Евгения КирковаШепот и крики: раскрывая секреты психологических сессий

Крах одной жизни


История 1

Школа всегда казалась ей местом интересным и притягательным. Там были взрослые дети, там были интересные истории, там было веселье и какая-то часть непознанного, загадочного взрослого мира.

Школа была тем местом, где она станет взрослой, очень умной, получит ответы на все вопросы и познает все секреты мира.


Белые банты, линейка, музыка, праздник.

Звонок, оповещающий о начале ее первого учебного года.

Новые лица,

Новые друзья,

Первый учитель, как добрый волшебник

Большой светлый класс

Ее собственное место!

Новый рюкзачок, ручки, фломастеры, тетрадки


Праздник и торжество!

Она обожала школу всем сердцем!


***


Прошло полгода с первого сентября и на одном из занятий они впервые писали диктант.

Ее первый диктант.

Еще один шаг к тому, чтобы знать все и быть взрослой.


Диктант состоял из трех слов и процесс полностью поглотил ее. Крепко вцепившись в карандаш, она старательно выводила буквы на листочке. Она не забыла о запятых, о высоте букв, о первой большой букве и даже поставила точку в конце.


Очень довольная собой, она отдала листочек учительнице, последовав примеру других детей.

Когда та вернула его в конце урока, оказалось, что «коток» пишется через А.

Зато два других слова она написала правильно!


Ее первый диктант из школы!

С оценкой!


Она шла домой, держа листочек в руках, как ценную грамоту. Она смотрела на слова и снова, и снова перечитывала их, чтобы запомнить.


Дверь ей открыла мама, сразу уточнив на счет обеда и уроков.


⁃ Что нового в школе? Как прошел день?

⁃ Мы писали диктант!!!


Она протянула маме листочек, внимательно следя за ее реакцией. Мама сейчас обалдеет как многому она научилась за день!


Взглянув на листок, мама улыбнулась.

⁃ Коток! – всхохотнула она. – Отец! Глянь, дочь диктант принесла!


Из кухни вышел отец и взял листок. Посмотрев в него, он бросил взгляд на дочь и молча вернулся на кухню.


Она знала, что это поведение означает, что ей следует пойти за ним.


Отец сидел за столом, глядя на ее диктант. Он поднял тяжелый взгляд на дочь:

⁃ Коток?

Потому что котится? Проверочное слово кот?!

Ты что дурная совсем?!! Тебе что трудно было 3 слова запомнить?!!! Чем ты вообще занимаешься?! В куклы играешь?!!! Зачем ты в школу ходишь?! Чтобы позорить меня?!!! Так и осталась бы в саду!!


Она окаменела, потеряв дар речи.

Страх своими длинными холодными когтями потянулся к сердцу и сделал ноги ватными.

Адреналин в крови требовал бежать и спасаться, но разум подсказывал ошибочность такого поведения.


⁃ Ты что тупая?! Или родители у тебя тупые?!! Как вообще ты могла написать коток?!!! Почему коток?!!

Что ты таращишься на меня?!! Отвечай!!


С каждым следующим словом отец заводился все больше, начиная покрываться пятнами ярости и тяжело дышать от злости. Она знала, что молчать нельзя, надо что-то сказать.

Но что сказать, чтобы не вызвать больший гнев?!

Она попробовала выдавить из себя объяснения, но мозг отказывался понимать, что она должна объяснить. Единственное, что она точно знала, что виновата. Она виновата, что выросла такая тупая и никчемная! Она позорит родителей. Она полное ничтожество, которое не имеет право дышать, потому что не оправдывает данную ей жизнь.

Слезы навернулись на глаза, к горлу подкатил комок и не в силах сдерживать рыдания, она затряслась всем телом.


⁃ Что ты ревешь?! Что ты рыдаешь?!!! Ты так все свои проблемы будешь решать?!!


Ее слезы раздражали отца еще больше, чем ее молчание, но сдерживать их не хватало сил. Она закрыла лицо руками и зарыдала еще больше.


Отца в ярости стукнул кулаком по столу!


⁃ ЧТО ТЫ РЕВЕШЬ КАК ДИТЕ?!! Тебе сколько лет?!!

Если ты будешь учиться на трояки, ты никогда не закончишь школу!! Не найдешь хорошую работу!! Ты будешь дворником, мести грязь за умными людьми!!! Без образования ты никто!!! Ты никому не нужна неграмотная!!!!


Он швырнул листок ей в лицо.


⁃ Иди и думай что с этим делать!!!! Еще раз я увижу такой результат, ты мне не дочь!


Мир рухнул.

Развалился на множество маленьких бессмысленных кусочков.

Страх сковал движения.

Вина поглотила каждую клетку ее тела.

Ничтожность. Бесполезность.


Отчаяние давили на грудь, не давая сделать вдох. Казалось на груди лежит огромная бетонная плита, весом в тонну. С ней никак не вздохнуть. Ее никак не поднять.

Боль.

Боль, которую было невозможно вынести.

Крах надежд. Мира. Жизни.


***


⁃ Я умру, если меня не возьмут на эту работу! – заявила молодая красивая яркая девушка, беспомощно глядя на меня.


⁃ Мне задали вопрос на собеседовании и я не сразу ответила. И не совсем верно. Они наверняка откажут мне и мне нечем будет платить за аренду.

Эта работа моя последняя надежда, понимаете?! Если не она, то крах жизни! Конец света. Я в панике. В ужасе!


И умом я понимаю, что есть другие компании, направления, должности. Но внутри меня дикий страх, что я облажаюсь и я никому не нужна. И вина за то, что я что-то не так сделаю и скажу. Ощущение, что я недостойна никакой работы! Никакой должности! Хоть мои навыки гораздо выше тех, что указаны в требованиях.


А еще у меня красный диплом и грамоты за участия в олимпиадах, опыт работы и рекомендации. Я всегда хорошо училась. У меня есть база клиентов, с которой я начну работать и я даже готова на релокацию, как им нужно.


Но они не отвечают уже два дня и я уверена, что я им просто не подошла, потому что неправильно ответила на вопрос о зарплате.


История 2


Он рос без отца.

Не самая редкая ситуация в мире.

Да, но он своего отца не помнил.


Тоже не бог весть какая редкость, – скажете вы.


Но его ситуация была особенной.

Да, он не помнил отца, но по рассказам матери он знал, что отец был героем.

Отец бросился в реку, чтобы спасти тонущую женщину с ребенком.

И спас их.

Герой!


Но сам погиб.

Ирония в том, что спасая других, он обрек свою собственную семью на отчаянную борьбу за жизнь.

Но отец не мог по-другому.

Не умел.

Геройство было у них в крови.


Они жили в далекой, богом забытой деревушке на окраине жизни. В каком-то военном городке.

Выбраться из него было равносильно путешествию Ломоносова в Москву.

То есть из серии невозможного для его матери с маленьким ребёнком и без какой-либо поддержки.


Ему рано пришлось повзрослеть. Просто потому что не было другого выхода. Не было вариантов: поиграть в машинки или помочь матери. Был вариант помогать ежедневно и круглосуточно, потому что больше некому, чтобы выжить.


Играть?

Это для глупых избалованных детей.

А он не такой.

Он – сын героя!


***

Однажды мимо их деревни проходил отряд солдат. Они задержались на несколько недель перед тем, как двинуться дальше.

Одним из солдат оказался его новый отец.

Отчим если быть точным.

Его то отец был героем.


Отчим помог им выбраться из глуши, в которой они застряли, и перевез их в город.


Вскоре у него родился младший брат.


Новый отчим был кавказских кровей и соответственного воспитания: военный, строгий, жесткий, бескомпромиссный.


Хорошо учиться!

Нести ответственность за себя и свою семью!

Заботиться о матери и младшем брате!

За любую оплошность и неповиновение, он расплачивался болью. Первые годы ремень был его постоянным спутником жизни. А страх наказания сформировал жесткую дисциплину и молчаливое повиновение.


Возражать было нельзя. Это неуважение к отцу.

Свое мнение – это неуважение к опыту старших.

Ласка и похвала – проявление слабости.


Что бы ни случилось с младшим братом, виноват был всегда он.

Чтобы повзрослел и потому что мужик, а не баба.


Ему нравилось учиться.

Учеба была для него отрадой и отдыхом от всего, что происходило дома: от работы, бесконечных дел, горячего темперамента отчима.

Поэтому учился он хорошо.

Но не за похвалу, она была под запретом.

Просто другого выбора не было. Не было варианта прийти домой с 4кой.


За золотую медаль он не получил очередного ремня, а удостоился отцовского рукопожатия.

Как бы он ни старался и чего бы ни делал, им всегда руководствовалась только одна цель – выжить, избежав наказания.


Когда он сам стал отцом, то понял, что по-другому нельзя.

Распуская нюни, можно остаться жить в богом заброшенном болоте, поставив крест на будущем.


Но не для этого его отец стал героем, а отчим солдатом, чтобы он был слабаком.

Только имея твердый стержень внутри и жесткую дисциплину можно чего-то добиться!

Его род будет жить!

Уж он то об этом позаботится.


Если бы у него родился сын, тогда бы он вырастил из него настоящего героя! Солдата! Борца за справедливость! Крепкого! Сильного! Бескомпромиссного!


Но у него родилась дочь.

И прехорошенькая!

Сердце начало было таять и размягчаться, когда он смотрел на этого очаровательного ангела, но лишь на мгновенье. Он знал к чему приводит слабость.

Он многое повидал на своем веку. В той деревне, когда отца не стало, с отчимом, да и вообще.. женщина – существо слабое, безвольное и беззащитное. Пока не выйдет замуж.


Переняв вспыльчивый темперамент отчима, он не скупился на слова.


Да, что там!

Не будь она девчонкой, за такую дерзость, он бы и за ремень взялся.

Современные дети не знают жизни. Не знают какой она может быль бескомпромиссной и жестокой! Не осознают глубину своего счастья, своих возможностей учиться в школе!

Получать знания, которые потом позволят жить нормальной жизнью.

Нет! Они думают весь мир – игра! А жизнь – сплошное счастье и удовольствие! Но это не так! Жизнь опасна!


А она дерзит отцу!! Дерзит деду!


Господь всемогущий дай силы не убить, а только научить!


Он много раз хватался за ремень.

И один раз даже чуть не достал ее. Она как будто не чувствовала опасности, не верила, что он всерьез!!!


А он должен был установить свой авторитет!! Боится – значит уважает ! Уважает, значит будет слушать! Значит будет дисциплина!

А значит, он сможет проконтролировать, чтобы его дочь была в безопасности.

Чтобы ей не пришлось проходить через все, что прошла его мать. Через все, что прошел он сам.


– Коток? Потому что котится? Проверочное слово кот?!

Ты что дурная совсем?!! Тебе что трудно было 3 слова запомнить?!!! Чем ты вообще занимаешься?! В куклы играешь?!!! Зачем ты в школу ходишь?!


Его трясло всем телом. Он чувствовал, как гнев застилает разум. Он не справился! Он не смог! Он предал память отца-героя! Он предал дочь! Он чертов неудачник!!!


⁃ ЧТО ТЫ РЕВЕШЬ КАК ДИТЕ?!! Тебе сколько лет?!!

Если ты будешь учиться на трояки, ты никогда не закончишь школу!! Не найдешь хорошую работу!! Ты будешь дворником, мести грязь за умными людьми!!! Без образования ты никто!!! Ты никому не нужна неграмотная!!!!


Он швырнул листок ей в лицо.


⁃ Иди и думай что с этим делать!!!! Еще раз я увижу такой результат, ты мне не дочь!


Мир рухнул.



Комментарий психолога:

Любой родитель всегда действует из состояния любви. Но способы проявления любви основываются на личных травмах, опыте и сформировавшихся убеждениях.


Нам это важно понимать, чтобы простить родителей и принять опыт как опыт, а не как травму, из которой я действую в настоящем.


Запрос в сессии: страх совершить ошибку, зависимость от мнения других людей, я – ничто в своих глазах.


Чувства: страх, безысходность, растерянность, злость, несправедливость, меня никто не ценит.


Результат:

Позволение себе ошибаться и учиться на своих ошибках. Понимание, что ошибаться – это нормально. Если я ошибусь, мир не рухнет. Опора на себя. Рост из ребенка во взрослого, который сам несет ответственность за свою жизнь, а не зависит от настроения папы.

Загрузка...