В далёком прошлом в Армении был очень необычный обычай. Это было характерно для деревень и посёлков деревенского типа, где население держало крупный рогатый скот для содержания своих больших семей. Содержание таких домашних животных давало сельчанам возможность получать сметану, творог, мацони, а также топливо для обогрева домов в зимнее время. Для получения топлива все теплое время года они собирали навоз, смешивали с соломой, сушили летом. Затем делали плитки, складывали у околиц домов. Укладка у околиц делалась для того, чтобы каждый проходящий мимо дома всегда обращал внимание на эту укладку плит из навоза. Так делать надо было особенно тем семьям, в которых имелись незамужние девицы. Вы спросите, какая тут может быть связь между незамужней девицей и укладкой плит из навоза. В те времена не было сельских клубов, где молодые люди могли бы общаться и знакомиться друг с другом. Они были заняты повседневной жизнью своих семей. Проходящие мимо домов не знали, кто живёт в этом доме, какой состав семьи. И вот в помощь такой информации в сёлах соблюдали такой обычай: укладывали навозные плитки в большие блоки у калиток дворов, а на самом верху этих блоков ставили старый веник. Это означало, что в этом доме есть девушка не замужем. Кто из сельчан искал жену для своего неженатого сына, уже знал, что может спокойно навестить дом, отмеченный веником.
Я вам расскажу историю, которая произошла в одном из сёл. Жили две соседские семьи, друг против друга, в которых имелись незамужние дочки. Согласно обычаю, у калитки двора были собраны кладки из навоза. Обе эти кладки находились друг против друга. Между этими домами проходила узкая улица. Не забуду напомнить вам, что в те времена дочку выдавали замуж в 15—16лет. Девочки, не вышедшие замуж до 18 лет, в народе считались старыми девами. Поэтому каждый торопился выдать дочек замуж до этого возраста. Целую осень и зиму они не трогали эту кладку из плиток с веником на верхушке, чтобы проходящие мимо дома замечали, что там есть незамужняя девушка. В другом месте двора делали ещё одну кладку, которой пользовались всю зиму для обогрева дома.
Дочка одного из соседей была на полгода старшие другой, поэтому спешила выйти замуж. Ночью она вышла на улицу и при помощи длинной палки сбила старый веник с соседской кладки навозных плиток. Несколько дней они не замечают, что их веник сбит с вершины кладки. Это замечает младший брат и доводит до сведения сестры. При помощи лестницы они заново ставят веник на вершину кладки. После этого дня эти соседи потеряли сон. Они начали по ночам стеречь свои веники.
Однажды в дверь одного из соседей постучались два пожилых человека с двумя молодыми людьми и одной женщиной, которая являлась матерью этих двух молодых людей. Проведя у этих соседей 2—3 часа, они вышли навеселе из дома, подошли к дому соседа напротив, постучались в дверь, сосед открыл дверь, он был очень удивлён приходу гостей и, посмотрев удивленными глазами, спросил у них, в чём дело. Его сосед напротив отвечает, что вот пришли к вам эти люди, чтобы попросить руки вашей дочери. Отец девушки, который долго ждал этой счастливой минуты, пригласил гостей вежливо домой. Гости заходят домой и говорят, что пришли просить руку его дочери для своего младшего сына, надеясь, что им не откажут. Услышав это предложение, отец девушки согласился. Напомню, что в те времена у молодых согласия не спрашивали, главное, чтобы согласны были родители. Мать парня подаёт кольцо сыну, чтобы он надел его на палец девушке. Далее накрывают большой стол для пиршества, потом они вместе семьями до утра веселятся.
Одну из этих девушек звали Шогик, а другую Анушик, так вот я являюсь внуком бабушки Анушик. Долгими вечерам летом обе бабушки, сидели на лавочке, вспоминали свою историю об этих старых, злополучных вениках и смеялись. Прошло почти полвека, бабушек уже нет, но у нас в памяти осталась история с вениками.