Судьба подарила нам счастливую возможность участвовать в почти мирных революционных событиях постсоветской России.
Началось все, как в предгрозовой природе. Хмурится и чернеет властная туча, смелеют диссиденты, публицисты и вольнодумцы. Запад наращивает информационное давление в атмосфере общества. Союзы по интересам размножаются со скоростью дождевых червей. Прилавки магазинов напоминают санитарный день торговли. На пике очереди за хлебом и молоком, табачные бунты, всеобщая и безоговорочная диктатура продавцов, сотрудников жилищных контор, прачечных и химчисток.
Для частичного выпуска пара из котла народного негодования ЦК КПСС и Совмин Союза «придумали» взяться за качество товаров и услуг. В 1985 году в газете «Правда» публикуется проект закона «О качестве». Его творил бесславно развалившийся Госстандарт СССР.
К тому времени уже подоспели похороны госприемки – лопнувшей надежды на избавление от хронически неконкурентной отечественной потребительской продукции.
Так что тема качества жизни и товаров как индикатор народного негодования была перегрета. Поленья в разгорающийся костер проблемы начали подбрасывать журналисты-правдолюбцы.
В воскресном приложении к газете «Известия» еженедельнике «Неделя» в ту пору главный редактор Виталий Сырокомский после консультаций наверху и по предложению энтузиастов образовал Заочный клуб покупателей. Правда, этому предшествовали яркие и задиристые статьи в «Литературной газете» блестящего публициста Анатолия Рубинова в защиту прав потребителей.
И вот, наконец, грозовая туча дала разряд: хамство, обвесы, хронический дефицит и диктатура над покупателем, с одной стороны, и пустой декларативный проект закона СССР о качестве – с другой, пролились первыми робкими каплями публицистического протеста на благодатную почву первых ростков консьюмеризма в СССР.
Слово это не русское и не прижилось в лексиконе правозащитников. В простонародье общество защиты прав потребителей было понятнее.
В клубе заочных покупателей «Недели» постоянными участниками вместе с главредом Виталием Сырокомским были журналисты Анатолий Рубинов из знаменитой в то время «Литературной газеты», журналист из газеты «Советская торговля» Миша Полячек, профессор МГУ Саша Аузан, журналист «Недели» Надежда Головкова и ваш покорный слуга.
Клуб заочных покупателей воскресного приложения «Неделя» публиковал свои материалы почти год и постепенно начал раздражать руководство направляющей партии ЦК КПСС. Александра Павловна Бирюкова, тогда кандидат в члены Политбюро, курировавшая торговлю, собрала большое совещание и настойчиво удивлялась: зачем в нашей стране создавать Союз потребителей, если уже есть Потребительский союз кооператоров? Ведь Потребсоюз и Общество потребителей – это одно и то же!
Обвинение в «дублировании» грозило поставить жирный крест на Обществе потребителей. Ответственные представители Министерства торговли, Госстандарта СССР и функционеры ЦК и Совмина СССР опускали головы, ожидая жесткого вердикта строгой начальницы. Наши попытки как участников совещания объяснить принципиальную разницу между сельской торговлей, закупками потребкооперации и незащищенным покупателем не убеждали секретаря ЦК КПСС в необходимости поддержки зарождающегося общественного движения. Однако «развода по понятиям», к счастью, не состоялось, ибо спинным мозгом участники исторического совещания чувствовали неотвратимость признания проблемы качества в жизни не только простого народа, но даже отдельных небожителей Старой площади, чьи стиральная машина или холодильник также частенько выходили из строя.
Автору приходилось участвовать в первых судебных процессах по возврату бракованных товаров советской торговле. Почти безотказно работал вопрос к судьям: «Разве вы сами не попадали в похожие ситуации?» Понимающее выражение на лицах и первые судебные решения в пользу покупателей были результатом, и последние с публицистическим восторгом перепечатывались газетами.
Как говорится, «процесс пошел».
История создания потребительского движения имеет очень древнее начало.
Ее можно начинать со времен Древней Греции и Римской империи, где уже тогда работали законы о качестве пищи и фальсификации вин (что, согласитесь, более чем актуально для современной России). Справедливости ради, еще в Ветхом Завете в третьей книге Моисея «Левит» было начертано: «Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении. Да будут у вас весы верные, гири верные…» (Лев. 19: 35–36). В содержании Восьмой заповеди Божьей «Не укради» также заложен смысл защиты покупателя.
В Киевской Руси XI–XII веков уже действовали правила торгового быта. Почти параллельно, в XIII веке английский парламент принимает закон, запрещающий заниматься алхимией, т. е. фальсификатом. В начале XVIII века российский царь Петр I издал Указ о качестве ружей и достоверности клейм на них. А в начале XIX века американский президент Томас Джефферсон предупреждал своих сограждан: «Никогда не покупайте то, что вам не нравится, просто потому, что это дешевле, вам это обойдется дороже» – чем не призыв в условиях сегодняшнего товарного изобилия?!
В 1860 года в Англии даже приняли закон, запрещающий подделку продуктов питания (в основном молока). Вслед за этим появилось крылатое выражение, пережившее время и облетевшее весь мир: «Клиент всегда прав!», оно принадлежит основателю знаменитого лондонского универмага Гарри Селфриджу.
Уже в конце XIX века в Нью-Йорке создали первую Лигу покупателей, наделенную правом метить качественный товар своими ярлыками и заносить его в так называемую «Белую книгу». Почти одновременно американец Артур Чарльз Нильсен основал рейтинговую компанию по оценке качества радиотоваров.
В самом начале ХХ века в США был принят общенациональный закон о качестве продуктов питания, который по своей сути защищал здоровье покупателей. Нужно признать, что в Америке того периода все активнее появлялись примеры защиты интересов простых покупателей – это и добровольный отказ от публикации сомнительной рекламы лекарств, и организация санитарной инспекции мясопродуктов, и федеральный контроль за медикаментами.
Приблизительно в это же время российский император Николай II поддержал создание Комитета по борьбе с фальсификацией пищевых продуктов. Пойманные за руку фальсификаторы приговаривались к штрафам от 10 до 30 руб., что по тем временам была более чем скромная сумма по сравнению с доходами мастеров по подделкам.
Наконец, в 1936 году был создан первый в мире Союз потребителей США. Сегодня численность этого Союза превосходит 5-миллионный рубеж, и он является весьма влиятельной силой в американском обществе.
Создание объединений потребителей продолжилось в Великобритании, Нидерландах, Бельгии и Австрии. Это привело в 1960 году к их интеграции в Международную организацию потребительских союзов. Через два года, 14 марта 1961 года, последовало знаменитое специальное послание конгрессу США президента Джона Ф. Кеннеди, где были сформулированы основные права потребителей – на безопасность, на информацию, на выбор и право быть услышанным (именно этот день станет впоследствии Всемирным днем прав потребителей и отмечается на всей планете с 1983 года).
Пожалуй, впервые статус потребителей, как мощнейшей экономической силы общества, влияющей на государство и на предпринимателей, прозвучал на этом историческом Конгрессе США.
Ключевые слова Президента США Джона Ф. Кеннеди о том, что «все мы потребители, но наш голос зачастую не слышен», стали основой современной потребительской философии, приглашающей потребителей объединяться и создавать союзы.
В 1966 году президент США Линдон Джонсон подписал закон «О правильной упаковке и маркировке товаров». Отныне на ярлыках нужно было приводить подробную информацию о составе продуктов и способе их получения, четко указывать вес нетто на упаковке и не использовать вводящие в заблуждение фразы наподобие «много унций» либо фальшивые обозначения, вроде «скидки столько-то процентов» (как это актуально для России сегодня!) или «экономичная упаковка». Закон приостановил создание единообразных весовых стандартов, предписывая производителям вместо этого разработать собственные стандарты «по своему выбору».
60-е годы прошлого века из защитников потребительских интересов выделили одну уникальную личность – публичного американского юриста Ральфа Нэйдера. Этот человек внес огромный вклад в развитие потребительского движения в Америке и был буквально врагом могущественной корпорации «Дженерал моторс». Именно эту корпорацию он выбрал в качестве своей мишени. Нэйдер издал книгу с убойным названием «Опасен при любой скорости», в которой рассказал о нарушении стандартов безопасности в выпускаемых «Дженерал моторс» автомобилях «Корвет». Для американцев, которые ценят свою безопасность не меньше пресловутой свободы, книга стала сенсацией и привлекла самое пристальное внимание в первую очередь обывателей. Удар по «Дженерал моторс» оказался сокрушительным, корпорация не смогла проглотить публикацию без шума и подала на Нэйдера в суд за клевету. Однако Нэйдер выиграл процесс, получил круглую сумму, а проблемную модель «Корвет» с производства пришлось снять. Полученную от корпорации компенсацию Нэйдер вложил в общественное движение потребителей – создал Центр по исследованию качества продукции различных фирм, достоверности рекламы, стандартов уровня жизни, безопасности производств. Вторгся Нэйдер и в законодательную область. Вместе со своими последователями, которых прозвали «десантом Нэйдера», он добился принятия ряда законов, защищающих американцев от агрессивных производителей товаров сомнительного качества.
В 70-х Нэйдер основал несколько групп потребителей, самая значительная из которых – «Общественный деятель» – насчитывала более 50 тысяч платящих взносы членов. Исследовательское подразделение группы по проблемам здравоохранения весьма эффективно боролось против курения, применения неэффективных лекарств, недобросовестной системы производства медикаментов и химических добавок в пищевые продукты.
Мировое признание статус прав потребителей получил 9 апреля 1985 года. В этот день Генеральная Ассамблея ООН закрепила восемь прав потребителей:
– право на безопасность товара;
– право на информацию;
– право на выбор товара;
– право на выражение своих интересов;
– право на удовлетворение основных потребностей;
– право на возмещение ущерба;
– право на потребительское образование;
– право на здоровую окружающую среду.
В СССР первый Клуб потребителей был рожден в Ленинграде – кузнице революционных ситуаций. Это случилось в 1988 году. В жарких дискуссиях по содержанию устава Клуба был дан старт объединению потребителей в крупнейшем городе СССР. Инициатором защиты прав потребителей выступило тогда довольно прогрессивное объединение граждан – ленинградский клуб «Перестройка», позаимствовавший свое название из речей генсека ЦК КПСС Горбачева М.С. В ту пору молодые и активные члены клуба обратились ко мне с просьбой помочь в написании устава Клуба потребителей. Мы тогда уже были наслышаны о Ральфе Нэйдере, об истории консьюмеризма и о практиках общественных объединений потребителей.
Через месяц после ленинградского был образован Московский союз потребителей. Тогда, на фоне взрыва гласности, была очевидна потребность хоть и в формальном, но авторитетном председателе, имеющем вес в руководстве страны и города. На учредительном собрании Московского союза потребителей его руководителем был единогласно избран знаменитый либерал-академик Станислав Сергеевич Шаталин. Он дал согласие на председательство только при одном условии, что организовывать работу Союза буду я, избранный Общим собранием сторонников консьюмеризма первым замом Шаталина. Работа завертелась довольно споро. Подчеркну, что у всех членов Союза потребителей было основное место работы, и мы выступали в роли волонтеров-сподвижников. Уже в 1988–1989 годах при нашей поддержке были созданы республиканские союзы потребителей в Прибалтике, в Киеве, Ташкенте, Волгодонске и Тирасполе. Мы помогали им в написании уставов, в регистрации и в становлении «на крыло». Время было чрезвычайно активное и интересное. Появились реальные возможности для самореализации нас как личностей в эпоху общественных изменений.
Конечно, время стерло много подробностей и достойных имен, но застрельщики потребительского движения в СССР довольно быстро набирали сторонников.
На зарождающиеся ростки гражданского по существу общества довольно оперативно отреагировали и западные страны. Нас начали приглашать в Варшаву, Западный Берлин, нам даже удалось посетить Гаагу – столицу НАТО тех времен, закрытую для советских туристов. Там мы познакомились с работой Союза потребителей Нидерландов – одного из старейших объединений старой Европы. Тогда нас поразил тестовый центр по проверке качества товаров. Аналогично берлинскому «Штуфтунг Варентесту», они издавали и продавали журналы с информацией для покупателей, что обеспечивало их независимость и доверие покупателей.
Менее чем через два года разросшиеся республиканские, областные и городские советы позволили собрать учредительный съезд Федерации обществ потребителей СССР. От нашей инициативной группы по созыву съезда поступило предложение пригласить на пост президента Федерации яркого и популярного в то время народного депутата СССР Собчака Анатолия Александровича. Мы руководствовались следующими соображениями: во-первых, он юрист; во-вторых, мы были свидетелями его предвыборной борьбы за депутатство в Ленинграде, где он активно эксплуатировал тему защиты прав потребителей в Советском Союзе и неоднократно упоминал общественную роль знаменитого Ральфа Нэйдера.