Господь идет судить землю, Он будет судить вселенную по правде и народы – по истине Своей.
Мне приходилось бывать в заседаниях земных, называемых окружными судами. Обстановка главного судного зала – внушительная. Большой портрет Государя на стене, столы, седалища; разнородная публика, скамьи подсудимых и сами подсудимые, напряженное ожидание судей.
Вот отворяются двери; глашатай громко произносит: «Суд идет!» Выходят члены суда с председателем, садятся на места; читается протокол суда, объявляются подсудимые, сидят присяжные заседатели, вызываются свидетели, читается присяга – говорить только правду. Начинается разбор дела. Все это чинно, в порядке – и производит в публике впечатление. Такова обстановка земного суда, человеческого. Для подсудимых он несколько страшен. После выяснения степени виновности подсудимых и совещания судей выносится и объявляется решение – наказание или свобода от суда. Таков в кратком очерке земной суд.
Суд человеческий предполагает суд Божий, как внутренний суд совести предполагает вечно-праведного Законодателя и Судию Бога, вложившего закон совести во всякого человека. Суд судей есть суд Божий. «Право судите, – говорит Моисей судьям Израилевым, – ибо суд Божий есть» (Чис. 25, 5).
Судьи – люди, и подсудимые – такие же грешные человеки, как и сидящие, и судьям свойственно ошибаться и судить иногда не право, а криво, – оправдывать виновных и осуждать невинных. Не таков суд Божий: он – правый, точный, верный. Пророк говорит: «Господь будет судить вселенную по правде, и народы по истине Своей». Теперь вникнем все в описание Страшного Суда Божия, окончательного суда людям на всю вечность. «Когда приидет Сын Человеческий во славе Своей, а все святые ангелы с Ним, – говорит евангелист, – тогда сядет на престоле славы Своей и соберутся перед Ним все народы, и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25,31–34). За что Царство Небесное? За любовь к Богу и ближнему, за дело милосердия, как являет это Божественный ответ. «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25, 41). За что? За нелюбовь к Богу и ближнему, за самость, за безумную слепую привязанность к земным благам и за пренебрежение духовными, вечными благами, за неверие, холодность, неблагодарность к Творцу и попрание его праведных законов, как показывает тот же ответ праведного Судии. «И пойдут сии, – говорится в конце Евангелия дневного, – в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25, 46).
Вот, в кратких словах, описание Страшного окончательного суда Божия над людьми всех времен и всех мест земной планеты. Для большего впечатления в душах этого грозного, страшного суда, войдем в некоторые подробности.
Евангелист благовествует, что Сын Человеческий, т. е. Христос, приидет на суд во славе Своей и все святые ангелы с Ним и сядет на престоле славы Своей. Обратим внимание на слова: «приидет во славе Своей». Можете ли вы представить себе эту страшную, невиданную славу Самого безначального, всемогущего Творца-Судии, словом Которого все сотворено, – все ангелы, небо и земля, и словом Которого все содержится в бытии и чудной гармонии, Которому все повинуется. На Фаворе Он показал трем ученикам Своим в малом виде сияние славы Своей, и то они не могли перенести его, павши ниц на землю. Апостолу Иоанну Богослову, на острове Патмосе, в день воскресный явился Господь, уже вознесшийся на небо, – явился в славе Своей, соразмерной вместимости бренных еще очей апостола. «И когда я увидел Его, – говорит сам Иоанн, – то пал к ногам Его, как мертвый: ибо лицо Его как солнце сияло в силе своей. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: «Не бойся; Я есмь Первый и Последний и Живый и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Апок. 1, 17–18).
Так являлся Он на земле избранным ученикам, оживляя, а не поражая светом Своим и проявляя мало Свою Божественную природу и светлость нетленную, непостижимую. Теперь вообразите, в какой славе явится Он всем народам всех веков, чтобы все тотчас увидели Его страшную, нестерпимую, Божественную славу и без всякого колебания уверились в Его Божестве и Божественной власти, – в том числе и иудеи, распявшие Его и доселе не верующие в Него и ругающиеся Ему! В какой, говорю, страшной славе явится Он во второе пришествие Свое, чтобы разом отнять у всех народов всякую возможность неверия и заставить их признать Его Божественную власть? Кроме Собственной, природной, вечной славы Он окружен будет страшной славой всех бесчисленных сил ангельских, сильных крепостью и страшных в небесной славе своей. Тут явятся и престолы разумные пламенеющие, и многочисленные херувимы, и страшные серафимы, славы которых не могли зреть и праведные люди.
Как же себя почувствуют грешники нераскаянные и еврейское неверующее множество, пронзившее Его и доселе гонящее Его в лицах верных христиан! Тайнозритель Иоанн отвечает: «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земныя: Ей, аминь» (Апок. 1, 7). Обратите внимание на эти заключительные слова: ей и аминь, т. е. верно, непреложно это совершится.
В каком положении тогда явятся нынешние, прошедшие и будущие наши неверующие, интеллигенты называемые, и все декаденты – неверующие и злонамеренные писатели, сделавшие слово печатное орудием клеветы, обмана, соблазна, торговли и издевательства над всякой святыней и над благонамеренными людьми? Перед ними слишком будет действительно (реально) то, над чем они глумились, что они отвергали здесь, над чем издевались. Явная истина поразит их, сделает их немыми, безответными – и в том, в чем они считали себя безответными, они увидят себя виновными и ответственными; ибо не пройдет мимо слово Господне, что за всякое праздное слово, которое скажут люди, они дадут ответ в день судный (Мф. 12, 36). На том суде вместе предстанут царь и воин; богатый и убогий; старый и юный; ученый и невежда; мужчина и женщина – в равном достоинстве; каждый от своих дел или прославится или посрамится (Мф. 22, 37). Тогда-то откроется вечность для людей, не веровавших в нее, во всем своем грозном величии и ужасе; а для верующих и преданных Господу – во всей вожделенной красоте и славе, и нерушимом блаженстве.
Доколе имеем время, будем пользоваться им для покаяния и исправления. Аминь.