Проблемы налогообложения в научной сфере
В Российской Федерации малый бизнес незначительно представлен в научной сфере, в частности, не достаточно развиты такие виды и направления деятельности, как конструкторские бюро, проектные и проектно-изыскательские организации и опытные заводы.
Согласно официальной статистике1, число конструкторских бюро, проектных организаций во всей России не значительно, при этом за 2013-2014 год не наблюдается значительный рост в научной сфере.
Ряд проблем развития научных организаций, малых предприятий, осуществляющих научные исследования, проектные и конструкторские работы, выделен в соответствующей программе развития научно-технологического комплекса2:
– увеличение разрыва между потребностями бизнес-сообщества в новых технологиях и предложениями в отношении новых разработок;
– недостаточное участие компаний в инвестировании исследовательской работы и проектной работы;
– отсутствие интеграции российских исследований в международную систему ввиду неравномерно выстроенного сотрудничества с ведущими странами мира.
Причинами недостаточного развития научных, исследовательских, проектных организаций являются, по мнению автора, также являются следующие:
– недостаток финансирования научных и исследовательских разработок;
– низкая рентабельность научных разработок;
– отсутствие заказов в научно-исследовательских разработках;
– проблемы в части признания расходов на научные исследования, которые не принесли ожидаемого результата;
– проблемы налогообложения в научных исследованиях.
В ряде стран недостаток финансирования научных исследований восполняется за счет направления финансирования крупными компаниями субъектов малого предпринимательства, занимающимися проектной и научной деятельностью. Так, в США предусмотрены налоговые кредиты для крупных компаний, осуществляющих вложения в малый бизнес и научно-исследовательские разработки. В Южной Корее предусмотрены налоговые льготы в виде снижения налогообложения в размере 50% от полученного дохода в течение последующих двух лет и освобождение от корпоративного налога в течение первого года для научно-исследовательской деятельности. Подобный передовой опыт налогового стимулирования научных разработок, безусловно, заслуживает внимания. В Российской Федерации также существуют льготы в области налогообложения организаций, осуществляющих научную деятельность. Однако данные льготы обращены непосредственно к субъектам, осуществляющим научные разработки, а не для финансовых институтов, крупных компаний, ведущих финансирование научной деятельности, что фактически лишает малые предприятия дополнительных источников финансирования в виде безвозмездной помощи, беспроцентных кредитов и займов, предоставляемых коммерческими структурами, заинтересованными в разработке новых инновационных технологий. Отсутствие дополнительных льгот в налогообложении расходов на НИОКР вынуждает крупные и средние компании осуществлять закупки новых технологий за рубежом, поскольку это позволяет использовать уже отработанную технологию и признать расходы в полном объеме. Еще одним действенным механизмом, позволяющим расширить количество научных разработок, является возможность признания расходов с применением повышенного коэффициента 1,5. Такой механизм используется в России, но имеет ограниченное действие, поскольку не все расходы возможно признать с учетом повышенного коэффициента3