы управления междугородными железнодорожными поездами, средне- и низкоскоростными железнодорожными поездами на магнитной подвеске.

В области контроля и мониторинга подвижного оборудования: в поездах «Фусинхао» железнодорожного подвижного состава установлено более 2500 датчиков, что позволяет осуществлять всесторонний мониторинг движения поездов в реальном времени. Роботы для диагностики подвижного состава скоростных поездов могут автоматически и точно обследовать указанные участки, выполняя многоугольное сканирование с близкого расстояния. Технология 5G впервые в мире была применена на железнодорожных локомотивах, создана «интеллектуальная система машинного обслуживания 5G+AI». Разработан сверхширокополосный и интеллектуальный проект безопасной передачи данных, успешно решены проблемы передачи и выгрузки данных с бортовых систем железнодорожных локомотивов.

В области инспекции и тестирования стационарного оборудования и условий эксплуатации:успешно разработаны высокоскоростные комплексные диагностические поезда, системы мониторинга природных катастроф и предупреждения о предельном проникновении посторонних объектов, а также создана комплексная система видеонаблюдения, охватывающая всю линию высокоскоростных железных дорог, что позволяет осуществлять многоуровневую защиту от рисков, связанных со строительством, природными катастрофами и общественной безопасностью. Разработана и внедрена система диагностики и мониторинга электроснабжения высокоскоростных железных дорог, которые обеспечивают всестороннюю и полную проверку системы тягового электроснабжения для обеспечения безопасности электроснабжения.

(3) Водный транспорт

Водный транспорт – это вид транспорта, при котором суда являются основным средством передвижения, порты или портовые станции – транспортной базой, а такие водоемы, как океаны, реки и озера, являются сферой транспортной деятельности. Его технические и экономические характеристики включают большую грузоподъемность, низкие затраты и экономичность инвестиций, но низкую гибкость и непрерывность. Водный транспорт особенно подходит для перевозки крупногабаритных, недорогих, громоздких и насыпных грузов на средние и дальние расстояния, особенно для международной торговли.

С момента основания Нового Китая водный транспорт и строительство водного транспорта прошли необычный путь развития и достигли значительных успехов. В 2020 году грузооборот портов Китая составил 14,55 млрд тонн, а 41 порт с грузооборотом более 100 млн тонн уже много лет подряд занимает первое место в мире по грузообороту портов; в нем насчитывается 126 800 судов водного транспорта с чистой грузоподъемностью 270,60 миллионов тонн, пассажировместимость – 859 900 мест и 2,9003 миллиона стандартных ящиков контейнеров. Протяженность внутренних водных путей составила 127 700 километров, протяженность водных путей высшего класса – 67 300 километров, из которых протяженность водных путей 3-го класса и выше составляет 14 400 км. Строительство судоходных путей высшего класса, таких как ключевой внутренний водный путь, представляющий собой «два горизонтальных пути – один вертикальный путь, две сети и восемнадцать линий», достигло значительных успехов.

Благодаря успешному применению ряда специализированных, комплексных технологий и инновационных достижений в строительстве глубоководных портов, островных портов, управлении сложными глубоководными каналами в устье рек, управлении руслами горных рек, строительстве судоходных узлов и производстве портового оборудования Китай достиг международного уровня в целом и лидирует в некоторых областях в строительстве водного транспорта. Эти строительные и инновационные достижения были достигнуты благодаря правильному руководству партии и правительства, активному продвижению политики реформ и открытости, упорному труду большинства строителей объектов водного транспорта и неиссякаемому стимулу к научному развитию и технологическим инновациям.



Гигантский корабль прибывает в порт Нинбо-Чжоушань


За последние десять лет строительство прибрежной портовой инфраструктуры продолжалось относительно быстрыми темпами. В соответствии с новым планом были разработаны и построены порт Дунцзякоу в Циндао, порт Сюйвэй в Ляньюньгане, западный порт в Яньтае и порт Нинбо-Чжоушань. Продолжается строительство крупных специализированных терминалов и глубоководных каналов для угля, железной руды, сырой нефти и контейнеров. Были построены несколько 300-тысячетонных нефтяных и железорудных терминалов, угольных терминалов свыше 100 тысяч тонн и контейнерных терминалов, а также 300-тысячетонные каналы. Схема расположения основных специализированных терминалов стала более усовершенствованной, условия работы портов и водных путей адаптированы к требованиям крупномасштабного развития международных морских перевозок. Строительство прибрежной портовой инфраструктуры достигло мирового уровня по размеру, специализации и модернизации.

Завершено строительство 12,5-метрового глубоководного канала ниже Нанькина на основной линии реки Янцзы и канала в районе Цзинчжоу. Построено несколько крупных судоподъемников с высоким напором, таких как судоподъемник Санься. Построены и введены в эксплуатацию двух- и многолинейные шлюзы на высококлассных судоходных путях внутренних рек, таких как основная судоходная линия Сицзян, Великий канал Цзинхан (Пекин – Ханчжоу) и река Сянцзян, что увеличило пропускную способность каналов. В соответствии с концепцией интенсивного использования и комплексного развития были реализованы ключевые проекты по строительству ряда крупных и интегрированных портов, такие как порт Гоюань в Чунцине и порт Янло в Ухане. Структура портов внутренних рек была значительно оптимизирована, портовые сооружения и сервисные возможности значительно улучшились, и порты стали важными узлами комплексного транспорта и региональными логистическими центрами, а также важной опорой для внешней открытости.



Судно «Сокол» плывет по Северному ответвлению канала в устье Янцзы



Сверхбольшой контейнеровоз «Космос» вместимостью 21 000 стандартных контейнеров компании Cosco Express Group


Китай достиг прогресса в строительстве сверхбольших специализированных транспортных судов. Тенденция к увеличению размеров, специализации и стандартизации судов очевидна, и чистый тоннаж растет. В морском транспорте в качестве будущего направления развития морского транспорта будут использоваться высокоэффективный дизельный двигатель с ультранизким выбросом, газовым топливом и двигатель с двойным топливом, а также технология нулевых выбросов.

Быстрое развитие водной транспортной инфраструктуры и транспортных средств значительно изменило облик транспортной инфраструктуры Китая и способствовало быстрому развитию региональной экономики. Прибрежные порты стали важным окном для внешней открытости, а высококлассные внутренние водные пути тесно связывают восточные, центральные и западные регионы Китая и уже стали важной связующей нитью для сбалансированного регионального развития. Разумно спланированная, технологически передовая и полностью оснащенная водная транспортная инфраструктура обеспечивает транспортировку энергии, сырья и контейнеров, эффективно поддерживает внешнюю торговлю и быстрый рост национальной экономики. Благодаря преодолению многочисленных технических трудностей и успешному завершению ряда «суперпроектов» китайские порты стали яркой визитной карточкой страны, восхищающей мир. Достижения Китая в строительстве водной транспортной инфраструктуры – это результат упорного труда и мудрости многих поколений строителей, которые заслуживают вечной памяти.

(4) Воздушный транспорт

Гражданская авиация является стратегической отраслью и играет основную и ведущую роль на новом пути страны к всестороннему построению современного социалистического государства. Создание мощной державы гражданской авиации необходимо как для лучшего обслуживания национальной стратегии развития и удовлетворения потребностей населения в благополучной жизни, так и для углубления структурной реформы гражданской авиации на стороне предложения, повышения эффективности работы и качества услуг, а также поддержки строительства мощной транспортной державы.

С момента реформ и открытости благодаря упорному труду нескольких поколений работников гражданской авиации Китай достиг значительных успехов в области безопасности, масштабов отрасли, возможностей обслуживания и значимости, что заложило прочную основу для строительства мощной державы гражданской авиации. Особенно после 18-го Национального съезда КПК Китай достиг значительного прогресса в области научных и технологических инноваций в гражданской авиации, и поддерживающая и ведущая роль науки и техники в области гражданской авиации в ее качественном развитии становится все более заметной. Китайская гражданская авиация, ориентируясь на стратегию создания мощной авиационной державы, внедряет систему и механизм управления наукой и технологиями, совершенствует систему инноваций и применения результатов, значительно повышает свои научно-технические инновационные способности, заметно повышает уровень информатизации, значительно увеличивает эффективность вложений в науку и технологии и уровень трансформации достижений, активно продвигает популяризацию научных знаний и культуры в гражданской авиации, полностью реализует и развивает поддерживающую и ведущую роль науки и технологий в строительстве мощной авиационной державы.

Научно-техническая инновационная способность в гражданской авиации постоянно растет

В области гражданской авиации Китая постоянно появляются собственные инновационные научно-технические достижения, и ряд новых технологий с независимыми правами интеллектуальной собственности достиг важных прорывов и был широко применен в реальной эксплуатации, что способствует быстрому развитию отрасли. Разработана платформа для проверки полетов с независимыми правами интеллектуальной собственности, технология и оборудование для высокоточной проверки полетов на сложных аэропортах получили первую премию Государственного технического изобретения за 2019 год. Завершена сертификация летной годности самолета ARJ21-700, обеспечены разработка и первый полет большого отечественного пассажирского самолета С919, успешно проведены летные испытания отечественных гражданских самолетов с системой спутниковой навигации Бэйдоу, что сформировало сертификационную способность, соответствующую текущим потребностям развития гражданской авиационной промышленности Китая. Разработанная в Китае система автоматической высокоскоростной сортировки багажа успешно выиграла тендер на проект нового аэропорта Пекина. Высокоскоростной автоматический сортировщик багажа с механизмом опрокидывания и система торможения с использованием материалов с особыми характеристиками для взлетно-посадочных полос были удостоены премии за выдающиеся патенты Китая. Радиолокационное оборудование управления воздушным движением, автоматизированная система управления воздушным движением и наземные станции ADS-B полностью локализованы в Китае. Система глобального отслеживания и мониторинга гражданских авиалайнеров полностью охватывает международные и региональные рейсы Китая. Имеется способность к капитальному ремонту основных моделей самолетов, таких как «Аэробус» и «Боинг». Была изначально создана электронная коммерция для гражданской авиации и информационной сети больших данных для управления. Отечественная система электронных билетов успешно введена в эксплуатацию, что способствует созданию системы обслуживания пассажиров нового поколения. В области сертификации пригодности к эксплуатации авиационного топлива на основе угля компании «Шэнхуа» был достигнут значительный прогресс и был осуществлен трансокеанский пассажирский рейс с использованием отечественного биотоплива для авиации. Изначально создана система оценки здоровья авиационного персонала, что стабильно повышает возможности поддержки и обеспечения. Широкое применение новых навигационных технологий, таких как навигация на основе характеристик (PBN), RNP AR и GLS, эффективно поддерживает безопасную и эффективную работу гражданской авиации в условиях ее быстрого развития.



Большой отечественный пассажирский самолет С919


Уровень информатизации гражданской авиации стремительно повышается

Практически завершено строительство шести крупных информационных систем. Усовершенствованы две специализированные магистральные сети связи: сеть передачи данных для управления воздушным движением и сеть коммерческой связи гражданской авиации, что обеспечило создание базовой инфраструктуры. Созданы электронные правительственные порталы для Главного управления гражданской авиации и семи региональных управлений, и строительство системы электронного правительства в гражданской авиации достигло значительных успехов. Система обслуживания пассажиров гражданской авиации, система грузовых перевозок, система управления доходами и система расчетов постоянно расширялись и модернизировались, охватывая все функциональные этапы, такие как вылет, полет, прибытие и услуги по маркетингу и продажам. Электронная коммерция в гражданской авиации быстро распространяется, а электронные пассажирские билеты способствуют повышению качества обслуживания. Система сетевой и информационной безопасности гражданской авиации обеспечивает надежную гарантию для важных производственных и эксплуатационных систем.

Вступая в новую эпоху, экономика Китая переходит от стадии быстрого роста к стадии высококачественного развития. Новый виток научно-технической революции и промышленной трансформации набирает силу. Общественное внимание к безопасности, удобству и качеству поездок неуклонно растет, и народ предъявляет более высокие требования к затратам, качеству, эффективности и окружающей среде.

Благодаря усилиям работников нескольких поколений гражданской авиации Китая наша страна создала основу для перехода от большой авиационной страны к сильной авиационной державе. Однако Китай также сталкивается с недостаточной базовой инфраструктурой, увеличением ограничений по ресурсам и экологии, а также с выраженными проблемами неравномерного и недостаточного развития. В условиях новой эпохи и новых требований, перед лицом все более серьезных вызовов и проблем в развитии гражданской авиации нам необходимо руководствоваться задачами строительства сильной авиационной державы в новую эпоху, способствовать высококачественному развитию гражданской авиации и обеспечивать мощную поддержку для строительства транспортной державы.

(5) Почтовый транспорт Индустрия почтовой экспресс-доставки является важной социальной общественной отраслью в стране, и это современная ведущая отрасль, которая помогает развитию производства, способствует преобразованию методов обращения и совершенствованию потребительского спроса. Со времени принятия 13-го пятилетнего плана масштабы развития индустрии почтовых экспресс-перевозок в Китае продолжали расширяться, а объем бизнеса почтовой экспресс-доставки продолжал быстро расти. В 2020 году объем почтовых отправлений составил 25,54 миллиарда единиц, что на 3,3% больше по сравнению с предыдущим годом; компании почтовой экспресс-доставки по всей стране обработали 83,36 миллиарда посылок, что на 31,2% больше, чем в предыдущем году, при среднемесячной обработке 6,9 миллиарда посылок и ежедневном объеме, превышающем 200 миллионов единиц.

Сучетом такого огромного объема обработки компании почтовой экспресс-доставки сталкиваются с возрастающим операционным давлением. Рост объемов операций приводит к значительному увеличению потребности в земельных и трудовых ресурсах, однако ресурсы земли ограничены, а затраты на рабочую силу продолжают расти. Необходимо изменить модель развития, что требует увеличения инвестиций в технологии, повышения эффективности и улучшения клиентского опыта для сохранения конкурентоспособности на рынке.

В настоящее время новое поколение информационных технологий, представленных большими данными, облачными вычислениями, искусственным интеллектом, интернетом вещей, блокчейном, коммуникацией 5G и квантовой информацией, совершило новые прорывы и быстро находит применение. Слияние передовых производственных технологий, таких как робототехника, цифровизация и новые материалы, ускоряет переход производства к интеллектуализации, сервисизации и экологизации. Экономическое и социальное развитие нашей страны как никогда ранее требует научных и технологических решений, и еще более необходимо усилить движущую силу инноваций. Эти научные и технологические революции и промышленные изменения предоставляют непревзойденные возможности для развития научно-технических инноваций в почтово-экспрессной отрасли в последующий период, и также предъявляют более высокие требования к научно-техническим инновациям в этой отрасли.



Индустрия почтовой экспресс-доставки стремительно развивается


Начиная с 13-го пятилетнего плана почтово-экспрессная отрасль высоко ценит работу по научным и технологическим инновациям, активно направляет предприятия на увеличение инвестиций в науку и технику, активно содействует прогрессу в научно-технической сфере. Научно-техническая инновационная способность в почтово-экспрессной отрасли переходит от «накопления количества» к «качественному преобразованию», от «точечного прорыва» к «системному улучшению», что играет важную роль в содействии постоянному здоровому развитию почтово-экспрессной отрасли. Особенно в последние годы, с интеграцией передовыхтехнологий, таких как большие данные, облачные вычисления,искусственный интеллект и т. д., непрерывно распространяются и применяются такие «черные технологии», как умные ящики для экспресс-доставки, автоматические управляемые устройства (AGV) «маленький желтый человек», беспилотные автоматические доставочные дроны, автоматизированная система перекрестной сортировки, электронные накладные, облачные склады и другие, что продолжает поднимать уровень научно-технического инновационного и прикладного уровня в почтово-экспрессной отрасли. Научно-техническая инновация играет важную роль в содействии строительству сильной почтово-экспрессной державы, помогает высококачественному развитию отрасли и лучше удовлетворяет растущие потребности народа в почтовой услуге.

(б) Городской транспорт

Общественный транспорт является направлением современного городского развития и эффективным мероприятием для укрепления управления городским транспортом и повышения качества жизни городских жителей. Наша страна существенно укрепляет строительство городского метрополитена, основная роль которого в городском транспорте становится все более очевидной. К 2020 году в стране было открыто и введено в эксплуатацию 226 линий городского метрополитена в 43 городах, общая эксплуатационная протяженность которых составила 7354,7 километра, доля общественного транспорта в городском стабильно росла, уровень комфорта постоянно улучшался. Активно продвинулась реформа таксомоторной отрасли в направлении использования интернет-технологий. Городская система медленного транспорта развивается быстрыми темпами, в более чем 70 городах были опубликованы правила управления велосипедами общего пользования, более чем в 360 городах предоставляются услуги общего пользования велосипедами. Развитие общественного транспорта в городах обеспечивает удобство передвижения людей и удовлетворяет разнообразные потребности в поездках.

Система управления эксплуатацией городского рельсового транспорта постоянно совершенствуется

Благодаря заботе и непосредственному руководству Центрального комитета Коммунистической партии Китая, а также опоре на собственные силы и упорной работе, несмотря на недостаток технических ресурсов, профессиональных кадров и транспортного оборудования, в 1969 году в Пекине была построена первая в Китае линия метро.

В 90-е годы XX века, по мере углубления реформ и открытости, национальная экономика Китая начала развиваться быстрыми темпами, урбанизация и автомобилизация городов также вступили в период быстрого развития. В условиях двойного воздействия урбанизации и автомобилизации городов мегаполисы, как правило, начинают испытывать трудности с дорожным движением, от которых трудно избавиться. Строительство линии Фуба (станция Фусинмэнь – станция Баванфэнь) Пекинского метро, линии 1Шанхайского метро и линии 1Гуанчжоуского метро ознаменовало собой настоящий старт строительства городского рельсового транспорта в Китае с целью облегчения городской транспортной нагрузки.

Строительство линии Фуба (станция Фусинмэнь – станция Баванфэнь) Пекинского метро началось в 1988 году, полностью введена в эксплуатацию она была в 1999 году, ее общая протяженность составила 13,5 км. В январе 1990 года началось строительство линии 1 Шанхайского метро, которая была введена в эксплуатацию поэтапно с 1993 по 1997 год, ее общая протяженность составила 21 км. Строительство линии 1Гуанчжоуского метро началось в 1993 году, и она введена в эксплуатацию в июне 1999 года, ее общая протяженность составила 18,5 км. В этот период были завершены три вышеупомянутых проекта городского рельсового транспорта, общая протяженность линий составила 53 км. К концу XX века в Китае городские рельсовые транспортные системы были введены в эксплуатацию в Пекине, Тяньцзине, Шанхае и Гуанчжоу, всего было открыто шесть линий общей протяженностью около 100 км.

С начала XXI века, по мере ускорения модернизации, урбанизации и автомобилизация Китая, особенно после успешного проведения Олимпийских игр в Пекине в 2008 году и Всемирной выставки в Шанхае в 2010 году, городская рельсовая транспортная система Китая вступила в период быстрого развития и достигла значительных успехов.

Масштаб эксплуатации – первый в мире. К концу 2020 года эксплуатационная протяженность городского рельсового транспорта в Китае составляет 7354,7 км, что составляет примерно 23% от общей протяженности сети в мире и занимает первое место в мире по масштабу эксплуатации. Ожидается, что к 2025 году число городов с городским рельсовым транспортом достигнет 50, а эксплуатационная протяженность составит 12 000 км. В Пекине и Шанхае будут созданы крупные сети протяженностью более 1000 км каждая, что позволит им продолжать лидировать среди мегаполисов мира.



Городской рельсовый транспорт


Эксплуатационная безопасность в целом контролируема. До настоящего времени в Китае не произошло ни одной крупной или более значимой аварии на городском рельсовом транспорте, общая ситуация с безопасностью эксплуатации стабильна. Кроме того, согласно комплексной оценке Международной ассоциации метрополитенов (СоМЕТ), Пекин, Гуанчжоу и Шанхай занимают лидирующие позиции в мире по ключевым эксплуатационным показателям, таким как надежность движения поездов, уровень травматизма пассажиров, смертность, пунктуальность поездов и интервал отправления.

Способность управления отраслью постоянно растет. Под сильным руководством партийных и государственных органов на всех уровнях, а также при совместных усилиях министерств транспорта, развития и реформ, жилищного строительства и городского развития, общественной безопасности и других ведомств, а также организаций, занимающихся строительством и эксплуатацией городского рельсового транспорта, система управления городским рельсовым транспортом постоянно совершенствуется, законодательная и нормативная база постоянно улучшается. На государственном уровне был издан «Меморандум Канцелярии Госсовета о гарантировании безопасной эксплуатации городского рельсового транспорта» (Госканцелярия [2018] 13), на отраслевом уровне были приняты Правила эксплуатации городского рельсового транспорта (Приказ Министерства транспорта № 8 от 2018 года), что позволило создать верхнеуровневое проектирование управления эксплуатацией городского рельсового транспорта. Вокруг этого проектирования были последовательно выпущены нормы по управлению и контролю за рисками по уровням и устранению скрытых угроз, оценке безопасности, организации движения поездов, управлению эксплуатацией оборудования и объектов, проведению учебных тревог, организации пассажиропотоков и обслуживания, отчетности и анализу аварийных ситуаций, оценке качества обслуживания и другие нормативные акты. Также были разработаны и опубликованы 10 национальных стандартов и 15 отраслевых стандартов в области управления эксплуатацией городского рельсового транспорта.

Реформа таксомоторной отрасли постоянно углубляется

Такси является неотъемлемой частью комплексной транспортной системы города и дополнением к городскому общественному транспорту и предоставляет индивидуальные транспортные услуги для общества. С момента начала политики реформ и открытости таксомоторная отрасль в Китае быстро развивалась и играла активную роль в облегчении поездок людей, повышении городских сервисов, решении социальной проблемы трудоустройства и содействии экономическому развитию. Однако в отрасли также существуют проблемы, такие как неверное определение направления развития, дисбаланс спроса и предложения, ненадлежащее управление правами на эксплуатацию, негибкость ценообразования и корректировки тарифов, несовершенная система распределения прибыли, трудности в повышении уровня обслуживания и слабая основа для стабильного развития отрасли.

В последние годы, с быстрым внедрением мобильного интернета, в таксомоторной отрасли одновременно с повышением эффективности поездок и облегчением передвижения масс появились проблемы, такие как неясность основной позиции, подключение некоммерческих транспортных средств, недостаточная защита безопасности, законных прав и интересов пассажиров, а также нечестная конкуренция с традиционным рынком такси. Развитие новой формы в отрасли интернета требует регулирования.

Центральный комитет партии и Госсовет придают большое значение реформированию и стабильному развитию таксомоторной отрасли. В июле 2016 года были опубликованы «Руководящие мнения о продвижении здорового развития таксомоторной отрасли путем углубления реформ» и «Временные мероприятия по управлению услугами онлайн-заказа такси», в которых была предложена общая концепция реформы: «различные виды обслуживания для старых и новых моделей, интеграционное развитие, создание многообразной и дифференцированной системы транспортных услуг». Это первое в мире верхнеуровневое проектирование и нормативный акт на государственном уровне, регулирующий развитие онлайн-заказа такси, что предоставляет китайское мероприятие для решения проблем управления такси и регулирования онлайн-заказов во всем мире.

После обнародования документов рынок отреагировал позитивно. Различные организации, такие как интернет-компании, традиционные таксомоторные компании, арендные компании и некоторые производители транспортных средств, активно подали заявки и ускорили свое присутствие на рынке. К концу 2020 года 261 город уровня префектуры и выше официально издали подробные реализующие правила для онлайн-заказа такси, 214 компаний платформ онлайн-заказа такси получили лицензии на ведение бизнеса в некоторых городах, было выдано 2,89 млн водительских удостоверений и 1,12 млн транспортных лицензий в разных местах. Онлайн-заказ такси постепенно становится важным способом передвижения для масс, и изначально была создана разнообразная и индивидуализированная система таксомоторных услуг.

Регулирование сигналов светофоров,освобождающее сотрудников дорожной полиции

В 70-е годы XX века светофоры в городах Китая полностью управлялись вручную. Дорожные полицейские не только выходили на улицы, чтобы жезлами регулировать движение, но и должны были в будках анализировать транспортные потоки и вручную управлять светофорами. В 1973 году правительство Пекина представило Госсовету Проект автоматизации столичного транспорта, который был утвержден б августа того же года. Это был экспериментальный проект по управлению движением на трех главных воротах Пекина (Чунвэньмэнь, Цяньмэнь и Сюаньвумэнь), известный как проект «7386».



Полицейские,управлявшие движением из будки


Научные сотрудники изучили большое количество зарубежной литературы и разделили сигналы на три фазы: красную, желтую и зеленую. Предложенные тогда концепции, такие как «коэффициент зеленого сигнала» и «разность фаз», используются до сих пор. В 1975 году был успешно разработан первый в Китае городской светофор для перекрестков, устанавливаемый на плоскостях, и проведены испытания на перекрестке Бэйтайпинчжуан в Пекине. Сегодня автоматизированные светофоры установлены на всех городских перекрестках и стали самым распространенным и эффективным средством регулирования транспортных потоков.

Городские автобусы и троллейбусы продолжают быстрое развитие

Городские автобусы и троллейбусы, как основные компоненты городского общественного транспорта, играют важную роль в системе поездок жителей городов. С момента начала реформ и открытости в Китае городской общественный транспорт стремительно развивается в целях лучшего удовлетворения потребностей жителей в поездках. Количество транспортных средств, количество эксплуатационных маршрутов и их протяженность постоянно увеличиваются, широта и глубина охвата услуг постоянно расширяются, а уровень многообразия предоставляемых услуг постоянно повышается.

На пороге XXI века общее количество автотранспортных средств в стране стремительно увеличивалось, что приводило к усилению дорожных пробок в городах, и важная роль городского общественного транспорта в поездках жителей городов становилась все более очевидной. В 2012 году Государственный совет Китая опубликовал «Руководящие мнения по приоритетному развитию общественного транспорта в городах» (Госсовет [2012] 64), и на государственном уровне была дополнительно закреплена стратегия приоритетного развития городского общественного транспорта и предложен ряд важных политических мер для его приоритетного развития. В 2015 году на Центральном городском рабочем совещании было ясно указано на приоритетное развитие городского общественного транспорта. В «Тринадцатом пятилетием плане развития народного хозяйства и социального развития Китайской Народной Республики» (2016- 2020 годы), опубликованном в марте 2016 года, было предложено провести приоритетное развитие общественного транспорта, ускорить развитие городского рельсового транспорта, скоростных автобусов и других видов крупноемкого общественного транспорта и поощрять зеленые поездки. Целый ряд политических мер постоянно содействует быстрому развитию городского общественного транспорта, и количество городских автобусов и троллейбусов на протяжении многих лет демонстрирует тенденцию к быстрому росту.

В марте 2017 года было официально обнародовано Положение об управлении пассажирской перевозкой городских автобусов и троллейбусов (Приказ Министерства транспорта 5 от 2017 года).Этот документ решает проблему отсутствия необходимой нормативной базы для высшего звена в отрасли, является важной опорой для адаптации к новым требованиям развития нового типа урбанизации и модернизации способности государственного управления и важной мерой для реализации государственной стратегии приоритетного развития общественного транспорта. Путем регулирования пассажирских перевозок городских автобусов и троллейбусов обеспечить безопасность эксплуатации, повышать качество обслуживания, способствовать здоровому и порядочному развитию городского пассажирского транспорта, эффективно повышать способность и уровень обслуживания городских автобусов и троллейбусов, повышать привлекательность городского общественного транспорта по сравнению с другими видами транспорта – все это является важным средством решения«городских болезней».

Одновременно, как самое важное звено в системе общественного транспорта, городские автобусы и троллейбусы тесно связаны с национальной безопасностью, общественной безопасностью и безопасностью жизни и собственности народа и являются важной областью для обеспечения социальной стабильности. Городские автобусы и троллейбусы ежедневно предоставляют жителям города удобные и эффективные транспортные услуги. Количество пассажиров велико, а транспортные задачи значительны. Кроме того, высокая степень открытости, быстрая динамика изменений и слабая основа безопасности делают городские автобусы и троллейбусы потенциальными источниками возникновения аварий. «Положение об управлении пассажирской перевозкой городских автобусов и троллейбусов» четко определяет соответствующие аспекты по техническому обслуживанию оборудования городских автобусов и троллейбусов, безопасной эксплуатации, управлению и обучению работников вопросам безопасности, что имеет важное значение для обеспечения общественной безопасности и безопасности жизни и собственности народа.

После реформы и открытости количество городских общественных автобусов и троллейбусов значительно увеличилось: с 25,8 тысячи единиц в 1978 году до 704,4 тысячи единиц к концу 2020 года. Длина эксплуатационных маршрутов также увеличилась – с 46,4 тысячи километров в 1978 году до 1482,1тысячи километров к концу 2020 года.



Автобусы и троллейбусы, движущиеся по городским улицам


Велосипеды общего пользования ведут к новой форме городских поездок

Интернет-прокат велосипедов, широко известных как «велосипеды общего пользования», стал новой индустрией и новой формой в транспортной отрасли благодаря быстрому развитию экономики совместного пользования и концепции «Интернет+»,которые в значительной степени решили проблему«последнего километра» в городских поездках. Согласно официальному определению, велосипеды общего пользования – это немоторные транспортные средства, эксплуатируемые на условиях аренды с разделением времени, они являются неотъемлемой частью городской зеленой транспортной системы и представляют собой способ коротких поездок и пересадки на общественный транспорт для масс. Согласно расчетам, сокращение выбросов углекислого газа, достигаемое при использовании велосипедов общего пользования на протяженность километра, составляет 50 граммов на каждого человека. Согласно текущему среднему расстоянию поездки в 1,8 километра на каждого человека, ежегодное сокращение выбросов углекислого газа может быть достигнуто на 400 000 тонн.

С момента появления в городах в 2016 году велосипеды общего пользования быстро завоевали популярность благодаря своей гибкости и удобству парковки. Однако быстрый рост этой услуги вызвал ряд проблем, таких как беспорядочное парковочное размещение, неупорядоченное управление, частые аварии и финансовые риски, что затрудняет здоровое развитие отрасли.



Велосипеды общего пользования, припаркованные на обочине городской дороги


Чтобы стимулировать и регулировать развитие велосипедов общего пользования, в начале августа 2017 года Министерство транспорта и девять других ведомств совместно выпустили «Руководящие мнения по поощрению и регулированию развития интернет-проката велосипедов». Этот документ четко определяет роль велосипедов общего пользования в городской комплексной транспортной системе, затем поощряет и регулирует развитие велосипедов общего пользования из четырех аспектов: реализации политики стимулирования и развития, регулирования эксплуатации и обслуживания, обеспечения безопасности средств пользователей и сетевой информации, создания благоприятной среды для развития, чтобы лучше удовлетворять потребности людей в поездках. Исходя из последовательной государственной и местной политики, велосипеды общего пользования перешли от конкурса «стремительная экспансия» на рынке ко второму этапу, на котором проверяется способность компаний к эффективному управлению и обслуживанию. Сегодня велосипеды общего пользования постепенно становятся незаменимым способом коротких и средних поездок для людей.




Загрузка...