Глава I Понятие и виды небанковских кредитных организаций

1. Понятие и особенности небанковских кредитных организаций

Начиная наше исследование, мы хотим прежде всего обратить внимание читателей, что тема, затронутая нами, к сожалению, является малоизученной, а в опубликованных работах иногда встречаются факты несоответствующие действительности. Отчасти это обусловлено нестабильностью нормативных актов, действующих в этой области, и неудачным выбором терминологии. В связи с этим по ходу нашего исследования мы сделаем две ремарки – относительно истории небанковских кредитных организаций и употребления термина «небанковские кредитные организации».

Прежде всего отметим, что существование НКО в банковской системе России обусловлено объективными экономическими причинами. Широкий перечень банковских операций и иных сделок побуждает кредитные организации выделять приоритетные направления в стратегии своей деятельности; при этом данные направления имеют свои пределы, так как «объять необъятное», т. е. осуществлять на высоком уровне все разрешенные банковские операции и иные сделки, трудно даже для «чемпионов» банковской системы. Поэтому возможные виды предпринимательской деятельности распределяются между кредитными организациями и в банковской системе наряду с банками существуют и иные субъекты, осуществляющие банковские операции.

Таким образом, в силу объективных экономических причин кредитные организации распределяют между собой виды предпринимательской активности.

Первые российские небанковские кредитные организаций возникли в 1990–1993 гг. В это время были зарегистрированы (и до сих пор продолжают свою деятельность) НКО «Ассигнация», НКО «Банковские информационные технологии», НКО «Межбанковский расчетный центр» и др. В то время как количество банков постоянно уменьшается, численность небанковских кредитных организаций постепенно растет: например, в 2001 г. их было 40, а в настоящее время зарегистрировано 65 небанковских кредитных организаций. Доля небанковских кредитных организаций в совокупных активах банковского сектора составляет 0,3 %, что объясняется их малым количеством и сниженными требованиями к минимальному размеру уставного капитала1.

Вместе с тем НКО становятся с каждым годом все более востребованными, поскольку их деятельность обладает некоторыми преимуществами в сравнении с аналогичной деятельностью банков. НКО – устойчивые в финансовом плане организации, которые, специализируясь на одном виде деятельности, могут предложить качественный и относительно недорогой продукт. К услугам НКО прибегают крупные хозяйствующие субъекты, банки, участники рынка ценных бумаг.

Финансовая устойчивость НКО, однако, не абсолютна, хотя в литературе и встречается мнение, что «за всю историю существования российской банковской системы ни одна небанковская кредитная организации не была лишена лицензии на осуществление банковских операций»2. К сожалению, факты не поддерживают столь оптимистичных заявлений. Известно, что Банк России отозвал лицензии более чем у 15 от общего числа НКО. Некоторые небанковские кредитные организации (например, ЗАО НКО «Волга-Теза» и НКО ООО «Курганинкасс») были признаны банкротами. В качестве основания отзыва лицензий у небанковских кредитных организаций фигурирует следующее: «неисполнение требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России»3, «снижение размера собственных средств ниже минимального значения уставного капитала, установленного Банком России на дату регистрации»4, «неоднократные нарушения в течение одного года требований Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма”»5 и др.

Исследуя понятие небанковской кредитной организации, невозможно не сказать о том, что термин «небанковская кредитная организация» был выбран законодателем крайне неудачно, и с момента его появления и до сих пор он ставит в тупик как профессионалов, так и участников рынка, заставляя их размышлять над явными противоречиями: почему организация «небанковская», а осуществляет «банковские операции»?

Кроме того, термин «небанковские кредитные организации» используется и для обозначения организаций, осуществляющих банковские операции, но официально не включенных законодателем в банковскую систему. Например, формально под понятие НКО подпадают ломбарды и кредитные кооперативы. Под определение НКО подпадает и ФГУП «Почта России», поскольку в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи»6 она вправе осуществлять почтовый перевод денежных средств, т. е. занимается банковской деятельностью, пусть даже и ограниченной. Здесь уместно также отметить, что в законодательстве зарубежных стран подобные финансовые институты (страховые компании, ломбарды, инвестиционные, пенсионные и благотворительные фонды, кредитные кооперативы и др.) признаются небанковскими кредитными организациями.

В связи с этим в юридической литературе неоднократно звучали предложения о необходимости замены данного термина.

Например, В. Л. Добин предлагает альтернативный вариант наименования кредитных организаций, основанный на отказе от слова «банк» и обозначении лишь той функции, которая выполняется7. Иная позиция высказана в Рекомендациях, принятых по результатам первых парламентских слушаний по НКО, где зафиксировано мнение профессиональных участников о целесообразности замены в нормативных документах термина «небанковская кредитная организация» на определение соответствующее содержанию работы этих организаций: «расчетный банк» или «банковская организация»8.

А. Л. Симановский пишет следующее: «Сам термин «небанковские кредитные организации… показывает на некую незначимость этого типа кредитных организаций в банковской системе… потому что любое отрицание в названии показывает даже чисто на слух, что это что-то такое второстепенное, что-то неглавное… стоит подумать о том, чтобы эту обидную приставку “не” вместе с самим понятием “небанковский” может на что-то другое заменить. В частности, расчетная небанковская кредитная организация вполне может просто быть расчетной кредитной организацией»9.

Д. В. Любомудров задается вопросом: почему расчетные небанковские кредитные организации, не имеющие кредитной лицензии, все равно называются кредитными организациями?10

По нашему мнению, использование термина «кредитные» можно допустить по двум причинам: во-первых, законодательство не определяет кредитную организацию как организацию, имеющую исключительное право предоставлять банковские кредиты, а во-вторых, расчетные небанковские кредитные организации вправе представлять определенного вида кредиты клиентам – участникам расчетов на завершение расчетов по совершенным сделкам в порядке, определенном Банком России.

К сожалению, преодолеть негативную окраску слова «небанковские» довольно сложно. Думается, здесь будет правильным поддержать мнение специалистов о целесообразности его замены. В качестве приемлемого варианта можно использовать формулировку, содержащуюся в основополагающем акте банковского законодательства – Федеральном законе от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»11 (далее – Закон «О банках и банковской деятельности»), где употреблялся термин «другие кредитные учреждения». В современном варианте он будет звучать как «другие кредитные организации», которые можно подразделить на соответствующие виды: расчетные кредитные организации, депозитно-кредитные организации, платежные кредитные организации12.

Очертив более или менее предмет нашего исследования, теперь перейдем непосредственно к анализу понятия «небанковская кредитная организация», для чего проследим динамику его изменения.

Часть 3 ст. 1 Закона «О банках и банковской деятельности», действовавшая до 28 сентября 2011 г., давала такое определение: «Небанковская кредитная организация – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России».

Таким образом, согласно данной норме под небанковской кредитной организацией понималась кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции из числа закрепленных в Законе «О банках и банковской деятельности», допустимые сочетания которых устанавливал Банк России.

Федеральным законом от 27 июня 2011 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе»13 часть 3 ст. 1 Закона «О банках и банковской деятельности» была изложена в следующей редакции:

«Небанковская кредитная организация:

1) кредитная организация, имеющая право осуществлять исключительно банковские операции, указанные в пунктах 3 и 4 (только в части банковских счетов юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов), а также в пункте 5 (только в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов) и пункте 9 части первой статьи 5 настоящего Федерального закона (далее – небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций);

2) кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для такой небанковской кредитной организации устанавливаются Банком России».

Анализируя данное определение, мы можем увидеть, что в его первом пункте закрепляется видовое понятие платежной НКО. При этом пункт второй данной нормы практически в точности воспроизвел прежнее определение небанковских кредитных организаций. Таким образом, в новом определении небанковской кредитной организации законодатель соединил видовое понятие платежной НКО (посредством определения ее компетенции) и родовое понятие иных видов НКО. Представляется, что данное определение несовершенно с точки зрения логики, ибо необходимо различать делимое и члены деления (т. е. объем родового понятия и видовое понятие). Это обстоятельство порождает необходимость выведения доктринальной трактовки термина «небанковская кредитная организация».

Основываясь на том, что платежную НКО можно определить как НКО, осуществляющую отдельные банковские операции, сочетание которых закреплено законом «О банках и банковской деятельности», мы можем заключить, что в формально-юридическом смысле под небанковской кредитной организацией понимается кредитная организация, осуществляющая отдельные банковские операции, сочетание которых устанавливается законом «О банках и банковской деятельности» или нормативными правовыми актами Банка России.

Гражданско-правовые характеристики НКО включают в себя ряд черт, свойственных банкам, и особенности, присущие только данному виду кредитных организаций.

НКО, как и банк, является юридическим лицом, причем коммерческой организацией, и образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Ее деятельность осуществляется на основании специального разрешения (лицензии) Банка России, получение которой является особым этапом приобретения исключительной правоспособности НКО.

Особенности небанковских кредитных организаций кристаллизовались недостаточно четко в связи с частым изменением российского банковского законодательства. Что было постулатом до принятия упомянутого выше Федерального закона № 162-ФЗ, после его вступления в силу кануло в Лету. Вместе с тем мы полагаем возможным выделить некоторые характеристики, присущие небанковским кредитным организациям и адекватные состоянию действующего законодательства.

Прежде всего обращает на себя внимание, что небанковские кредитные организации могут осуществлять лишь отдельные банковские операции, предусмотренные законом «О банках и банковской деятельности». Чтобы получить наглядное представление об этих отдельных банковских операциях, думается, вначале необходимо представить весь спектр банковских операций, установленных банковским законодательством.

Согласно ч. 1. ст. 5 Закона «О банках и банковской деятельности» к банковским операциям относятся:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение указанных в п. 1 привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).

Итак, небанковские кредитные организации могут осуществлять отдельные из приведенных банковских операций, однако они не произвольно выбирают их из данного перечня. Применительно к сочетанию банковских операций для небанковских кредитных организаций предусмотрено два ограничения:

• данное сочетание устанавливается либо федеральным законодателем, либо Банком России;

• в любом случае небанковская кредитная организация не может в совокупности осуществлять следующие три банковские операции: привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц, размещать указанные средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц, так как для этого нужно создать банк.

Вторая черта небанковских кредитных организаций логично следует из первой и проявляется в том, что деятельность небанковских кредитных организаций носит узкоспециализированный характер. В этом видится их достоинство: не распыляя, как банки, ресурсную базу, они могут сосредоточиться на предоставлении высокого уровня услуг по отдельным банковским операциям. Ниже мы скажем подробнее, в выполнении каких конкретно банковских операций преуспели небанковские кредитные организации, здесь же отметим, что специализация небанковских кредитных организаций является важнейшим фактором их конкурентоспособности.

Третья особенность небанковских кредитных организаций вытекает из законодательного понятия небанковской кредитной организации и заключается в разном правовом статусе платежных НКО и всех иных небанковских кредитных организаций. Основные отличия в правовом статусе существующих видов небанковских кредитных организаций для наглядности приведем в табл. 114.

Таблица 1

Отличия правового статуса платежных НКО от иных небанковских кредитных организаций

Комментируя данную особенность, отметим, что статус платежных НКО оказался весомее, чем статус иных небанковских кредитных организаций. Как возможность создания, так и компетенция платежной НКО заложена в федеральном законе, в отличие от иных видов НКО, возможность включения и исключения которых из банковской системы России, а также круг полномочий определяется Банком России. Кроме того, для иных небанковских кредитных организаций Банк России своим волеизъявлением видоизменил в сторону уменьшения законодательные формулировки банковских операций, что привело к заметному сокращению их предпринимательской активности.

Данный факт свидетельствует о более прочном статусе платежных НКО. Вероятно, такое положение платежные НКО «заслужили» в связи с большим значением, придаваемым реализации Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»15 (далее – Закон о НПС). Пытаясь привлечь операторов по переводу электронных денежных средств в банковскую систему России, законодатель придумал для них форму платежной НКО с доступным и облегченным правовым регулированием. Однако это видится нам непоследовательным: если операторы по переводу электронных денежных средств предпочтут зарегистрироваться в форме расчетной небанковской кредитной организации (а прецеденты уже есть) – они будут лишены подобной привилегии? Полагаем, что в связи с отсутствием особой необходимости выделения статуса платежных НКО среди иных небанковских кредитных организаций было бы логичнее пойти по традиционному пути регулирования их деятельности нормативными актами Банка России.

В качестве четвертой особенности небанковских кредитных организаций отметим низкоризковый характер их деятельности. Всем без исключения НКО запрещено открывать счета физическим лицам и осуществлять по ним переводы, привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы, в связи с чем их экономическое положение не может ухудшиться из-за «набегов вкладчиков» или обострения ситуации на рынке золота. Кроме того, для отдельных видов небанковских кредитных организаций установлены дополнительные ограничения (о чем подробно будет сказано ниже), что объективно повышает их финансовую устойчивость. В связи с этим для небанковских кредитных организаций снижены требования к минимальному размеру уставного капитала и иным нормативам. Так, в соответствии со ст. 11 Закона «О банках и банковской деятельности»:

• минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой РНКО устанавливается в сумме 90 млн рублей;

• минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой платежной НКО устанавливается в сумме 18 млн рублей;

• минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, не ходатайствующей о получении лицензий РНКО и платежной НКО, устанавливается в сумме 18 млн рублей.

При этом для сравнения скажем, что минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка устанавливается в сумме 300 млн рублей.

Таким образом, российская банковская система разделяется на высокорисковые универсальные банки и низкорисковые небанковские кредитные организации. Последовательное развитие небанковских кредитных организаций способствует созданию комфортных условий для диверсификации банковских услуг по специализированным участникам рынка, как это в настоящее время происходит во многих развитых государствах.

Пятым признаком, характеризующим небанковские кредитные организации, является низкая степень их присутствия в банковской системе России. По данным Банка России, доля небанковских кредитных организаций в совокупных активах банковского сектора составляет 0,3 %, при этом около половины из 60 действующих НКО зарегистрированы в Москве. Столь скромный удельный вес НКО позволяет заключить, что банковская система России все еще находится в процессе поиска и развития своих элементов; сформированные банковские системы, напротив, характеризуются тем, что в них действуют самые различные (по форме собственности, организационно-правовой форме, размерам, масштабам деятельности, территориальному признаку, характеру деятельности) экономически целесообразные виды небанковских кредитных организаций, занимающие все реально имеющиеся сегменты рынка финансов и ссудного капитала16.

Все вышеизложенное позволяет нам заключить, что в широком смысле под небанковской кредитной организацией следует понимать специализированную, низкорисковую кредитную организацию, включенную в банковскую систему РФ и имеющую право выполнять отдельные банковские операции, сочетание которых устанавливается федеральным законом или нормативными актами Банка России.

2. Правовой статус расчетных небанковских кредитных организаций (РНКО)

Среди небанковских кредитных организаций подавляющее большинство – это РНКО: 57 из 60! Статистика позволяет нам предположить, что правовой статус РНКО является привлекательным для субъектов предпринимательской деятельности и соответствует запросам рынка. Остановимся подробно на анализе их компетенции.

Согласно инструкции ЦБ РФ от 26 апреля 2006 г. № 129-И «О банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением»17 (далее – Инструкция № 129-И) РНКО вправе осуществлять в сочетании следующие банковские операции:

1) открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;

2) осуществление переводов денежных средств по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

3) инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

4) куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

5) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).

Сравнительный анализ формулировок банковских операций, закрепленный за РНКО в Инструкции № 129-И с формулировками банковских операций, установленных в ст. 5 Закона «О банках и банковской деятельности», показывает, что Банк России сократил для РНКО содержание двух банковских операций, в результате чего РНКО оказались лишены возможности открывать и вести банковские счета физических лиц и осуществлять переводы денежных средств по поручению физических лиц по их банковским счетам. Подобная трактовка Банком России законодательных положений свидетельствует о необоснованном ограничении сферы предпринимательской деятельности РНКО. По справедливому замечанию Н. Н. Надежина, Банк России, определяя допустимые сочетания банковских операций для НКО, может лишь устанавливать их количественное сочетание, а не качественно изменять содержание банковских операций18. Возможным выходом из сложившейся ситуации видится приведение формулировок банковских операций, закрепленных в Инструкции № 129-И, в соответствие со ст. 5 Закона «О банках и банковской деятельности».

Помимо перечисленных банковских операций РНКО вправе осуществлять следующие сделки:

1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

6) лизинговые операции;

7) оказание консультационных и информационных услуг.

По общему правилу РНКО не вправе привлекать денежные средства физических и юридических лиц во вклады; открывать и вести банковские счета физических лиц; осуществлять расчеты по поручению физических лиц по их банковским счетам; привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы; выдавать банковские гарантии.

Таким образом, РНКО осуществляют лишь ограниченный круг банковских операций, в числе которых отсутствуют высокорисковые банковские операции, что объективно повышает их финансовую устойчивость.

На первый взгляд РНКО не вправе не вправе привлекать денежные средства физических и юридических лиц во вклады и осуществлять размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет (ибо эти операции отсутствуют в перечне разрешенных). Однако более глубокий анализ Инструкции № 129-И позволяет заключить, что РНКО имеют возможность осуществлять экономический аналог кредитных и депозитных операций19. Так, в соответствии с п. 1.5.2 Инструкции № 129-И РНКО вправе размещать денежные средства от своего имени и за свой счет исключительно:

– в долговые обязательства Российской Федерации;

– в депозиты в Банке России;

– в облигации Банка России;

– в кредиты и депозиты, размещенные в имеющих инвестиционный рейтинг не ниже BBB по классификации иностранного рейтингового агентства Standard & Poor’s или не ниже аналогичного по классификациям Fitch Ratings, Moody’s банках – нерезидентах стран, входящих в группу развитых стран, и в кредитных организациях – резидентах Российской Федерации;

– в государственные долговые обязательства стран из числа группы развитых стран, имеющих инвестиционный рейтинг не ниже BBB по классификации иностранного рейтингового агентства Standard & Poor’s или не ниже аналогичного по классификациям Fitch Ratings, Moody’s.

Кроме этого РНКО вправе предоставлять кредиты клиентам – участникам расчетов на завершение расчетов по совершенным сделкам. Указанные кредиты могут быть предоставлены РНКО как за счет собственных средств, так и в пределах специально созданного участниками расчетов фонда на срок не более трех рабочих дней, при этом договором о создании и использовании фонда поддержания ликвидности должна предусматриваться солидарная ответственность участников расчетов перед РНКО за исполнение обязательств по возврату кредитов, предоставленных РНКО клиентам – участникам расчетов. В этом случае РНКО фактически и юридически переносит кредитный риск на своих клиентов – участников фонда поддержки ликвидности.

Наконец, РНКО имеют возможность предоставлять средства заемщикам путем выпуска векселей.

Таким образом, РНКО могут осуществлять экономический аналог депозитных и кредитных операций, что значительно расширяет возможности их предпринимательской деятельности.

Однако предпринимательская деятельность РНКО не исчерпывается возможностью осуществлять отдельные банковские операции и их аналоги. РНКО могут и осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг, что позволяет существенно расширить их доходную базу, получить конкурентные преимущества среди иных субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в банковской системе России, и облегчает адаптацию к изменениям рыночной конъюнктуры.

В связи с тем что эта деятельность обладает определенной спецификой, рассмотрим ее подробнее.

В соответствии с гл. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»20 исчерпывающими видами профессиональной деятельности на этом рынке являются:

1) брокерская деятельность;

2) дилерская деятельность;

3) деятельность по управлению ценными бумагами;

4) деятельность по определению взаимных обязательств – клиринг;

5) депозитарная деятельность;

6) деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;

7) деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг.

Исторически сложилось, что РНКО получают лицензии профессионального участника и осуществляют такие виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг как депозитарная и клиринговая. В отличие от банков они не заинтересованы в получении лицензии на осуществление брокерской, дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами ввиду установленных для них ограничений на вложения в ценные бумаги. Осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг не допускает ее совмещения с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных. Поэтому данную деятельность выполняют профессиональные участники рынка ценных бумаг, именуемые регистраторами, для которых эта деятельность является исключительной. РНКО не занимаются также организацией торговли на рынке ценных бумаг в силу того, что данный вид деятельности осуществляют фондовые биржи. Юридическое лицо, являющееся фондовой биржей, не вправе совмещать деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг с иными видами деятельности, за исключением деятельности валютной и товарной биржи, клиринговой деятельности, связанной с осуществлением клиринга по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, деятельности по распространению информации, издательской деятельности, а также с осуществлением деятельности по сдаче имущества в аренду.

Таким образом, важной особенностью предпринимательской деятельности РНКО является то, что к одному виду деятельности, составляющему предмет исключительной правоспособности (банковская деятельность), добавляется другой вид деятельности, также составляющий предмет исключительной правоспособности (профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг). Думается, можно поддержать мнение О. А. Мадыгиной, которая утверждает, что при этом статус РНКО остается доминирующим, так как статус профессионального участника рынка ценных бумаг может быть получен РНКО лишь в дополнение к ее основному статусу21.

Классификация РНКО

Для уяснения занимаемого РНКО места в банковской системе и особенностях осуществления ими предпринимательской деятельности важно представить их классификацию. Необходимость провести классификацию РНКО обусловлена также тем, что различные подвиды РНКО имеют разный объем предпринимательской деятельности, из чего возникают различия в их правовом регулировании и особенностях лицензирования. Сделать это, однако, не просто, ввиду того, что под юридическим статусом РНКО действует множество организаций с исключительной и даже уникальной правоспособностью.

Прежде всего рассмотрим известные в науке классификации РНКО.

Н. Н. Надежин в своем научно-практическом пособии «Участие небанковских кредитных организаций» в гражданском обороте выделяет следующие виды небанковских кредитных организаций, исходя из понимания небанковских кредитных организаций в широком смысле:

– лизинговые компании;

– расчетные небанковские кредитные организации (включающие два подвида: клиринговое учреждение, расчетный центр организованного рынка ценных бумаг);

– небанковские депозитно-кредитные организации;

– организации инкассации;

– небанковские кредитные организации – профессиональные участники рынка ценных бумаг22.

К представленной классификации можно сделать несколько замечаний:

– во-первых, отнесение лизинговых компаний и профессиональных участников рынка ценных бумаг к отдельным видам НКО несостоятельно, так как они не входят в банковскую систему РФ и осуществление данной деятельности не требует получения лицензии Банка России;

– во-вторых, деятельность РНКО гораздо богаче и мозаичнее, нежели возможность существования в форме клирингового учреждения или расчетного центра организованного рынка ценных бумаг;

– в-третьих, организация инкассация не является более самостоятельным видом НКО в связи с решением Банка России исключить данный элемент банковской системы.

Идентичная классификация НКО содержится и в диссертационном исследовании О. А. Мадыгиной «Небанковская кредитная организация как юридическое лицо»23.

Г. Н. Белоглазова подразделяет РНКО в зависимости от их функционального назначения на организации, обслуживающие юридических лиц, в том числе кредитные организации, на межбанковском, валютном рынках, рынке ценных бумаг; организации, осуществляющие расчеты по пластиковым картам, осуществляющие инкассирование денежных средств, платежных и расчетных документов; кассовое обслуживание юридических лиц, операции по купле-продаже иностранной валюты в безналичной форме, а также другие сделки, предусмотренные их уставами24. Мы полагаем, что данная классификация в большей степени проливает свет на подвиды РНКО, однако она весьма лаконична. Кроме того, ее анализ позволяет заключить, что деление РНКО здесь происходит по двум основаниям: во-первых, в зависимости от их функционального назначения (и здесь можно выделить организации, обслуживающие юридических лиц, в том числе кредитные организации, на межбанковском, валютном рынках, рынке ценных бумаг; организации, осуществляющие расчеты по пластиковым картам) и, во-вторых, в зависимости от вида, преимущественно осуществляемой банковской операции (организации, осуществляющие инкассирование денежных средств, платежных и расчетных документов; кассовое обслуживание юридических лиц, операции по купле-продаже иностранной валюты в безналичной форме). При этом обе классификации представляется возможным дополнить или сократить.

Таким образом, существующие в науке классификации не позволяют разобраться в многообразии РНКО.

Дополнительным аргументом, обосновывающим потребность выработки современной классификации РНКО, является принятие Закона о НПС, создавшего новую архитектуру платежной системы России.

Названные причины поставили перед нами задачу провести глубокое исследование действующих НКО и выработать собственные критерии их классификации. Автору видится целесообразным применить фасетный метод классификации РНКО, т. е. параллельно разделить множество РНКО на независимые классификационный группировки. При этом следует учитывать, что конкретные РНКО могут включаться в несколько классификаций в связи с осуществлением ими нескольких видов предпринимательской деятельности.

1. Итак, самым простым способом представляется разграничение РНКО в зависимости от вида преимущественно осуществляемой ими банковской операции на:

РНКО, специализирующиеся на открытии и ведении банковских счетов юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов по их банковским счетам.

Отличительным признаком РНКО является осуществление ими не всех, а лишь отдельных банковских операций. На первый взгляд это может показаться недостатком, однако вдумчивое исследование показывает, что с точки зрения интересов клиента это преимущество. У РНКО изначально отсутствуют мотивы задержки платежей. Напротив, ошибки в расчетах – это плохо оказанная услуга, за которую никто не захочет платить. По мнению экспертов, РНКО наиболее соответствуют потребностям хозяйствующих субъектов, которые в качестве основных критериев выбирают скорость и надежность осуществления переводов денежных средств в любом экономическом климате;

РНКО, осуществляющие инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов.

Здесь следует сказать, что ранее организации инкассации являлись самостоятельным видом НКО, которые могли осуществлять лишь одну банковскую операцию – инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов25. Однако со дня вступления в силу Инструкции Банка России от 14 января 2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»26 создать НКО инкассации стало невозможно, так как указанная Инструкция предусмотрела государственную регистрацию и лицензирование лишь двух видов НКО – РНКО и НДКО.

В настоящий момент в России действуют две РНКО, занимающиеся инкассаторской деятельностью, – НКО «Инкахран» (ОАО) и НКО ООО «АРБ-Инкасс», имеющие лицензии РНКО.

НКО «Инкахран» (ООО) и НКО ООО «АРБ-Инкасс» являются заметными игроками рынка инкассации, однако лидирующее положение в этой сфере деятельности занимают Российское объединение инкассации (Росинкас) и Сбербанк России, а сам рынок инкассаторских услуг отличается слабой конкуренцией, низкой волатильностью и высокой концентрацией27.

В отдельных исследованиях, посвященных НКО, фиксируется, что Росинкас является небанковской кредитной организацией – организацией инкассации28. Однако Росинкас не включен в официальный список кредитных организаций, размещенных на сайте Банка России, отсутствует и информация о наличии у него лицензии на право осуществления банковских операций. Обратившись ad fontes к ст. 83 Закона «О Банке России», мы можем узнать, что Росинкас входит в систему Банка России и учреждено в целях обеспечения его функций по организации денежного обращения. Устав Росинкас предусматривает выполнение функций по денежному обращению – перевозке ценностей, резервных фондов и инкассации денежной выручки. В соответствии с законом для системы Центрального банка не предусмотрена необходимость получения лицензий на осуществление банковских операций. Таким образом, Росинкас не является НКО, на него не распространяются правовые и пруденциальные нормы, предусмотренные для кредитных организаций.

Росинкас занимает доминирующее положение на рынке услуг инкассации. По данным Федеральной антимонопольной службы, Росинкас в различных регионах страны контролирует от 40 до 90 % рынка. Его особое положение обусловлено тем, что он входит в систему Банка России, имеет разветвленную филиальную сеть, солидный парк инкассаторских машин, собственные сервисные службы по ремонту автотранспорта;

РНКО, специализирующиеся на осуществлении переводов физических лиц без открытия счета, в том числе электронных переводов.

Многие РНКО специализируются на осуществлении этой банковской операции, банки же, напротив, предпочитают отдавать ее на аутсорсинг в связи с высокими затратами на открытие пунктов приема и выдачи денежных средств.

Вероятно, самой известной РНКО по переводу денежных средств без открытия счета в России является НКО «Вестерн Юнион ДП Восток». «Вестерн Юнион ДП Восток» – РНКО со 100 %-ным участием иностранного капитала.

Организация «Вестерн Юнион» осуществляет перевод денежных средств без открытия счета более чем в 180 странах и насчитывает более 463 тыс. пунктов обслуживания по всему миру. В Российской Федерации НКО «Вестерн Юнион ДП Восток» сотрудничает более чем с 400 банков.

Интересным представляется тот факт, что в других странах «Вестерн Юнион» считается легальным неформальным оператором перевода средств и не должна получать лицензию на право совершения банковских операций.

Любопытно отметить, что большую часть данного сектора денежного оборота обслуживают подразделения ФГУП «Почта России». Согласно действующему законодательству29 они имеют право осуществлять почтовый перевод денежных средств, под которым понимается прием, обработка, перевозка (передача), доставка (вручение) денежных средств с использованием сетей почтовой и электрической связи. По экономической сущности данная операция не отличается от перевода денежных средств без открытия счета, выполняемого РНКО. Основным конкурентным преимуществом ФГУП «Почта России» является разветвленная сеть отделений.

Отдельного внимания заслуживает анализ такой операции РНКО, как купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах. Как было замечено выше, Г. Н. Белоглазова выделяет в группе РНКО по функциональному признаку организации, осуществляющие куплю-продажу иностранной валюты. По нашему мнению, такое выделение не имеет достаточных оснований, в силу того, что данная операция не заявляется РНКО в качестве основного вида деятельности, а только способствует поддержанию операций по открытию и ведению банковских счетов юридических лиц и осуществлению переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета. Вместе с тем нам представляется, что подобные организации (пункты обмена валют) имеют право на существование в качестве самостоятельного вида НКО. Данный вид деятельности всегда был востребован на российском рынке. При этом не секрет, что существовавшие ранее обменные пункты принадлежали обычным предпринимателям, которые просто покупали банковскую лицензию. 2 апреля 2010 г. Банк России издал Указание № 2423-У «О переводе обменных пунктов в статус иных видов внутренних структурных подразделений кредитных организаций (филиалов кредитных организаций), о закрытии обменных пунктов и об упорядочении деятельности внутренних структурных подразделений»30, в соответствии с которым, кредитные организации и их филиалы не вправе более открывать обменные пункты. Решение регулятора было обусловлено тем, что обмен валюты в таких обменных пунктах был сопряжен с проведением разных нетранспарентных операций, а борьба с фактами мошенничества была затруднена невозможностью определить принадлежность обменного пункта к какому-либо банку. Вместе с тем возможен был иной вариант разрешения проблемы. Ввиду экономической необходимости совершения сделок по купле-продаже иностранной валюты и наличия субъектов, занимающихся данной деятельностью профессионально, представляется разумным для данной деятельности создать особое правовое поле, разработав отдельную инструкцию по пруденциальному регулированию деятельности НКО – пунктов обмена валюты. Банк России имеет возможность разработать для подобных НКО специальное облегченное пруденциальное регулирование с целью предупредить злоупотребления, к которым прибегали обменные пункты, действовавшие под лицензией банка. По такому пути идут зарубежные государства, где существуют отдельные финансовые институты, занимающиеся сделками по торговле наличной иностранной валютой. Подобные предложения звучали и раньше – до запрещения Банком России открывать обособленные подразделения в виде обменных пунктов, однако, регулятор не прислушался к ним31. Объективные экономические запросы были проигнорированы, и в который раз было отдано предпочтение строгости подхода, а не гибкости регулирования. Вместе с тем мы полагаем, что обменные пункты – это оправданный временем необходимый субъект банковской системы, известный не только современной иностранной, но и российской дореволюционной экономике. Еще в конце XIX в. в России помимо традиционных кредитных учреждений создавались частные банкирские заведения – банкирские дома, банкирские конторы, меняльные лавки, годовой оборот последних при этом достигал 135 млн руб.32

Учитывая изложенное, мы полагаем целесообразным включить в банковскую систему России новый вид НКО, специализирующихся на купле-продаже иностранной валюты. Это нововведение расширит предпринимательскую деятельность НКО, даст новый импульс мелкому и среднему предпринимательству (ибо его субъекты и занимаются торговлей иностранной валютой), а также повысит доступность финансовых услуг.

2. В зависимости от осуществления РНКО деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг РНКО подразделяются на:

осуществляющие деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;

– не занимающиеся данной деятельностью.

Деятельность РНКО на рынке ценных бумаг обладает определенной спецификой, так как они не заинтересованы в получении лицензии на осуществление брокерской, дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами ввиду установленных для них ограничений.

По состоянию на 25 мая 2012 г. только одна РНКО имеет две лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг (на право осуществления клиринговой и депозитарной деятельности») – НКО ЗАО «Национальный расчетный депозитарий» (НКО ЗАО НРД), однако она осуществляет расчет по денежным средствам и ценным бумагам по всем сделкам с ценными бумагами (кроме сделок с производными финансовыми инструментами), заключенным на биржах группы ММВБ. Единственным акционером НКО ЗАО НРД является ММВБ.

Особым статусом на рынке ценных бумаг будет обладать центральный депозитарий. В соответствии с Федеральный законом от 7 декабря 2011 г. № 414-ФЗ «О центральном депозитарии»33 один из депозитариев сможет получить статус центрального депозитария. Его уникальность заключается в том, что в России может быть зарегистрирован только один центральный депозитарий. К нему будут предъявляться повышенные требования по сравнению с обычными депозитариями, однако у него будет и своя исключительная функция – только центральный депозитарий может становиться номинальным держателем некоторых видов ценных бумаг. Центральным депозитарием сможет стать только РНКО, созданная в форме акционерного общества, имеющая лицензию на осуществление депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг и осуществляющая функции расчетного депозитария не менее трех лет на момент подачи заявления.

Решение о присвоении депозитарию статуса центрального депозитария будет принимать Федеральная служба по финансовым рынкам в течение четырех месяцев с момента подачи заявки вместе с необходимым пакетом документов34.

В настоящий момент в России ни одна РНКО еще не зарегистрирована в качестве центрального депозитария, однако появилась информация, что НКО ЗАО НРД, ЗАО ДКК и НКО «Расчетная палата РТС» (ЗАО) начали процесс интеграции с целью получения НКО ЗАО НРД статуса центрального депозитария России. Процесс интеграции проходит в соответствии со стратегическими инициативами групп ММВБ и РТС по созданию объединенной биржи и имеет своей целью повышение эффективности и конкурентоспособности российской посттрейдинговой инфраструктуры, создание на базе объединяемых компаний центрального депозитария России – лидирующего депозитарного расчетного института на российском фондовом рынке35.

3. Третьим видообразующим признаком является сфера обслуживания. В соответствии с ним можно выделить РНКО:

обслуживающие банковский рынок;

– обслуживающие рынок ценных бумаг и других финансовых активов;

– обслуживающие рынок сетевых платежей;

– обслуживающие рынок банковских платежных карт.

РНКО первого вида создаются в целях осуществления межбанковских расчетов и создания межбанковских платежных систем. Для ускорения переводов денежных средств банки вступают между собой в корреспондентские отношения либо открывают счета в РНКО. При этом для решения данной задачи РНКО предпочтительнее банков, так как их деятельность подвержена меньшим рискам.

Особое положение среди РНКО, обслуживающих банковский рынок, занимают уполномоченные РНКО. Нормативным актом, регулирующим их деятельность, является Положение Банка России от 4 августа 2003 г. № 236-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг»36.

Уполномоченная РНКО – РНКО, заключившая с Банком России договор о взаимодействии при осуществлении Банком России операций кредитования. Ходатайствовать о получении статуса уполномоченной РНКО могут лишь РНКО, в которых открыты корреспондентские счета не менее 200 банков, расположенные в не менее чем 30 регионах РФ, имеющие корреспондентские счета не менее чем в 30 территориальных учреждениях Банка России. Помимо этого уполномоченная РНКО должна соответствовать определенным финансовым критериям, а также техническим критериям системы расчетов.

Перевод средств по кредитным операциям Банка России, осуществляемым через уполномоченную РНКО, выполняется последней в общем порядке безналичных расчетов, однако выступление РНКО в качестве посредника при кредитовании Банком России кредитных организаций свидетельствует о востребованности данного вида организаций для ЦБ РФ, который таким образом снижает нагрузку на собственную платежную систему.

РНКО, обслуживающие рынок ценных бумаг, признаются расчетными центрами организованного рынка ценных бумаг и других финансовых активов (расчетный центр ОРЦБ).

Их правовое положение определяется в том числе следующими нормативными актами Банка России:

• Положением Банка России от 8 июня 1998 г. № 32-П «О порядке осуществления расчетов по операциям с финансовыми активами на ОРЦБ»37;

• Положением Банка России от 25 марта 2003 г. № 219-П «Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг»38.

Функции расчетного центра ОРЦБ заключаются в обеспечении переводов денежных средств участников расчетного центра ОРЦБ по сделкам с финансовыми активами путем открытия банковских счетов участников расчетного центра ОРЦБ и осуществления операций по этим счетам.

Каждый расчетный центр ОРЦБ имеет право осуществлять денежные расчеты не более чем для пяти секторов ОРЦБ:

– для расчетов по государственным федеральным ценным бумагам;

– для расчетов по иным государственным и негосударственным ценным бумагам;

– для расчетов на срочном рынке;

– для расчетов на валютном рынке;

– для расчетов на межбанковском кредитном рынке.

Услугами расчетных центров ОРЦБ, в частности, пользуются участники торгов на ведущей фондовой площадке России – Фондовой бирже РТС, Уральская валютная биржа, Московская межбанковская валютная биржа, Самарская валютная биржа, Азиатско-Тихоокеанская валютная биржа и др.

РНКО осуществляют функции расчетного центра ОРЦБ на основании договора, заключаемого с Банком России, который определяет права и обязанности сторон, а также порядок их взаимодействия и обмена информацией при осуществлении расчетов по операциям с финансовыми активами на ОРЦБ в соответствии с нормативными актами Банка России39.

Для выполнения РНКО функций расчетного центра ОРЦБ в Банке России открываются специальные корреспондентские счета с режимом работы, отличным от режима работы «обычной» РНКО40.

Деятельность расчетных центров ОРЦБ обременена дополнительными ограничениями, направленными на устранение кредитных рисков для активов расчетных центров ОРЦБ и средств участников расчетов, находящихся на счетах в расчетных центрах ОРЦБ, предусмотренными Положениями 32-П и 219-П41.

Крупным расчетным центром ОРЦБ в России является НКО «Расчетная палата РТС», входящая в состав группы РТС. Она предоставляет услуги расчета по денежным средствам для операций с ценными бумагами.

РНКО, обслуживающие рынок сетевых платежей

Системы сетевых платежей появились относительно недавно, так как мировая история сетевых денег насчитывает не более двух десятилетий. В связи с этим центральные банки многих стран не имеют обдуманной стратегии введения сетевых продуктов. Практика применения сетевых денег нередко опережает установление правовых границ их функционирования42. В России системы сетевых платежей после вступления в силу Закона о НПС должны получить банковскую лицензию, либо лицензию РНКО, либо лицензию платежной НКО. В качестве примера системы сетевых платежей, работающей под лицензией РНКО, можно назвать Сетевую расчетную палату, предоставляющую различные сервисы WebMoney.

РНКО, обслуживающие рынок банковских платежных карт

В соответствии с Положением Банка России от 24 декабря 2004 г. № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» РНКО вправе осуществлять эмиссию расчетных (дебетовых) карт для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предоплаченных карт – для физических лиц. Кроме этого РНКО вправе осуществлять эквайринг и распространение платежных карт.

В данном сегменте банковского рынка РНКО являются активными участниками. Например, НКО «ОРС» (ОАО) является расчетным центром по обслуживанию держателей банковских карт различных банков, чья совокупная инфраструктура обслуживания держателей банковских карт в настоящее время составляет более 14 000 банкоматов, а также более 3 тыс. офисов банков-участников43.

Широкую известность в России приобрела и РНКО «Платежный Центр» (ООО), которая является межбанковским расчетным центром общероссийской платежной системы «Золотая Корона», сети «ЦФТ-Процессинг» и Федеральной системы «Город».

Загрузка...