Авторский коллектив: Баранова Лариса Гурьевна, Беляева Татьяна Павловна, Вылкова Елена Сергеевна, Дьячкина Лика Александровна, Косарева Тамара Евгеньевна, Лескова Наталья Ефимовна, Фирсова Елена Анатольевна, Юринова Лидия Андреевна Налоги и налогообложение

Тема 1. Основные положения теории налогообложения

Вопрос 1. Условия формирования налога как экономической категории в начальный период развития капитализма

Ответ

Проведение рыночных преобразований в экономике немыслимо без создания эффективных налоговых систем. Они – основной проводник государственных интересов при формировании доходов бюджетных фондов и регулировании экономики во всех государствах с социальнорыночной ориентацией. Современное толкование понятия «налогообложение» имеет много слагаемых: налоговое право, налоговая политика, налоговое законодательство, налоговое планирование, регулирование и контроль, налоговый механизм. Все они – разные аспекты одной из сфер общественного воспроизводства: распределения и перераспределения стоимости, формирования доходов хозяйствующих субъектов, потребителей и государства. Налоговая практика ведущих стран мирового сообщества дает немало примеров позитивных результатов налоговой политики (например, эффект Лаффера).

Налоговая система Российской Федерации как новый правовой институт еще находится в стадии формирования. Ее основы были заложены в начале 90-х, и становление идет очень трудно. Сегодня, по прошествии более шестнадцати лет постреформного развития, результаты столь негативны, что их нельзя объяснить только ошибками социалистического прошлого и отсутствием опыта. Очень часто содержание российских налоговых законов направлено на решение бюджетных потребностей сегодняшнего дня (любыми способами сбалансировать бюджет), без учета даже ближайшей экономической перспективы. Получается заколдованный круг: налоговая система работает вхолостую на кризисную экономику, а кризис никак не рассасывается из-за того, что высокие налоги «душат» производителя. Причин этому, конечно, много, но одна из них, и причем существенная, – налоговое законотворчество идет вразрез с основными положениями налоговых теорий – классических и современных. В российской налоговой практике узаконены множественные платежи и сборы, по своей экономической природе не относящиеся к налогам. В связи с этим затруднен сбор бюджетных доходов, велики финансовые и трудовые затраты. Бесконечные переработки и дополнения к непросчитанным и неадекватным налоговым законам никак не могут их улучшить, а только еще больше дестабилизируют налогообложение и экономику в целом.

Из вышесказанного следует, что анализ сущности налоговых отношений как объективного экономического процесса важен не только с научной точки зрения, но и с практической. Начинать его надо, как и любое научное исследование, с единичной клеточки, каковой для налоговой системы является налог. К сожалению, пока в российском налоговом процессе не существует разграничений между понятиями «налог как форма движения денежных средств от их создателей в пользу государства» и «налог как экономическая категория». Однако это неоднозначные понятия, образующие двуединое целое. Данному важнейшему, фундаментальному аспекту налоговой теории следует уделить особое внимание.

Все экономические категории являются, как известно, элементами научного анализа. Выделение какой-либо группы экономических отношений в теоретическую категорию имеет место в период становления нового научного направления. Этого, как правило, не происходит до тех пор, пока данная группа в мире реальной экономики не очень четко себя проявляет (т. е. не затрагивает жизнеобеспечивающих интересов общества). В случае с налогами таким «поворотным» моментом в многовековой истории их применения стало радикальное изменение значимости налогов в системе государственных доходов. Налоги или, во всяком случае, разнообразные налоговые формы знали и Древний мир, и Средние века. Но до определенного исторического периода (становления капиталистических систем) налогообложение никак не могло стать научно осознанным процессом. Государственные доходы докапиталистических формаций – это доходы казны, не отделенные, как правило, от личных доходов главы государства, которые накапливались в основном из собственных источников (земля, военная добыча, монополия власти на производство и продажу каких-либо товаров, чеканка монеты и т. д.). Исторические налоги были в основном натуральными, случайными, чрезвычайными, часто непосильными. Такие докапиталистические налоги можно скорее назвать налоговыми формами, или видами налоговой дани. Для них характерны произвол в изъятии (откуп), отсутствие просчитанной нормы и учета экономических интересов, платежного состояния налогоплательщиков. Неслучайно отношение населения к налогам в этот период было резко отрицательным и воспринимались они только как форма узаконенного грабежа. Капиталистическое государство уже вынуждено смотреть на налоги совсем по-другому. Собственных источников у него почти не осталось, правительству противостоит «армия» частных производителей и потребителей доходов, с которыми вредно «громко ссориться», но и о казне (теперь уже отделенной от монарха, если таковой имеется) нельзя забывать. Именно в этот период научная мысль проявляет самое пристальное внимание ко всем вопросам, прямо или косвенно связанным с налогообложением.

Итак:

В капиталистическом государстве впервые в своем развитии налоги становятся объективно необходимой, стабильной формой перераспределения доходов населения в государственную казну с целью финансирования функций правительства. Налоги формируются в устойчивую подсистему в общей схеме капиталистического воспроизводства.

Вопрос 2. Экономическое содержание налога как экономической категории

Ответ

Столь значимую группу экономических отношений наука уже не могла оставить без внимания. Ее необходимо было выделить в отдельную категорию с целью изучения закономерностей ее «поведения» с другими базисными и надстроечными категориями.

Подлинно революционными стали в свое время фундаментальные принципы, выдвинутые А. Смитом:

1. «Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, т. е. соразмерно доходам, которыми он пользуется под охраной правительства». Это принцип равенства налогообложения.

2. «Налог, который обязан уплатить каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому». Это принцип определенности.

3. «Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика». Это принцип удобства.

4. «Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства». Это принцип дешевизны.

А. Смит говорил о том, о чем до него говорить было не принято: о законности, об обязательствах государства перед налогоплательщиками, о равенстве и, самое главное, – о норме налоговых изъятий. На основании этого уже можно определить экономическое содержание или самые сущностные характеристики налога вне зависимости от конкретных его форм, страны и времени применения.

Итак, объективным экономическим содержанием налога как экономической (финансовой) категории является необходимость со стороны государства принудительного изъятия части созданной добавленной стоимости на финансирование государственных функций. Объективными требованиями к налогу являются также суммарная норма и соответствующие условия изъятия в целях поддержания последующего воспроизводства. Любая экономическая категория («деньги», «прибыль», «стоимость») – это отражение результата очень длительных и сложных общественных отношений. Например, для современного человека нет ничего странного в том, что деньги (бумага) могут обмениваться на бесконечно длинный ряд жизненно необходимых и роскошных товаров и услуг, а ведь это итог многих тысячелетий общественного развития. Такое положение естественно только при товарном изобилии. В случаях товарного голода денежные знаки теряют свою значимость и люди, как и их далекие предки, возвращаются к товарообмену. Поэтому всестороннее знакомство с экономической категорией может состояться исключительно через систему основных понятий, определений, характеристик.

Для налога это следующие положения:

• налоговая форма перераспределения доходов в пользу казны имеет смысл в моделях с рыночными структурами, поэтому само понятие «налог» уже означает смену собственника или превращение частной собственности в государственную;

• налоговое изъятие всегда принудительно и не предполагает индивидуальной эквивалентности и возвратности;

• налогообложение не тождественно целевому финансированию, а представляет собой одностороннее движение стоимости в денежной форме, направленное в централизованные фонды финансовой системы.

Свойства экономической категории определяет также ее внутренний потенциал, т. е. присущие ее природе возможности действия. Он может раскрыться, т. е. быть извлеченным на поверхность общественной жизни через те или иные формы, а может и нет (например, человек, наделенный прекрасными вокальными данными, может стать оперным певцом и даже получить мировое признание, но только при наличии определенных условий). Для налога как составной части системы государственных финансов такими условиями являются уровень развития экономического базиса и поведение государственной власти как субъекта организации всего процесса налогообложения. Часто верховная власть, обеспеченная возможностями силового принуждения, легко впадает в иллюзию налоговой вседозволенности. Результаты этого известны благодаря многочисленным примерам, историческим и современным. Противовесом государственному субъективизму может служить научно-теоретический и математический фундамент всех налоговых действий, что и будет негласной формой признания налога как экономической категории, а не только как фискальной формы директивного платежа.

В практике организации налоговой деятельности государства необходимо учитывать как различия между понятиями «налог как экономическая категория» и «налог как реальная форма движения денежных средств от их создателей в пользу казны», так и их единство.

Антиподом объективного налога является такая форма государственного финансового перераспределения, как платеж. Он имеет ряд внешних налоговых характеристик (принудительность, сроки, заданную величину), но «не обеспечен» обязательством налоговой нормы, налоговых элементов и налоговой возвратности в масштабах национального воспроизводства. Его можно рассматривать только как форму экономических директив центральной власти (например, «отчисления от прибыли» в экономике СССР).

Вопрос 3. Функции налога

Ответ

Вышеуказанная двуединая конструкция налога лежит и в основе анализа налоговых функций. В целом функциональная направленность налога предопределена его сущностью и заложенным в нем потенциалом. Именно через функции он и проявляется, поскольку его абстрактные возможности влияния на базис превращаются в реальные практические результаты. Среди экономистов, исследующих налоговые отношения, отсутствует единое мнение о количестве функций налога. Очевидно, потому, что при анализе не разделяется двуединая природа налоговых платежей, которая в реальном экономическом мире проявляется только в единстве. Изначальное общественное назначение налога – обеспечивать казну, и в докапиталистических формациях налоги рассматривались и существовали только как податные системы. В капиталистическом мире периода совершенной конкуренции налоги также интересуют правительство как единственно возможная форма трансформации доходов населения в доходы государства. В современной финансовой терминологии налогообложение определяется как «отношения между государством и населением по формированию централизованных денежных фондов государства». В странах, которые будут существовать в далеком будущем и о которых мы ровным счетом ничего не знаем, государство, возможно, сменит и статус и цели своих материальных отношений с населением, но тогда они уже не будут определяться как налоговые. Таким образом, единственной функцией налога как экономической категории является фискальная функция. Этимологически (т. е. от исторического значения самого слова) этот термин происходит от одноименного названия казны – фиск. Фискальная функция неотъемлема от налога и в абстрактной его сущности, и в конкретном его воплощении; если она исчезает, то исчезает и сам налог.

В течение достаточно длительного исторического периода налог и на практике выполнял только эту функцию. Неразвитый базис и монархическая форма государственного управления не создавали условий для «выхода на поверхность» другой очень сильной стороны налогового потенциала – возможности регулировать пропорции общественного воспроизводства. Точнее говоря, налоговое регулирование всегда имело место как результат (часто очень плачевный), но незапланированный. Налог в момент своего отчуждения в пользу государства всегда делит произведенную за «налоговый период» добавленную стоимость на доли ее производителей, потребителей и казны. Отсюда сам налоговый процесс уже есть воздействие на общественные пропорции. Для того чтобы это деление было оптимальным или адекватным базису, его необходимо производить научно и сознательно. Резкие деформации в пропорциях вследствие непросчитанного принудительного распределения доходов в пользу государственной казны настолько неоправданно уменьшают их долю у населения, что в короткий период могут подорвать все производство и общественную систему (нищета, бунты, восстания, революции, резкий спад производства, демографические катаклизмы и т. д.).

Итак:

В современной налоговой практике обязательно должен быть задействован регулирующий потенциал налога. Именно он формирует экономические стимулы и обеспечивает такое важнейшее условие, как общественная возвратность налогообложения.

Регулирующая функция налога проявляется в реальной налоговой сфере через механизм налоговых льгот или санкций, через формирование оптимальной налоговой структуры, в направлениях разработки норм «налогового права», в методах распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы, в организационной схеме органов налогового контроля и т. д. В свою очередь, возвратность налогообложения на макроуровне должна обеспечиваться через производительную структуру государственных расходов. Именно она дает толчок правильному кругообороту налоговых доходов, что и предполагает единство системы финансов.

Функции налога как экономической категории и налога как практической его формы неразрывно взаимоувязаны. Соответственно их можно уравновесить. И это реально, так как одним налоговым формам присуща больше фискальная направленность (например, акцизам, НДС), а другим – регулирующий характер (например, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль). Поиск способов налогового равновесия и есть путь создания налоговых концепций, а критерием их приближения к истине являются отчеты об исполнении бюджета, общие темпы экономического роста, уровень потребления и сбережений, развитие всех видов бизнеса, социальный климат. Само по себе функциональное предназначение налога объективно, но результат его использования в очень высокой степени зависит от уровня базиса и волеизъявления государства. Особенно это касается организации регулирующей функции. В частности, при расчете ставок налога очень важно принять продуманное решение именно в тех случаях, когда объекты обложения числом более одного соотносятся друг с другом как сообщающиеся сосуды, а владеет ими один субъект. Например, налогообложение фонда заработной платы и прибыли. При низких ставках на первую часть дохода, сосредоточенную в руках собственника средств производства, и высоких – на вторую все большая часть дохода будет «перетекать» в показатели по зарплате и меньшая – в прибыль. В результате пропорции воспроизводства будут сильно деформированы.

В данной теме мы рассматриваем функции налога изолированно от его взаимодействия с экономической политикой в целом. В свою очередь, сознательно используемое и в нужное русло направляемое налоговое регулирование само по себе – только элемент общей системы государственного регулирования экономики, а последняя является итогом длительного развития рыночных отношений. В самых передовых государствах Запада регулирование экономики утвердилось в качестве системы, а не тенденции только в 50-е гг. XX в. Основная цель регулирования – общее экономическое равновесие. В зависимости от ближайших задач и стратегических прогнозов определяются общие приоритеты экономической политики – антициклическая, антидепрессивная, экономический рост и т. д. На их основе разрабатываются более конкретные программы – инвестиционные, кредитные, налоговые, валютные и прочих необходимых направлений. Практическая реализация этого сложнейшего механизма требует огромных средств, большого опыта ведения рыночного хозяйства, отработанных правовых норм и многого другого. Вне этой единой системы налоговое регулирование «не может исполнять “соло”, так как для него нет нот», невыясненными остаются объекты и направления регулирования. Налоги также не могут выполнять потенциально заложенную в них функцию природного регулятора в нестабильной экономической ситуации на фоне падения производства, скачков цен, бегства капитала, финансовых кризисов. Именно в такой ситуации гипертрофируется их фискальная функция. Об этом можно судить по данным о доле изымаемой выручки у предприятий, доходов у граждан, об объемах финансовых санкций, о соотношении плановых и фактических сумм исполнения бюджетов. К этому можно добавить анализ налоговых доходов и социальных выплат из бюджета и сумму расходов государства на содержание налоговых служб.

Итак:

Эффективность современных налоговых систем не может быть достигнута без хотя бы относительного равновесия двух налоговых функций – фискальной и регулирующей. Вариантов может быть много, нельзя только делать налоговую систему исключительно фискальной. В этом случае она теряет свое смысловое значение и превращается в директивное, чисто фискальное изъятие финансовых ресурсов.

Вопрос 4. Элементы налога

Ответ

Объективность налога как экономической категории доказывается наличием в нем семи основополагающих элементов. Если они отсутствуют, это не налог, а в лучшем случае налоговая форма. Докапиталистическое налогообложение как раз и характеризуется отсутствием или неразвитостью налоговых элементов. Учет элементов и их системное использование под силу только хорошо организованным налоговым службам (откуп и налоговые элементы – две несовместимые вещи). Без знания этих элементов невозможно ни понять, ни рассчитать налог.

Итак:

1. Если рассуждать логически, первым элементом является, безусловно, объект налогообложения. Не случайно историю развития налогов сопоставляют с историей развития объектов. Налог нового вида вводится только тогда, когда появляется новый объект. «Перерывы» между возникновением новых налогов могут длиться столетия. Например, огромен временной разрыв между появлением древних поземельных и подушных налогов, феодального подомового налога и капиталистического личного подоходного. В современный перечень объектов входят: имущество, доход, предмет, выручка, добавленная стоимость, отдельные виды деятельности и т. д. Наличие какого-либо наименования из этого перечня служит основанием для обложения налогом. Непосредственно объекты весьма многообразны (земельные участки, дома, транспортные средства, строения, городские квартиры – имущество; ценные бумаги, денежные средства – движимое имущество; заработная плата, прибыль, рента – доходы; предметы потребления – чай, соль, спирт и т. д.).

2. После выяснения факта «объекта» необходимо определить лицо (физическое или юридическое), которое будет нести обязательства по уплате налога. Это лицо и есть «субъект» всех вмененных ему налогов. Субъект налогообложения вступает в непосредственные правовые отношения с фиском (налоговыми органами) и несет всю полноту экономической ответственности. В данном случае им выполняется функция плательщика налога. При неудовлетворительном исполнении налоговых обязательств бремя штрафных санкций падет именно на официального плательщика.

3. Следующей функцией субъекта и соответственно новым элементом является такое «невидимое» понятие, как носитель налога. Только этот элемент определяет реальное конечное экономическое воздействие на доходы потребителя налогооблагаемой продукции, а при анализе открывает истинную величину налогового бремени. Функции плательщика и носителя могут совпадать в одном субъекте, а могут и не совпадать. Совпадают они, как правило, в прямом налогообложении (например, при уплате личного подоходного налога, налога на прибыль, поземельного налога и т. д.) и явно не совпадают в косвенном. Как известно, косвенное обложение по определению это и есть процесс разъединения функций первоначального плательщика и окончательного носителя. Активным механизмом налогового переложения является цена товара, возрастающая в итоге для конечного потребителя на сумму всех промежуточных налогов. Таким образом, не вступая в юридические отношения с фиском, именно носитель налога становится его реальным субъектом. В налоговой политике и практике учет этого элемента очень важен, так как уровни доходов плательщика и носителя могут резко различаться.

4. Наличие у субъекта налогооблагаемого объекта есть определяющее основание для его обложения, но пока еще мы не ответили на такой вопрос: из каких средств плательщик будет рассчитываться по этому объекту? Как мы уже видели, объекты многообразны. Если это какой-нибудь вид дохода или движимого имущества, то средства на уплату налога дает сам объект, а если объект – недвижимое имущество, владение которым связано только с большими расходами? Поэтому необходимо обозначить еще и такой элемент, как источник налога, которым может быть только доход налогоплательщика независимо от того, получает ли он его с этого объекта или с другого. Понимание и учет этого элемента особенно важны при введении реальных и косвенных налогов, так как объект и доход в них не совпадают, а плательщиками часто бывают малоимущие слои населения.

5. Единица обложения – это единица измерения объекта налога. «Единицы» могут измеряться в разных величинах. Так, по подоходному налогу это будет рубль, по земельному – сотка, по акцизу – литр, тонна, пачка сигарет и т. д.

6. Когда известны субъект, объект и единица обложения, необходимо установить на последнюю размер налога, или ставку налога.

Ставки классифицируются на твердые (в натуральном измерении) и адвалорные (в процентах к стоимости). Адвалорные, в свою очередь, делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Разные виды ставок соответствуют разным соотношениям между высотой дохода и нормой изъятия. При применении пропорциональных ставок независимо от величины дохода взимается один и тот же процент, при прогрессии величина процента увеличивается по мере роста дохода, при регрессии — уменьшается.

7. «Заключительным элементом в общем перечне является оклад налога, т. е. общая сумма налогового изъятия с данного налогоплательщика. Между ней и величиной изъятия по откупу — дистанция огромного размера. Взимание по откупу было в основном произвольным, в то время как оклад — это строго определенная величина, рассчитанная по элементам. Математически она представляет собой произведение суммы единиц объекта («налоговой базы») на налоговую ставку, что точно соответствует всем основным положениям классической налоговой теории.

Вопрос 5. Основная налоговая терминология

Ответ

После перечисления и краткой характеристики элементов единичного налога, вне которых он не может функционировать, следует разобраться с основной налоговой терминологией, касающейся налоговой практики. Реальные налоговые проблемы возникают в процессе налогообложения (разорение, недоимки, социальные конфликты, сложности изъятия и т. д.), который также, в свою очередь, состоит из элементов. Но это уже не элементы, обозначающие абстрактное состояние сущности (например, как те, которые определяют сущность человека в его отличии от других особей животного мира), а элементы, формирующие систему целевых действий (например, человеческого поведения):

• Цивилизованное налогообложение должно начинаться с «налогового права» как взаимообусловленного комплекса законов, механизмов их реализации, а также функционального разграничения прав и обязанностей законодательной и исполнительной власти.

• Зрелые налоговые отношения своей отличительной особенностью предполагают наличие не отдельных видов налогов (как это было в СССР), а целостных налоговых систем. Налоговую систему можно определить как совокупность всех видов налогов и способов управления ими. Только в системе отдельные налоги объединены единой классификацией, принципами построения и методами управления.

Налоговый механизм опосредует всю совокупность налоговых отношений. Он может быть представлен как налоговая техника. Через налоговый механизм определяются: видовой состав налогов (на доходы, имущество, потребление), структура налогообложения, механизм принятия решений по всему кругу налоговых проблем, налоговое законотворчество, налоговые нормы.

• При разработке налоговых законов, конструировании налоговых систем и выборе налоговых механизмов государство должно ориентироваться на стратегию экономических приоритетов, что и формирует налоговую политику.

Следующая группа налоговых терминов относится к дополнительным характеристикам налога и к обслуживанию налогового процесса.

Дополнительные характеристики налога:

Налоговый период – время, определяющее период исчисления налога и сроки внесения последнего в бюджетный фонд (помесячно, ежедекадно, ежеквартально, один раз в год).

Налоговая квота – доля оклада налога в доходе (источнике налога), характеризует тяжесть налогового бремени.

Налоговый иммунитет – законное полное освобождение крупных социальных групп или отдельных категорий лиц от обязанности платить налоги. Термин скорее исторический, чем современный. В феодальном обществе иммунитет по отношению к налогам имели королевская фамилия, дворянство, духовенство, т. е. самые крупные земельные собственники.

Налоговая льгота – снижение размера налогообложения. Могут применяться следующие льготы: снижение налоговой ставки, уменьшение размера налогооблагаемого объекта, налоговый иммунитет, налоговый кредит, ускоренная амортизация и др.

Необлагаемый минимум – сумма дохода, не подлежащая обложению. Должен вычитаться из всех последующих доходов. Граница должна соответствовать научно посчитанному уровню прожиточного минимума с учетом коэффициента инфляции. Имеет место в основном в подоходном обложении.

Экономическая граница налогообложения – пограничная норма объективно допустимого суммарного изъятия дохода налогоплательщика или налогоплательщиков, превышение которой грозит нарушением условий воспроизводства.

Уровень налогообложения – аналитический показатель, отражающий долю налогов в ВВП.

Есть еще много терминов, связанных с техникой налогообложения, – налоговая декларация, налоговое обязательство, налоговые каникулы, налоговый кадастр и т. д.

Вопрос 6. Классификация налогов на прямые и косвенные

Ответ

Значительное место в теории налогов занимают вопросы их классификации, т. е. системной группировки по различным признакам. В налоговой практике существует многообразие налоговых классификаций, т. е. группировок, в зависимости от целей анализа (рис. 1.1). Обилие классификаций в данном случае – признак не дискуссионности темы, а сложности и многогранности налоговых отношений, для оценки которых не существует единого критерия. Цель предлагаемого учебного пособия – помочь студентам глубже вникнуть в сущность налога как экономической категории и объективно оценить истинное налоговое бремя различных по характеру налогов. Эта сторона налогообложения лучше всего раскрывается в классификации, предполагающей разделение налогов на прямые и косвенные. Последняя также необходима для практических расчетов и для анализа воздействия налоговых платежей на экономику на макроуровне.

Прежде чем обозначить различия двух налоговых подсистем, необходимо увидеть их общие черты. Таковыми для них, безусловно, являются сущностные особенности налога как экономической категории – объективная необходимость принудительного изъятия доходов физических и юридических лиц государством. Это конечный итог налогообложения и для индивидуума, и он всегда будет иметь место в явной или неявной форме. Прямые налоги, оправдывая свое название, уменьшают доходы налогоплательщика явно. В данном случае налогоплательщик вступает в видимые и четко обозначенные законом, планируемые и просчитанные отношения с фиском. Объектом в прямом налогообложении является доход или имущество плательщика. В прямом обложении всегда известен субъект (он же и первоначальный и окончательный), поэтому государство в зависимости от проводимой политики может учесть его индивидуальные характеристики и скорректировать налог (например, повысить уровень необлагаемого минимума, скорректировать ставку, дать отсрочку и т. д.). Косвенное обложение гораздо «хитрее». Сложность его анализа заключается в том, что оно подразделяется на два этапа – видимый и невидимый. Первый период больше похож на прямое обложение, так как в нем наличествует конкретный плательщик, отвечающий за уплату налога по всей строгости закона, но объектом в данной ситуации выступает трансакция (сделка, соглашение), имеющая продолжение в товаропроводящей цепи, пока она не завершится через конечное потребление данного товара или услуги.


Рис. 1.1. Классификационный состав налогов


Если бы налоговые отношения заканчивались на первичной стадии сделки, то никакого косвенного, т. е. опосредованного, обложения не возникало бы. Но плательщик продает данный объект и вместе с ним желает продать и уплаченный в казну налог. Экономический механизм для этого есть – цена товара. Он ею владеет (до того момента, пока она не «споткнется» о спрос) и спокойно может повысить цену на сумму уплаченного налога. Прибыли ему от этого не прибавится, но зато плательщик ее не уменьшит и выдержит пропорции цены производства.

Итак, косвенное обложение формируется через такое экономическое явление, как переложение налогов. В итоге реально уменьшит свои доходы на сумму установленного законом и первоначально оплаченного плательщиком налога конечный потребитель.

И вот для него как для носителя бремени этого налога нет никаких индивидуальных льгот и поблажек. Сумма принудительного платежа будет определяться только количеством оплаченных им товаров и услуг. Специфической особенностью косвенного обложения является также полная для окончательного носителя неизвестность величины суммы уменьшения своих доходов вследствие уплаты невидимого налога (так как она – не единственная причина роста цен). Косвенные налоги неумолимо настигают нас, но не в ситуации получения официально зарегистрированных доходов (которые все-таки можно попытаться скрыть), а в момент их расходования, поэтому от них практически невозможно уклониться. Ни одна налоговая инспекция в мире не может держать под контролем все виды доходов граждан (не говоря уже о неофициальных) и соответственно пытаться получить с них все налоги. В свою очередь, косвенное обложение «найдет» каждого. Смягчение уровня косвенного обложения возможно только начиная с макроуровня, т. е. благодаря проводимой государством налоговой политике. Так, в сегодняшнем мире многие развитые страны, осуществляя общую экономическую политику социальной ориентации, совсем не облагают налогом либо резко занижают ставки косвенных налогов на жизнеобеспечивающие товары широкого потребления. В целом косвенные налоги всегда считались самыми несправедливыми, так как при обложении ими основных товаров и услуг их реальная доля в доходах малоимущих потребителей очень весома. В экономической литературе акцизные налоги представляют иногда как налоги на продажи, иногда – как налоги на потребление. В действительности это лишь разные характеристики одних и тех же налогов. Продажи – звено изъятия любого акцизного подвида, а потребление — объект реального уменьшения дохода. Объективно все косвенные налоги затрагивают и продажи, и потребление.

Вопрос 7. Прямые налоги

Ответ

Классификация налогов на прямые и косвенные на этом не заканчивается, так как и те и другие имеют подвиды. Прямые налоги делятся на реальные и личные.

Реальные делятся на: поземельный, подомовый, промысловый, денежный капитал (ценные бумаги).

Личные делятся на: подушную подать, подоходные налоги, поимущественные (разновидность – налог на наследство и дарение) и налоги на капитал.

Исторически прямое налогообложение начиналось с реального, которое просуществовало в качестве основного его вида много веков. Реальные налоги – это налоги на собственность. Первым источником дохода и соответственно формой собственности была земля, а первым реальным налогом был поземельный. Первые упоминания о натуральных налогах, взимаемых с владельцев земельных участков, относятся к далекой древности. Вторым «по очереди», с большим временным отрывом, стал подомовый налог, который был введен в расцвет Средневековья с его строительством городов и появлением доходных домов. Мануфактурный период капитализма дает промысловый налог (под промыслом понимается любой вид коммерческой хозяйственной деятельности, включая адвокатскую и врачебную частную практику). Развитие кредитных отношений и фондового рынка ведет к устойчивым новым видам доходов и новым налогам – на денежный капитал (ценные бумаги).

Итак:

• Прямое реальное обложение является естественным и единственно возможным на той стадии развития экономического базиса, когда повсеместного распространения денежных отношений еще нет, но есть общество собственников (пусть даже совсем мелких).

• В реальном обложении «в фокусе фиска» находится не субъект с его истинным доходом, а наличие вещи (собственности, имущества). Любая «вещь», если не в деньгах, может быть оценена только по внешним приблизительным признакам или по валовому доходу. Оценка очень неточная, не учитывает динамики износа.

• Реальное обложение не имеет необлагаемого минимума, а значит, его бремя несоразмерно тяжело для малоимущих.

• Реальные налоги не могут соответствовать развитому уровню капитализма, так как в них не участвует наемный труд (огромное количество людей, не имеющих никакой собственности).

Прямое налогообложение эволюционировало в качественно новый вид – личный подоходный налог и развившуюся на его основе систему подоходного обложения физических и юридических лиц. Личное обложение имеет совсем другой вектор. В данном случае казну интересует не то, чем налогоплательщик обладает, а то, какие у него от этого доходы. Эта позиция, безусловно, более адекватна принципам «налоговой справедливости» и интересам казны. Личные налоги имеют необлагаемый минимум, другие льготы, и их объект обложения – чистый доход (валовой за вычетом разрешенных расходов). В настоящее время эти налоги наиболее распространены в налоговой практике всех развитых стран. Реальные налоги сохранились в отдельных странах в основном в качестве местных. Поимущественное обложение (его самая распространенная форма – налог с наследств и дарений) по своей сути может быть и реальным и личным в зависимости от того, как рассчитывается объект. При его оценке по внешним признакам без учета доходности и необлагаемого минимума это будет реальный налог (что имеет место в российской налоговой практике), при оценке по рыночной стоимости, с учетом льгот и налоговых вычетов – личный.

Вопрос 8. Косвенные налоги

Ответ

Косвенные налоги разделяются на две основные подсистемы: акцизную систему и систему таможенных пошлин (налогов). Акцизная группа включает в себя: индивидуальный акциз, универсальный акциз и его современную модификацию – налог на добавленную стоимость. Первые две акцизные формы объединяет то, что это налоги на всю стоимость товара, а различия состоят в единицах измерения и видах ставок. Подакцизные товары (индивидуальный акциз) измеряются, как правило, в твердых единицах (штуки, литры, гекалитры, тонны, пачки и т. д.), и к ним применяются твердые ставки (например, 10 руб. на 1000 шт. сигарет). Список товаров под индивидуальный акциз не может быть длинным (как правило, до двадцати наименований). Основное требование к ним – эластичность спроса (низкая или нулевая). Такими свойствами обладают либо жизнеобеспечивающие товары широкого потребления, либо предметы роскоши. Объект обложения универсальным акцизом составляет вся выручка отреализации за установленный налоговый период, которая может быть измерена только в денежных единицах, и ставки применяются только адвалорные. В современной налоговой практике индивидуальный акциз сохранил свое значение, а вот универсальный теперь довольно нетипичен. Зато самое широкое распространение получила его модификация – налог на добавленную стоимость. В отличие от вышеназванных двух видов акцизов объектом обложения в нем является только часть стоимости (зарплата и прибыль). Стоимость энергии и материалов, потребленных в последующей переработке, повторно не облагается, что позволяет все-таки меньше перегружать налогами конечную цену для потребителя. Ставки НДС также адвалорные. В развитых странах они, как правило, дифференцируются по 2–3 группам товаров (в среднем от 0 до 18 %).

К акцизным формам налогообложения часто относят и фискальные монополии, представляющие собой государственные предприятия по производству и (или) продаже товаров из акцизного «списка» (спиртные напитки, табачные изделия, соль, спички, пиво). С этим можно согласиться, если рассматривать налог просто как принудительную надбавку к цене товара, тем более что потребитель зачастую так ее и воспринимает. Но с позиции научного подхода это все-таки не налог. Отсутствует одна из его основных характеристик как экономической категории, а именно смена собственника, а также имеет место иная техника изъятия (через монопольно высокую цену). В таком изъятии нет элементов налога, а присутствует лишь директивное перераспределение дохода в государственные фонды, которое принимает форму «платежа». В конечном счете для потребителя товары, купленные им через фискальную монополию, безусловно, несут в себе результат косвенного обложения, т. е. принудительного изъятия его средств через превышение уровня цены сверх цены производства. Но аналогичный эффект дает и инфляция, и вообще любая монопольная цена. В печати употребляются выражения «инфляционный налог», «монопольные налоги», но это словесная иносказательная форма, а не научное определение.

Таможенные пошлины (налоги) имеют свою ярко выраженную специфику. Исторически они использовались также с фискальными целями. Но начиная с периода первоначального накопления государства активно применяют их в качестве механизма воздействия на внешнеторговые отношения, а фискальная функция отодвигается на второй план. Современные таможенные пошлины имеют сложную структуру и классифицируются по четырем признакам: происхождению, целям, характеру взимания, характеру отношений.

По происхождению: внутренние, транзитные, экспортные (вывозные), импортные (ввозные). Развитые страны используют в основном последние.

По целям: фискальные, уравнительные, статистические, преференциальные, протекционные, сверхпротекционные, антидемпинговые, дискриминационные. Последние четыре вида идут с очень высокими ставками.

По характеру взимания (ставки): специфические, адвалорные и кумулятивные (смешанные).

По характеру отношений: конвенционные, автономные.

Конвенционные таможенные пошлины представляют собой платеж

по международному договору, устанавливающему принципы таможенного режима для присоединившихся к конвенции стран. Как правило, он идет с оговоркой о наибольшем благоприятствовании. Автономные таможенные пошлины относятся к виду таможенного тарифа, который устанавливается правительством страны в законодательном порядке. В последние годы вследствие процесса глобализации мировой экономики появляются особые виды межгосударственных налогов. Так, в Европейском союзе действует единый налог на импортную продукцию (из третьих стран) сельскохозяйственного производства. Доходы от него поступают в бюджет Союза. В рамках СНГ также возможно появление особых видов межгосударственных налогов, предназначенных для финансирования совместных межгосударственных программ.

Загрузка...