– А не пора ли сеять?
– Нет, жаворонок еще не пел!
«Сей ячмень, когда загудит слепень», «Рябина зацветет – пора сеять лен», «Небо в ноябре плачет – за дождем зима приходит»…
В древности взаимосвязь всех явлений в природе казалась людям чем-то удивительным, так же как и извечный мировой порядок: сменяют друг друга времена года, периоды засухи чередуются с сезонами дождей, худеет и вновь становится полной луна. И человек учился жить в согласии с силами природы, наблюдая, сравнивая и, конечно же, обучаясь на собственных ошибках. Когда засеивать поле? Когда будет наиболее благоприятный период для рыбной ловли, охоты, заготовки дров? В какое время мореплаватели больше всего рискуют быть застигнутыми штормом?
Заготовки на зиму делали, военные походы организовывали и свадьбы играли в соответствии с природным круговоротом. Причем везде были свои тонкости!
Елка далеко не сразу стала символом всеми любимых зимних праздников
– А когда и как у вас принято заключать брак? – с интересом спрашивает гость с Востока где-нибудь на рынке по пути из варяг в греки.
– Так по-разному, – ответствуют ему славянские торговцы. – У тех, кто хлеб сеет, – после того как урожай соберут. У тех, кто скот разводит, – когда телят да козлят продадут и мясо заготовят…
Проходят десятилетия, на Руси распространяется христианство. Все важные события в жизни теперь определяются священными книгами. Но вот что примечательно: религиозные праздники почти полностью соответствуют природным циклам, на которые люди обратили внимание тысячи лет назад.
Шу-нумун-а, апин-ду-а, ше-гур-куд – это не волшебные заклинания из книги сказок. Это названия месяцев из самого древнего из дошедших до нас календарей – шумерского. Месяц сева, месяц ухода плуга с пашни, месяц жатвы – именно такие названия там носили отдельные месяцы. Всего их, как и сейчас, было двенадцать. Еще в глубокой древности, задолго до появления христианства, ислама и буддизма, люди пытались создать календари, чтобы упростить и упорядочить свои отношения с природой.
– Мама, а что это гремит на небе?
Вопрос, который задавали своим мамам сотни малышей и в наши дни, и много веков назад.
– Это бог Тор кидает свой молот, – опасливо ежились скандинавские мамы две тысячи лет назад.
– Это рогатый бог Райдзин стучит в барабан, – отвечали японские родительницы.
– Это Перун на что-то прогневался и грохочет палицей, – был ответ славянской женщины.
Во всех древних культурах были свои мифы о происхождении грома и молний, землетрясений и извержений вулкана, похолоданий и засухи: их объясняли тем, что, помимо людей, на земле (а также под землей, на небе, в океане) живут многочисленные божества. Общение с ними возлагалось на жрецов, например волхвов или друидов.
Джон Кольер. Дельфийская жрица. 1891
И все это имеет самое прямое отношение к истории Нового года и Рождества. Потому что корни этих праздников уходят в глубокую древность.
…Прибывает вода в Ниле. На небосводе ярко загорается звезда Сириус, которую египтяне называли Сотис. Из храмов доносятся заунывные восклицания жрецов, по дорогам тянутся вереницы людей с подношениями – они идут чтить богиню Исиду, чьи слезы по вероломно убитому супругу Осирису вызвали подъем воды в великой реке и дали начало новому годовому циклу.
В Древнем Египте Осирис почитался как покровитель подземного царства мертвых, загробный судья, а главное – символ вечного возрождения и обновления. Именно Осирис, как считали египтяне, научил людей земледелию. Он был убит своим злым и завистливым братом Сетом – и впоследствии чудесно воскрес благодаря самоотверженной супруге Исиде. Этот бог стал не только владыкой подземного мира, но и символом мирового порядка, богом смерти и воскрешения. А иллюстрацией к этой истории стали полевые работы: умирает Осирис, уходит под землю – начинается сев. Воскресение бога символизировало появление новых всходов. И так далее. Современные исследователи считают, что образ умирающего и воскресающего бога у египтян впоследствии нашел свое отражение в христианстве.
…Окрестности Афин за несколько столетий до нашей эры. Двое детей, мальчик и девочка, развлекаются тем, что сбивают пожелтевшие листочки с низко свисающих веток плодового дерева. Как легко их сорвать с ветки! Достаточно одного касания! А зеленые листочки пока сопротивляются похолоданию: их стебельки прочно держатся на ветке…
Фрагмент «Книги мертвых» с изображением суда Осириса. XIV в. до н. э.
– Мама, а почему каждый год наступает осень?
– Потому что плачет и горюет о своей дочери Персефоне богиня плодородия и земледелия Деметра, – отвечает женщина, стоящая на пороге дома. – Ее похитил Аид, владыка подземного царства. Деметра так горько плакала, потеряв дочь, что на земле засохли все деревья, цветы и травы, а поля и сады перестали давать плоды. Тронутый просьбами богини и мольбами умирающих от голода людей, Аид разрешил Персефоне покидать его владения, но коварно угостил зернышками волшебного граната – и отныне Персефона обречена вечно возвращаться к нему. С тех пор, когда она покидает подземное царство Аида, Деметра радуется и на земле воцаряется весна. Когда же Персефоне пора возвращаться к супругу, Деметра плачет, предается горю – и наступают осень и зима. Так было за много лет до нас, так будет всегда: всё, даже самое невероятное, вершится по воле богов…
У римлян Персефона именовалась Прозерпиной, и о ней рассказывали схожую историю.
Данте Габриэль Россетти. Прозерпина. 1874
Поистине бесконечен перечень древних богов, связанных с силами природы! У скандинавов почитался Бальдр – покровитель весны и света, у финикийцев – Таммуз, у хеттов – покровитель урожая и годичного цикла Телепину. Входя в храм и несмело обращаясь к статуям и рельефам с изображениями богов, древний человек ощущал себя причастным к могуществу природы, получал надежду на то, что его просьбы будут исполнены.
В Древнем Риме примерно в V веке до нашей эры начали отмечать праздник в честь Сатурна – бога-покровителя земледелия, садоводства и обращения времен, а также защитника всех бедных и обездоленных.
Примерно в IV столетии Сатурналии начали уступать место христианскому Рождеству и Новогодию.
…В Риме наступает 17 декабря (по нашему современному календарю). Весь город, все огромное государство становится с ног на голову. Собран урожай, окончены все основные полевые работы – и римляне начинают славить Сатурна.
– Ио, Сатурналии! – раздаются по всему Риму радостные вопли. В храмах со скульптур бога снимают символические путы – это сигнал ко всеобщему гулянью. Взопревшие жрецы не поспевают собирать приношения горожан: к изображениям Сатурна тащат вино, мед, мясо и разнообразные дары природы. По улицам мчатся свободные от занятий ученики, на площади зычно сообщают о заключении перемирий на границе, на каждом углу играют в кости и прочие азартные игры – в обычное время такие развлечения не поощряются, но во время празднеств в честь Сатурна можно все!
Сохранившиеся до наших дней руины храма Сатурна в Риме (колоннада из восьми колонн справа)
Римские рабы красуются в новых нарядах и праздно шатаются по улице. Ведь во время Сатурналий они меняются местами со своими владельцами. Конечно, в разумных пределах, но самые демократичные хозяева все время, пока длятся празднества, кормят слуг как на убой и исполняют все их желания. Ведь когда веселье закончится, Сатурн обязательно отметит своей милостью тех, кто был добр к бедным и неимущим.
Римляне веселятся, неумеренно едят и пьют (ну в честь Сатурна же можно!), ходят в гости друг к другу и дарят подарки. Именно Сатурналии считаются предком современного Нового года – а заодно и карнавалов с их сменой ролей и безудержным весельем. А главное, с возможностью совершить маленькое чудо, подарив обездоленным хотя бы на несколько дней иллюзию свободы и счастья, а родных и близких порадовав долгожданными подарками.
…Весь Древний Китай залит красным светом. На ветвях деревьев, на крылечках домов, на оградах висят тысячи алых фонариков и свитков из красной ткани. Начинается Праздник весны, который появился здесь в незапамятные времена. Он соответствует второму новолунию после зимнего солнцестояния (да, вот так вот сложно) и выпадает каждый раз на разные числа между 21 января и 20 февраля. Впоследствии в мире его будут называть Китайским Новым годом – и сейчас он довольно популярен не только в Поднебесной.
Красный цвет считается в Китае счастливым, а красные фонарики – надежной защитой от зла
Но что означают фонарики? И почему они именно алого цвета? Ответ снова в мифах. Красный цвет считался защитой от древнего чудовища по имени Нянь (или Нень), имя которого дословно означало «Год». Ему приписывали невероятную прожорливость: Нянь мог съесть не только все припасы, заготовленные на зиму, но и зазевавшихся людей. Но у страшилища было одно слабое место – страх перед красным цветом. Поэтому в дни празднеств в честь обновления природы дома украшали фонариками, свитками и выставляли на крыльцо разнообразную еду, чтобы умилостивить Няня.
Задолго до праздника китайцы начинали уборку дома и закупку провианта и подарков. Обновление нужно было начинать весело, вкусно и… громко. Поэтому во время празднества в Китае с давних времен непременно взрывают всевозможные хлопушки, петарды и фейерверки. Ведь считалось, что шум и веселье отпугивают зло! В наши дни в Китае обычно отмечают два Новых года: свой, традиционный, привязанный к лунному календарю, и обычный, вместе со всем миром, в ночь с 31 декабря на 1 января.
Для удобства даже сами китайцы обычно отмечают наступление нового года в 00:00. Но на самом деле, так как праздник привязан к фазам луны, год завершается вовсе не обязательно в это время!
Вот первый фокус: июль получил название в честь римского правителя Юлия Цезаря: он родился в этом месяце, и после смерти Цезаря месяц переименовали. До того он именовался квинтилис. То есть пятый. Но ведь июль – седьмой по счету месяц! Да, сейчас седьмой. Но до реформ Цезаря год в Риме начинался с марта. А значит, июль был пятым месяцем!
В 46 году до нашей эры Юлий Цезарь установил, что новый год будет начинаться 1 января. Кстати, этот месяц получил свое название в честь бога Януса – творца, покровителя выбора, вдохновения и всех жизненных начинаний. Янусу молились, чтобы новый год был успешным, принес счастье и достаток. А сам календарь в честь правителя Рима стал юлианским. И так как греко-римская культура оказала большое влияние на историю всей Европы, начинания Цезаря пережили века, и именно 1 января стали отмечать начало нового года в большинстве европейских государств. А вот до появления Рождества как праздника было еще далеко.
Две тысячи лет назад на территории Древней Иудеи, бывшей тогда римской провинцией, зарождается христианство. Путь у этой религии оказался долгим и тернистым. Долгое время в Римской империи христиан, веривших в приход Мессии – Спасителя, сына Божьего, не признавали и обвиняли во всех смертных грехах. Например, при императоре Нероне грандиозный пожар, едва не уничтоживший город, объявили делом их рук. Но в IV веке христианство в Риме начинает приобретать статус основной религии, и уже в хрониках этого времени есть упоминания о праздновании Рождества – того самого дня, когда появившаяся на небе звезда возвестила о чуде: рождении Иисуса Христа. На Руси, где христианство закрепилось как государственная религия только в X столетии, праздновать его начали, возможно, при князе Владимире Святом. Хотя, как и многие другие религиозные праздники, Рождество оказалось тесно переплетено с наследием язычества, например с почитанием духов, что и дало начало Святкам… впрочем, об этом чуть позднее.
Чешская рождественская открытка 1907 года с изображением ангела и рождественской звезды
Старый и новый стиль в календаре – возможность отмечать Новый год дважды!
Расписные своды соборов, огоньки свечей, многоголосое церковное пение – все это создавало особую атмосферу ожидания чуда, веры в непременную победу добра над злом.
Новый год – день окончания старого года и начала нового – долгое время существовал параллельно с Рождеством. Но оба эти праздника приобрели привычный нам антураж – елки, мандарины, салат оливье, подарки – далеко не сразу.
…1582 год. Население сразу нескольких стран Европы пытается осознать странное событие: после четвертого октября сразу наступило пятнадцатое.
«Как? Почему?» – изумляется народ на ярмарочных площадях и в храмах, слушая и пытаясь осмыслить указы, которые зачитывают охрипшие глашатаи. Хотя простой народ больше привык ориентироваться не на письменные календари, а на народные приметы, такая новость, согласитесь, все равно может выбить из колеи!
А объяснялось все так. Папа Римский Григорий XIII выступил с инициативой введения нового календаря, который получит название «григорианский». Эта система счисления была основана на обращении Земли вокруг Солнца. На новый календарь решили перейти потому, что в юлианском была погрешность: продолжительность календарного года по нему получалась на несколько минут длиннее солнечного. Казалось бы, какая разница? А такая, что постепенно накапливались лишние дни и день весеннего равноденствия постепенно сдвигался. А значит, сдвигались также Пасха и некоторые другие важные религиозные праздники! Допустить такое безобразие было нельзя, поэтому решили провести реформу календаря. То есть даты по юлианскому календарю превратились в даты по старому стилю, а григорианский календарь подарил нам новый стиль летоисчисления. Впрочем, не нам, а в первую очередь тем странам, где исповедовался западный вариант христианства – католицизм.
Петр I. Поль Деларош. 1838
А в России, как всегда, все было по-своему!
Много лет Новый год у нас праздновали 1 марта: новолетие связывалось с началом полевых работ, пробуждением природы. Годы же с распространением христианства начали считать от сотворения мира. С конца XV века с Новым годом россиян можно было поздравлять 1 сентября. Тоже своего рода рубеж – начало сбора урожая и подведения итогов. Кстати, в праздновании новолетия также принимала активное участие православная церковь!
Дореволюционная российская рождественская открытка
…Звенят колокола, к стенам Московского кремля стягивается принаряженная знать. Бояре и аристократы занимают места поближе к установленному прямо на Соборной площади аналою с Евангелием и иконами, рядом с которым возведен крытый драгоценными коврами помост. Царь и патриарх в праздничных одеяниях, обойдя площадь с иконами и хоругвями, занимают свои места – начинается продолжительное богослужение: возносятся благодарственные молитвы за прожитый год, молятся о здравии царя и церковных иерархов, потом просят божественного покровительства в году наступающем и служат торжественную обедню.
А в 1700 году, под грохот столь любимых царем Петром I пушек, приход нового года начали отмечать 1 января, по образу и подобию европейских государств.
– Пиши! – велит государь дьяку. – «Великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич… указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года… Да генваря ж в первый день, в знак веселия, друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим… каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья учинить трижды стрельбу…»[1]
Открытка 1900-х годов, на которой размещено поздравление и с Рождеством, и с Новым годом
Писарь ухмыляется: совсем недавно в честь очередной победы над многочисленными врагами из пушек в Москве палили так, что в половине домов столицы повыбивало окна…
Царь страстно желал поставить Россию вровень с Европой, в том числе и в календарном смысле. Тогда мы жили по юлианскому календарю, и у нас сначала отмечалось Рождество (25 декабря), а потом уже Новый год – 1 января. Годы начали отсчитывать от рождества Христова – на смену 7208 году от сотворения мира пришел 1700-й.
Много лет подряд в Российском государстве, как и в большинстве христианских государств, отмечались и Новый год, и Рождество. Впрочем, справедливости ради отметим: Рождеству уделялось гораздо большее внимание. Население в целом было религиозным, поэтому и церковные праздники были более значимы. Кстати, по этой же причине именины тогда были важнее, чем день рождения. Ведь, принося ребенка крестить, родители давали ему не просто имя, которое им нравится, – они нарекали его в честь определенного святого, чтобы чадо всю жизнь было под надежной защитой.